Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Шуддха-викальпа и её садхана  (Прочитано 6263 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 155
Шуддха-викальпа и её садхана
« : Декабрь 02, 2015, 12:10:38 »

Что такое шуддха-викальпа? И что такое садхана шуддха-викальп?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6173
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #1 : Декабрь 03, 2015, 17:20:13 »

  Викальпа – это архетипический образ, который возникает в вашем сознании. Что такое архетипы сознания, неплохо объяснено у Юнга, где он говорит о бессознательном, коллективном бессознательном и т.д.; на мой взгляд, это очень хорошо объясняет человека как всю вселенную или то, что в себе содержит все.

  Однако чтобы понять, что такое шуддха-викальпа, надо изучать философию Кашмирского шиваизма, теорию трех Шакти, трех упай, Краму и Трику. А самое главное, к чему я лично всем рекомендую обратиться, так это к принципу кальпа-ритуала, который соответствует анава-упае, далее, викальпа – что соответствует шакта-упае (или джнянопае) и нирвикальпа – что соответствует шамбхава-упае (или иччха-упае).

  Нирвикальпа – это когда вы в состоянии "пустотности ума" и вы над индивидуальными ограниченными мотивациями, что выражается тем, что вы становитесь проводником Воли Шивы, или же себя как воли своего высшего Я, или себя как Шивы. Но при этом возникающие формации ума на фоне вашего чистого сознания отображают это самое пустое и чистое сознание. Тогда ваши омраченные викальпы (ашуддха-викальпы) превращаются в очищенные формации сознания, называемые шуддха-викальпами. Когда это с вами происходит, тогда все ваши действия моментально становятся также чистыми. Тогда чистое сознание присутствует во внешней практике, например, в ритуале, и ритуал наполняется смыслом. Архетипический смысл ритуала становится божественным. Ваша высшая природа Шивы выражена в ваших очищенных мыслеформах, и они, соответственно, – в ваших внешних действиях, тогда внешняя практика не становится инертной, в связи с тем, что она наполнена высшим смыслом.

  Соответственно, деление практики на упаи, также кальпу, викальпу и нирвикальпу – весьма условно. По той же причине, например, Джаяратха, который пролил свет на труд Абхинава Гупты "Шритантралоку", говорил, что каулический ритуал – это практика шамбхава-упаи. Хотя в нем есть действие и, казалось бы, можно было отнести ритуал к анава-упае, но так как в нем все связано с восприятием себя как манифестации Бхайравы, то это именно шамбхава.

  Когда действие резонирует с вашим сердцем и ум просветлен вашим естеством, то это и есть основа каула-ритуала, тантрической йоги. Шуддха-викальпа – это своего рода связующее звено в этом процессе, хотя как практика шакта-упаи она, конечно, может и не выражаться во внешнем действии. Но по-любому, на мой взгляд, она должна в сущности задействовать уровень нирвикальпы.

  Скажем так шуддха-викальпа - это пустотная мысль, или бесформенная чистая форма – можно и так выразиться для большего понимания. И в принципе шуддха-викальпа может быть основой вашего духовного поиска, и даже тем, что называют смыслом жизни. Ибо ее смысл подразумевает что-то большое, наиболее значимое. Скажем так, это непрерывное выявление того, что для вас может быть сущностным, самым совершенным ориентиром. Сюда можно добавить и то, что этот ориентир чисто субъективен, это базируется на очищении своей подлинной субъективности от самой разной наносной фальши, что в тантре называют "аварана-шакти", "канчука", "майя" и т.д., захламление чистого субъекта бессмысленными объектами, что лишает сознание живости.

  Шуддха-викальпа – это не просто низкое сознание, порожденное внешними "авторитетами", лжеморальными тенденциями и т.д., а то, что выражает свободу вашего сердца от внешних и внутренних обуславливающих его факторов. Постоянное совершенствование этого процесса – это и есть практика с шуддха-викальпами. 

В КШ, в основном воззрении, низшего как бы и нет вообще, все есть проявление Шивы (своего высшего сознания), а "низшее" - это как бы определенные аспекты высшего. Так как термин "шуддха-викальпа" – понятие из КШ, то, очевидно, на основе его воззрения его лучше и рассматривать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6173
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #2 : Декабрь 03, 2015, 23:01:58 »

Что касается сновидений, в индийской тантре свапна и содержащиеся во сне викальпы (архетипические образы, фантазии, мыслеформы) – это то, что связано с сукшма-шарирой (тонким телом).
Состояния сознания связаны с кальпа, викальпа, нирвикальпа. Сначала разберемся с состояниями сознания, тем более, далеко не все знают, например, отличие турьи и турьятиты согласно КШ.
 
1) Джагарат – это бодрствование, когда включены органы чувств.
2) Свапна – это сон, когда чувства выключены, вы видите с закрытыми глазами картинки, т.е. те самые викальпы.
3) Сушупти – это когда вы проваливаетесь в глубокий сон, не видите никаких картинок, вы как бы растворились.

Далее надо сказать, почему, например, сушупти, где казалось бы состояние бессознательного провала, в КШ выше, чем свапна и джагарат. В джагарат вы больше погружены в объектный мир, во внешний (через чувства), а в свапне вы менее вовне, вы отождествлены с мыслеформами, там меньше объектности. В сушупти вы оставляете реальность грез, растворяются викальпы, вы погружаетесь в пустоту; хотя это и инертное состояние, но оно связано больше с природностью человека, с тем, что для него врожденно. Сон – это очень важный врожденный инстинкт, выше него только, может быть, дыхание. В сушупти, согласно КШ, вы более субъектны. 
   
Идем далее.

4) Турья – этот термин происходит от чатурья (четвертое). Это очень важный уровень, он заключается в том, что предыдущие три вы используете как силу (шакти) для осознания себя, того, кто неизменен в этих трех состояниях. Например, когда я в сушупти, я не помню ничего; я понимаю, что я был в глубоком сне, забытьи, только когда я проснулся. Соответственно, я использую один вид из трех состояний для осознания других, и все они позволяют постичь вечный Атман, который и раскрывается в турье. Если мы посмотрим некоторые практики, например, в тибетском буддизме, там йога сновидений может включать рассмотрение и бодрствования как подобного сну; действительно, дневная активность и сон сильно взаимозависимы, соответственно, одно может влиять на другое. Также там в йоге сновидений обретается опыт ясного света и т.д. Подобному меня учили и мои Гуру, но там это все происходит через интенсивную практику мантры, нады и света, в конечном счете, раскрытие природы Атмана. В Кашмирском шиваизме уровень турья означает природу Шакти, через которую вы раскрываете себя как Атман, это более высокий уровень субъективности и "внутреннего".

5) Турьятита – то, что за пределами даже турьи. В Кашмирском шиваизме турьятита – это Шива. Иерархически Шива более "внутренний" и он над Шакти: если Шакти – это сила проявления и изменений, исходящих из Шивы, то Шива неизменен и запределен, по крайней мере в шиваизме это часто именно так. Шива – это еще большая субъективизация.
 
Хотя, конечно, говорить, что Шива выше Шакти в каком-то смысле можно очень условно, ибо Шакти и Шива – это одна реальность и они нераздельны, об этом же говорят и многие источники тантрической йоги, и сами Тантры, потому некоторые йогины предпочитают описывать только турью, ибо условности им мало интересны. Очевидно, по той же причине часто в КШ упоминают четыре упаи, четвертая – нирупая (отсутствие методов, или уловок). Иногда четвертый метод называют ананда-упая – метод блаженства Шивы и Шакти.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 155
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #3 : Декабрь 04, 2015, 09:04:43 »

>там это все происходит через интенсивную практику мантры, нады и света

Что за "свет" и его практика?
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 155
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #4 : Декабрь 06, 2015, 21:32:14 »

Кстати, в упомянутой вами ваджраяне аналогом турьятиты будет свабхавикакая (свабхавика-дхармакая).
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6173
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #5 : Декабрь 08, 2015, 02:39:54 »

Если соотносить четыре-пять уровней сознания с тремя-четырьмя кайями Будды, то мне вспоминается сразу Шьямакант Двиведи, у которого мне также доводилось учиться.
Он проводит такие соответствия (в каких уровнях какие кайя осознаются):

1) Нирманакайя - джаграт
2) Самбхогакайя - свапна
3) Дхармакайя - сушупти
4) Сахаджакайя - турья.

Я уже ранее объяснял, что различия между турьей и турьятитой если и есть, то они весьма условные.

Мне кажется, что если проводить параллели между индийской тантрой и буддийской, безусловно, вы найдете массу условных различий и массу сходств. Потому просьба "правоверным буддистам" не беспокоиться относительно указанных мной параллелей, я надсектарный человек, при всем уважении к любым традициям.

В Индийской тантре есть такое понятие, как почитание бывших сиддхов (Гуру) той или иной тантрической Традиции в виде тех, кто воплощались на земле в человеческой форме. Их называют манаваугха. Есть Мастера, которые пребывают в атмосферном или астральном плане, их называют сиддхаугха. И также те совершенные души, которые существуют во Вселенной, их называют дивьяугха. В каждой тантрической традиции есть разные списки со своими манава, сиддха и дивьяугха. Мне кажется, эти три категории могут соответствовать уровням нирманакайя, самбхога и дхарма.

Мой Гуруджи в Шривидье, Чидгананданатха, говорил, что между тремя телами: стхула, сукшма, карана и тремя уровнями сознания есть определенная связь. Есть также еще и махакарана-шарира. Также существует связь со сферами, соответствующими манава, сиддха и дивья Гуру (сиддха-пурушами).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6173
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #6 : Декабрь 08, 2015, 03:49:31 »

По поводу роли света и звука в практиках сновидений можно сказать отдельно. Мой Гуру мне давал практику, когда ты интенсивно начитываешь мантру, например, ежедневно по 6 часов: через какое-то время ты начинаешь воспринимать наду. Нада - это вибрация, или спандана, которая является более тонким уровнем мантры, или основой мантры. К этой практике также можно отнести растворение в "беспричинно" возникающем звуке (анахата). Существует целая теория относительно звуков анахаты, но вместе с ней есть и теория относительно той же спанданы, в виде света: это напряжение возникает из нады. Оно в Тантрах описывается как светящаяся точка (бинду) с очень концентрированной и пульсирующей вибрацией, которая порождает лучи (калаа). Эти две сущности, из которых проявляется вся Вселенная, очень важны в тантрической йоге. Мой Гуруджи Чидгананданатха на последнем сатсанге всем рассказал о том, что вместе со звуками нады может проявиться и опыт света. И этот свет также может приводить к растворению (лайя). В буддийской традиции есть много практик, связанных со сновидениями, одна из их главных задач – обрести опыт ясного света. Для этого в буддизме, например, используется слог "А", всем он знаком в практиках дзогчена и др. И этот светящийся слог рассматривается как основа, так же как сама бинду или тигле. На эту тему мне сразу вспомнилась одна из техник «Виджнянабхайрава-тантры»:

अबिन्दुमविसर्गं च अकारं जपतो महान्।
उदेति देवि सहसा ज्ञानौघः परमेश्वरः॥ ९०॥

abindumavisargaṁ ca akāraṁ japato mahān |
udeti devi sahasā jñānaughaḥ parameśvaraḥ || 90 ||

Если вы произносите букву "А" без бинду или висарги, тогда, о Богиня, внезапно появляется Парамешвара — великолепный поток мудрости.

Висарга - это придыхательный звук, который совершается в этой системе на выдохе, а анусвара на вдохе. Сам же звук "А" не связан ни со смыканием рта, как при анусваре, ни открыванием, как при придыхании в висарге, потому он связан или с кумбхакой, или просто с нейтральным состоянием. Этот гласный звук в данной индийской тантрической традиции соотносится с самим Шивой, а также источником всех таттв, потому этот Шива в виде света Пракаша архетипически очень напоминает то, о чем говорит дзогчен.

Насколько я знаю, тибетский алфавит формировался под влиянием индийских гупта, брахми и деванагари. Думаю, несмотря на свои отличия, даже формы букв очень схожи и заметна явная связь. Кто у кого какие заимствовал практики — это уже другой вопрос. Или же это был взаимообмен. Но то, что они имеют древние связи, — это вне сомнений. Мы знаем, что многие натхи когда-то практиковали ваджраянские методы и многие буддийские тантрики были натхами.

Днем они практиковали одно, а ночью другое.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 155
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #7 : Декабрь 08, 2015, 11:25:35 »

Ясно. Благодарю!

Сахаджакая — это то, что и свабхавикакаей называют.
На самом деле, сахаджа- и свабхавикакая — это всё различные описания дхармакайи, т. к. последняя это не просто сушупти, а осознанное, пробуждённое сушупти.

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6173
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #8 : Декабрь 09, 2015, 12:36:40 »

Наверное, я все же напишу побольше уточнений, которые я нашел в книгах на хинди Шьямаканта Двиведи, Анудж Синха и др. Они все же разделяют нирманакайю, самбхогакайю, дхармакайю и сахаджакайю, описывая каждую подробно по качествам и по тому, какие связи им соответствуют. Но, думаю, и понятия сушупти, турья, турьятита также в разных индийских Сампрадаях могут иметь разные описания и связи. Шьямакант Двиведи, например, приводит такие соответствия (методы, тела, совершенства и т.п.):

1) निर्माणकाया  "нирманакайя" - कायाव्ज्र "кайяваджра" (совершенство тела) - विशु्द्धयोग "вишуддхайога"
2) संभोगकाया "самбхогакайя" - वागवज्र "вагваджра" (совершенство речи) - धर्म योग "дхармайога"
3) धर्मकाया "дхармакайя" -  चित् वज्र "читваджра" (совершенство сознания) - मन्त्रयोग "мантрайога" 
4) सहजकाया "сахаджакайя" -  ज्ञानवज्र "джнанаваджра" (совершенство знания) - संस्थान योग "самстхана йога"

Анудж Синх упоминает четыре тела в связи с четырьмя чакрами в теле, мудрами, элементами и т.д. Например:

1) набхичакра (пупочный центр) - нирманакайя, элемент земли, кармамудра
2) хридая (сердечный центр) - дхармакайя, элемент воды, дхармамудра
3) кантха (горловой центр) - самбхогакайя, элемент огня, махамудра
4) ушниша (макушка головы) - сахаджакайя, элемент воздуха, самайямудра

Там много еще разных соответствий, что каким уровням тел соответствует, но это долго набирать. Вообще, я так понимаю, в Ваджраяне, как и в индийской тантре, локализации, количество чакр, их контент, качества, соответствующие им практики могут сильно отличаться в зависимости от разных направлений. Я не спец в Ваджраяне, в основном ориентируюсь на индуистские источники, а в них что-то встречается и про Ваджраяну, плюс есть еще ученики и друзья, кто посвящен в буддизме, думаю, если что-то захотят добавить, то most welcome.

А что касается турьи, конечно, это четвертое состояние задействует сушупти и другие уровни, используя их как инструменты для самоосознавания (Атмана т.е.), потому безусловно четвертое состояние есть и внутри сушупти, свапны, джагарата, в то же время и отлично от них. В индийской тантре вообще все очень четко описано, какие элементы связаны со стхула-шарирой, какие с сукшма, какие с карана и что с махакарана или пара. Все это, конечно, изучать, разбирать полезно, хотя труд кропотливый.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6173
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #9 : Декабрь 09, 2015, 13:03:19 »

Это если судить по описанию турьятиты из книжки Баладжинатха.

Его изложение неплохое, единственное, я кое с какими его трактовками не согласен. Ну, например, там, где он говорит, что то нирвикальпа-самадхи, которое описано у Патанджали, это то же самое, что сушупти (глубокий сон), а савикальпа-самадхи - это свапна. Может, он имел в виду что-то другое, но не очень хорошо донес свою мысль, но сравнивать йогина, будь то в савикальпа-самадхи или, тем более, в нирвикальпа, с глубоко уснувшим и храпящим мужиком - это неадекват. Есть там и другие моменты, с которыми я не согласен или с чем-то согласен, но отчасти.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 155
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #10 : Декабрь 09, 2015, 13:28:48 »

1. Очевидно, что в разных тантрах эти термины по-разному понимают. Главное — суть улавливать. Сущностную ваджраяну (махамудру и махасандхи) можно реализовать и с опорой на такую теорию, где всего два состояния описываются — дхармакая и рупакая (первое реализуется шаматхой, а второе — випашьяной).

2. В книгах адептов кашмирского шиваизма частенько кого-то стараются превратить в идиотов и на их фоне возвысить "уникальную" трику. Это нужно уметь фильтровать. :)
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6173
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #11 : Декабрь 09, 2015, 13:43:48 »

Я думаю, такие грубости - обычное дело во многих традициях. В текстах разных Традиций можно услышать что-то типа: "После того, как вы узнали этот метод (доктрину), разве нужно что-то еще?" или "Все остальные методы, кроме этого, бессмысленны", иногда они и в одном тексте могут делать взаимоисключающие утверждения. В Индии (да и вообще в этом мире) очень много всего такого, что понимать буквально не стоит. Наверное, в этом плане когда буддисты в йоге сновидений иногда советуют воспринимать мир подобным сну, они более чем правы.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

.татьяна

  • *
  • Сообщений: 349
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #12 : Декабрь 10, 2015, 04:44:26 »

Наверное, в этом плане когда буддисты в йоге сновидений иногда советуют воспринимать мир подобным сну, они более чем правы.
Адеш, Гуру Джи!
Для современных людей, оказывается, даже обстоятельства смотрят по АL.
Какая «жизнь»…, такая и «смерть»….
ИЛЛЮЗИИ.
Поняв это уже на научной основе, очень трудно воздержаться от благодарностей.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 155
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #13 : Декабрь 13, 2015, 22:13:42 »

Мне кажется, что я понял. :) Свабхавикакая — это реализация дхармакаи включающей рупакаю. Почему ввели дополнительное понятие? Дело в том, что есть реализация дхармакаи без рупакаи, которую осуществляют в самом начале пути как его основу.

Сахаджакая и, скорее всего, турьятита трики — это всё синонимы такой всевключающей, доведённой до полной реализации, дхармакаи.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 155
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #14 : Декабрь 25, 2015, 13:08:08 »

Получается, что помимо шуддха- и ашуддха- существует два типа викальп — реактивные, интуитивные и проактивные, логические — те, что манасом и буддхи называют.
Записан