Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 8365 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #15 : Октябрь 11, 2016, 19:25:09 »

Насчет легкости: если она есть - хорошо, если нет, то циклиться на этом не стоит, лучше следить за спиной и расслаблением периферии тела, если позволяет самоконтроль.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 32
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #16 : Октябрь 12, 2016, 17:13:28 »

Насчет легкости: если она есть - хорошо, если нет, то циклиться на этом не стоит, лучше следить за спиной и расслаблением периферии тела, если позволяет самоконтроль.

я достаточно часто вижу как люди делают капалабхати интенсивно и, вполне вероятно, что легкостью они называют эффект гипервентиляции легких. Насколько правильно так делать и опасно ли это?
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #17 : Октябрь 13, 2016, 01:27:26 »

Если упражнение ведет к состоянию отупения, пусть даже и эйфорического, которое через некоторое время снова сменяется беспокойствами ума, это имеет к йоге весьма отдаленное отношение.
Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 67
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #18 : Октябрь 16, 2016, 00:07:59 »

В чём заключается разница между состоянием "отупения" и состоянием "безмыслия", которое, как утверждается, есть признак успеха в йоге?
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 536
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #19 : Октябрь 17, 2016, 00:48:31 »

В чём заключается разница между состоянием "отупения" и состоянием "безмыслия", которое, как утверждается, есть признак успеха в йоге?

Отупение - это избыток тупых мыслей. Безмыслие - их отсутствие.
Записан

Джоги Мудхаджи

  • *
  • Сообщений: 1
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #20 : Октябрь 18, 2016, 02:59:55 »

В чём заключается разница между состоянием "отупения" и состоянием "безмыслия", которое, как утверждается, есть признак успеха в йоге?

Отличие в преобладающей гуне.
Отупение от тамаса, а читта шудхи от саттвы.
А так, формально, разницы нет.
И в первом, и во втором состоянии - "дерево" сидит (лежит) и почти не дышит.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #21 : Октябрь 18, 2016, 13:55:13 »

Отупение - это избыток тупых мыслей. Безмыслие - их отсутствие.
Да, я бы тоже примерно так и сказал.
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 547
    • Nathi.ru
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #22 : Октябрь 19, 2016, 20:44:57 »

На мой взгляд, отличие в том, что в состоянии "безмыслия" присутствует поразительная ясность. Вы ясно воспринимаете, моментально схватываете все явления, это не ступор, а наоборот активное состояние жизни, вы можете чувствовать саму пульсацию этой жизни. В состоянии "отупения" вы просто как бревно, как будто "зависли", ни о какой ясности речи нет (да, тамасичное состояние). Я иногда у людей такое наблюдаю :05:
Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 67
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #23 : Октябрь 21, 2016, 23:26:22 »

Цитата: Viveknath

Отупение - это избыток тупых мыслей. Безмыслие - их отсутствие.
Тогда в чём неправ Патанджали (либо его более поздние трансляторы), урезавшие фразу до "читта вритти ниродха". Может быть слово "читта" следует толковать исключительно как "тупые мысли" и не более того?
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 536
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #24 : Октябрь 22, 2016, 16:52:14 »

Тогда в чём неправ Патанджали (либо его более поздние трансляторы), урезавшие фразу до "читта вритти ниродха".

Не совсем понятно, какая именно фраза была урезана до "читта вритти ниродха"?
Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 67
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #25 : Ноябрь 26, 2016, 19:28:50 »

Я имею ввиду самое начало трактата Патанджали, ибо сказано в нём "Юдж читта вритти ниродха". Здесь имеются ввиду флуктуации только тупых мыслей или всех мыслей без разделения? Некоторые считают, что полная остановка мысленного потока сродни сумасшествию. Но я так не думаю. Этот процесс похож на повторную перегонку спирита в колонне, в которой наиболее легкокипящие фракции выстраиваится по ранжиру по всей высоте колонны (кстати не замечаете аналогии Spirit = дух, душа и выстраивание чакр по высоте Сушумны). С каждым новым кругом, результат становится тоньше, качественней и безпроблемней для организма.
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 536
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #26 : Ноябрь 26, 2016, 23:24:54 »

Здесь имеются ввиду флуктуации только тупых мыслей или всех мыслей без разделения?

Речь идет скорее о мышлении как таковом, о неиспользовании его в качестве посредника. Йога – состояние интимное, и третий (с его флуктуациями) тут лишний.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #27 : Ноябрь 28, 2016, 07:05:04 »

Мне кажется, использовать Патанджали для рассмотрения тех или иных процессов психофизики стоит только с ссылками на его конкретные сутры, комментарии древних мастеров, написанные на них, и с четким пониманием контекста той философии, на которую это все завязано. А так как это все мало кому известно, то проще приводить примеры, когда тишина ума лично вам хотя бы улучшала качество жизни. Я не беру совсем высокие достижения, типа, осознанное и умиротворенное оставление тела или сансары вообще. Успокоение "взвинченности ума", его рассеянности (викшепа), например, помогает быть более точным в принятии решения. Замирание - это не отупение, а как раз наоборот, присутствие во внимательности, подобно тому, как охотник при виде дикого зверя замирает и спокойно наводит ружье на цель. Многочисленные выстрелы могут или спугнуть цель, или цель может уничтожить самого охотника, так как, замешкавшись, он потеряет время, потому он просто и спокойно должен бить по мишени. Я не думаю, что снайпер - это отупевший человек, только от факта того, что он замер в процессе спокойного наведения оружия.   

В йоге же целью называют нечто, что вы считаете для себя высшим на данный момент времени и что позволяет вам реинвестировать свое внимание, энергию, так же как вы в бизнесе реинвестируете свои вложения в более доходные объекты прибыли. Точно так же и в йоге вы отводите свое внимание и энергию от того, что на данном этапе вашей эволюции для вас утратило какую-либо ценность. Отводите (пратьяхара) предыдущее "вложение" праны и внимания от того, в чем себя исчерпали, и сосредотачиваете (дхарана) на том, что стало иметь ценность на данный момент времени. Многочисленные практики хатха-йоги, которые часто натхи называют "ульта" (обратная), как раз именно по такой схеме и работают. Гашение каких-то рефлексов, инстинктов, на которые идет расход энергии, ведет к ее экономии, а при ее увеличении возникает "ресурс", который может быть инвестирован в нужное русло. Вот именно поэтому если люди ходят, йоги - становятся на голову, если люди кушают, йоги делают вамана дхаути, если люди испражняются или "теряют" семенную жидкость, то йоги делают басти, ваджроли и т.д. "Гита" говорит: "Когда люди спят - йогины бодрствуют..." и наоборот. Все эти "действия наоборот" - это есть не что иное, как "экономическая программа для праны" с целью ее дальнейшего эффективного инвестирования. Но чтобы она получилась, нужны ресурсы энергии, осознавания. Вот для чего и производится "остановка". А то, как долго вам ее делать и какую, зависит то того, какая цель на данный момент именно для вас важна и какие методы для сохранения определенного объема энергии для вас актуальны.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Двойной Дракон

  • *
  • Сообщений: 113
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #28 : Ноябрь 28, 2016, 17:57:36 »

Есть попеременное дыхание через левую, а потом через правую ноздрю с зажатием в определённой мудре.
Если совсем конкретно, то как это точно надо практиковать и с какой мудрой? Три раза в день или четыре???
Использовать ли при этом БАНДХИ? или бандхи потом?

Я не принадлежу ни к какой религиозной или мистической конфессии и именно интуиция мне подсказывает, что надо делать (но без конкретики конечно). И вот сейчас совершенно ясно, что надо практиковать разные бандхи, и пранаямы... Нужен ценный практический совет по этой теме. В трактатах много есть инфо на эту тему, но некоторые аспекты неясны и отличаются по методам...
Записан
Мир - это поток сознания.

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #29 : Январь 24, 2017, 22:51:11 »

Вот если носовая перегоротка искревлена и через правую ноздрю обычно поступает намного больше воздуха чем через левую как это может отражаться на энергосистеме? Пробовал делать анулома-вилома пранаяму вообщем голова разболелась немного.
Записан