Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Очищение и “открытие” канала СУШУМНА  (Прочитано 3309 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Jinjirou

  • *
  • Сообщений: 10
  • Да пребудет с тобою Сила!

Намасте участникам форума!

Расскажите  про тему очищения и “открытия” канала СУШУМНА.
Вникая в это , понял, что очищение Сушумны Наиважнейшее действие для Йогина.
Чем следует руководствоваться при очищении главных каналов? 

Достаточно ли для этого пранаямы Сахита-Кумбхака с длинной задержкой дыхания?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6339
    • Традиция натхов
Re: Очищение и “открытие” канала СУШУМНА
« Ответ #1 : Ноябрь 12, 2015, 20:45:56 »

Большинство древних текстов, Йога-шастры, Тантры, Пураны, Упанишады и др. часто описывают анулома-вилому и нади-шуддхи. Первая техника переводится как "движение в одну сторону и обратно", а вторая - "очищение нади". Первая, исходя из смысла перевода, – просто попеременное дыхание, а вторая подразумевает кумбхаку. Я так понимаю, что кумбхака "запирает прану" и, соответственно, направляет в центральный канал. Возможно, именно по причине задержки и "запирания" праны в центральном канале нади-шуддхи так и называется. Очищение сушумны означает свободное по ней прохождение силы Кундалини и ее "соитие" с Шивой, при этом соитии порождается "спанда" (пульсация) и поток амриты (нектара). Можно сказать иначе: когда вы слышите (воспринимаете) вибрацию "нада", она пульсирует (спандана), эта пульсация иногда порождает свет, растворяя себя (свое восприятие) в этом опыте, дыхание замолкает само по себе. Здесь очень сложно говорить, как лучше это все воспринимать – как одновременный опыт или как постепенный, но все деления – это, скорее, описание одного явления и практики в текстах. Так же как, например, анулома-вилома может быть частью нади-шоддханы, но не всегда это так, нади могут очищаться сами по себе, когда Кундалини проходит через сушумну. Все техники хатха-йоги должны вести практикующего к состоянию дхьяны, с чистыми каналами вы можете свободно входить в состояние дхьяны. Энергетические каналы часто загрязняются зависанием в разных санскарах, васанах, мирских чувствах и эмоциях. Поэтому очищать каналы надо не только физическими техниками, типа дыхания со сменой ноздрей, но и стараться вместе с этим совершать дхьяну. Если выполнять с таким ориентиром, как я дал, то нади можно быстро очистить.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 288
Re: Очищение и “открытие” канала СУШУМНА
« Ответ #2 : Декабрь 05, 2015, 23:02:15 »

Такая лайя через кумбхаку — это, по сути, осознанный обморок, осознанный переход из джаграт в сушупти?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6339
    • Традиция натхов
Re: Очищение и “открытие” канала СУШУМНА
« Ответ #3 : Декабрь 09, 2015, 13:25:56 »

Думаю, что пранаяма в целом задействует все тела, а также йогическая практика ориентирована на йогические цели. Если мы совершаем практику и понимаем, зачем мы это делаем, то это автоматически подразумевает то, что нам знакомо уже в какой-то степени то, к чему мы стремимся (т.е. йогическое состояние, очевидно, турья). Потому турья в какой-то степени может отражаться в сушупти, свапне и джагарате, а практика просто глубже раскрывает это осознавание. Я не думаю, что цель практик йоги - это просто вырубиться; если такой обморок (мурчхата) и есть, то такой опыт служит ступенькой, уловкой (упаей) и т.п. для более осознанного опыта, разве что только вы не решили оставить тело, умереть т.е. (видеха-мукти), но и в этом случае, я так понимаю, это осознанно происходит, что далеко не каждый сможет. Посему я бы сказал, что не сушупти само по себе, а его фрагментарности.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 288
Re: Очищение и “открытие” канала СУШУМНА
« Ответ #4 : Декабрь 09, 2015, 13:55:26 »

Да, это вспомогательный метод. Как бы нырнул осознанно на мгновение в сушупти (которое есть основополагающее состояние для остальных двух) и вынырнул обратно в джаграт уже с опытом всеосновы, в котором затем можно начать или продолжать укореняться.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6339
    • Традиция натхов
Re: Очищение и “открытие” канала СУШУМНА
« Ответ #5 : Декабрь 09, 2015, 14:11:50 »

Чрезмерное погружение вовне, в чувственную активность с какими-нибудь социальными притворствами и т.п. разносит человека. В этом плане сушупти - это отдых и возврат к себе, это восстановление сил, если все на фоне хорошей релаксации. Но силы, их распределение, сохранение, происходят через включение мудрости, что я бы и соотнес с турьей.

В турье – подобно тому, как если вы ведете машину во время интенсивного движения вокруг, и вы должны следить сразу за всем; это грубое сравнение, но смысл в том, что вы осознаете одновременно массу факторов, в целом важных для вас. Иногда ведь бывает так, что всего одна маленькая ошибка рушит все ожидаемые планы и закономерности, потому мудрый человек учитывает все сразу.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6339
    • Традиция натхов
Re: Очищение и “открытие” канала СУШУМНА
« Ответ #6 : Март 20, 2016, 17:29:56 »

Каналы, чтобы было немножко яснее, это то, что переносит прану, а также в них отражается карма человека, семена кармы, карана- и сукшма-шариры, потому каналы, чакры и т.д. иногда "воспринимаются", а иногда нет. Когда очищаются каналы и пробуждается Кундалини, она идет по сушумне, так что в конечном счете садхака обретает мукти, для этого это все существует. Карма, чтобы было понятно, очищается тапасьей. Вы можете суровой тапасьей ее почистить, допустим, на 500 лет и не возвращаться на это время в дукху, можете посуровее принять тапасью, на несколько тысячелетий освободиться, только когда преодолеете юги, кальпы и никогда не вовлечетесь в иллюзии сансары, вам светит мукти.  Поэтому люди и становятся садху и йогинами, чтобы как можно больше времени посвятить интенсивной садхане. А обыватель думает как: "Я схожу к нему в ученики годика на три максимум, а наобещаю что навсегда, нахватаюсь практик, статусов (для погружения во все ту же сансару) и свалю обратно туда, где привык (в болото т.е.)". Они мыслят в лучшем случае тремя годами, а то и одним "семинаром", "тичингом", даже просто одним занятием, а кто-то тем, что метод преодоления всех страданий сансары может быть получен в интернете. В интернете могут, в лучшем случае, быть даны верные ориентиры – и то для тех, кто созрел для их принятия.

С другой стороны, любое обучение приводит к массе самых разных опытов, и их миллион, потому и практик и их нюансов может быть просто несчетное количество. Надо приходить и практиковать, поддерживать общение с наставниками, Гуру. И думать о своей санкальпе (намерении) и мотивации, от их зрелости и чистоты зависит все, в том числе и восприятие каналов и т.д.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6339
    • Традиция натхов
Re: Очищение и “открытие” канала СУШУМНА
« Ответ #7 : Май 02, 2018, 17:33:10 »

Да, это вспомогательный метод.

Вообще сушумна очень прославляется в "Хатха-йога-прадипике", многие тексты говорят, что сушумна содержит в себе всю вселенную, она весьма почитаема. Сам термин происходит от корня सुम्न (sumna), что означает нечто желанное, великолепное, с усилительной приставкой सु (su), где "s" превращается по правилам сандхи в "ṣ", так получается слово сушумна (самая великолепная). Из самого названия следует, что это канал, который достоин крайне серьезного восприятия, а "Сиддха-сиддханта-паддхати" и ряд других текстов описывают его как цель (лакшья).

Иногда встречаются переводы этого термина как "то, где солнечные лучи". Очевидно, этот контекст происходит из таких ранних текстов, как "Таиттирия самхита" (3.4.7.1):

सुषुम्नः सूर्यरश्मिश्चन्द्रमा गन्धर्वस्तस्य नक्षत्राण्यप्सरसो वेकुरयः |

suṣumnaḥ sūryaraśmiścandramā gandharvastasya nakṣatrāṇyapsaraso vekurayaḥ |

Благая (сушумна) луна, сияющая лучами солнца, есть Гандхарва, его Апсарами (спутницами Ганхарвы) являются Накшатры.

Далее из текста следует, что это описано в контексте огненной яджны, где также огонь соотносится с Ганхарвой, излучаемые лучи пламени - с Апсарами. Фактически огонь сушумны - это интериоризированный огонь внешней яджны. Очевидно, сам термин имеет ведическое происхождение.

Иногда сложно сказать, где объект почитания выступает в качестве "опоры", а где он цель.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.