Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 5676 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 69
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #30 : Октябрь 21, 2016, 23:26:22 »

Цитата: Viveknath

Отупение - это избыток тупых мыслей. Безмыслие - их отсутствие.
Тогда в чём неправ Патанджали (либо его более поздние трансляторы), урезавшие фразу до "читта вритти ниродха". Может быть слово "читта" следует толковать исключительно как "тупые мысли" и не более того?
Записан

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 329
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #31 : Октябрь 22, 2016, 12:45:26 »

Может быть слово "читта" следует толковать исключительно как "тупые мысли" и не более того?

Вряд ли. Там, похоже, традиция была узкошиваистская, ультра-аскетическая. Ниродха — это Шива, которого нужно было реализовать, встретить, а читта-вритти — Шакти, которую, как пелену, нужно было снять. Патанджали-йога — это не те, поздние учения, где Шива через Шакти придаётся самогедонизму. :)
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 548
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #32 : Октябрь 22, 2016, 16:52:14 »

Тогда в чём неправ Патанджали (либо его более поздние трансляторы), урезавшие фразу до "читта вритти ниродха".

Не совсем понятно, какая именно фраза была урезана до "читта вритти ниродха"?
Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 69
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #33 : Ноябрь 26, 2016, 19:28:50 »

Я имею ввиду самое начало трактата Патанджали, ибо сказано в нём "Юдж читта вритти ниродха". Здесь имеются ввиду флуктуации только тупых мыслей или всех мыслей без разделения? Некоторые считают, что полная остановка мысленного потока сродни сумасшествию. Но я так не думаю. Этот процесс похож на повторную перегонку спирита в колонне, в которой наиболее легкокипящие фракции выстраиваится по ранжиру по всей высоте колонны (кстати не замечаете аналогии Spirit = дух, душа и выстраивание чакр по высоте Сушумны). С каждым новым кругом, результат становится тоньше, качественней и безпроблемней для организма.
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 548
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #34 : Ноябрь 26, 2016, 23:24:54 »

Здесь имеются ввиду флуктуации только тупых мыслей или всех мыслей без разделения?

Речь идет скорее о мышлении как таковом, о неиспользовании его в качестве посредника. Йога – состояние интимное, и третий (с его флуктуациями) тут лишний.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #35 : Ноябрь 28, 2016, 07:05:04 »

Мне кажется, использовать Патанджали для рассмотрения тех или иных процессов психофизики стоит только с ссылками на его конкретные сутры, комментарии древних мастеров, написанные на них, и с четким пониманием контекста той философии, на которую это все завязано. А так как это все мало кому известно, то проще приводить примеры, когда тишина ума лично вам хотя бы улучшала качество жизни. Я не беру совсем высокие достижения, типа, осознанное и умиротворенное оставление тела или сансары вообще. Успокоение "взвинченности ума", его рассеянности (викшепа), например, помогает быть более точным в принятии решения. Замирание - это не отупение, а как раз наоборот, присутствие во внимательности, подобно тому, как охотник при виде дикого зверя замирает и спокойно наводит ружье на цель. Многочисленные выстрелы могут или спугнуть цель, или цель может уничтожить самого охотника, так как, замешкавшись, он потеряет время, потому он просто и спокойно должен бить по мишени. Я не думаю, что снайпер - это отупевший человек, только от факта того, что он замер в процессе спокойного наведения оружия.   

В йоге же целью называют нечто, что вы считаете для себя высшим на данный момент времени и что позволяет вам реинвестировать свое внимание, энергию, так же как вы в бизнесе реинвестируете свои вложения в более доходные объекты прибыли. Точно так же и в йоге вы отводите свое внимание и энергию от того, что на данном этапе вашей эволюции для вас утратило какую-либо ценность. Отводите (пратьяхара) предыдущее "вложение" праны и внимания от того, в чем себя исчерпали, и сосредотачиваете (дхарана) на том, что стало иметь ценность на данный момент времени. Многочисленные практики хатха-йоги, которые часто натхи называют "ульта" (обратная), как раз именно по такой схеме и работают. Гашение каких-то рефлексов, инстинктов, на которые идет расход энергии, ведет к ее экономии, а при ее увеличении возникает "ресурс", который может быть инвестирован в нужное русло. Вот именно поэтому если люди ходят, йоги - становятся на голову, если люди кушают, йоги делают вамана-дхаоти, если люди испражняются или "теряют" семенную жидкость, то йоги делают басти, ваджроли и т.д. "Гита" говорит: "Когда люди спят - йогины бодрствуют..." и наоборот. Все эти "действия наоборот" - это есть не что иное, как "экономическая программа для праны" с целью ее дальнейшего эффективного инвестирования. Но чтобы она получилась, нужны ресурсы энергии, осознавания. Вот для чего и производится "остановка". А то, как долго вам ее делать и какую, зависит то того, какая цель на данный момент именно для вас важна и какие методы для сохранения определенного объема энергии для вас актуальны.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Двойной Дракон

  • *
  • Сообщений: 116
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #36 : Ноябрь 28, 2016, 17:57:36 »

Есть попеременное дыхание через левую, а потом через правую ноздрю с зажатием в определённой мудре.
Если совсем конкретно, то как это точно надо практиковать и с какой мудрой? Три раза в день или четыре???
Использовать ли при этом БАНДХИ? или бандхи потом?

Я не принадлежу ни к какой религиозной или мистической конфессии и именно интуиция мне подсказывает, что надо делать (но без конкретики конечно). И вот сейчас совершенно ясно, что надо практиковать разные бандхи, и пранаямы... Нужен ценный практический совет по этой теме. В трактатах много есть инфо на эту тему, но некоторые аспекты неясны и отличаются по методам...
Записан
Мир - это поток сознания.

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 71
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #37 : Январь 24, 2017, 22:51:11 »

Вот если носовая перегоротка искревлена и через правую ноздрю обычно поступает намного больше воздуха чем через левую как это может отражаться на энергосистеме? Пробовал делать анулома-вилома пранаяму вообщем голова разболелась немного.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #38 : Март 03, 2017, 12:27:27 »

Вот если носовая перегоротка искревлена и через правую ноздрю обычно поступает намного больше воздуха чем через левую как это может отражаться на энергосистеме? Пробовал делать анулома-вилома пранаяму вообщем голова разболелась немного.

У меня были ученики, которые занимались БИ, и были проблемы подобные, но по наблюдениям, как опыт показал, зависит от того, насколько это сильно (смещение). У тонкого тела больше возможностей, чем у грубого, потому его мерить грубым надо осторожно. Любые травмы сами по себе – это показатель нашей кармы, потому это все для духовной работы дано нам, а не для одних физических техник, как их понимает большинство. Если возникают головные боли, я бы не советовал делать анулома-вилому, особенно с форсированием возможностей вдоха и выдоха, поначалу лучше просто глубокое и растянутое дыхание. И желательно комбинировать дыхание с расслаблением и дхьяной, тем более, пранаяма делается для целей дхьяны в основном. Эффекты от лечения пранаямой, конечно, есть, но они не главная ее цель, это нужно четко усвоить. Йога – это как минимум психофизическая практика, а вообще духовная, но не просто физическая, потому надо помнить, что основная работа происходит в сознании. При духовных изменениях все, что нужно, самопроизвольно "отстроиться" на физике, все происходит по Воле свыше, а йоги учатся именно этому следовать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #39 : Март 03, 2017, 13:11:48 »

Есть попеременное дыхание через левую, а потом через правую ноздрю с зажатием в определённой мудре.
Если совсем конкретно, то как это точно надо практиковать и с какой мудрой? Три раза в день или четыре???
Использовать ли при этом БАНДХИ? или бандхи потом?

Я не принадлежу ни к какой религиозной или мистической конфессии и именно интуиция мне подсказывает, что надо делать (но без конкретики конечно). И вот сейчас совершенно ясно, что надо практиковать разные бандхи, и пранаямы... Нужен ценный практический совет по этой теме. В трактатах много есть инфо на эту тему, но некоторые аспекты неясны и отличаются по методам...

Обычно рекомендуют вишну-мудру, но древние тексты вообще редко касаются деталей и того, какую мудру надо держать, говорят просто о перекрытии ноздрей. Потому многие современные школы – кто какие используют или вообще никак их не называют. Есть, правда, еще тантрики, кто эту пранаяму используют в ритуале, они в вишну-мудру кладут цветок, рис, например, могут совмещать с санкальпой (намерением в пудже), потом сразу же делают пранаяму.

Тексты хатха-йоги дают разные рекомендации, когда и сколько делать эту пранаяму, одни – четыре, другие – три или два. Я считаю, что такой алгоритм носит религиозный характер. В Индии есть понятие "сандхья", когда они молятся (пуджу делают). Так как праняма – это важный элемент в пудже, а используют они в ней не что иное, как нади-шуддхи пранаяму, то я думаю, оттуда это все и пришло. Тантрики имеют четыре сандхьи, а некоторые даже и пять. Но чаще в индуизме популярны три сандхьи. Натхи в своих храмах в основном почитают Бога, Гуру или их вместе – два раза (на стыке ночи и дня, символы луны и солнца и т.п.). Есть еще распространенный принцип: если у тебя вообще нет времени на пуджу, делай почитание, хотя бы когда проснулся, день надо начинать с "памятования о Боге и Гуру" и т.д. (всего духовного, одним словом). Ну и что, после всего этого я могу вам сказать, сколько раз делать? Надо понять сначала, зачем они это все делали, и именно согласно традиции. Это составная часть духовной практики, т.е. молитвы, дхьяны, пуджи, бхаваны и т.д. А сколько вам делать, вы сами решайте для себя, в зависимости от того, как вам время позволяет, от того, сколько вы чувствуете в себе потребности глубокого "общения с высшим", со своей душой и т.д. Но это все должно быть не спортом, а естественной потребностью вашего ума, души и тела. Делайте хотя бы утром, если можете больше, то больше, например, утром и вечером, в зависимости от того, насколько в вас решимость посвящать себя садхане, пути и т.п.

Вообще, это пища для размышлений, в первую очередь, практика, конечно, важна, но важна и ее цель (лакшья).

Кальянамасту.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #40 : Март 03, 2017, 14:15:29 »

Относительно бандх то же самое – надо понять, зачем они. Бандхи направляют прану на нужную лакшью (цель), а именно, в сушумну; когда активируется сушумна, то вы входите в дхьяну. В состоянии дхьяны смолкает дыхание (вдох и выдох), уравновешивается прана и апана. Т.е. остановка дыхания, активация сушумны и дхьяна связаны и часто происходят синхронно. А бандхи ведут прану и сознание к этому, но бандхи – это внешние вспомогательные элементы. Бандхи надо делать на задержке дыхания, чтобы активировать сушумну. Однако если вы ушли глубоко в созерцание (раджа-йогу), бандхи (как внешнюю практику) можно и вовсе оставить.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Денис

  • *
  • Сообщений: 151
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #41 : Март 04, 2017, 13:28:49 »

Шри Рамана Махарши - 13. Йога

https://www.youtube.com/watch?v=FD4ErKfKsO0
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 41
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #42 : Август 08, 2017, 20:50:49 »

Здравствуйте. У меня давно зрел вопрос, потом я его игнорировал, но вот этот вопрос все равно периодически всплывает во время практики. На форуме по этой теме пока не нашел, может быть подскажет кто-то из практикующих знатоков, или Гуру.
 При вдыхании в одних упражнения советуется поднимать ощущение из низа живота или муладхары, а на выдохе наоборот опускать. Это хорошо сочетается с полным даханием, потому что вдох начинается с живота и потом распространяется вверх. И с подъемом жизненной силы - праны по чакрам тоже сочетается.
 В других источниках говорится иначе: при вдохе отслеживать дыхание как поступающее внутрь и вниз,а при выдохе как выходящее.
Можно как-то пролить свет на эти два разных метода? Какой лучше использовать во время отслеживания нерегулируемого дыхания, и какой в пранаямах типа нади-шодхана? Какое назначение у этих двух разных техник, и какой из них лучше подходит как адхара - опора для концентрации в пранаяме. Или в дхаране на дыхательном процессе. Чтобы перейти на какой-то один из этих методов,  а не рассредотачивать усилия по разным техникам.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 287
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #43 : Август 08, 2017, 22:02:04 »

Здравствуйте. У меня давно зрел вопрос, потом я его игнорировал, но вот этот вопрос все равно периодически всплывает во время практики. На форуме по этой теме пока не нашел, может быть подскажет кто-то из практикующих знатоков, или Гуру.
 При вдыхании в одних упражнения советуется поднимать ощущение из низа живота или муладхары, а на выдохе наоборот опускать. Это хорошо сочетается с полным даханием, потому что вдох начинается с живота и потом распространяется вверх. И с подъемом жизненной силы - праны по чакрам тоже сочетается.
 В других источниках говорится иначе: при вдохе отслеживать дыхание как поступающее внутрь и вниз,а при выдохе как выходящее.
Можно как-то пролить свет на эти два разных метода? Какой лучше использовать во время отслеживания нерегулируемого дыхания, и какой в пранаямах типа нади-шодхана? Какое назначение у этих двух разных техник, и какой из них лучше подходит как адхара - опора для концентрации в пранаяме. Или в дхаране на дыхательном процессе. Чтобы перейти на какой-то один из этих методов,  а не рассредотачивать усилия по разным техникам.


,

А Вы, для начала, конкретизируйте источники и авторов  - кто рекомендует опускать прану а кто поднимать.
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 41
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #44 : Август 09, 2017, 09:36:36 »

А Вы, для начала, конкретизируйте источники и авторов  - кто рекомендует опускать прану а кто поднимать.
В том и дело что в разных источниках, причем как мне показалось применительно к одним и тем же процессам. Не совсем верно было бы говорить, что одни учат "полнимать", другие "опускать". И то и другое делается, но на разных фазах. Если разбирать какой-то конкретный процесс и упражнение к нему, то в объединении праны и апаны как мне показалось лучше подходит на вдохе поступление вниз, на задержке пытаться проникнуть в сушунму и на выдохе подъем. Но это всеравно не проливает свет в целом на вопрос. Вопрос был для чего одно, а для чего другое, заменяет ли одно другое и тд
Записан