Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Шуддха-викальпа и её садхана  (Прочитано 4012 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #15 : Декабрь 08, 2015, 03:49:31 »

По поводу роли света и звука в практиках сновидений можно сказать отдельно. Мой Гуру мне давал практику, когда ты интенсивно начитываешь мантру, например, ежедневно по 6 часов: через какое-то время ты начинаешь воспринимать наду. Нада - это вибрация, или спандана, которая является более тонким уровнем мантры, или основой мантры. К этой практике также можно отнести растворение в "беспричинно" возникающем звуке (анахата). Существует целая теория относительно звуков анахаты, но вместе с ней есть и теория относительно той же спанданы, в виде света: это напряжение возникает из нады. Оно в Тантрах описывается как светящаяся точка (бинду) с очень концентрированной и пульсирующей вибрацией, которая порождает лучи (калаа). Эти две сущности, из которых проявляется вся Вселенная, очень важны в тантрической йоге. Мой Гуруджи Чидгананданатха на последнем сатсанге всем рассказал о том, что вместе со звуками нады может проявиться и опыт света. И этот свет также может приводить к растворению (лайя). В буддийской традиции есть много практик, связанных со сновидениями, одна из их главных задач – обрести опыт ясного света. Для этого в буддизме, например, используется слог "А", всем он знаком в практиках дзогчена и др. И этот светящийся слог рассматривается как основа, так же как сама бинду или тигле. На эту тему мне сразу вспомнилась одна из техник «Виджнянабхайрава-тантры»:

अबिन्दुमविसर्गं च अकारं जपतो महान्।
उदेति देवि सहसा ज्ञानौघः परमेश्वरः॥ ९०॥

abindumavisargaṁ ca akāraṁ japato mahān |
udeti devi sahasā jñānaughaḥ parameśvaraḥ || 90 ||

Если вы произносите букву "А" без бинду или висарги, тогда, о Богиня, внезапно появляется Парамешвара — великолепный поток мудрости.

Висарга - это придыхательный звук, который совершается в этой системе на выдохе, а анусвара на вдохе. Сам же звук "А" не связан ни со смыканием рта, как при анусваре, ни открыванием, как при придыхании в висарге, потому он связан или с кумбхакой, или просто с нейтральным состоянием. Этот гласный звук в данной индийской тантрической традиции соотносится с самим Шивой, а также источником всех таттв, потому этот Шива в виде света Пракаша архетипически очень напоминает то, о чем говорит дзогчен.

Насколько я знаю, тибетский алфавит формировался под влиянием индийских гупта, брахми и деванагари. Думаю, несмотря на свои отличия, даже формы букв очень схожи и заметна явная связь. Кто у кого какие заимствовал практики — это уже другой вопрос. Или же это был взаимообмен. Но то, что они имеют древние связи, — это вне сомнений. Мы знаем, что многие натхи когда-то практиковали ваджраянские методы и многие буддийские тантрики были натхами.

Днем они практиковали одно, а ночью другое.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #16 : Декабрь 08, 2015, 11:25:35 »

Ясно. Благодарю!

Сахаджакая — это то, что и свабхавикакаей называют.

Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #17 : Декабрь 08, 2015, 13:37:32 »

На самом деле, сахаджа- и свабхавикакая — это всё различные описания дхармакайи, т. к. последняя это не просто сушупти, а осознанное, пробуждённое сушупти.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #18 : Декабрь 09, 2015, 12:36:40 »

Наверное, я все же напишу побольше уточнений, которые я нашел в книгах на хинди Шьямаканта Двиведи, Анудж Синха и др. Они все же разделяют нирманакайю, самбхогакайю, дхармакайю и сахаджакайю, описывая каждую подробно по качествам и по тому, какие связи им соответствуют. Но, думаю, и понятия сушупти, турья, турьятита также в разных индийских Сампрадаях могут иметь разные описания и связи. Шьямакант Двиведи, например, приводит такие соответствия (методы, тела, совершенства и т.п.):

1) निर्माणकाया  "нирманакайя" - कायाव्ज्र "кайяваджра" (совершенство тела) - विशु्द्धयोग "вишуддхайога"
2) संभोगकाया "самбхогакайя" - वागवज्र "вагваджра" (совершенство речи) - धर्म योग "дхармайога"
3) धर्मकाया "дхармакайя" -  चित् वज्र "читваджра" (совершенство сознания) - मन्त्रयोग "мантрайога" 
4) सहजकाया "сахаджакайя" -  ज्ञानवज्र "джнанаваджра" (совершенство знания) - संस्थान योग "самстхана йога"

Анудж Синх упоминает четыре тела в связи с четырьмя чакрами в теле, мудрами, элементами и т.д. Например:

1) набхичакра (пупочный центр) - нирманакайя, элемент земли, кармамудра
2) хридая (сердечный центр) - дхармакайя, элемент воды, дхармамудра
3) кантха (горловой центр) - самбхогакайя, элемент огня, махамудра
4) ушниша (макушка головы) - сахаджакайя, элемент воздуха, самайямудра

Там много еще разных соответствий, что каким уровням тел соответствует, но это долго набирать. Вообще, я так понимаю, в Ваджраяне, как и в индийской тантре, локализации, количество чакр, их контент, качества, соответствующие им практики могут сильно отличаться в зависимости от разных направлений. Я не спец в Ваджраяне, в основном ориентируюсь на индуистские источники, а в них что-то встречается и про Ваджраяну, плюс есть еще ученики и друзья, кто посвящен в буддизме, думаю, если что-то захотят добавить, то most welcome.

А что касается турьи, конечно, это четвертое состояние задействует сушупти и другие уровни, используя их как инструменты для самоосознавания (Атмана т.е.), потому безусловно четвертое состояние есть и внутри сушупти, свапны, джагарата, в то же время и отлично от них. В индийской тантре вообще все очень четко описано, какие элементы связаны со стхула-шарирой, какие с сукшма, какие с карана и что с махакарана или пара. Все это, конечно, изучать, разбирать полезно, хотя труд кропотливый.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #19 : Декабрь 09, 2015, 13:03:19 »

Это если судить по описанию турьятиты из книжки Баладжинатха.

Его изложение неплохое, единственное, я кое с какими его трактовками не согласен. Ну, например, там, где он говорит, что то нирвикальпа-самадхи, которое описано у Патанджали, это то же самое, что сушупти (глубокий сон), а савикальпа-самадхи - это свапна. Может, он имел в виду что-то другое, но не очень хорошо донес свою мысль, но сравнивать йогина, будь то в савикальпа-самадхи или, тем более, в нирвикальпа, с глубоко уснувшим и храпящим мужиком - это неадекват. Есть там и другие моменты, с которыми я не согласен или с чем-то согласен, но отчасти.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #20 : Декабрь 09, 2015, 13:28:48 »

1. Очевидно, что в разных тантрах эти термины по-разному понимают. Главное — суть улавливать. Сущностную ваджраяну (махамудру и махасандхи) можно реализовать и с опорой на такую теорию, где всего два состояния описываются — дхармакая и рупакая (первое реализуется шаматхой, а второе — випашьяной).

2. В книгах адептов кашмирского шиваизма частенько кого-то стараются превратить в идиотов и на их фоне возвысить "уникальную" трику. Это нужно уметь фильтровать. :)
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #21 : Декабрь 09, 2015, 13:43:48 »

Я думаю, такие грубости - обычное дело во многих традициях. В текстах разных Традиций можно услышать что-то типа: "После того, как вы узнали этот метод (доктрину), разве нужно что-то еще?" или "Все остальные методы, кроме этого, бессмысленны", иногда они и в одном тексте могут делать взаимоисключающие утверждения. В Индии (да и вообще в этом мире) очень много всего такого, что понимать буквально не стоит. Наверное, в этом плане когда буддисты в йоге сновидений иногда советуют воспринимать мир подобным сну, они более чем правы.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

.татьяна

  • *
  • Сообщений: 391
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #22 : Декабрь 10, 2015, 04:44:26 »

Наверное, в этом плане когда буддисты в йоге сновидений иногда советуют воспринимать мир подобным сну, они более чем правы.
Адеш, Гуру Джи!
Для современных людей, оказывается, даже обстоятельства смотрят по АL.
Какая «жизнь»…, такая и «смерть»….
ИЛЛЮЗИИ.
Поняв это уже на научной основе, очень трудно воздержаться от благодарностей.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #23 : Декабрь 13, 2015, 22:13:42 »

Мне кажется, что я понял. :) Свабхавикакая — это реализация дхармакаи включающей рупакаю. Почему ввели дополнительное понятие? Дело в том, что есть реализация дхармакаи без рупакаи, которую осуществляют в самом начале пути как его основу.

Сахаджакая и, скорее всего, турьятита трики — это всё синонимы такой всевключающей, доведённой до полной реализации, дхармакаи.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #24 : Декабрь 14, 2015, 14:48:37 »

Кстати, заметил ещё такой возможный параллелизм:

"Экагра" махамудры — "шаматха" читтаварги махасандхи — "самбхавопая" трики

"Нашпрапанча" махамудры — "випашьяна" читтаварги махасандхи — "шактопая" трики

"Расасама" махамудры — "адвая" читтаварги махасандхи — "анавопая" трики

"Абхавана" махамудры — "анабхога" ("нирабхога") читтаварги махасандхи — "анупая" ("нирупая") трики
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #25 : Декабрь 14, 2015, 16:08:08 »

я так понимаю, в Ваджраяне, как и в индийской тантре, локализации, количество чакр, их контент, качества, соответствующие им практики могут сильно отличаться в зависимости от разных направлений

Да. С одной только хридая-чакрой разногласий нет.

Какой вы видите смысл в реализации сосредоточения-различения чакр?
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #26 : Декабрь 14, 2015, 16:10:24 »

И с горловой чакрой — тоже.
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #27 : Декабрь 25, 2015, 13:08:08 »

Получается, что помимо шуддха- и ашуддха- существует два типа викальп — реактивные, интуитивные и проактивные, логические — те, что манасом и буддхи называют.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6163
    • Традиция натхов
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #28 : Январь 09, 2016, 16:39:56 »

Получается, что помимо шуддха- и ашуддха- существует два типа викальп — реактивные, интуитивные и проактивные, логические — те, что манасом и буддхи называют.

Я исхожу из того, что шуддха-викальпа - принцип, используемый в шакта-упае, соответственно, и в контексте взаимодействия остальных упай. Если есть какие-то тексты с объяснением на санскрите и в понятийной форме таких "видов викальп, как реактивные и т.д.", и это в контексте упай и связанных с ним тантрических текстов, то буду рад, если вы их приведете. В связи с той схемой, что описал я, мне не хотелось бы ничего выдумывать и сочинять, несмотря на то что я мог бы даже подобрать какие-то термины на санскрите для таких слов, как "интуитивные" и т.д.

Мое изложение базируется на том, что практика шамбхава-упаи - это отсутствие викальпы (архетипической мыслеформы), шакта-упая - это метод, который отображает Шамбхаву, ибо если викальпа отражает нирвикальпу (безмыслие), то она становится шуддха-викальпой, а когда чистое намерение и мысль выражены в действии, это становится священнодействием - это уровень крия-упаи или анавы. И в принципе, эти все условные деления хоть и важны, но важно также их рассматривать системно, как взаимораскрывающие суть друг друга. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 331
Re: Шуддха-викальпа и её садхана
« Ответ #29 : Январь 09, 2016, 16:47:04 »

Манас и буддхи — это викальпы? :)
Записан