Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 4139 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 32
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #45 : Август 09, 2017, 09:53:54 »

А Вы, для начала, конкретизируйте источники и авторов  - кто рекомендует опускать прану а кто поднимать.
А к чему это, как бы намек типа нефиг спрашивать, разберись где в каком источнике какой метод описывается и дойди своим умом? Вобщем-то я размышлял над этим сам, но не проясняется. Запутано как-то, чтобы так однозначно было ответить.
Вот для противоположного примера. Техника полного дыхания описывается как начинается со вдоха с живота и затем вверх. Но есть и другое описание, там говорят нужно начинать с грудной клетки и затем живот. Это очень явное расхождение, источник второго варианта - Г. Фоерштейн, по своим причинам он такое предложил. И наподобии такого, много разных несоответсвий, но в них все понятно, и расхождения не вызывают вопросов.

 Но с моим вопросом именно нет понимания общей картины, поэтому и спрашиваю. Короткое пояснение могло бы пролить свет на всю систему в целом.
В источниках в разных совершенно, в текстах классики и в современных, даже не упомнить теперь. Ну если из последнего что встречалось, метод "опускания праны" как вы пишете - на вдохе в надаунасандхане по источнику гуру Матсьендранатха. А если сразу "подъем праны" на вдохе, то по источнику Свами Шивананды.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 292
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #46 : Август 09, 2017, 18:37:02 »

Нет без намёков.  Доступных источников не так много , по мне так лучше не распыляться и делать по сватмараме.  А авторский перевод Шивананды Сидерским способен сбить с толку таки)))
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 32
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #47 : Август 15, 2017, 20:14:33 »

Нет без намёков.  Доступных источников не так много , по мне так лучше не распыляться и делать по сватмараме.  А авторский перевод Шивананды Сидерским способен сбить с толку таки)))
А где у него этот момент разъясняется, в какой шлоке? Что-то не встречал. Непосредственно по текстам практиковать можно или нет, скорее нет чем чем да. По крайней мере предварительно нужно много пространных разъяснений, и уже с пониманием общей картины становится понятно что-то конкретное. Таким образом получается практикуешь больше не по Сватмараме, а по разъяснениям. А как будешь что-то делать из текста, если совсем не знаком с каким-то определенным моментом.

У Сатьянанды С. в одном месте затронут этот момент направления дыхания, при сурья-бхеде, как альтернативное выполнение дается такой способ: вдыхая в правую ноздрю поднимать дыхание из низа живота вверх. Почему только в сурья-бхеде и почему как отдельный вариант - непонятно.

Основную нади-шоддхана пранаяму можно делать не акцентируясь на сложности, по ощущениям, как у Сватмарамы, но я тут несколько иной вариант включил в практику. Как дхарана использую, на естественном дыхании больше, не слишком регулируя полный вдох-выдох, и без закрывания ноздрей мысленное направление потоков в разные половины тела. Как отдельное занятие сидя можно, и иногда в процессе деятельности, если не нужно много внимания на внешнее. Так вот в этом упражнении как раз и пригодилось бы понимание как визуализировать потоки, и направлять сознание.

Еще один вопрос, раз уж всплыло упоминание Сватмарамы и текстов. Профессор Ферштейн в книге мельком упомянул такую фразу: "большинство текстов по хатха-йоге написаны намеренно искаженным санскритом". Показалось странным такое утверждение. Здесь ведь получается это не метафорические или метафизические искажения. Иносказаний много, это понятно, а он как будто имел ввиду запутанные лингвистические искажения, или с английского не совсем правильно перевели это утверждение?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6228
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #48 : Август 15, 2017, 22:01:02 »

Техника полного дыхания описывается как начинается со вдоха с живота и затем вверх. Но есть и другое описание, там говорят нужно начинать с грудной клетки и затем живот.

По правде говоря, в древних текстах я не встречал такого, чтобы было описание "волны" снизу или сверху, часто описывают все просто в духе "сделал вдох и сделал выдох". Но часто встречаются рекомендации относительно задействования живота. Ниже пара примеров.

«Хатха-йога прадипика», в описании бхастрики:

Когда живот станет полным вдохнутого воздуха, закрой ноздри большим, средним и малым пальцами. 2.64

«Даттатреяйогашастра»:

Он (Йоги) должен вдохнуть через правую ноздрю, мягко заполнив свой живот. После задержки настолько долгой, насколько возможно, он должен спокойно выдохнуть через левую ноздрю. 63.

«Йога-биджа»:

Пусть мудрый йогин вдохнет воздух через обе нади по сторонам кундалини и задержит его в животе, после чего выдохнет вновь через иду. 104.

«Вивека-мартанда»:

Вдыхая через солнечную ноздрю, следует медленно наполнить живот воздухом, затем, согласно методу, задержать дыхание, после чего выдохнуть через лунную ноздрю. 100.

Примеров много, но все их сложно соотнести с тем, как "детально" полное дыхание многие сейчас описывают в современных книгах, ясное дело, что физически заполнить живот воздухом невозможно (можно в желудок, но это всего одна из техник), речь идет о задействовании диафрагмы. Также, конечно, имеет место быть "энергетический контекст" (т.е. движение энергии). Однако речи нигде не идет о том, с чего начинать - с легких или с живота, например, при вдохе. Я думаю, эти все "волновые версии" появились позднее, когда - сказать сложно, и кто у кого их первый начал копировать и разрабатывать две разные версии. Есть, кстати, еще и третья версия, "равномерная" (т.е. всеми одновременно отделами легких). Я лично, если честно, не заморачиваюсь (как это, судя по всему, в древности и делали :41:), просто вдыхаю глубоко и как оно само получается, так чтобы живот был задействован (коли уж о нем часто и говорится в древних текстах).

А вот относительно движения апаны на вдохе и праны на выдохе или наоборот - тема интересная, я видел первый вариант в текстах КШ, «Шатапатха-брахмане» и др., но есть и другие версии, надо поискать тексты, как будет время, разберем.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 32
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #49 : Август 18, 2017, 21:40:56 »

Техника полного дыхания описывается как начинается со вдоха с живота и затем вверх. Но есть и другое описание, там говорят нужно начинать с грудной клетки и затем живот.

По правде говоря, в древних текстах я не встречал такого, чтобы было описание "волны" снизу или сверху, часто описывают все просто в духе "сделал вдох и сделал выдох". Но часто встречаются рекомендации относительно задействования живота. Ниже пара примеров.

«Хатха-йога прадипика», в описании бхастрики:

Когда живот станет полным вдохнутого воздуха, закрой ноздри большим, средним и малым пальцами. 2.64

«Даттатреяйогашастра»:

Он (Йоги) должен вдохнуть через правую ноздрю, мягко заполнив свой живот. После задержки настолько долгой, насколько возможно, он должен спокойно выдохнуть через левую ноздрю. 63.

«Йога-биджа»:

Пусть мудрый йогин вдохнет воздух через обе нади по сторонам кундалини и задержит его в животе, после чего выдохнет вновь через иду. 104.

«Вивека-мартанда»:

Вдыхая через солнечную ноздрю, следует медленно наполнить живот воздухом, затем, согласно методу, задержать дыхание, после чего выдохнуть через лунную ноздрю. 100.

Примеров много, но все их сложно соотнести с тем, как "детально" полное дыхание многие сейчас описывают в современных книгах, ясное дело, что физически заполнить живот воздухом невозможно (можно в желудок, но это всего одна из техник), речь идет о задействовании диафрагмы. Также, конечно, имеет место быть "энергетический контекст" (т.е. движение энергии). Однако речи нигде не идет о том, с чего начинать - с легких или с живота, например, при вдохе. Я думаю, эти все "волновые версии" появились позднее, когда - сказать сложно, и кто у кого их первый начал копировать и разрабатывать две разные версии. Есть, кстати, еще и третья версия, "равномерная" (т.е. всеми одновременно отделами легких). Я лично, если честно, не заморачиваюсь (как это, судя по всему, в древности и делали :41:), просто вдыхаю глубоко и как оно само получается, так чтобы живот был задействован (коли уж о нем часто и говорится в древних текстах).

Здравствуйте! Конечно вы правы по поводу текстов, и я скорее всего немного в общее смешал из источников, но не намеренно, иногда например современные авторы свои длинные объяснения подводят под сутру, и уже часто забывается о чем было в первоисточнике  :130:
 Но вот что интересно с другой стороны. Допустим в традиционном подходе не существовало акцента на направление дыхания и связи с праной. И то, что описывается только как наполнение живота, но тогда получается ведь и "полного дыхания" как такового нет традиционно? Оно появляется в современных разъяснениях.

Извиняюсь что пишу много текста, но сложно сформулировать такие вопросы, чтобы получилось как более изначально.
 Непонятна тема, какую роль играет связь направления дыхания с направлением праны, пусть и только в современных трактовках это выделили. И для чего эта связь с дыханием. Если на вдохе может происходить и одно направление и другое, то зачем вообще тогда эта привязка к дыханию в "энергетическом контексте"? Получается любую крийю можно сочинить как у многих учителей. У Сатьянанды С. есть курс Крий -йоги, там в первом упражнении на вдохе прана-сознания поднимается до груди, а на выдохе проходит дальше, в область головы. Тогда выходит, основная цель всех этих направлений - как объект концентрации, для сознания, а не столько для "энергетического контекста", хотя понятно что это взаимосвязано

В техниках ВБТ первые несколько - наблюдение за дыханием. Вдох и выдох отслеживается, и у меня лично ум при этом начинает искать направление этого тонкого внутреннего вдоха и выдоха и движения пран, но устойчивого ничего не находит. Получается эффективность дахараны теряется, поскольку объектом становится сам поиск рисунка дыхания. А если знать как лучше и эффективнее с точки зрения "энергетического контекста", тогда бы разрешилось много противоречий.
 Поэтому хоть и не заморачиваюсь обычно над таким в пранаямах, но переодически время от времени всплывает мысль, что было бы неплохо восполнить пробел в понимании, чтобы не "искать" постоянно от незнания  :140:

Цитировать
А вот относительно движения апаны на вдохе и праны на выдохе или наоборот - тема интересная, я видел первый вариант в текстах КШ, «Шатапатха-брахмане» и др., но есть и другие версии, надо поискать тексты, как будет время, разберем.
Спасибо, было бы интересно. Видел несколько обсуждений этой темы здесь, правда при моем уровни ясности и понимания не внесло. Спрашивали например, с чем соотносится вдох,а счем выдох, в одних источниках якобы с праной в других с апаной. Включает ли в себя этот вопрос другой - как ведут себя прана и апана уже непосредственно относительно вдоха и выдоха, по этой теме видел только определение что прана имеет тенденцию к подъему вверх, а апана вниз и как тогда лучше производить объединение, на вдохе или на выдохе, такой же вопрос тогда возникает и относительно одновременного выполнения трех замков, чем отличается на вдохе и после выдоха.

Записан