Шри Натх джи Гуруджи ко Адеш!
В этот раз я осеннее Наваратри встретил с Гуруджи Митхилешнатхом, в первый день Наваратри к нему заехал Шри Йоги Адитьянатх, патриарх Натха-сампрадаи, преемник Аведьянатха джи. Несмотря на то что Девипатан-мандир (где основное божество - Богиня Дурга) находится в небольшой деревушке, недалеко от границы с Непалом, сам храм очень древний и большой. С ним связывают истории Рамы и Ситы, истории из Махабхараты, а также с Горакшанатхом и Сиддха Бабой Ратаннатхом (иногда произносят Ратнанатх). Помимо этого большого храма, если немного отдалиться от деревни и самого храма, там есть еще один храм Дурги. О нем мало кто знает, и там вряд ли встретишь толпы, но он не менее древний и очень сильный. Вот уже несколько лет как храм перешел под руководство Гуруджи, благодаря Йоги Адитьянатху. И у нас есть возможность более непринужденно туда ездить и делать садханы. И главное, для меня и моих ближайших учеников это возможность общаться с моим Гуру и их Дада Гуру.
Есть основное место и алтарь, куда все приходят почтить Дургу, но Гуруджи, как и в Горакхпурском храме, проводит отдельные пуджи, куда допускаются в основном постоянные обитатели храма, а также уважаемые гости. Специально для этого на каждое Наваратри (включая и гупта) приглашают брахманов из Горакхпура, устанавливаются сарватобхадра-мандалы, калаши и т.д. И каждый день, утром и вечером, Гуруджи вместе с брахманами проводит пуджи, в конце делается хаван (огненный ритуал). Днем же, помимо этого, я выполнял свою садхану и общался с Гуру, немного с гостями, которые к нему приезжали. В это время в храм, казалось бы, такое удаленное от мегаполиса место, приезжают тысячи людей ежедневно, стоят огромные очереди, что порой сложно увидеть, где они начинаются и заканчиваются. Некоторые специально бронируют себе места прямо на улице, чтобы установить там свои асаны, застолбить место для ночлега. Люди ночуют и садхачат там под деревьями прямо на улице, там же и спят ночью. Кто-то даже устанавливает там атрибуты для пуджи, читает "Сапташати", "Девибхагавата-пурану" и др. тексты, посвященные Богине.
Ежедневные пуджи были с преобладанием ведических мантр, с присущими им сварами, частями текстов из Вед, разных сукт и т.д., но также из Пуран (где встречаются компиляции из Вед и Тантр). Собственно, на эту тему я с Гуру, а также брахманами и общался, чему мы обоюдно были рады, особенно когда они увидели, как я рецитирую и что предмет мне знаком не только на уровне теории. В связи с этим мы обсуждали, как эту тему многие понимают или нет на Западе, какие в Индии иллюзии относительно Запада. Так, например, я Гуруджи сказал (без перехода на личности, так как, думаю, это уже мало актуально), что в России и в целом на Западе немало шарлатанства в этой области. Например, рассказал Гуруджи и брахманам о том, что есть те, кто выдают себя за "тантриков", "йогов" и при этом выдают следующие теории. Дескать, Веды, с точки зрения недвойственных Тантр, как и всякие там шабар-мантры (часто на хинди и прочих языках и местных диалектах), это – для тантриков (эти товарищи себя относят как бы к индийской тантре) – все низшее. Типа, Абхинава Гупта, Бхаскарарая и др. говорили то-то и то-то, и т.д. и т.п. На что и Гуру, и брахманы только посмеялись, а в ответ мне сказали: "Эти люди не знают ни санскрита, ни ведических ритуалов, не жили никогда внутри этой среды, но претендуют на то, что называют даже выше этого. И что они могут говорить про мантры на местных диалектах, если они не знают этих языков?" В общем, были озвучены мысли, которые я много лет назад высказывал, еще в 2000-х. Гуру сказал, что шабар-мантры - это тоже тантрические, и объяснил, почему они эффективные, беседа также была и с брахманами, которые хорошо знают санскрит и не только. Правда, я в больших размышлениях, как с этим поступать, написать труд на эту тему или же оставить для личного пользования и нескольких проверенных временем и разными ситуациями учеников. Пока склоняюсь ко второму варианту, но посмотрим, может, какое-то общее понимание я смогу донести и до большего количества понимающих и чувствующих людей. Гуруджи мне сказал, что он не собирается плодить толпы учеников, потому что он изначально пришел в Сампрадаю за умиротворением, и он считает, что это основная суть для тех, кто приходит на этот путь. Он также рассказал, как несколько лет назад они практиковали в джунглях с моим гурубхаи, Йоги Динанатхом, его я знал еще до его чиры, он тогда много занимался асанами, потом больше погрузился в тапасью. Так вот, несколько лет назад они с Гуру практиковали в джунглях, у меня тогда был период, связанный с поиском страны, где мне осесть для практики, в которой она будет благоприятна. Мы беседовали о том, кто как пришел на духовный путь. Ну, про меня более-менее известно, уже и книгу издали, а вот Гуруджи не особо хочет что-то писать (хотя и про себя не я писал). Но, может, как-нибудь с его слов я смогу, как будет позволять время, собрать материал, так как его уже немало. Гуруджи Митхилешнатх вообще говорит, что он любит делиться тем, к чему пришел сам (а это покой), с теми, кто воспринимает. Он считает, что если в любой из практик нет твоего естества, будь это ведические обряды, тантрические практики и даже "йога", все это делает жизнь еще более бессмысленной. В общем-то, у нас с ним взгляды на мир одинаковые, так и должно быть, если он - Гуру. Брахманы, проводя пуджи в Наваратри, тем самым служат всему обществу, причем не только грихастх, но и обществу санньяси тоже. Веды, Пураны, Тантры - это, как говорит Гуру, "пища для йоги", т.е. более тонкой и сущностной практики и пути, а йога должна управлять этим всем.
А сейчас поделюсь фотографиями с прошедшего Наваратри:
Установка веди и сама хома:
Второй храм Дурги:
Кали в храме Дурги: