Викальпа – это архетипический образ, который возникает в вашем сознании. Что такое архетипы сознания, неплохо объяснено у Юнга, где он говорит о бессознательном, коллективном бессознательном и т.д.; на мой взгляд, это очень хорошо объясняет человека как всю вселенную или то, что в себе содержит все.
Однако чтобы понять, что такое шуддха-викальпа, надо изучать философию Кашмирского шиваизма, теорию трех Шакти, трех упай, Краму и Трику. А самое главное, к чему я лично всем рекомендую обратиться, так это к принципу кальпа-ритуала, который соответствует анава-упае, далее, викальпа – что соответствует шакта-упае (или джнянопае) и нирвикальпа – что соответствует шамбхава-упае (или иччха-упае).
Нирвикальпа – это когда вы в состоянии "пустотности ума" и вы над индивидуальными ограниченными мотивациями, что выражается тем, что вы становитесь проводником Воли Шивы, или же себя как воли своего высшего Я, или себя как Шивы. Но при этом возникающие формации ума на фоне вашего чистого сознания отображают это самое пустое и чистое сознание. Тогда ваши омраченные викальпы (ашуддха-викальпы) превращаются в очищенные формации сознания, называемые шуддха-викальпами. Когда это с вами происходит, тогда все ваши действия моментально становятся также чистыми. Тогда чистое сознание присутствует во внешней практике, например, в ритуале, и ритуал наполняется смыслом. Архетипический смысл ритуала становится божественным. Ваша высшая природа Шивы выражена в ваших очищенных мыслеформах, и они, соответственно, – в ваших внешних действиях, тогда внешняя практика не становится инертной, в связи с тем, что она наполнена высшим смыслом.
Соответственно, деление практики на упаи, также кальпу, викальпу и нирвикальпу – весьма условно. По той же причине, например, Джаяратха, который пролил свет на труд Абхинава Гупты "Шритантралоку", говорил, что каулический ритуал – это практика шамбхава-упаи. Хотя в нем есть действие и, казалось бы, можно было отнести ритуал к анава-упае, но так как в нем все связано с восприятием себя как манифестации Бхайравы, то это именно шамбхава.
Когда действие резонирует с вашим сердцем и ум просветлен вашим естеством, то это и есть основа каула-ритуала, тантрической йоги. Шуддха-викальпа – это своего рода связующее звено в этом процессе, хотя как практика шакта-упаи она, конечно, может и не выражаться во внешнем действии. Но по-любому, на мой взгляд, она должна в сущности задействовать уровень нирвикальпы.
Скажем так шуддха-викальпа - это пустотная мысль, или бесформенная чистая форма – можно и так выразиться для большего понимания. И в принципе шуддха-викальпа может быть основой вашего духовного поиска, и даже тем, что называют смыслом жизни. Ибо ее смысл подразумевает что-то большое, наиболее значимое. Скажем так, это непрерывное выявление того, что для вас может быть сущностным, самым совершенным ориентиром. Сюда можно добавить и то, что этот ориентир чисто субъективен, это базируется на очищении своей подлинной субъективности от самой разной наносной фальши, что в тантре называют "аварана-шакти", "канчука", "майя" и т.д., захламление чистого субъекта бессмысленными объектами, что лишает сознание живости.
Шуддха-викальпа – это не просто низкое сознание, порожденное внешними "авторитетами", лжеморальными тенденциями и т.д., а то, что выражает свободу вашего сердца от внешних и внутренних обуславливающих его факторов. Постоянное совершенствование этого процесса – это и есть практика с шуддха-викальпами.
В КШ, в основном воззрении, низшего как бы и нет вообще, все есть проявление Шивы (своего высшего сознания), а "низшее" - это как бы определенные аспекты высшего. Так как термин "шуддха-викальпа" – понятие из КШ, то, очевидно, на основе его воззрения его лучше и рассматривать.