Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 8355 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #30 : Март 03, 2017, 12:27:27 »

Вот если носовая перегоротка искревлена и через правую ноздрю обычно поступает намного больше воздуха чем через левую как это может отражаться на энергосистеме? Пробовал делать анулома-вилома пранаяму вообщем голова разболелась немного.

У меня были ученики, которые занимались БИ, и были проблемы подобные, но по наблюдениям, как опыт показал, зависит от того, насколько это сильно (смещение). У тонкого тела больше возможностей, чем у грубого, потому его мерить грубым надо осторожно. Любые травмы сами по себе – это показатель нашей кармы, потому это все для духовной работы дано нам, а не для одних физических техник, как их понимает большинство. Если возникают головные боли, я бы не советовал делать анулома-вилому, особенно с форсированием возможностей вдоха и выдоха, поначалу лучше просто глубокое и растянутое дыхание. И желательно комбинировать дыхание с расслаблением и дхьяной, тем более, пранаяма делается для целей дхьяны в основном. Эффекты от лечения пранаямой, конечно, есть, но они не главная ее цель, это нужно четко усвоить. Йога – это как минимум психофизическая практика, а вообще духовная, но не просто физическая, потому надо помнить, что основная работа происходит в сознании. При духовных изменениях все, что нужно, самопроизвольно "отстроится" на физике, все происходит по Воле свыше, а йоги учатся именно этому следовать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #31 : Март 03, 2017, 13:11:48 »

Есть попеременное дыхание через левую, а потом через правую ноздрю с зажатием в определённой мудре.
Если совсем конкретно, то как это точно надо практиковать и с какой мудрой? Три раза в день или четыре???
Использовать ли при этом БАНДХИ? или бандхи потом?

Я не принадлежу ни к какой религиозной или мистической конфессии и именно интуиция мне подсказывает, что надо делать (но без конкретики конечно). И вот сейчас совершенно ясно, что надо практиковать разные бандхи, и пранаямы... Нужен ценный практический совет по этой теме. В трактатах много есть инфо на эту тему, но некоторые аспекты неясны и отличаются по методам...

Обычно рекомендуют вишну-мудру, но древние тексты вообще редко касаются деталей и того, какую мудру надо держать, говорят просто о перекрытии ноздрей. Потому многие современные школы – кто какие используют или вообще никак их не называют. Есть, правда, еще тантрики, кто эту пранаяму используют в ритуале, они в вишну-мудру кладут цветок, рис, например, могут совмещать с санкальпой (намерением в пудже), потом сразу же делают пранаяму.

Тексты хатха-йоги дают разные рекомендации, когда и сколько делать эту пранаяму, одни – четыре, другие – три или два. Я считаю, что такой алгоритм носит религиозный характер. В Индии есть понятие "сандхья", когда они молятся (пуджу делают). Так как праняма – это важный элемент в пудже, а используют они в ней не что иное, как нади-шуддхи пранаяму, то я думаю, оттуда это все и пришло. Тантрики имеют четыре сандхьи, а некоторые даже и пять. Но чаще в индуизме популярны три сандхьи. Натхи в своих храмах в основном почитают Бога, Гуру или их вместе – два раза (на стыке ночи и дня, символы луны и солнца и т.п.). Есть еще распространенный принцип: если у тебя вообще нет времени на пуджу, делай почитание, хотя бы когда проснулся, день надо начинать с "памятования о Боге и Гуру" и т.д. (всего духовного, одним словом). Ну и что, после всего этого я могу вам сказать, сколько раз делать?

Надо понять сначала, зачем они это все делали, и именно согласно традиции. Это составная часть духовной практики, т.е. молитвы, дхьяны, пуджи, бхаваны и т.д. А сколько вам делать, вы сами решайте для себя, в зависимости от того, как вам время позволяет, от того, сколько вы чувствуете в себе потребности глубокого "общения с высшим", со своей душой и т.д. Но это все должно быть не спортом, а естественной потребностью вашего ума, души и тела. Делайте хотя бы утром, если можете больше, то больше, например, утром и вечером, в зависимости от того, насколько в вас решимость посвящать себя садхане, пути и т.п.

Вообще, это пища для размышлений, в первую очередь, практика, конечно, важна, но важна и ее цель (лакшья).

Кальянамасту.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #32 : Март 03, 2017, 14:15:29 »

Относительно бандх то же самое – надо понять, зачем они. Бандхи направляют прану на нужную лакшью (цель), а именно, в сушумну; когда активируется сушумна, то вы входите в дхьяну. В состоянии дхьяны смолкает дыхание (вдох и выдох), уравновешивается прана и апана. Т.е. остановка дыхания, активация сушумны и дхьяна связаны и часто происходят синхронно. А бандхи ведут прану и сознание к этому, но бандхи – это внешние вспомогательные элементы. Бандхи надо делать на задержке дыхания, чтобы активировать сушумну. Однако если вы ушли глубоко в созерцание (раджа-йогу), бандхи (как внешнюю практику) можно и вовсе оставить.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 73
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #33 : Август 08, 2017, 20:50:49 »

Здравствуйте. У меня давно зрел вопрос, потом я его игнорировал, но вот этот вопрос все равно периодически всплывает во время практики. На форуме по этой теме пока не нашел, может быть подскажет кто-то из практикующих знатоков, или Гуру.
 При вдыхании в одних упражнения советуется поднимать ощущение из низа живота или муладхары, а на выдохе наоборот опускать. Это хорошо сочетается с полным даханием, потому что вдох начинается с живота и потом распространяется вверх. И с подъемом жизненной силы - праны по чакрам тоже сочетается.
 В других источниках говорится иначе: при вдохе отслеживать дыхание как поступающее внутрь и вниз,а при выдохе как выходящее.
Можно как-то пролить свет на эти два разных метода? Какой лучше использовать во время отслеживания нерегулируемого дыхания, и какой в пранаямах типа нади-шодхана? Какое назначение у этих двух разных техник, и какой из них лучше подходит как адхара - опора для концентрации в пранаяме. Или в дхаране на дыхательном процессе. Чтобы перейти на какой-то один из этих методов,  а не рассредотачивать усилия по разным техникам.
Записан

grig

  • *
  • Сообщений: 276
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #34 : Август 08, 2017, 22:02:04 »

Здравствуйте. У меня давно зрел вопрос, потом я его игнорировал, но вот этот вопрос все равно периодически всплывает во время практики. На форуме по этой теме пока не нашел, может быть подскажет кто-то из практикующих знатоков, или Гуру.
 При вдыхании в одних упражнения советуется поднимать ощущение из низа живота или муладхары, а на выдохе наоборот опускать. Это хорошо сочетается с полным даханием, потому что вдох начинается с живота и потом распространяется вверх. И с подъемом жизненной силы - праны по чакрам тоже сочетается.
 В других источниках говорится иначе: при вдохе отслеживать дыхание как поступающее внутрь и вниз,а при выдохе как выходящее.
Можно как-то пролить свет на эти два разных метода? Какой лучше использовать во время отслеживания нерегулируемого дыхания, и какой в пранаямах типа нади-шодхана? Какое назначение у этих двух разных техник, и какой из них лучше подходит как адхара - опора для концентрации в пранаяме. Или в дхаране на дыхательном процессе. Чтобы перейти на какой-то один из этих методов,  а не рассредотачивать усилия по разным техникам.

А Вы, для начала, конкретизируйте источники и авторов  - кто рекомендует опускать прану а кто поднимать.
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 73
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #35 : Август 09, 2017, 09:36:36 »

А Вы, для начала, конкретизируйте источники и авторов  - кто рекомендует опускать прану а кто поднимать.
В том и дело что в разных источниках, причем как мне показалось применительно к одним и тем же процессам. Не совсем верно было бы говорить, что одни учат "полнимать", другие "опускать". И то и другое делается, но на разных фазах. Если разбирать какой-то конкретный процесс и упражнение к нему, то в объединении праны и апаны как мне показалось лучше подходит на вдохе поступление вниз, на задержке пытаться проникнуть в сушунму и на выдохе подъем. Но это всеравно не проливает свет в целом на вопрос. Вопрос был для чего одно, а для чего другое, заменяет ли одно другое и тд
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 73
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #36 : Август 09, 2017, 09:53:54 »

А Вы, для начала, конкретизируйте источники и авторов  - кто рекомендует опускать прану а кто поднимать.
А к чему это, как бы намек типа нефиг спрашивать, разберись где в каком источнике какой метод описывается и дойди своим умом? Вобщем-то я размышлял над этим сам, но не проясняется. Запутано как-то, чтобы так однозначно было ответить.
Вот для противоположного примера. Техника полного дыхания описывается как начинается со вдоха с живота и затем вверх. Но есть и другое описание, там говорят нужно начинать с грудной клетки и затем живот. Это очень явное расхождение, источник второго варианта - Г. Фоерштейн, по своим причинам он такое предложил. И наподобии такого, много разных несоответсвий, но в них все понятно, и расхождения не вызывают вопросов.

 Но с моим вопросом именно нет понимания общей картины, поэтому и спрашиваю. Короткое пояснение могло бы пролить свет на всю систему в целом.
В источниках в разных совершенно, в текстах классики и в современных, даже не упомнить теперь. Ну если из последнего что встречалось, метод "опускания праны" как вы пишете - на вдохе в надаунасандхане по источнику гуру Матсьендранатха. А если сразу "подъем праны" на вдохе, то по источнику Свами Шивананды.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #37 : Август 15, 2017, 22:01:02 »

Техника полного дыхания описывается как начинается со вдоха с живота и затем вверх. Но есть и другое описание, там говорят нужно начинать с грудной клетки и затем живот.

По правде говоря, в древних текстах я не встречал такого, чтобы было описание "волны" снизу или сверху, часто описывают все просто в духе "сделал вдох и сделал выдох". Но часто встречаются рекомендации относительно задействования живота. Ниже пара примеров.

«Хатха-йога прадипика», в описании бхастрики:

Когда живот станет полным вдохнутого воздуха, закрой ноздри большим, средним и малым пальцами. 2.64

«Даттатреяйогашастра»:

Он (Йоги) должен вдохнуть через правую ноздрю, мягко заполнив свой живот. После задержки настолько долгой, насколько возможно, он должен спокойно выдохнуть через левую ноздрю. 63.

«Йога-биджа»:

Пусть мудрый йогин вдохнет воздух через обе нади по сторонам кундалини и задержит его в животе, после чего выдохнет вновь через иду. 104.

«Вивека-мартанда»:

Вдыхая через солнечную ноздрю, следует медленно наполнить живот воздухом, затем, согласно методу, задержать дыхание, после чего выдохнуть через лунную ноздрю. 100.

Примеров много, но все их сложно соотнести с тем, как "детально" полное дыхание многие сейчас описывают в современных книгах, ясное дело, что физически заполнить живот воздухом невозможно (можно в желудок, но это всего одна из техник), речь идет о задействовании диафрагмы. Также, конечно, имеет место быть "энергетический контекст" (т.е. движение энергии). Однако речи нигде не идет о том, с чего начинать - с легких или с живота, например, при вдохе. Я думаю, эти все "волновые версии" появились позднее, когда - сказать сложно, и кто у кого их первый начал копировать и разрабатывать две разные версии. Есть, кстати, еще и третья версия, "равномерная" (т.е. всеми одновременно отделами легких). Я лично, если честно, не заморачиваюсь (как это, судя по всему, в древности и делали :41:), просто вдыхаю глубоко и как оно само получается, так чтобы живот был задействован (коли уж о нем часто и говорится в древних текстах).

А вот относительно движения апаны на вдохе и праны на выдохе или наоборот - тема интересная, я видел первый вариант в текстах КШ, «Шатапатха-брахмане» и др., но есть и другие версии, надо поискать тексты, как будет время, разберем.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 73
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #38 : Август 18, 2017, 21:40:56 »

Техника полного дыхания описывается как начинается со вдоха с живота и затем вверх. Но есть и другое описание, там говорят нужно начинать с грудной клетки и затем живот.

По правде говоря, в древних текстах я не встречал такого, чтобы было описание "волны" снизу или сверху, часто описывают все просто в духе "сделал вдох и сделал выдох". Но часто встречаются рекомендации относительно задействования живота. Ниже пара примеров.

«Хатха-йога прадипика», в описании бхастрики:

Когда живот станет полным вдохнутого воздуха, закрой ноздри большим, средним и малым пальцами. 2.64

«Даттатреяйогашастра»:

Он (Йоги) должен вдохнуть через правую ноздрю, мягко заполнив свой живот. После задержки настолько долгой, насколько возможно, он должен спокойно выдохнуть через левую ноздрю. 63.

«Йога-биджа»:

Пусть мудрый йогин вдохнет воздух через обе нади по сторонам кундалини и задержит его в животе, после чего выдохнет вновь через иду. 104.

«Вивека-мартанда»:

Вдыхая через солнечную ноздрю, следует медленно наполнить живот воздухом, затем, согласно методу, задержать дыхание, после чего выдохнуть через лунную ноздрю. 100.

Примеров много, но все их сложно соотнести с тем, как "детально" полное дыхание многие сейчас описывают в современных книгах, ясное дело, что физически заполнить живот воздухом невозможно (можно в желудок, но это всего одна из техник), речь идет о задействовании диафрагмы. Также, конечно, имеет место быть "энергетический контекст" (т.е. движение энергии). Однако речи нигде не идет о том, с чего начинать - с легких или с живота, например, при вдохе. Я думаю, эти все "волновые версии" появились позднее, когда - сказать сложно, и кто у кого их первый начал копировать и разрабатывать две разные версии. Есть, кстати, еще и третья версия, "равномерная" (т.е. всеми одновременно отделами легких). Я лично, если честно, не заморачиваюсь (как это, судя по всему, в древности и делали :41:), просто вдыхаю глубоко и как оно само получается, так чтобы живот был задействован (коли уж о нем часто и говорится в древних текстах).

Здравствуйте! Конечно вы правы по поводу текстов, и я скорее всего немного в общее смешал из источников, но не намеренно, иногда например современные авторы свои длинные объяснения подводят под сутру, и уже часто забывается о чем было в первоисточнике  :130:
 Но вот что интересно с другой стороны. Допустим в традиционном подходе не существовало акцента на направление дыхания и связи с праной. И то, что описывается только как наполнение живота, но тогда получается ведь и "полного дыхания" как такового нет традиционно? Оно появляется в современных разъяснениях.

Извиняюсь что пишу много текста, но сложно сформулировать такие вопросы, чтобы получилось как более изначально.
 Непонятна тема, какую роль играет связь направления дыхания с направлением праны, пусть и только в современных трактовках это выделили. И для чего эта связь с дыханием. Если на вдохе может происходить и одно направление и другое, то зачем вообще тогда эта привязка к дыханию в "энергетическом контексте"? Получается любую крийю можно сочинить как у многих учителей. У Сатьянанды С. есть курс Крий -йоги, там в первом упражнении на вдохе прана-сознания поднимается до груди, а на выдохе проходит дальше, в область головы. Тогда выходит, основная цель всех этих направлений - как объект концентрации, для сознания, а не столько для "энергетического контекста", хотя понятно что это взаимосвязано

В техниках ВБТ первые несколько - наблюдение за дыханием. Вдох и выдох отслеживается, и у меня лично ум при этом начинает искать направление этого тонкого внутреннего вдоха и выдоха и движения пран, но устойчивого ничего не находит. Получается эффективность дахараны теряется, поскольку объектом становится сам поиск рисунка дыхания. А если знать как лучше и эффективнее с точки зрения "энергетического контекста", тогда бы разрешилось много противоречий.
 Поэтому хоть и не заморачиваюсь обычно над таким в пранаямах, но переодически время от времени всплывает мысль, что было бы неплохо восполнить пробел в понимании, чтобы не "искать" постоянно от незнания  :140:

Цитировать
А вот относительно движения апаны на вдохе и праны на выдохе или наоборот - тема интересная, я видел первый вариант в текстах КШ, «Шатапатха-брахмане» и др., но есть и другие версии, надо поискать тексты, как будет время, разберем.
Спасибо, было бы интересно. Видел несколько обсуждений этой темы здесь, правда при моем уровне, ясности и понимания не внесло. Спрашивали например, с чем соотносится вдох,а счем выдох, в одних источниках якобы с праной в других с апаной. Включает ли в себя этот вопрос другой - как ведут себя прана и апана уже непосредственно относительно вдоха и выдоха, по этой теме видел только определение что прана имеет тенденцию к подъему вверх, а апана вниз и как тогда лучше производить объединение, на вдохе или на выдохе, такой же вопрос тогда возникает и относительно одновременного выполнения трех замков, чем отличается на вдохе и после выдоха.

Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 73
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #39 : Август 20, 2017, 11:50:15 »

Есть, кстати, еще и третья версия, "равномерная" (т.е. всеми одновременно отделами легких).

Мне кажется это очень хорошая версия для Бхастрики, начинает работать именно как меха по ощущениям, когда не только животом, а по всему объему вдох-выдох.
 И еще немного добавить перекрытие горла как в уджайи. Такого сочетания не видел где-либо, это скорее мой личный опыт, как лучше способствует погружению в пранаяму-бхастрику.
По поводу бхастрики и капалабхати тут выше обсуждали их возможные опасности и вред, и у меня давно возник вопрос. Как же все-таки соотносится в общем концепция ограничения, утончения и удержания дыхания с такой интенсивной пранаямой как бхастрика. Польза ощущается от неё, но получается согласно метафизическим толкованиям она скорее ведет к приближению смерти чем жизни.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #40 : Август 22, 2017, 16:01:49 »

Я думаю, тут много путаницы в связи с разными факторами. Начнем с перевода. Корень "ан" означает дыхание, префикс "пра" - вперед и "ана" - дыхание, т.е. "дыхание вперед". Апана - от "апа" - во вне и "ана" - дышать. Точно так же, как "сама" и "ана" (уравновешенное дыхание) или удана - от "уд" (вверх) и "ана" дыхание (дыхание вверх),  ви - раздельно и "ана" – дыхание, т.е. распределенное дыхание (в разных частях тела). Ну и под дыханием подразумевается не всегда только дыхание как физический процесс, вы ведь видите хотя бы на примере дыхания "распределенного по телу". Я уже не беру для примера такое описание праны, как "Прана-сукта" из «Атхарва-веды», это гимн, посвященный Пране как самому Абсолюту. Т.е. это некая пульсирующая сила или энергия. Если мы переведем прану как "дыхание вперед", то тут легче вывести смысл, что это дыхание, исходящее из ноздрей, т.е. выдох, что чаще всего подразумевается в Тантрах и во многих йогических текстах. Однако бывают и странности в интерпретациях, вот вам пример из «Вивека-мартанды»:

कृत्वा सम्पुटितौ करौ दृढतरं बद्ध्वा तु पद्मासनं
गाढं वक्षसि सन्निधाय चिबुकं ध्यात्वा च  तच्चेतसा।
वारं वारमपानमूर्ध्वमनिलंप्रोच्चारयेत् पूरयन्
मुञ्चन् प्राणमुपैतिबोधमतुलं शक्तिप्रबोधान्नरः॥५७॥

kṛtvā sampuṭitau karau dṛḍhataraṁ baddhvā tu padmāsanaṁ
gāḍhaṁ vakṣasi sannidhāya cibukaṁ dhyātvā ca  taccetasā |
vāraṁ vāramapānamūrdhvamanilaṁproccārayet pūrayan
muñcan prāṇamupaitibodhamatulaṁ śaktiprabodhānnaraḥ ||57||

Сложив вместе ладони, прижав их к груди, сев в падмасану и прижав к груди подбородок, следует медитировать. На вдохе следует раз за разом поднимать вверх огонь апаны, а на выдохе [опускать] прану. Так Шакти быстро пробудится. || 57 ||

Можно ли интерпретировать апану как "выходящую" то вниз, то вверх или выходящую вверх по сушумне? Можно, легко. Она объединяется с праной и по сушумне идет вверх. Тут еще вопрос, что считать верхом и что низом, и относительно чего. Апану, например, часто связывают с "движением вниз", потому что она входит в легкие, а потом движется внутри них вниз и проявляется в виде выхода мочи, испражнений, крови у женщин при менструации, также при выходе плода из матки, при выходе половых секреций, иногда также и пота. А прана - движение вперед из легких, внутри них получается вверх, а вот если дыхание выходит из ноздрей наружу, то тогда оно там идет вниз. Есть система двадашанты от ноздрей, или, например, измерение силы выходящего дыхания и по нему – уровня "расхода жизненной силы". То же самое входящий воздух, часто трактуемый как апана, - в ноздрях он как бы вверх втягивается, а в легких, наоборот, идет вниз. Я думаю, что термин "прана", который часто в Ведах (и не только) описан как прародитель всего, означает нечто, из чего выходит все мироздание и что пульсирует во всем сущем, живет т.е. То, что запредельно, о том сложно, конечно, говорить как о чем-то живом, но это тоже живое, в латентной форме, это тоже жизненная сила, но не проявленная. Как бы там ни было, все разногласия исчезнут, когда мы поймем условность всех обозначений, широту значений понятия "прана", а также основную цель пранаямы. Об этом очень просто мне говорил Шьямакант Двиведи, что есть Асиддха-прана - та энергия, которая бесконтрольна, как и наш ум, и которая бегает то туда, то сюда, и Сиддха-прана - та, которая движется в сушумне. Фактически другие термины йоги говорят о том же самом, например, самадхи - "собирание внимания воедино" или пратьяхара - "забирание обратно". Куда забирать обратно? Туда, где оно было изначально, т.е. в то, что является врожденным (сахаджа) и естественным, куда-то, что вы считаете самым важным и основным: сушумна, звук анахата, Атман и т.д., и т.п. Просто проблемы в том, что современная "йога" утратила свои главные ориентиры и большинство ныне практикующих с серьезным выражением себя "ковыряются в луже", а если это ковыряние многолетнее, то тогда мы имеем "опытного практика", таких часто уже не способна вылечить и психбольница. Просто мало кто может даже поверить в то, что большая часть человечества, "занимающаяся йогой", это просто легальные шизофреники.

Поверить сложно, потому что их большинство, ведь "большинство же не ошибается".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #41 : Август 22, 2017, 17:11:59 »

Приведу несколько примеров из «Хатхайога прадипики»:

अथ प्लाविनी।

अन्तः प्रवर्तितोदारमारुतापूरितोदरः।
पयस्यगाधेऽपि सुखात्प्लवते पद्मपत्रवत्॥७०॥
atha plāvinī|

antaḥ pravartitodāramārutāpūritodaraḥ|
payasyagādhe'pi sukhātplavate padmapatravat||70||

Сейчас плавини.
Наполни легкие воздухом до предела и ты сможешь свободно двигаться по воде подобно плавающему листу лотоса. 2.70.

Используется термин आपूरित āpūrita - "наполненный", слово пурака पूरक pūraka, которое переводят как вдох, означает, на самом деле (от "наполнение" или "заполнение") также полный или целый. Там в самом термине уже есть идея полноты, корень पूर pūra - означает переполнение.
Однако, как я выше уже говорил в другом посте, понятие дыхание у них не совсем то, как это многие понимают. В связи с этим и "переполнение" может "противоречить физиологии", вот вам новый пример из «Хатхайога прадипики»:

आकेशादानखाग्राच्च निरोधावधि कुम्भयेत्।
ततः शनैः सव्यनाड्या रेचयेत्पवनं शनैः॥४९॥

ākeśādānakhāgrācca nirodhāvadhi kumbhayet।
tataḥ śanaiḥ savyanāḍyā recayetpavanaṃ śanaiḥ॥49॥

Он задерживает дыхание, пока воздух не удержится во всем его теле от ногтей пальцев до кончиков волос (макушки). Затем он медленно делает выдох.  2.49.

Тексты йоги описаны не физично, даже если это там и "физические упражнения", потому все упражнения - это комбинация медитации и физической активности. Это полное дыхание как в физическом смысле, так и в энергетическом.
Надеюсь продолжить эту тему, потому что там еще много может быть "непоняток", и это неудивительно, ибо знание - это и есть реализация, полное знание - полная реализация. Потому есть повод и много изучать, и много реализовывать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

grig

  • *
  • Сообщений: 276
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #42 : Август 22, 2017, 20:46:22 »


Я думаю, тут много путаницы в связи с

На вдохе следует раз за разом поднимать вверх огонь апаны,       


Как бы там ни было, все разногласия исчезнут, когда мы поймем условности всех обозначений, широту значений понятия "прана", а также основную цель пранаямы.

Адеш!
Огонь апаны??? Странно что говорится об ОГНе Апаны.  я думал Апана это вода Самана - огонь который апану+прану усиливает и вся эта троитца отправляется в Кумбхака в центральный канал. И основная цель всех пранаям (которые суть - предварительные практики) чистка и расширение каналов. А когда праны/энергии в системе много то ничинается главное в хатке - мудры.

Думаю что отношение ваю к стихиям воды огня итд... это все условно художественно. Я раньше заморачивлся не мог понять отличие энергии бегущей по каналу от ваю. Потом принял что энергия в каналах (прана или Ци) это одно. А ваю это более тонкое образование и можно сравнить как ток в проводе и электромагнитное поле вокруг него.

А ещё любопытно что дотошность и детальность даосизма не удосужилась вниманием ветры - Ваю. Больше о каналах и точках говорят)
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #43 : Август 22, 2017, 22:28:04 »

Верно, Grig!

Есть книга, изданная в Горакхпуре, и там такое в комментарии на хинди к их переводу, они так термин अनिलं anilaṃ истрактовали. Но, пожалуй, вы абсолютно правы, речь скорее о жизненной силе, которая प्रोत्सारयन् (направляется) ऊर्ध्वम् (вверх). Скорее так - апану направить вверх, а прану - न्यञ्चन् (вниз), и йогин обретает пробужденную мудрость посредством Шакти.

Цитировать
Думаю что отношение ваю к стихиям воды огня итд... это все условно художественно.

Они часто описывают так, что для привычного технаря сложно понять, что с этим делать, вот, например, в "Джогапрадипике" и "Горакша-йога манджари" есть маханкуша-мудра. Говорится, что ум подобен слону, гуляющему в лесу сердца практикующего, полного волнений, и нужно посредством "анкуша" стрекала праны (жизненной силы или дыхания) захватить этого слона. С другой стороны, иногда некоторые художественные визуализации могут "оживлять" практику. Просто эти описания для современного человека, привыкшего к совсем иным реалиям, несколько выносомозговые. Я вот иногда вспоминаю, как лет 20 назад записывал все на бумаге, пользовался книгами бумажными, а сейчас настолько привык к современным технологиям, что порой бывает сложно вспомнить прошлые реалии. А тогда сложно было представить то, что в плане информации есть сейчас, сейчас роботы иногда интеллектом кое в чем превосходят людей, даже во многом. И это всего лишь 20 лет. Я когда над всем этим задумываюсь, то автоматически "художественность" текстов меня уже не пугает, а даже, наоборот, весьма резонирует с телесными процессами, становясь не исключительно физикой или психикой, а психофизикой.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6342
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #44 : Август 22, 2017, 22:40:14 »

Относительно праны и вайю. Я думаю, оба понятия зависят от конкретной системы, сампрадаи и т.д. Возможно, для какого-нибудь аюрведиста пять пран будут просто энергиями, связанными с теми или иными жизненными функциями, а, например, для кашмирских шайвов пять пран связаны с состояниями сознания от джаграт до турьятиты. Я тут упоминал уже про "Прана-суктам" из "Атхарва-Веды", но, что самое интересное, есть точно так же и гимн из "Ригведы" почитания Вайю как Божества. Есть источники, которые даже их обоих абсолютизируют. Я посмотрю, если будет время, попробую их оба отыскать, выложу или тут, или у нас в блогах, так как многие даже не знают о существовании подобного.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.