Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Шуддха-викальпа и её садхана  (Прочитано 4609 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Шуддха-викальпа и её садхана
« : Декабрь 02, 2015, 12:10:38 »

Что такое шуддха-викальпа? И что такое садхана шуддха-викальп?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6251
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #1 : Декабрь 03, 2015, 17:20:13 »

  Викальпа – это архетипический образ, который возникает в вашем сознании. Что такое архетипы сознания, неплохо объяснено у Юнга, где он говорит о бессознательном, коллективном бессознательном и т.д.; на мой взгляд, это очень хорошо объясняет человека как всю вселенную или то, что в себе содержит все.

  Однако чтобы понять, что такое шуддха-викальпа, надо изучать философию Кашмирского шиваизма, теорию трех Шакти, трех упай, Краму и Трику. А самое главное, к чему я лично всем рекомендую обратиться, так это к принципу кальпа-ритуала, который соответствует анава-упае, далее, викальпа – что соответствует шакта-упае (или джнянопае) и нирвикальпа – что соответствует шамбхава-упае (или иччха-упае).

  Нирвикальпа – это когда вы в состоянии "пустотности ума" и вы над индивидуальными ограниченными мотивациями, что выражается тем, что вы становитесь проводником Воли Шивы, или же себя как воли своего высшего Я, или себя как Шивы. Но при этом возникающие формации ума на фоне вашего чистого сознания отображают это самое пустое и чистое сознание. Тогда ваши омраченные викальпы (ашуддха-викальпы) превращаются в очищенные формации сознания, называемые шуддха-викальпами. Когда это с вами происходит, тогда все ваши действия моментально становятся также чистыми. Тогда чистое сознание присутствует во внешней практике, например, в ритуале, и ритуал наполняется смыслом. Архетипический смысл ритуала становится божественным. Ваша высшая природа Шивы выражена в ваших очищенных мыслеформах, и они, соответственно, – в ваших внешних действиях, тогда внешняя практика не становится инертной, в связи с тем, что она наполнена высшим смыслом.

  Соответственно, деление практики на упаи, также кальпу, викальпу и нирвикальпу – весьма условно. По той же причине, например, Джаяратха, который пролил свет на труд Абхинава Гупты "Шритантралоку", говорил, что каулический ритуал – это практика шамбхава-упаи. Хотя в нем есть действие и, казалось бы, можно было отнести ритуал к анава-упае, но так как в нем все связано с восприятием себя как манифестации Бхайравы, то это именно шамбхава.

  Когда действие резонирует с вашим сердцем и ум просветлен вашим естеством, то это и есть основа каула-ритуала, тантрической йоги. Шуддха-викальпа – это своего рода связующее звено в этом процессе, хотя как практика шакта-упаи она, конечно, может и не выражаться во внешнем действии. Но по-любому, на мой взгляд, она должна в сущности задействовать уровень нирвикальпы.

  Скажем так шуддха-викальпа - это пустотная мысль, или бесформенная чистая форма – можно и так выразиться для большего понимания. И в принципе шуддха-викальпа может быть основой вашего духовного поиска, и даже тем, что называют смыслом жизни. Ибо ее смысл подразумевает что-то большое, наиболее значимое. Скажем так, это непрерывное выявление того, что для вас может быть сущностным, самым совершенным ориентиром. Сюда можно добавить и то, что этот ориентир чисто субъективен, это базируется на очищении своей подлинной субъективности от самой разной наносной фальши, что в тантре называют "аварана-шакти", "канчука", "майя" и т.д., захламление чистого субъекта бессмысленными объектами, что лишает сознание живости.

  Шуддха-викальпа – это не просто низкое сознание, порожденное внешними "авторитетами", лжеморальными тенденциями и т.д., а то, что выражает свободу вашего сердца от внешних и внутренних обуславливающих его факторов. Постоянное совершенствование этого процесса – это и есть практика с шуддха-викальпами. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #2 : Декабрь 03, 2015, 17:53:13 »

Благодарю за ответ!

Мне кажется, что шуддха-викальпой является осознанное проявление низшего, индивидуального, бессознательного в форме осознанных видений на грани бодрствования и засыпания, а также осознанных сновидений. Садханой, соответственно, является реализация такого осознавания.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #3 : Декабрь 03, 2015, 17:57:32 »

А ашуддха-викальпа — это когда такое проявление не осознаётся, когда мы им как бы захвачены.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6251
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #4 : Декабрь 03, 2015, 18:59:41 »

Если в контексте КШ, где индивидуальное сознание есть Шива Парасамвит, то тогда такое может быть. В КШ, в основном воззрении, низшего как бы и нет вообще, все есть проявление Шивы (своего высшего сознания), а "низшее" - это как бы определенные аспекты высшего. Так как термин "шуддха-викальпа" – понятие из КШ, то, очевидно, на основе его воззрения его лучше и рассматривать.

Что касается сновидений, в индийской тантре свапна и содержащиеся во сне викальпы (архетипические образы, фантазии, мыслеформы) – это то, что связано с сукшма-шарирой (тонким телом). А вот что такое осознанные сновидения, тут все же лучше пояснить, что вы под ними подразумеваете, потому что сейчас очень много разной информации по данной теме, разных методов и трактовок из разных систем. Тогда уже можно будет сказать, что бы это могло быть в той или иной тантрической системе, можно конкретно, например, в КШ, если мы уже используем его термин.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #5 : Декабрь 03, 2015, 19:17:55 »

Индивидуальное бессознательное я понимаю как аспект высшего, универсального, бессознательного, которое является пустотным.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #6 : Декабрь 03, 2015, 19:27:46 »

Осознанное видение — это когда видение переживается, но не уносит нас в сон.

Осознанное видение — это когда сновидение переживается, но не затягивает нас в свою динамику, не может нас затроллить. :)

Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #7 : Декабрь 03, 2015, 19:29:25 »

Во втором предложении слово видение, на сновидение нужно заменить.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #8 : Декабрь 03, 2015, 19:52:28 »

К слову, касаемо осознанных видений: возможно, что заснуть при них реально — засыпание тогда осознанным будет. У меня так не получалось.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #9 : Декабрь 03, 2015, 20:17:44 »

И пятое сообщение. :) Кальпа — джаграт, викальпа — свапна, нирвикальпа — сушупти. Турья — это когда мы их осознаём. Турьятита, наверное, это осознанный сон без сновидений (сушупти), по сути, тоже турья.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6251
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #10 : Декабрь 03, 2015, 23:01:58 »

Да, состояния сознания связаны с кальпа, викальпа, нирвикальпа. Сначала разберемся с состояниями сознания, тем более, далеко не все знают, например, отличие турьи и турьятиты согласно КШ.
 
1) Джагарат – это бодрствование, когда включены органы чувств.
2) Свапна – это сон, когда чувства выключены, вы видите с закрытыми глазами картинки, т.е. те самые викальпы.
3) Сушупти – это когда вы проваливаетесь в глубокий сон, не видите никаких картинок, вы как бы растворились.

Далее надо сказать, почему, например, сушупти, где казалось бы состояние бессознательного провала, в КШ выше, чем свапна и джагарат. В джагарат вы больше погружены в объектный мир, во внешний (через чувства), а в свапне вы менее вовне, вы отождествлены с мыслеформами, там меньше объектности. В сушупти вы оставляете реальность грез, растворяются викальпы, вы погружаетесь в пустоту; хотя это и инертное состояние, но оно связано больше с природностью человека, с тем, что для него врожденно. Сон – это очень важный врожденный инстинкт, выше него только, может быть, дыхание. В сушупти, согласно КШ, вы более субъектны. 
   
Идем далее.

4) Турья – этот термин происходит от чатурья (четвертое). Это очень важный уровень, он заключается в том, что предыдущие три вы используете как силу (шакти) для осознания себя, того, кто неизменен в этих трех состояниях. Например, когда я в сушупти, я не помню ничего; я понимаю, что я был в глубоком сне, забытьи, только когда я проснулся. Соответственно, я использую один вид из трех состояний для осознания других, и все они позволяют постичь вечный Атман, который и раскрывается в турье. Если мы посмотрим некоторые практики, например, в тибетском буддизме, там йога сновидений может включать рассмотрение и бодрствования как подобного сну; действительно, дневная активность и сон сильно взаимозависимы, соответственно, одно может влиять на другое. Также там в йоге сновидений обретается опыт ясного света и т.д. Подобному меня учили и мои Гуру, но там это все происходит через интенсивную практику мантры, нады и света, в конечном счете, раскрытие природы Атмана. В Кашмирском шиваизме уровень турья означает природу Шакти, через которую вы раскрываете себя как Атман, это более высокий уровень субъективности и "внутреннего".

5) Турьятита – то, что за пределами даже турьи. В Кашмирском шиваизме турьятита – это Шива. Иерархически Шива более "внутренний" и он над Шакти: если Шакти – это сила проявления и изменений, исходящих из Шивы, то Шива неизменен и запределен, по крайней мере в шиваизме это часто именно так. Шива – это еще большая субъективизация.
 
Хотя, конечно, говорить, что Шива выше Шакти в каком-то смысле можно очень условно, ибо Шакти и Шива – это одна реальность и они нераздельны, об этом же говорят и многие источники тантрической йоги, и сами Тантры, потому некоторые йогины предпочитают описывать только турью, ибо условности им мало интересны. Очевидно, по той же причине часто в КШ упоминают четыре упаи, четвертая – нирупая (отсутствие методов, или уловок). Иногда четвертый метод называют ананда-упая – метод блаженства Шивы и Шакти.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #11 : Декабрь 04, 2015, 00:18:33 »

Красота! :)

Под турьятитой можно как пустотный аспект понимать, так и турью в контексте сушупти (типа турья без формы). Это если судить по описанию турьятиты из книжки Баладжинатха.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #12 : Декабрь 04, 2015, 09:04:43 »

>там это все происходит через интенсивную практику мантры, нады и света

Что за "свет" и его практика?
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #13 : Декабрь 06, 2015, 21:32:14 »

Вы были правы, турьятита — это наша универсальная пустотная суть, Шива. Второй вариант мной надуман.

Кстати, в упомянутой вами ваджраяне аналогом турьятиты будет свабхавикакая (свабхавика-дхармакая).
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6251
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #14 : Декабрь 08, 2015, 02:39:54 »

Если соотносить четыре-пять уровней сознания с тремя-четырьмя кайями Будды, то мне вспоминается сразу Шьямакант Двиведи, у которого мне также доводилось учиться.
Он проводит такие соответствия (в каких уровнях какие кайя осознаются):

1) Нирманакайя - джаграт
2) Самбхогакайя - свапна
3) Дхармакайя - сушупти
4) Сахаджакайя - турья.

Я уже ранее объяснял, что различия между турьей и турьятитой если и есть, то они весьма условные.

Мне кажется, что если проводить параллели между индийской тантрой и буддийской, безусловно, вы найдете массу условных различий и массу сходств. Потому просьба "правоверным буддистам" не беспокоиться относительно указанных мной параллелей, я надсектарный человек, при всем уважении к любым традициям.

В Индийской тантре есть такое понятие, как почитание бывших сиддхов (Гуру) той или иной тантрической Традиции в виде тех, кто воплощались на земле в человеческой форме. Их называют манаваугха. Есть Мастера, которые пребывают в атмосферном или астральном плане, их называют сиддхаугха. И также те совершенные души, которые существуют во Вселенной, их называют дивьяугха. В каждой тантрической традиции есть разные списки со своими манава, сиддха и дивьяугха. Мне кажется, эти три категории могут соответствовать уровням нирманакайя, самбхога и дхарма.

Мой Гуруджи в Шривидье, Чидгананданатха, говорил, что между тремя телами: стхула, сукшма, карана и тремя уровнями сознания есть определенная связь. Есть также еще и махакарана-шарира. Также существует связь со сферами, соответствующими манава, сиддха и дивья Гуру (сиддха-пурушами).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.