У Сатьянанды например она трактуется больше как три замка на выдохе, что производит проникновение вверх, что по сути маха-веддха. Так-то бы не проблема, вроде цепляний к техническим нюансам , но получалось ощущение несоответсвия в последовательности в практике мудра-садханы из трех мудр с таким исполнением.
В описании Махамудры, Махабандхи и Махаведхи в текстах часто встречается много противоречий, все изложено языком намеков и смешивающим конкретику с языком символов и абстракций. Еще одно подтверждение того, что йога изначально не была практикой для простых людей, она окутана сферой тайны, завесу которой может снять только настоящий Гуру для настоящего ученика. Я приведу несколько на вид противоречивых примеров в описании этих мудр в разных йогических текстах. Но я думаю, что противоречия здесь существуют для основной массы людей, кто не достаточно глубоко окунулся в Традицию. Кому суждено уловить суть и смысл, тому суждено, а кому нет или не сейчас, ничего не поделаешь. Вот несколько примеров, казалось бы, "противоречий".
«Йогататтва упанишад» описывает фактически Махамудру, переходящую в Махабандху, но она всю эту практику называет просто Махабандхой:
पार्ष्णिं वामस्य पादस्य योनिस्थाने नियोजयेत् ।
प्रसार्य दक्षिणं पादं हस्ताभ्यां धारयेद्दृढम् ॥ ११२ ॥
pārṣṇiṃ vāmasya pādasya yonisthāne niyojayet ।
prasārya dakṣiṇaṃ pādaṃ hastābhyāṃ dhārayeddṛḍham ॥ 112 ॥
Левую пятку уприте в промежность, вытянув правую ногу, захватите ее стопу двумя ладонями. 112
चुबुकं हृदि विन्यस्य पूरयेद्वायुना पुनः ।
कुम्भकेन यथाशक्ति धारयित्वा तु रेचयेत् ॥ ११३ ॥
cubukaṃ hṛdi vinyasya pūrayedvāyunā punaḥ ।
kumbhakena yathāśakti dhārayitvā tu recayet ॥ 113 ॥
Положив подбородок на грудь, сделав вдох и задержав дыхание как можно дольше, сделайте выдох. 113
वामाङ्गेन समभ्यस्य दक्षाङ्गेन ततोऽभ्यसेत् ।
प्रसारितस्तु यः पादस्तमूरूपरि नामयेत् ॥ ११४ ॥
vāmāṅgena samabhyasya dakṣāṅgena tato'bhyaset ।
prasāritastu yaḥ pādastamūrūpari nāmayet ॥ 114 ॥
Выполнив на левую сторону, надо повторить и на правую. Какую бы ногу ни вытягивали, ее потом надо положить на противоположное бедро.
अयमेव महाबन्ध उभयत्रैवमभ्यसेत् ।
महाबन्धस्थितो योगी कृत्वा पूरकमेकधीः ॥ ११५ ॥
ayameva mahābandha ubhayatraivamabhyaset ।
mahābandhasthito yogī kṛtvā pūrakamekadhīḥ ॥ 115 ॥
Это Махабандха, которая должна практиковаться в оба направления.
В Махабандхе йогин должен делать вдох, удерживая воздух. 115.
«Даттатреяйога-шастра» описывает практику, известную как Махаведха, называя ее Махабандхой, которая там идет после описания стандартной Махамудры:
महाबन्धस्थितो योगी स्फिचौ सन्ताडयेच्छनैः ।
अयमेव महाबन्धः सिद्धैः अभ्यस्यते नरैः ॥ १२४॥
mahābandhasthito yogī sphicau santāḍayecchanaiḥ ।
ayameva mahābandhaḥ siddhaiḥ abhyasyate naraiḥ ॥ 124॥
Йогин, принявший положение Махабандхи, должен последовательно ударять ягодицами о землю. Эта Махабандха практикуется Сиддхами.
«Гхеранда самхита» не описывает ударов о землю, там упоминается только некая удданакубхака:
महाबन्धं समासाद्य उड्डानकुम्भकं चरेत्।
महावेधः समाख्यातो योगिनां सिद्धिदायकः ॥२२॥
mahābandhaṃ samāsādya uḍḍānakumbhakaṃ caret।
mahāvedhaḥ samākhyāto yogināṃ siddhidāyakaḥ ॥22॥
В первую очередь прими положение как в Махабандхе и выполни удданакумбхаку. Это называется Махаведха, дарующая успех йогинам.
«Джог прадипьяка», описывая последовательно Махамудру, Махабандху и Махаведху, также не говорит о том, что надо ударять таз о землю в Махаведхе. Согласно этому тексту, особое место влияние Махамудры - это जोनि स्थान अपान है जहां महामुद्रा को घर है जहां | место йони (промежность), где расположена апана, есть обитель Махамудры. Имеется в виду то, что через ноги и т.д. идет влияние на апану. याको साधन ऐसै ठानै नाडि विलोय वाय सिरि आनै || Практикуя таким образом, влияя на каналы, жизненная сила направляется вверх. महाबंध घर कंठ जु होई प्राण निरोध करै पुनि सोई | - обитель Махабандхи есть горло, там происходит остановка праны.
Далее говорится:
महावेध का घर पुनि जानो दसमें द्वारमधि सो मानो ||
या मै जिभ्या उर्ध चढावै चंद्र स्थानी आनि ठहरावै |
प्राणापान निरोधन करई ऐसै वज्र कपाट ही जरई
Десятая дверь есть обитель Махаведхи (великого проникновения). Необходимо направить язык вверх, где расположена луна. Нужно подавить движение праны и апаны, что пробуждает канал ваджра.
Далее Дхаятарама говорит, что к Махаведха-мудре прилагается некая Махамайя-биджа, повторяемая как аджапа (естественно), что практикуя Махаведху таким образом, расцветает тысячалепестковый лотос, достигается сахаджа-самадхи.
Очевидно Джатарама пытался донести идею об элементах контроля энергии и ее прохождения в актуальном для йогина направлении. Где процесс идет от периферии к центру, от внешнего к внутреннему, от низа вверх и т.д., т.п.
Но есть и другой любопытный факт: Джаятарама в описании 84 асан одну из асан называет Махамудрасана, описывая ее как и Махамудру, где надо поместить левую пятку в промежность, правую ногу вытянуть и захватить руками, направив взгляд на кончик носа. Выполнять надо на обе стороны. Также такое название асаны и ее описание встречается в «асана-йога грантха» и «йогасанамала сачаритра».
Очевидно, что есть разные подходы, как соединить жизненную силу в центральном канале и поднять ее в сахасрара-чакру. Тексты указывают основные ориентиры, на которые и направлены те или иные техники, которые внешне могут отличаться от того, как учит тот или иной Гуру. Нужно иметь хорошее понимание энергетических процессов, чтобы для вас стало ясно, где это асана, когда она становится мудрой, и какая эта мудра или последовательность мудр как разновидность одной мудры.