Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Вопрос по практике асан  (Прочитано 10026 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 551
    • Nathi.ru
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #15 : Ноябрь 28, 2015, 16:16:51 »

В жизни и в дхьяне все гораздо проще (а для кого-то сложнее), чем подсчет пранаям, уверяю вас. Подсчет это и есть неестественность. В дхьяну не придти с помощью только лишь техники, и нельзя быть уверенным что 64 пранаямы дадут вам одну пратьяхару. Некоторым и 128 пранаям ничего не дадут кроме беспокойного ума. Не все так линейно. Вы почитайте для полной картины разные тексты, в том числе кашмирского шиваизма, чтобы лучше представлять, что такое дхьяна и пранаяма. Или же пообщайтесь с учителями. Дхьяна не противоречит дыханию, хотя может случаться и в его отсутствие; дыхание утончается и может становиться практически незаметным. Это зависит от глубины дхьяны. Не знаю, почему вы отвлекаетесь на колебания хридая-чакры, возможно, у вас какие-то индивидуальные особенности. Дхьяна, как и самадхи, - состояние, естественное для человека, но просто надо понимать, что такое естественность. Это явно не то, в чем пребывает большинство из людей. Понимание и пребывание в естественности - это раскрытие своей истинной природы, или естества.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #16 : Ноябрь 28, 2015, 22:24:10 »

Пожалуй тут прежде следует уточнить понятие "естественное дыхание". Для кого-то вполне реально и кевала-кумбхака естественна. Но почему-то никто не говорит про Хридайяме как о предварительном этапе для готовности к медитации (Пратьяхааре).
Как-то не похоже Ваше выступление на знакомство с Традицией натхов...
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 551
    • Nathi.ru
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #17 : Ноябрь 28, 2015, 22:41:21 »

Кстати про пратьяхару на форуме есть достаточно информации, для чего она нужна и к чему ведет, и как возникает, и про пранаяму тоже. Многое уже обсуждалось, и не всегда хочется повторяться  :05: Но если же есть конкретные вопросы, основанные на реальном опыте, которые можно обсудить - то это всегда интересно)
Бывает так, что пратьяхара наступает спонтанно, все чувства сворачиваются внутрь и практически мгновенно возникает состояние дхьяны. Это ведь никак не согласуется с тем, что надо ждать определенное время, выполняя пранаяму, затем - определенное время пребывать в пратьяхаре, затем еще дхарану делать, а уже потом только дхьяну. Аштанга-йога это не ступени, а части, и одна пронизывает другую. И хотя в текстах прослеживается определенный порядок изложения этих частей, но он скорее для общего понимания процесса, чем для жесткого практического выполнения.
Записан

isckatel Иван

  • *
  • Сообщений: 128
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #18 : Ноябрь 29, 2015, 09:24:23 »

Аштанга-йога это не ступени, а части, и одна пронизывает другую. И хотя в текстах прослеживается определенный порядок изложения этих частей, но он скорее для общего понимания процесса, чем для жесткого практического выполнения.
Хорошее замечание. Спасибо!
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #19 : Ноябрь 29, 2015, 13:56:23 »

Собственно, то что части составляют целое, пронизывая друг друга, это по сути и есть единство, йога. В этом смысле мы не достигаем что-то оторванное от реальности, мы просто снова открываем для себя очевидное, когда перестаем впадать в крайности, в том числе, в крайности грубого расщепления цельного Знания на фрагменты и ступени.
Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 65
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #20 : Ноябрь 29, 2015, 19:59:52 »

"64 асаны дадут одну Пранайааму, 64 Пранайаамы дадут одну Пратьяхаару на одну Прахаару",..:

можно ли получить ссылку на текст из которого эта цитата?

Если бы тексты могли проецировать фото сквозь время, то нам бы предстала приблизительно такая картина: http://goo.gl/ptGw8d Естественно это или неестественно, решать вам. Неспроста же существует разделение на касты, а также "красные" и "черные" пояса в айкидо. Но это круче, чем айки.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #21 : Ноябрь 29, 2015, 23:43:09 »

Мое почтение всем гуру и практикующим! _/\_

Я только знакомлюсь с учением Натхов. Начал осваивать асаны из 7 комплексов. Стараюсь не упускать деталей в комментариях Гуру Матсьендранатха, а также почерпнуть что-то из занятий с его учениками.  Но большая часть практики все же приходится на самостоятельные занятия и в связи с этим возникают вопросы, на которые необходимы ответы. На данный момент вопросы касаются комплексов. Я отрабатывал первый в течение месяцев двух, перешел к следующему и заметил, что два комплекса уже сами по себе занимают немало времени. И это каждый день, а в дальнейшем еще будет пранаяма, медитация, пуджи. Вобщем, вопросы такие:

1.   Как правильно осваивать комплексы? Означает ли, что когда мы переходим к следующему комплексу, то предыдущий оставляем? Или их практиковать по нескольку в день?
2.   Я заметил, что каждый комплекс представляет собой, так сказать, логическое целое и заканчивается расслабляющими асанами. Отсюда вопрос – пока я осваиваю все семь, стоит ли перемешивать асаны из разных комплексов, которые я прорабатываю, или же пока следовать той последовательности, в которой они представлены?

К тому, что уже написал Йоги Алламанатх джи, добавлю еще. Асаны можно со временем комбинировать самостоятельно, но, действительно, как освоите их – или все или же большую часть. Комплексы рассчитаны на то, чтобы тело подвести к способности долго и свободно сидеть в одной позе, что важно для практики дхьяны, время дхьяны каждый раз может постепенно увеличиваться, а также и ее глубина. Но все должно происходить естественно, без перенапряжения.

Комплексы асан построены так, что вы сами можете определить, что у вас получается свободно, а что нет, с тех сетов можно и начать. Есть люди, у которых гибкости более чем достаточно, но в йоге гибкость никогда не являлась целью – то, что она есть, это хорошо, но главное, надо посмотреть, можете ли вы достаточное время свободно и спокойно сидеть в одной позе. Если вы очень гибки, то вам незачем много заботиться о теле, стоит больше уделить внимание сосредоточению и внутренним методам. Если какие-то из асан в сетах не получаются, то возьмите те, что в сете до них, и осваивайте их, и так, пока все не будут свободно выполняться. Спешить специально сильно растянуться не стоит, можно каждый день просто регулярно и по чуть-чуть делать.  Параллельно асанам, совершенствованию дыхания и практике самьямы, изучайте йогические тексты и те ориентиры традиции, что мы даем, ибо сами по себе асаны не есть цель, они, как верно Йоги Лакшминатх заметила, просто одна из частей всей садханы, ее нельзя совсем игнорировать, но и думать только о ней в ущерб остальному тоже неверно.

Далее, что еще хотел бы сказать. Эти асаны - наши подборки с Йоги Алламанатхом, они составлены на тех ориентирах, чтобы они были нетравмоопасны и чтобы они всем могли быть полезны, так или иначе. В древней Индии не было никаких комплексов упражнений, и это надо очень четко понимать, тогда вообще много чего не было, потому мы сделали такую подборку с учетом нынешних реалий, как на Западе, так и в целом мире. Мы должны это честно сказать, чтобы потом к нам не было претензий, и если надо пояснить эту тему, то мы всегда с радостью готовы это сделать. В древней Индии не существовало вообще никакой массовой йоги, ей учили Гуру лично учеников, было строгое подчинение ученика Гуру и т.д. Сейчас такое даже и в самой Индии вряд ли открыто увидишь, это возможно только или если вы навсегда или лет на двенадцать уедете в Индию и будете непрерывно жить возле Гуру и служить ему, выполняя все его наставления, или же если предельно доверительные отношения у вас сложатся с Гуру на Западе (что тоже очень редкое явление). Это не потому, что все "плохие", а просто духовный путь - это не "рябчики в шампанском", как это всем кругом преподносят, он сложен и требует времени, человек должен реально поменяться, во всех смыслах.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #22 : Ноябрь 29, 2015, 23:59:06 »

Я всего лишь опираюсь, на малоизвестные прописные истины, такие как "64 асаны дадут одну Пранайааму, 64 Пранайаамы дадут одну Пратьяхаару на одну Прахаару", и не более того  :115:

Тут Grig верно поставил вопрос. Нужны очень конкретные ссылки на такого рода заявления, или же если какой-то современный Учитель сам сделал такие трактовки, то он должен честно признаться всем, что сделал это сам, тогда не будет никакой путаницы. Я подозреваю, откуда могут быть все эти термины – "апанаямы", "саманаямы" и т.п. Это так трактует один из Учителей "Крия-йоги", которая появилась в прошлом столетии от Йогананды, Лахири Махасаи и др. Ничего не имею против этой системы, как и против опыта и достижений этих Гуру и их последователей, но мы не сторонники мифологизации, например, история про "Бессмертных Бабаджи" и т.п. - это всего лишь буквы на бумаге, набранные в рассказы, реальность или нереальность которых известны только авторам этих произведений. Многому можно только верить на слово, будем тут честны. Даже если это все и правда, это все равно пока физически не доказано. Потому мы можем только констатировать факт этой недоказанности, и все. А вот сами упражнения - это уже продукт, и сами Учителя, которых вы могли видеть своими глазами, а не с общим названием "Бабабджи" (так в Индии всех зовут), - это явления доказанные и объективные.

То же самое с практиками или их интерпретациями, нет ничего плохого в том, что Учитель скажет:"Это я взял из таких-то и таких-то древних текстов, а вот это уже на основе моего опыта, понимания или адаптации под людей". Это нужно во избежание путаницы. 
   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

grig

  • *
  • Сообщений: 290
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #23 : Ноябрь 30, 2015, 23:59:11 »


Если бы тексты могли проецировать фото сквозь время, то нам бы предстала приблизительно такая картина: http://goo.gl/ptGw8d Естественно это или неестественно, решать вам. Неспроста же существует разделение на касты, а также "красные" и "черные" пояса в айкидо. Но это круче, чем айки.

Ну и навели же Вы тень на плетень.  :010:
Записан

Choying Nyima

  • *
  • Сообщений: 6
  • Sarva Mangalam
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #24 : Декабрь 03, 2015, 15:08:06 »

Намасте! Можно освоить четыре или пять, по одному. Затем можно попробовать сочетать. После каждого, можно после шавасаны практиковать дыхание животом (лежа на спине), после чего можно аккуратно принять ровное положение тела и помедитировать на ровное состояние внутри и естественное дыхание. Можно слушать дыхание, если ровное состояние не распознается.
Удачи!

Спасибо, Алламанатх!
Я сочетаю практику асан с мантрой Со-Хам. Где-то читал, что ее надо слышать, а не произносить в уме. Однако когда дыхание в асане очень спокойное, ее не слышно. Это так и должно быть или все же следует мысленно продолжать произносить мантру?
Записан

Choying Nyima

  • *
  • Сообщений: 6
  • Sarva Mangalam
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #25 : Декабрь 03, 2015, 15:40:43 »

Мое почтение всем гуру и практикующим! _/\_

Я только знакомлюсь с учением Натхов. Начал осваивать асаны из 7 комплексов. Стараюсь не упускать деталей в комментариях Гуру Матсьендранатха, а также почерпнуть что-то из занятий с его учениками.  Но большая часть практики все же приходится на самостоятельные занятия и в связи с этим возникают вопросы, на которые необходимы ответы. На данный момент вопросы касаются комплексов. Я отрабатывал первый в течение месяцев двух, перешел к следующему и заметил, что два комплекса уже сами по себе занимают немало времени. И это каждый день, а в дальнейшем еще будет пранаяма, медитация, пуджи. Вобщем, вопросы такие:

1.   Как правильно осваивать комплексы? Означает ли, что когда мы переходим к следующему комплексу, то предыдущий оставляем? Или их практиковать по нескольку в день?
2.   Я заметил, что каждый комплекс представляет собой, так сказать, логическое целое и заканчивается расслабляющими асанами. Отсюда вопрос – пока я осваиваю все семь, стоит ли перемешивать асаны из разных комплексов, которые я прорабатываю, или же пока следовать той последовательности, в которой они представлены?

К тому, что уже написал Йоги Алламанатх джи, добавлю еще. Асаны можно со временем комбинировать самостоятельно, но, действительно, как освоите их – или все или же большую часть. Комплексы рассчитаны на то, чтобы тело подвести к способности долго и свободно сидеть в одной позе, что важно для практики дхьяны, время дхьяны каждый раз может постепенно увеличиваться, а также и ее глубина. Но все должно происходить естественно, без перенапряжения.

Комплексы асан построены так, что вы сами можете определить, что у вас получается свободно, а что нет, с тех сетов можно и начать. Есть люди, у которых гибкости более чем достаточно, но в йоге гибкость никогда не являлась целью – то, что она есть, это хорошо, но главное, надо посмотреть, можете ли вы достаточное время свободно и спокойно сидеть в одной позе. Если вы очень гибки, то вам незачем много заботиться о теле, стоит больше уделить внимание сосредоточению и внутренним методам. Если какие-то из асан в сетах не получаются, то возьмите те, что в сете до них, и осваивайте их, и так, пока все не будут свободно выполняться. Спешить специально сильно растянуться не стоит, можно каждый день просто регулярно и по чуть-чуть делать.  Параллельно асанам, совершенствованию дыхания и практике самьямы, изучайте йогические тексты и те ориентиры традиции, что мы даем, ибо сами по себе асаны не есть цель, они, как верно Йоги Лакшминатх заметила, просто одна из частей всей садханы, ее нельзя совсем игнорировать, но и думать только о ней в ущерб остальному тоже неверно.

Далее, что еще хотел бы сказать. Эти асаны - наши подборки с Йоги Алламанатхом, они составлены на тех ориентирах, чтобы они были нетравмоопасны и чтобы они всем могли быть полезны, так или иначе. В древней Индии не было никаких комплексов упражнений, и это надо очень четко понимать, тогда вообще много чего не было, потому мы сделали такую подборку с учетом нынешних реалий, как на Западе, так и в целом мире. Мы должны это честно сказать, чтобы потом к нам не было претензий, и если надо пояснить эту тему, то мы всегда с радостью готовы это сделать. В древней Индии не существовало вообще никакой массовой йоги, ей учили Гуру лично учеников, было строгое подчинение ученика Гуру и т.д. Сейчас такое даже и в самой Индии вряд ли открыто увидишь, это возможно только или если вы навсегда или лет на двенадцать уедете в Индию и будете непрерывно жить возле Гуру и служить ему, выполняя все его наставления, или же если предельно доверительные отношения у вас сложатся с Гуру на Западе (что тоже очень редкое явление). Это не потому, что все "плохие", а просто духовный путь - это не "рябчики в шампанском", как это всем кругом преподносят, он сложен и требует времени, человек должен реально поменяться, во всех смыслах.

Благодарю вас, Матсьендранатх! У нас в Киеве занятия проводят ученики Натхи, за что мы собственно и благодарны. Насчет того, что необходимо жить рядом с Учителем - это понимаю, но пока есть лишь возможность время от времени посещать учителей, когда они приезжат, либо самому приезжать. Поэтому как как ни крутись, основная практика все же приходится на самостоятельные занятия. Отсюда и возникает желание что-ли впитать как можно больше наставлений во время этих непродолжительных встреч с учителями, либо общаясь вот таким вот образом, по интернету, помимо чтения авторитетных йогических трактатов и журнала Адеш. Кстати, по поводу сочетания практики асан с Пранаямой - стоит ли приступать к Пранаяме самостоятельно или все же необходимо предварительно получить наставления непосредственно у учителя?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #26 : Декабрь 09, 2015, 14:26:22 »

Пранаяма, на самом деле, начинает происходить уже в самих асанах. Потому что пранаяма означает расширение, растягивание, растворение или выравнивание энергии. Происходит ли это в асане? Очевидно, если их правильно выполнять, то да, ну потом уже можно добавлять регуляцию праны через меньшее количество внешних движений, что часто и соотносят с разделом, называемым пранаяма. На более высоком уровне, когда вы уже не регулируете и сами вдохи-выдохи, когда дыхание само останавливается в дхьяне, это тоже пранаяма, но только она сама происходит как прикладывающаяся к глубокой дхьяне, но естественным путем. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 65
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #27 : Декабрь 12, 2015, 23:23:09 »


В жизни и в дхьяне все гораздо проще (а для кого-то сложнее), чем подсчет пранаям, уверяю вас. Подсчет это и есть неестественность. В дхьяну не придти с помощью только лишь техники, и нельзя быть уверенным что 64 пранаямы дадут вам одну пратьяхару. Некоторым и 128 пранаям ничего не дадут кроме беспокойного ума. Не все так линейно. Вы почитайте для полной картины разные тексты, в том числе кашмирского шиваизма, чтобы лучше представлять, что такое дхьяна и пранаяма. Или же пообщайтесь с учителями. Дхьяна не противоречит дыханию, хотя может случаться и в его отсутствие; дыхание утончается и может становиться практически незаметным. Это зависит от глубины дхьяны. Не знаю, почему вы отвлекаетесь на колебания хридая-чакры, возможно, у вас какие-то индивидуальные особенности. Дхьяна, как и самадхи, - состояние, естественное для человека, но просто надо понимать, что такое естественность. Это явно не то, в чем пребывает большинство из людей. Понимание и пребывание в естественности - это раскрытие своей истинной природы, или естества.
Адеш, гуруджи Дэва Лакшминатх! Да будет ваш путь к сияющей вершине Знания усыпан сверкающими бриллиантами милостивой тайны змеиной Богини!

Вы правильно пишете, что одно только количество циклических повторений при несоответсвующем внутреннем настрое не способны дать блуждающему в заблуждениях разуму ничего, кроме дополнительных заблуждений. Общедоступный (в том числе и для неправедных взоров) форум это не то место, где можно открыто говорить не только о скрытых аспектах кашмирского шиваизма, но и хотя бы про то, как достопочтенный Аэнгар в своей лондонской книге значительно исказил одну из переведенных глав авторитетного манускрипта. Возможно это было сделано во благо, потому что в то время (1970-е гг.) даже узнать название манускрипта считалось за высочайшую милость. Поверьте, я прочитал немало текстов, как древних так и современных, а также жизнеописания великих йогов XX столетия, таких как Свами Рама и Теос Бернард. Почему я и заострил внимание на остановке Хрида-чакры, как необходимому условию для восприятия высших вибраций во время Дхианы, которая есть ключ к Самадхи, в которой огненная стрела Кхечари пронзает врата Брахмы.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #28 : Декабрь 13, 2015, 07:12:18 »

а также жизнеописания великих йогов XX столетия, таких как Свами Рама и Теос Бернард

Думаю, это очень разные люди, по крайней мере, Свами Рама имел парампару Шривидьи – не знаю, насколько он хорошо этому учил, но все же там была Традиция. Что касается Теоса Бернара, я не знаю, почему его историю называют "все-традиционной". В его книге нет вообще никакой линии древней передачи, даже никакого упоминания его Гуру, одна гимнастика, коей сейчас учат все. Такое хорошо для тех, кто продает йога-фитнес, но это не может быть садханой.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Choying Nyima

  • *
  • Сообщений: 6
  • Sarva Mangalam
Re: Вопрос по практике асан
« Ответ #29 : Декабрь 14, 2015, 23:12:03 »

Пранаяма, на самом деле, начинает происходить уже в самих асанах. Потому что пранаяма означает расширение, растягивание, растворение или выравнивание энергии. Происходит ли это в асане? Очевидно, если их правильно выполнять, то да, ну потом уже можно добавлять регуляцию праны через меньшее количество внешних движений, что часто и соотносят с разделом, называемым пранаяма. На более высоком уровне, когда вы уже не регулируете и сами вдохи-выдохи, когда дыхание само останавливается в дхьяне, это тоже пранаяма, но только она сама происходит как прикладывающаяся к глубокой дхьяне, но естественным путем.

Намасте! _/\_  Позвольте еще прояснить пару вопросов. Может тривиальные, но я без волшебного пинка никак не могу решить их. В ответах надеюсь увидеть подсказку.

1. По поводу пранаямы - правильно ли ее начинать практиковать отдельно от асан. Я имею ввиду промежуток в течение дня. Не всегда есть возможность уделить внимание сразу и асанам и пранаяме как единому "комплексу", говоря условно. Поэтому иногда делаю асаны утром, а вечером пранаяму. Но я читал где-то, что рекомендуется заниматься пранаямой сразу после асан, поскольу они прочищают внутренние каналы, развязывают блоки и т.д. Является ли это ошибкой - практиковать асаны и пранаяму раздельно?

2. Вопрос касается спорта. В принципе, я практически свел на нет всю свою спортивную активность, но еще остается банальное подтягивание на турнике. Конечно, это никак не способствует самому просветлению, и просто моя привязка. Иногда просто ощущается необходимость физически себя нагрузить в течение непродолжительного времени. Насколько сильным препятствием это может оказаться для моей практик в целом и для асан в частности?

Записан