Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Пранаяма - самое начало  (Прочитано 5957 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #60 : Август 25, 2017, 18:20:40 »

но у меня каждый раз вопрос при этом возникает, а разве должен быть в этом какой-то обязательный стандарт с древности? имеется ввиду "энергетический контекст". Есть какие-то наверное общие принципы к которым стремятся те или иные проявления, но с другой стороны и тексты с подробностями появились только в средние века, а в начале вед и других текстов, даже самого понятия йога еще не сформировалось. Я к тому это говорю, что может быть и рабочими современными методами, несмотря что не имеет под собой древней основы, или не может? Здесь я не пытаюсь затронуть основы традиций как носителей всех таких методов.

Большинство более-менее древних и классических текстов по йоге часто буквально дублируют какие-то куски друг друга, иногда прямо слово в слово, а иногда и на уровне главных идей, бывает и с какими-то своими нюансами. И я, честно говоря, не вижу никакой разницы между частями текстов вайшнавских, разных шайвовских, шактийских и др., которые содержат йога-практики. Часто встречаются там практики йоги полностью идентичные, и таких много, хотя есть и свои "вставления" на йогические методы от этих сампрадай. Потому я и думаю, что натхи, с одной стороны, выбрали йогу как то, что есть у всех, и то, что едино, но они могут почитать разных Иштадеват. "Энергетический контекст", конечно, у натхов взят за основу, это такие элементы, как нада-бинду, свет-звук, со-хам, т.е. сах и ахам, солнце-луна, Шива-Шакти и т.д. Потому и посвящений основных два, одно - символ звука нады, а другое - бинду и света, все это отразилось на ритуальных элементах, атрибутах. Это, в общем-то, эссенция всех традиций и практик, потому йога - это самая высокая из практик, какую только могло человечество развить.

На тему "полезны ли модерновые методы" я думал всегда и давно. В них не было бы необходимости, если практик достаточно серьезен сам по себе. Но некоторым таким мастерам иногда приходится взаимодействовать с другими людьми, которые отличаются в зависимости от времени и места, тогда новые техники рождаются от "подстроек". Как бы там ни было, если мастер способен это встроить в свою реализацию в области сущностного в Традиции, то почему бы и нет. На данный момент лично я, видя такое обилие информации даже традиционной, имея источники на санскрите и хинди, автоматически прихожу к выводу, что даже в них перебор. Даже на всех них не хватит времени, а время надо же трать только на лучшие, уже по той причине, что времени крайне мало.

Цитировать
Еще вот этот момент, может ил быть тогда сама пранаяма и принятие энергии, управленией ей, выступать как в качестве пуджи или поклонения, вместо кокнкретных форм и характеров божетсв?

Может, конечно, я не так давно обсуждал эту тему с моей ученицей, Тарой Микаэль. Относительно термина "йога" нашли самое раннее упоминание в Ригведе, где он использовался в связи с ритуалом агнихотры. Брахман, совершавший ритуал, на определенной его части, сидя в устойчивой позиции, перемещал свое сознание на небеса. Потом он возвращался, и это порождало санскару на то, чтобы при оставлении им тела уйти на Сваргалоку. Далее, Упанишады, которые легли в основу Веданты и по сути являются "овнутрением" методов "карма-канды" (ведической ритуалистики), в большей степени связаны с йогой. Просто как можно понять значение сущностных элементов йоги и ритуалистики, из которой они многое взяли, не понимая ту же ритуалистику? Я полагаю, этот пробел снижает уровень практики йоги. С чем бы вы ни соприкоснулись из всего традиционного, при все более глубоком знакомстве вы увидите, что простого нет ничего.

Цитировать
С одной стороны, если я правильно понял, вы больше связываете это с мтаериальным, и привязанностью, не с духовностью. С ругой стороны это же все-таки тонкий план, не доступный обычному восприятию и органам, и вы в каком-то сообщении присали, ваш Гуру Митхилешнатх намекал будто, там где открывается тонкий план, там и есть духовный путь.

Гуруджи Митхилешнатх, помню, не раз говорил о том, что метания то в духовное, то в материальное происходит потому, что тонкий план ("сукшма") недостаточно развит. Я думаю, что дискретность между материальным и духовным - это иллюзия, это же и имел в виду Митхилешнатх джи.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #61 : Август 26, 2017, 18:18:48 »

В продолжение обсуждения апаны и огня все-таки мне хотелось бы внести немножко ясности. Многие тексты по йоге, как я выше уже писал, описывают одно и то же, может быть, где-то как-то перефразируя. Вот что нам говорит знаменитая "Хатха-йога-прадипика":

अपान ऊर्ध्वगे जाते प्रयाते वह्निमण्डलम्।
तदानलशिखा दीर्घा जायते वायुनाहता॥६६॥

apāna ūrdhvage jāte prayāte vahnimaṇḍalam|
tadānalaśikhā dīrghā jāyate vāyunāhatā||66||

Апана, двигаясь вверх, достигает области огня.
Тогда пламя увеличивается посредством удара, связанного с вайю.

ततो यातो वह्न्यपानौ प्राणमुष्णस्वरूपकम्।
तेनात्यन्तप्रदीप्तस्तु ज्वलनो देहजस्तथा॥६७॥

tato yāto vahnyapānau prāṇamuṣṇasvarūpakam|
tenātyantapradīptastu jvalano dehajastathā||67||

После того как апана и огонь слились с праной, чья природа сама по себе горячая, огонь в теле становится еще более ярким и интенсивным.

То же самое мы встречаем, например, и в "Йога-кундалья-упанишаде":

अपाने चोर्ध्वगे याते संप्राप्ते वह्निमण्डले ।
ततोऽनलशिखा दीर्घा वर्धते वायुना हता ॥ ४३ ॥

apāne cordhvage yāte saṃprāpte vahnimaṇḍale ।
tato'nalaśikhā dīrghā vardhate vāyunā hatā ॥ 43 ॥

Когда апана, поднимаясь вверх, достигает области огня, пламя удлиняется, ударяясь воздухом.

ततो यातौ वह्न्यपानौ प्राणमुष्णस्वरूपकम् ।
तेनात्यन्तप्रदीप्तेन ज्वलनो देहजस्तथा ॥ ४४ ॥

tato yātau vahnyapānau prāṇamuṣṇasvarūpakam ।
tenātyantapradīptena jvalano dehajastathā ॥ 44 ॥

Тогда огонь и апана (вместе) с праной, чья сущностная природа есть жар, еще больше усиливают сияние огня в теле.

Это все в описании практики мула-бандхи в этих текстах, но это же есть и во многих других. "Хатха-таттва-каумуди" (45. 5-8) дает пояснение относительно агнимандалы. Там говорится, что это треугольная область (мандала) огня, связанная с огнем пищеварения. Там также рекомендуется медитировать на Тару (т.е. пранаву, Ом). Контролируя апану, Йоги способен контролировать и огонь вверху, эта мандала находится под свадхиштханой, между кандой и набхи (обозначение манипуры). Говорится о том, что, соединяя там прану и апану и медитируя (или, правильней, созерцая पश्येद्) на Ом, пробуждается Кундалини-шакти, восходящая в сушумне. В "Тришикхи-брахманопанишаде" (56-57) про агнимандалу говорится, что у двуногих существ она треугольная, четырехугольная у ходящих на четырех лапах, у птиц она круглая, шестиугольная у змей и ползающих существ, восьмиугольная у рожденных из пота и насекомых. В общем, даже такие подробности :016:. Более интересная информация о канде встречается в "Шри Тантралоке", там говорится, что это бутон цветка, из которого цветет, распускается или, говоря просто, просыпается Кундалини. Она описана как Кобра, на капюшонах которой находятся миры (бхувана). Во многих текстах говорится также, что Кобра капюшоном закрывает путь или дверь к Брахману. Беттина Баумер дает более интересное разъяснение о канде, что это место соединения линги и йони, там разжигается огонь страсти, вероятно, отсюда, как я это вижу, и использование термина हता "хата" (удар) в текстах йоги. Там это описано в форме элементов полового соития, и согласно каула доктрине, сексуальное возбуждение порождает прану, или раскрывает ее, развивает. Будь это хата или анахата (спонтанная вибрация), мантхана (взбивание), в тантре это имеет сексуальную природу, а в йоге - это более тонкая эссенция сей природы. Но, вероятно, в йогической форме это, скорее, сущностный процесс каула-методов и более внутренний, так как садху в основном не почитают внешний огонь. Садху огонь сворачивают внутри сушумны, потому их после физической смерти не помещают во внешний огонь. Более того, в классической натховской дхуне, в ее типичном виде, обычно огонь не разводят, в лучшем случае вы увидите тлеющие угли. Также знающий все это понимает, почему тексты йоги наставляют избегать "греться у огня", это еще и символ зачатия (так как дхуни - это йони), йогин избегает источника рождения и смерти. Вообще, несмотря на то что и на Западе, и в среде невежественных индусов (коих, очевидно, большинство) принято йогу преподносить как "низшие методы", "подготовительные", я считаю, что это крайне невежественные рассуждения, вызванные массовой профанацией йоги. Не может большинство текстов йоги говорить просто так о том, что эти практики крайне секретные. Очевидно, их завуалированный стиль, с массой символизма, требует расшифровки истинным мастером своему ученику, иначе буквальное понимание и выполнение некоторых техник может причинить психофизический вред. Настоящей йоге может учить только реализованный в ней Гуру и только абсолютно преданного ему последователя.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 42
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #62 : Август 31, 2017, 14:46:25 »

Здравствуйте все. Позволю себе еще один пространный комментарий по теме, поскольку все запутано для изложения кратко. Сложны все-таки для понимания эти индуистские концепции, именно как завуалированный стиль, выглядит даже будто зашифровано для сокрытия смысла, а не для объяснения необъяснимого путем метафор. С другой бы стороны на это дело как-то взглянуть

Цитировать
Апана, двигаясь вверх, достигает области огня.
Цитировать
Когда апана, поднимаясь вверх, достигает области огня
Сказано, что апана восходит к пране, а имеет ли значение в другом виде, чтобы прана опускалась к апане, это тот же самый процесс или нет?
я поразмышлял в пранаяме над природой "апаны" и "праны" под несколько иным углом, но не опираясь на определения из сутр, а на основе ощущений, и у меня возникло наблюдение.
 Можно ли сказать что в апане не присутствует сознания? То есть если их разделять, то именно к пране привязываются колебания сознания, в том числе состояния ума, как к обитающей в более высокой части тела, более сознательная структура. А апана как будто более вещственной структуры, не выполняет такой роли проводника сознания, а даже наооборот как поглотитель. Может быть немного материалистичное умствованное наблюдение, но это вроде как даже и согласуется с цитатами и с тем первым комментарием Гуру об пране и апане. Возможно даже с этим и связано уравновешивание при дыхании диафрагмой, нижней частью живота.
 При вдохе животом и опускании диафрагмы можно вместе с этим блокировать эмоциональные состояния, как бы запирать внизу и отгораживать не допуская вверх, и при этом мула бнадхой поддерживая снизу начинают оживать и вибрировать нижние центры, что можно связать с "огнем". Работает ли это как часть процесса по принципу слияния праны и апаны? Или даже по принципу растворения "сознания" и "праны", только при этом "сознанием" была бы прана(из области груди), а "праной" - апана. Правда в таком случае получается, что не апана движется вверх для слияния  с праной, как в шлоках, а наоборот, больше прана вниз к апане. Или это совсем другой процесс, не имеющий отношения?



_____________________________________________

Перестраиваться в отслеживании направления дыхания сверху вниз сложно оказалось. Вобще этот процесс слежения для меня лично какой-то проблематичный, к примеру если концентрироваться на чем-то другом, типа тратаки, внешнем, то дыхание о себе дает знать, приходится на него переключаться.
 Но я предполагаю с чем частично связано отсутсвие это направление волны на вдохе вверх в первоисточниках, там ведь и полного дыхания не упоминается, если наполнять живот то и получается вниз. А если наполнять живот, потом грудной отдел, то переключается на восходящую волну. Пишу все это несколько запоздало, по поводу "откуда взялась такая волновая версия". Вот один из таких источников, из книги "Дхарана Даршан", автора Свами Ниранджанананда

там отнесли этот способ к разделу тантра-йоги. Забыл упомняуть кстати, это ведь даже несколько похоже на способ из цитаты вивека-мартанды
Цитировать
На вдохе следует раз за разом поднимать вверх огонь апаны, а на выдохе [опускать] прану.
Может быть еще какая-то отдельная специфическая цель присутсвует в восходящем вдохе, Свами Шивананда в книге "Кундалини" тоже такую пранаяму давал, и еще вспомнил, что во всех описанях цигун сосредоточен подъем на вдохе, у М.Чиа все "базовые" практики так построены насколько помню
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #63 : Сентябрь 04, 2017, 20:37:44 »

Tolik Divanov, здесь все то, о чем мною и говорилось: сами авторы книг и описанных в них техник Бихарской Школы не приводят ни одной ссылки на классический текст. Даже, допустим, если я и приведу какую-то версию, которая мне сейчас приходит на ум, неизвестно, совпадет ли это с их. Мы не знаем, говоря о таком варианте, из чего они исходят в традиционном плане: они знают, но не озвучивают или они не знают, например, потому что им и незачем знать, потому что это их личная выдумка. У многих же есть огромное заблуждение, что если что-то дает индус - то это не выдумка, а вот мне, повидавшему индусов очень много, так не кажется. Я не говорю, что это именно так в связи с ними, но как я могу быть адвокатом тех, кто всех читателей "под одну гребенку", думая, что они все дураки и им ссылки не нужны. Как по мне, так это неуважение к тем, кто является искренним искателем. 

Я, конечно, могу, допустим, высказать такую версию. Если, например, понимать прану как огонь (во внутренней яджне), а апану как сому, возливаемую в этот огонь, то тогда как бы "сома становится огнем". Т.е. масло, льющееся вниз в огонь, усиливает огонь. Если в таком контексте, то сразу как возлияние идет в огонь, моментально огонь восходит вверх сильнее. Тогда да, движение вниз - это и движение вверх.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #64 : Сентябрь 05, 2017, 21:50:42 »

Некоторые описания процесса дыхания в йогических источниках полны символизма, в таких случаях, конечно, можно вывести самые различные трактовки. Буквально вчера случайно нашел интересное описание в "Вайю-пуране":

नालेन तु यथा तोयं यन्त्रेणैव बलान्वितः।
आपिबेत प्रयत्नेन तथा वायुञ्जितश्रमः ।। ११.२६ ।।

Подобно тому как вода с усилием поглощается трубой или механическим устройством, так и йогин должен пить старательно воздух, но не доводя себя до усталости.

नाभ्यां च हृदये चैव कण्ठे उरसि चानने।
नासाग्रे तु तथा नेत्रे भ्रुवोर्मध्येऽथ मूर्द्धनि ।। ११.२७ ।।

Ветер должен удерживаться постепенно в пупке, в сердце, в груди, в горле, во рту, на кончике носа, в глазах, между бровями и в голове.

В йогических текстах иногда встречается описание вдоха как "питья" воздуха или праны, в таком случае можно допустить, что тело - подобно кувшину, в который "заливается" воздух и удерживается при кумбхаке. Т.е. если вода постепенно заливается в сосуд, то сначала заполняется низ, потом средняя часть и так до верха. Тогда это может походить на то, как это описано выше в "Вайю-пуране", в одном из разделов посвященных йоге. Т.е. заполнение и движение праны идет от набхи (живота), потом хридая (грудная часть), горло и даже выше, до головы (если брать на рассмотрение энергетическую категорию процесса). В таком случае, как минимум, мы можем вывести "постепенность заполнения" и контекст полного дыхания, как его сейчас многие и делают.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #65 : Сентябрь 06, 2017, 16:48:40 »

Цитировать
Апана, двигаясь вверх, достигает области огня.
Цитировать
Когда апана, поднимаясь вверх, достигает области огня

Сказано, что апана восходит к пране, а имеет ли значение в другом виде, чтобы прана опускалась к апане, это тот же самый процесс или нет?
я поразмышлял в пранаяме над природой "апаны" и "праны" под несколько иным углом, но не опираясь на определения из сутр, а на основе ощущений, и у меня возникло наблюдение.

Конечно, это и йогические тексты постоянно говорят, например:

अपानमूर्ध्वमुत्थाप्य प्राणं कण्ठादधो नयेत्।
योगी जराविमुक्तः संषोडशाब्दवया भवेत्॥४७॥

apānamūrdhvamutthāpya prāṇaṁ kaṇṭhādadho nayet|
yogī jarāvimuktaḥ saṁṣoḍaśābdavayā bhavet||47||

Посредством поднятия апаны вверх, направляя прану от горла вниз, йогин избавляется от старости и становится жизненно активным, как шестнадцатилетний.

Также Тантры, посмотрите ту же «Виджнянабхайраву», только и говорят о том, что прана и апана - это выдох и вдох, они, конечно, взаимозависимы.

Цитировать
Можно ли сказать что в апане не присутствует сознания?

Я думаю, так однозначно нельзя говорить, все зависит от источника, где про этот или другие виды жизненной силы говорится, так, например, тексты Кашмирского Шиваизма вообще пять пран соотносят с пятью видами сознания: бодрствующее, сон со сновидениями и т.д.

Цитировать
То есть если их разделять, то именно к пране привязываются колебания сознания, в том числе состояния ума, как к обитающей в более высокой части тела, более сознательная структура. А апана как будто более вещственной структуры, не выполняет такой роли проводника сознания, а даже наооборот как поглотитель. Может быть немного материалистичное умствованное наблюдение, но это вроде как даже и согласуется с цитатами и с тем первым комментарием Гуру об пране и апане.


Это одно из свойств апаны, если, например, ее связывать с мочевыделением и т.п., но это одна из функций, а их много, ведь невозможно говорить, что выдох божественный, а вдох материальный, это все-таки, как мне кажется, слишком поверхностное отношение к восприятию процесса.

Цитировать
При вдохе животом и опускании диафрагмы можно вместе с этим блокировать эмоциональные состояния, как бы запирать внизу и отгораживать не допуская вверх, и при этом мула бнадхой поддерживая снизу начинают оживать и вибрировать нижние центры, что можно связать с "огнем".

Дыхание животом расслабляет тело и ум, поэтому, конечно, это очень помогает в успокоении чувств и даже контроле ума, ведь согласно йогическим текстам витальная сила тоньше ума. Не все традиции пране придают такой статус, однако есть много источников, которые ее трактуют как что-то очень возвышенное и всемогущее. 

Цитировать
Работает ли это как часть процесса по принципу слияния праны и апаны? Или даже по принципу растворения "сознания" и "праны", только при этом "сознанием" была бы прана(из области груди), а "праной" - апана.

Конечно, иногда хатха-йогу даже интерпретируют как соединение праны и апаны, с ними двумя соотносят солнечную и лунную силы. При успокоении включается сушумна, дыхание замедляется (прана и апана устремлены слиться друг с другом), наступает состояние собранности и тишины.

Цитировать
Правда в таком случае получается, что не апана движется вверх для слияния  с праной, как в шлоках, а наоборот, больше прана вниз к апане. Или это совсем другой процесс, не имеющий отношения?

Они соединяются в одной точке, которая движется вверх по позвоночнику, при этом вы пребываете в покое и сосредоточении одновременно. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #66 : Сентябрь 06, 2017, 18:33:25 »

По поводу вдоха и выдоха хотелось бы еще добавить. Если проанализировать термины «прана» и «апана», а также «речака» и «пурака», то что с чем связано, конечно, может оказаться противоречивым. В целом я сторонник версии, что речака - это прана, а пурака - это апана. Речака от корня रेच (rech), что означает «опустошение», от этого корня производятся रेचक (recaka) или रेचन (recana), которые могут быть и прилагательными, и существительными в трех родах. Термин रेचक (recaka) может еще означать «очищение», в этой связи он мог бы быть अपान (apāna) от अप (apa) - «назад» или «вовне», и अन् (an) или आन (āna) - означает «дыхание». То, что «движется вовне», - сходится с речакой, однако то, что «назад», - нет. Значение «очищение» могло бы подходить под категорию अपान в связи с ее функцией выведения из тела ненужных субстанций. Но в случае с रेचक это выход углекислого газа через нос, что не связано, например, с выходом экскрементов, менструальной крови у женщин и т.п. Что касается термина पूरक (pūraka), то тут связь с पूर (pūra), что означает «заполнение», «наводнение», «удовлетворение», «переполненность», «полнота». Также там очевидная связь с корнем पॄ (pṝ), что означает также «наполнение, насыщение, удовлетворение». Соответственно, पूरक (pūraka) - заполнение или наполненность или, говоря проще, - вдох. Если प्राण состоит из префикса प्र, означающего движение вперед, перводвижение, и суффикса kvip, आन (āna), обозначающего того, кто дышит, то можно ее ассоциировать также с रेचक (rechaka), так как rechaka - это выход воздуха вперед. Однако есть разные трактовки, еще одна распространенная - प्राण происходит от корня पॄ (pṝ), पृणाति (pṛṇāti), что значит «наполнять, питать, насыщать», и поэтому это связано с पूर्ण (pūrṇa), наполненностью. Если мы посмотрим на термин प्राण в этом контексте, то он мог бы сойти и за पूरक (pūraka), так как она тоже может означать наполнение и там есть идея «напитывания».  

Я думаю, обе версии относительно प्राण (prāṇa) и अपान (apāna) имеют право на существование, видение может разниться в зависимости от конкретной сампрадаи и даже конкретного Гуру, что нормально для Индии. Мне близка больше идея вдоха - как насыщения и, соответственно, символа нектара, сомы, связанного с неким жидким флюидом; а выдоха - как огня, который очищает и поглощает сому. Огонь в индийской традиции очень значим для очищения, он принимает подношения и возносит их на небеса к Индре и другим Богам. Благодаря подношению огню Идра посылает на землю дождь и все начинает расти, расцветать. Мы также в нашем теле имеем хаван-кунду в нижней части тела, огонь Кундалини восходит вверх, когда он питается нектаром из сахасрара-чакры. Огонь, конечно, и символ очищения, и символ страсти (камы), ведущей к смерти, поэтому многие йоги избегают внешнего огня, как символа жизни грихастх, но они имеют внутренний огонь в виде Кундалини-шакти.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 29
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #67 : Сентябрь 06, 2017, 19:51:22 »

Адеш Гуруджи!

Спасибо за интересные объяснения, которые выкладываете. Мне бы хотелось задать тут один вопрос, он касается матр (отсчет длинны вдоха, выдоха и задержки), я видел в разных текстах разные определения того, что такое высокий уровень, например 16-64-32 (как в Гхеранда-самхите), где-то даются меньшие критерии. Почему такие противоречия в текстах? Как правильно подобрать матры и что для себя считать низшим, средним и высшими уровнями, по мере освоения пранаямы?   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #68 : Сентябрь 08, 2017, 22:03:08 »

По поводу отсчета дыхания при вдохе, задержке и выдохе вы можете встретить массу рекомендаций в текстах. Обычно тексты делят освоение пранаямы на три уровня. Говорится, что на низшем уровне повышается огонь в теле и выделяется пот, на среднем возникает сильная вибрация, а на самом высоком – состояние легкости. Однако тексты в действительности дают разные критерии количества счетов. Высшим, например, в «Гхеранда-самхите» считается 24-64-48. Согласно «Джогпрадипике» "матры" (отсчеты) при дыхании не только отличаются, но одна для тех, кто практикует согласно Ведам, а другая – согласно Тантрам. Согласно Ведам, высший уровень в сахита-пранаяме 8-19-9, а согласно Тантрам – 25-50-25. «Вивека-мартанда», как и ряд других текстов, дают вот такие предписания:

«Вначале она имеет двенадцать мер (то есть 12–16–10), затем – вдвое больше (24–32–20), а лучшая имеет втрое больше (36–48–30). Благодаря начальной пранаяме выступает пот, средней – тело начинает трясти, а высшей – достигается неподвижность. Поэтому пусть йогин контролирует воздух». (107-108)

Очевидно в последнем варианте есть некая связь с солнечными, лунными и огненными калА (лучами энергии). Но я думаю, что какие бы предписания тексты ни давали, ориентироваться надо на другое. Первое, что необходимо – это понять, почему тексты рекомендуют использовать мысленное повторение мантры в качестве отсчета и какая существует связь между мантрой и дыханием. Дело в том, что дыхание и звук имеют одно происхождение, они оба происходят из вибрации, спанданы, которая в нас проявляется, например, в виде пульса и др. Если мы хотим, чтобы пранаяма нам принесла полноценную пользу, то во время пранаямы нам надо учиться слушать себя. Нам не нужно насильно давить на свои возможности вдоха, задержки или выдоха, тем более, не стоит стараться сразу достичь пропорции 24-64-48. Надо полностью изменить свое отношение к тому, что считается жизненной энергией и ее проявлением в виде дыхания и других функций, и точно так же к мантре. Не случайно в Ведах существуют гимны, посвященные Пране – как божественной силе и самому Брахману. И как мы можем давить на то, что является абсолютным? То же самое и с мантрой: мантра – это духовное тело Божества, это само Божество. Мы можем прану воспринимать на уровне жизненных функций или Божество на уровне мурти, но это только проявления этой высшей силы, а надо учиться видеть, что находится за формой. Но мы должны внимательно относиться и к форме, через нее Высшее дает нам сигналы, оно нас учит. Ученик – это не тот, кто навязывает, а тот, кто учится воспринимать, это и есть практикующий. Просто внешний мир учит нас все захватывать, брать штурмом, и мы часто автоматически эту склонность распространяем и на духовную практику. Надо попытаться при практике любой пранаямы всегда направлять свое внимание на то, чтобы себя "отпустить", оставить "ожидания" в долгой задержке, чтобы отчитаться перед кем-то, что вот, мол, я достиг. Тексты говорят, что надо очень осторожно, день ото дня, очень аккуратно наращивать длину одновременно и вдоха, и выдоха, и задержки. Безусловно, вы можете, как многие и рекомендуют, сначала делать равные пропорции 1-1-1, потом 1-1-2, потом 1-2-2, далее 1-3-2 и перейти к 1-4-2. Затем можно наращивать количество в этой схеме 4-16-12, постепенно идти дальше к 5-20-10 и т.д. Но я бы все эти схемы, которые хоть и дисциплинируют и "задают курс", все-таки рекомендовал бы воспринимать на фоне главной цели. Главное – что надо растворить свое сознание в спанде (анахата-нада), исходящей изнутри, надо, чтобы и ваша мантра поглотилась источником своего же происхождения (анахата). Одним словом, цель – принять себя, свою природу, воспринять себя как вечный Атман, в котором растворяется и сознание, и мантра, и чувства, и даже Божество, как "сагуна". Тогда пранаяма реально очистит нади, избавит от многих дефектов и т.д. В связи с этим, вопреки распространенным описаниям пранаямы во многих текстах, что пранаяма с мантрой выше пранаямы без мантр, есть и другие интерпретации, я хотел бы привести пример. В «Девибхагавата-пуране» говорится, что пранаяма бывает шести разновидностей:

धारयेत्तत्र चात्मानं धारणां धारयेद्बुधः ।
सधूमश्च विधूमश्च सगर्भश्चाप्यगर्भकः ॥
सलक्ष्यश्चाप्यलक्ष्यश्च प्राणायामस्तु षड्विधः ।
प्राणायामसमो योगः प्राणायाम इतीरितः ॥

 «Пусть пробужденный делает дхарану, сосредоточившись на Атмане. Садхума (нестабильное дыхание), Видхума (не колеблющееся), Сагарбха (дыхание с мантрой), Агарбха (дыхание без мантры), Салакшья (с концентрацией на божестве внутри себя или божественном символе), Алакшья (за пределами атрибутов) – это есть шесть видов пранаямы. Нет более высокого метода в йоге, чем пранаяма».

 Т.е. то сосредоточение на Алакшья (или, как говорят натхи на хинди, "Алакх"), на вечном вне форм Атмане, считается выше, чем при использовании мантры. Погружение в свою природу Атмана (в себя), согласно ДГП, – лучший ориентир для пранаямы, что отличается от многих других текстов, где самантрака-пранаяма (с мантрой) – выше. Тогда тело подобно металлу под сильной температурой огня обретает само качества огня. Тело чувства, погружаясь в естество, одухотворяется. Когда говорят, что пранаяма улучшает здоровье, имеется в виду, что вы обретаете свое естественное состояние, избавляясь от неестественного. Здоровье на санскрите – «свастха», от «сва» – свое, «стха» – состояние, но это намного больше. С точки зрения йоги нормальное состояние – это и естественное состояние ума, чувств и др. Если вернуться к теме отсчета, то я даже получал такие рекомендации, как использовать ритм при повторении мантры, так уму легче погрузиться в мантру. Так проще погрузиться, потому что если это только отсчет числами, мы не увидим ничего духовного в практике пранаямы, а ведь пранаяма устраняет мирское состояние ума. Ритм, подобно тому как в теории чхандаса в санскритской поэтике, ритм захватывает ум. Я думаю, что при практике использования "матр" отмеривания дыхания все примерно так, как если вы едете на машине к какому-то пункту назначения, но где-то, допустим, образовалась пробка. Тогда вы, может, ищете другой путь, чуть длиннее или короче, но вы идете к тому же назначению. Во время практики есть основные ориентиры, но какие-то временные небольшие отклонения допустимы, если вам ощущения подсказывают, что они нужны.

Как бы там ни было, все эти тонкости, даже такие на вид простые, как матры, должны объясняться Гуру, потому что такие элементы, как мантры, анахата и др., – это больше чем обычное технарство, как их все сейчас понимают. Йога – самый высокий вид духовной практики, хотя она и связана с простотой и естеством в искусственном мире, искусственном образе жизни, многие ее утратили. В йоге должен быть баланс между духовным и телесным, об этом всегда надо помнить.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 42
  • гастролер
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #69 : Сентябрь 09, 2017, 13:05:13 »

Здравствуйте все.
Tolik Divanov, здесь все то, о чем мною и говорилось: сами авторы книг и описанных в них техник Бихарской Школы не приводят ни одной ссылки на классический текст.
действительно. Извините, немного по-прежнему мыслил, там ведь разделено, одна часть относится к традициям упанишад, а другая к тантрам, вот я и решил что это доказательство  :010:

Цитировать
В йогических текстах иногда встречается описание вдоха как "питья" воздуха или праны, в таком случае можно допустить, что тело - подобно кувшину, в который "заливается" воздух и удерживается при кумбхаке. Т.е. если вода постепенно заливается в сосуд, то сначала заполняется низ, потом средняя часть и так до верха.
И вправду, такой метод сам напрашивался, как на наполнении с помощью струи проходящей вниз, на нем и сошелся теперь.
Мне иногда кажется, что у меня возникают самые среднестатистические вопросы которые не только мои, но и могут волновать всех начинающих, поэтому их и спрашиваю, Ведь в процессе появляются разные ощущения или феномены, и поэтому на мой взгляд важно свовременно узнавать на что направлять внимание и концентрироваться, а что игнорировать, пранаяма ведь не просто дыхательная физическая практика.
Спасибо за объемлющие разъяснения, надеюсь улучшится и понимание описанных вами процессов постепенно в течении практики.

По поводу отсчета дыхания, на мой взгляд это самое практичное наставление, вы и раньше об этом упоминали в некоторых постах. тут нужно на практике прочувствовать, что скорее наоборот нужно отвязать внимание от счета, тогда не будет привязки к как исключительно дыхательному процессу, тогда благодаря этому и начнется удлинение, прогресс, то есть счет будет увеличиваться как показатель уже, а не как ориентир или цель.


Записан

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 69
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #70 : Сентябрь 17, 2017, 18:57:30 »

Шивананда утверждал, что в начале практики пранаямы важен ритм и ежедневное постоянство, а не соотношение матр. Для современного человека, который связан и скован цепями высокотехнологичного рабства и необходимостью быть всегда на коротком мобильном поводке даже это требование является подобным необходимости укусить луну, находясь на дне колодца. Реальность такова, что для садхака, соблюдающего законы экономики, для которой люди есть самовозобновляемый природный ресурс с установленным сроком годности, попытка вырваться за пределы позволенного встречает чудовищные препятствия, по сравнению с которыми и нож в спину является детской шалостью. Ибо истинная дживамукта это великое нарушение всех законов и побег из гробницы тысячелетнего алькатраса, который охраняют свирепые чудовища, а голод и нужда их пособники в каждом воплощении.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6273
    • Традиция натхов
Re: Пранаяма - самое начало
« Ответ #71 : Сентябрь 18, 2017, 07:28:57 »

Про высокотехнологическое рабство - шикарно сказано.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.