Я пока не читал эти статьи, но у меня почему-то никогда не было сомнений в том, что Вирупа, Вирупакша, Вирупакшанатх - это одно лицо, ибо и буддисты, и натхи описывают, что тот жил в одном и том же месте. Хотя я, может быть, скажу то, что не понравится многим буддистам, все же я склонен считать, что буддисты переняли тантру из индуизма. У меня есть сомнения, что Гаутама Будда учил тантре, так как все версии, что я пока об этом слышал, для меня лично слабоватые. Говорят, что он учил грихастх элитным практикам, но такие вещи скрыть сложно даже мне, я вот учу йоге, но мне невозможно скрыть, что я учу и тантризму тоже. Многие знают моих Гуру в Индии, учеников, которые делают тантрические садханы. Мне почему-то кажется, что были свободные тантрики, которые общались с буддистами, и так как они были оба "маргиналами", хоть и по-своему уважаемыми, то какая-то часть буддистов просто взяла на вооружение тантрические методы. И постепенно появилась буддийская тантра. Никто не знает, когда тантра появилась в Индии, в самих Ведах описаны методы, схожие с тантрическими, также культы на юге Индии фактически были шактийскими и тантрическими.
Скорее всего, тантрический буддизм возник на базе индийской Кали-кулы, которая получила развитие на севере Индии, также на базе таких обществ, как Капалики, Натхи и ряда других. Скорее всего, просто были какие-то группы тантриков, которые были над "стандартным социумом", и они активно общались, перенимали методы друг у друга. Большинству из них не было большого дела до того, кто твой коллега по садхане: "буддист", "шакта", "шайва" или даже "вайшнава". Но постепенно у некоторых, видимо, взыграли амбиции, и все стали строить корпорации, отпочковываться, и сейчас мы видим, по сути, схожие технологии, те же имена, якобы это были разные сиддхи. И это причина, почему у меня ко всем нынешним массовым сампрадаям очень неоднозначное отношение. Чем более крупная и раскрученная традиция, тем она больше всех доказывает, что они "не такие". Почему? Я думаю, большинство могут сами догадаться. Во все времена две вещи были вечны: социальные, человеческие амбиции и то, что запредельно, что вне всех рамок. Вторым всегда оправдывали первое, и это вело к конфликтам, под это дело всегда можно подтянуть любую идеологию: "те с Атманом, а мы без, те с Богом, а мы без и т.д." Я думаю, сиддхов с теми же именами, которые упомянуты как у буддистов, так и у натхов, это меньше всего беспокоило.
Однако то, что я сказал, это не камень в огород буддистов, то же самое я могу сказать и о многих индийских сампрадаях, и у натхов такая есть проблема, не у всех, конечно, но есть и достаточно категоричная. Я так понял, другое имя упомянутого Джабира – Маникнатх, это действительно известный у натхов Сиддха-пуруша. Но Маникнатха, конечно же, как "Джабира", натхи фактически не упоминают, и в традиции он не является настолько популярным, как ряд других натхов. Его последователей надо искать в определенных частях Индии, возможно, у них что-то сохранилось, с ним связанное. Но мне пока они не встречались, вернее, я и не спрашивал о Маникнатхе много, если надо, я могу спросить Виласнатха джи и других Гуру.
Что касается текста Амритасиддхи, я слышал, что он по содержанию близок к элементам Кашмирского Шиваизма, потому там "акцент на Шиву". Я, вообще-то, слышал и от знающих натхов и от просто тантриков в Индии и Непале, что Горакшанатх практиковал КШ, также его Гуру Матсьендранатх. Думаю, все сохранилось, однако по поводу передач – у нас все подряд инициации не раздаются так легко и массово, как в буддизме. В Индии чтобы Гуру начал учить серьезно методам йоги (если это, конечно, не в туристических местах), именно как садхане, он требует серьезной приверженности от ученика. Вернее, многие официально это не говорят, так как и не надеются на нее, но если кто-то (желающий стать учеником) это сам понимает, то, может, Гуру и начнет учить. Ситуация сильно отличается от той корпоративной, что сейчас в буддизме на Западе, где можно наполучать сотни "секретных передач" и при этом не иметь преданности и личного долгого общения ни с одним из Гуру. Потому мыслить так на автомате: "Ну, мне же там много чего передали. Что же индусы не научат всем секретам одним махом?" - думаю, не совсем разумно. Быстро там "научат" и "передадут" только попсовые гуру, коих в Индии также много. Нужно полноценное ученичество.