Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 10840 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Durganath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 146
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #75 : Август 10, 2018, 19:59:56 »

Спасибо, Гуруджи, это очень интересно!
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 239
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #76 : Август 12, 2018, 19:58:29 »

Алеш!
Так то же именно попадает в центральный канал ( а именно в брахманади)? Апана+Прана усиленная Саманой в манипуре? И как попадают ? Через муладхару? Но мы поднялись уже до манипуры? Иногда пишут что мулабандхой в этих техниках вверх поднимают сексуальную энергию а чем она отличается от Апаны? И как эти же техники заставляют войти в сушумну кундалини? :07:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6311
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #77 : Август 16, 2018, 10:40:01 »

Адеш!

Так то же именно попадает в центральный канал ( а именно в брахманади)? Апана+Прана усиленная Саманой в манипуре? И как попадают ? Через муладхару? Но мы поднялись уже до манипуры? Иногда пишут что мулабандхой в этих техниках вверх поднимают сексуальную энергию а чем она отличается от Апаны? И как эти же техники заставляют войти в сушумну кундалини? :07:

Я могу, если вы не против, сказать на основе своего опыта, как практического, так и основанного на знании текстов. Тексты все в чем-то сходятся, а в чем-то для кого-то иногда кажутся разрозненными. Об опыте я могу говорить только наиболее существенном и том, что лично у меня не вызывает сомнения.

Прана и апана - это вдох и выдох, которые или предельно укорачиваются и успокаиваются, или останавливаются полностью, когда вы находитесь в очень глубокой концентрации. А концентрация, если она достаточно глубокая, всегда сопровождается, как минимум, замедлением дыхания и соединением праны и апаны в сушумне. Остальные праны, по моему личному опыту, "подтягиваются" в сушумну вслед за праной и апаной. Да, я могу сказать, что это происходит фактически одновременно.

Говорить "адекватным" языком о том, что такое сушумна, или брахма-нади, я считаю, нереально. Потому что это зависит не от моего желания, но также от психофизического состояния того, кто меня воспринимает на должном уровне (если это вообще именно так). Ни я, ни кто-либо другой не может передать это знание, если человек при этом сам не пробудил сушумну и не имеет опыта глубокой самьямы. Мой опыт показывает, что проще не говорить мне что-либо вообще, занимаясь неблагодарной деятельностью, чем стать "радио" для самого себя или других. Сушумна - это портал в другую жизнь, если хотите. Ее потому и описывают именно так, что наш ум не вместит в себя ее суть. Например, тексты говорят, что сушумна во много раз тоньше волоса и в тоже время она содержит в себе всю вселенную. Это же суицид для ума. И пока это не случится, хоть как ты жонглируй информацией, феноменальными категориями и всяческими примерами, и, тем более, верь в техническую панацею (чем живут многие нынешние йога-тычеры и йогнутый народ). Все хотят получить что-то очень грандиозное, при этом доведя халяву до самого невозможного ее предела, валяясь в кровати и постукивая в клавиши, типа: "Нисаргадатта Махарадж сказал вот так-то", "А какой по сравнению с нами со всеми был милашка Рамана Махарши". 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 76
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #78 : Август 16, 2018, 21:14:59 »

Долго рассуждал и соотносил со своим маленьким опытом, как все-таки изловчиться чтобы маха-бандху встроить и соотнести с пранаямами, но последний пост ГуруДжи все разрушил, даже полегчало , спасибо что вы есть и несете направление. Даже иногда страшно подумать, если бы этот форум и ваши наставления не нашел, какие бы представления оставались? А с другой стороны - а сам-то сейчас в каком состоянии и отдалении от понимания, - все так же бесконечно)))))
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6311
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #79 : Август 17, 2018, 13:07:55 »

Что касается сексуальной энергии, я думаю, ее можно считать Кундалини. Сублимация этой энергии и пробуждение Кундалини между собой связаны, но это не означает, что должна атрофироваться половая функция и т.п., как некоторые это понимают.

Что касается апаны и праны, в целом тексты часто их соотносят с разными категориями, или сущностями: с надой и бинду, Шивой и Шакти, сознанием и витальной силой и т.д. Т.е., получается, их объединение означает растворение друг в друге. Тут, опять же, те же сексуальные элементы: при оргазме Шакти или Шива превращаются в красную или белую бинду, как сущностные элементы Шивы и Шакти. Ну а что при оргазме бывает, все знают: наступает "шантика" (умиротворение), или лайя (растворение), или символическая смерть с преображением. Т.е. слияние праны и апаны в сушумне порождает полное спокойствие, чистоту, трезвость, отсутствие напряжения, одним словом, здоровое состояние ума и психики в целом, что делает здоровым и тело. Потому полноценное пробуждение сушумны описано парадоксами: с одной стороны, это смерть, а с другой - это моральное и психическое оздоровление, наступает "перезапуск системы".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6311
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #80 : Август 18, 2018, 04:36:19 »

Ранее я обещал расширить тему относительно "внутреннего огня". Я случайно обнаружил очень интересное описание источника внутренней "нады", которое встречается в одной из самых ранних Упанишад, "Брихадараньяка". Шлока из нее также повторяется и в "Майтри-упанишаде" (2.6.).

बृहदारण्यक उपनिषद् bṛhadāraṇyaka upaniṣad  5.11.9

अयमग्निर्वैश्वानरो योऽयमन्तः पुरुषे येनेदमन्नं पच्यते यदिदमद्यते तस्यैष घोषो भवति यमेतत्कर्णावपिधाय शृणोति स यदोत्क्रमिष्यन्भवति नैनं घोषं शृणोति

ayamagnirvaiśvānaro yo'yamantaḥ puruṣe yenedamannaṃ pacyate yadidamadyate tasyaiṣa ghoṣo bhavati yametatkarṇāvapidhāya śṛṇoti sa yadotkramiṣyanbhavati nainaṃ ghoṣaṃ śṛṇoti

अयम् अग्निः этот огонь, वैश्वानरः в виде вселенского человека, योऽयमन्तः पुरुषे который находится внутри живых существ, येनेदमन्नं पच्यते यदिदमद्यते благодаря ему переваривается пища, которую вкушают. तस्यैष घोषो भवति यमेतत्कर्णावपिधाय शृणोति स Он (человек) слышит именно тот шум, когда закрывает уши. यदोत्क्रमिष्यन्भवति नैनं घोषं शृणोति (Однако) когда он умирает, он не слышит этого звука.

Вайшванара в Ведах – очень почитаемое божество, примерно как и Агни, и часто с ним отождествляется. Также это одно из божеств, на которое рекомендует совершать дхьяну "Йогаяджнявалькья" и "Васиштха-самхита". Мы можем найти немало параллелей со многими источниками йоги. Например, "Хатха-йога-прадипика" говорит следующее: 

यदा तु नाडीशुद्धिः स्यात्तथा चिह्नानि बाह्यतः।
कायस्य कृशता कान्तिस्तदा जायेत निश्चितम्॥१९॥

yadā tu nāḍīśuddhiḥ syāttathā cihnāni bāhyataḥ|
kāyasya kṛśatā kāntistadā jāyeta niścitam||19||

Когда нади очищены, тогда появляются внешние признаки, стройность и сияние тела, йогин имеет успех вне сомнений.

यथेष्टं धारणं वायोरनलस्य प्रदीपनम्।
नादाभिव्यक्तिरारोग्यं जायते नाडिशोधनात् ॥२०॥

yatheṣṭaṁ dhāraṇaṁ vāyoranalasya pradīpanam|
nādābhivyaktirārogyaṁ jāyate nāḍiśodhanāt ||20||
 
Если йогин может удерживать жизненную силу (имеется в виду кумбхака), усиливается сияние и внутренний огонь. При очищенных каналах слышны звуки нады, побеждаются болезни.

Конечно, есть разные виды агни в теле, среди которых джатхарагни считается особо значимым. Но понятие "здоровья" с точки зрения простого человека и йогина может быть не одним и тем же. Йогины не ставят перед собой цель стать просто здоровыми, для них цель, скорее, самадхи. Потому ритуал внутреннего и внешнего огня для грихастхи, многих тантриков и для санньясина имеет разные уровни. Йогин внутренний огонь пробуждает только в сушумне, "умирая" для внешнего мира. Поначалу вместе с огнем, светом появляются и звуки нады, но при полной реализации даже мельчайшие колебания прана-спанданы угасают. Вышеупомянутая "Майтри-упанишад" (6.22) говорит о двух видах Брахмана: это Шабда-брахман, который проявляется в звуке, и Парабрахман, где звук исчезает.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Ocean

  • *
  • Сообщений: 34
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #81 : Август 18, 2018, 12:42:57 »

Прана и апана - это вдох и выдох, которые или предельно укорачиваются и успокаиваются, или останавливаются полностью, когда вы находитесь в очень глубокой концентрации. А концентрация, если она достаточно глубокая, всегда сопровождается, как минимум, замедлением дыхания и соединением праны и апаны в сушумне. Остальные праны, по моему личному опыту, "подтягиваются" в сушумну вслед за праной и апаной. Да, я могу сказать, что это происходит фактически одновременно.
Спасибо Гуру джи, очень ценные разъяснения!
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 76
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #82 : Август 18, 2018, 18:18:53 »

Алеш!
Так то же именно попадает в центральный канал ( а именно в брахманади)? Апана+Прана усиленная Саманой в манипуре? И как попадают ? Через муладхару? Но мы поднялись уже до манипуры? Иногда пишут что мулабандхой в этих техниках вверх поднимают сексуальную энергию а чем она отличается от Апаны? И как эти же техники заставляют войти в сушумну кундалини? :07:
Анологичного плана вопросы всегда возникают. Я все-таки выскажу приземленно-исследовательский взгляд,
немного отвлекусь от главной темы, выскажу предположение, что многие термины эзотерики "замусорены" современной популяризацией.. Поэтому как часто упоминает Гуруджи, самому, вне традиции о них адекватного представления вряд ли получить.
Мне проще понимать становится, когда отбросить представления сложившиееся по многочисленным трактовкам. Если написано апана отвечает за выделение, а верхние праны за отрыжку или моргание, может надумываться много лишних представлений, а на деле-то ничего выдумывать не нужно, все как написано так и есть, если понаблюдать внутрь, посоотносить проявления многих телесных процессов :17:
С научно-потребительской внедуховной точки зрения я бы назвал сбор пран в указанных местах как инструмент внутреннего воздействия, для помощи концентрации, если от груди опускать ощущения("вайю" или "нервных импульсов") вниз, а снизу в свою очередь вверх и подключать уддияну для сжатия, возникает более спонтанная дахарана на указанной области, что должно "пробуждать" участок позвоночника. Еще в некоторых источниках говорят о входе праны в сушумну на различных более высоких участках, мне кажется это имеет смысл с такой точки зрения.
Записан