Антахкаран«Антар» означает внутренний, «кара» – орган или «карана» – действие, общая сумма значений дает «внутренний орган психической деятельности». Но для полного знания, что такое антахкаран, недостаточно даже полных академических знаний, – это дело духовного опыта. Причем опыта не умственного, так как ум сам входит в систему антахкарана, следовательно, нужен опыт запредельный уму, чтобы видеть его природу.
Это подобно тому, как невозможно обычными материальными чувствами и умом воспринимать сушумну, ведь в ней растворяется ум и эмпирическое сознание полностью трансформируется. Антахкаран в разных учениях описывают по-разному , это зависит от практик и мистического опыта той или иной школы. Несмотря на то, что сам термин является популярным, и казалось бы, все о нём имеют полные представления, но это не совсем так.
С точки зрения Санкхьи, антахкаран является проявлением пракрити, которая при взаимодействии с пурушей раскрывает все творение, переходя из состояния равновесия гун и непроявленности (авьякта) в дисбаланс трех гун в самой пракрити, творя тем самым вселенную. Сначала проявляется махататтва (космическое сознание, включающее в себя все виды сознания), индивидуально в человеке она проявлена как буддхи (интеллект). Потом пракрити раскрывается как сознание себя в виде отдельной личности – аханкары и манаса (ум, который ориентирован на органы действия и познания).
Аханкара, по сути, и есть карма человека, у каждого человека есть свои характеристики только ему свойственные, отпечатки пальцев, форма зрачка глаза, форма тела, лица и т.д. Это очень важные вещи, потому что в них заложены причины страданий и удовольствий человека, это действует на очень многих уровнях. На уровне генетическом, ДНК, человек запрограммирован и может не осознавать это множество программ. Тем йог и отличается от обычного человека, так как понимает, что эти программы нужно использовать для себя, а не программы должны его использовать. Обычного человека лепит социум, но йогин сам создает свой образ, он управляет им, и поэтому на йогина не влияет никакая магия. Правда, с этим нужно быть аккуратным, дабы не впасть в личные иллюзии, они свойственны многим духовным людям и часто мешают им духовно развиваться. Таким образом, аханкара, как и все в этом мире, двояка.
Для того, чтобы иметь правильное мышление и представления, существует буддхи. Буддхи играет роль конкретизации того, что правильно, а что не очень, что духовно и способно привести тебя к самосознанию, а что нет. Это – духовный интеллект. Буддхи свойственна «вивека» – способность различать, она очень важна, является тем, что мы называем здравым рассудком. Благодаря буддхи, мы отслеживаем интуитивно адекватность наших действий и психофизических состояний, на что-то у нас духовный иммунитет, что мы интуитивно видим правильным. Ум (манас) и наше социальное эго могут говорить одно, но интуиция - совсем другое, все они важны на самом деле. Посему, йогин учитывает все свои ощущения, он умеет слушать себя. Всем этим и занимается антахкаран.
На определенном этапе познания себя как личности и более высокой духовной сущности, которая даже над самыми разными тонкими ментальными состояниями, наш неконтролируемый ум смолкает и мы видим реальность такой, какая она есть, принимаем ее такой, какая она есть. В буддизме это состояние называют просветлением. Патанджали говорил так: «tadA drashtuh svarupeAvasthAnam» – «тогда видящий Пуруша пребывает в своей истинной форме». То же самое, что говорит Горакшанатх в «Сиддха-сиддханта паддхати», давая определение тому, что такое правильная асана – «пребывание в своей истинной форме», что говорит о практике асан не как о исключительно физкультурных техниках".
Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж
Полностью статью можно прочитать по ссылке:
http://nathas.org/articles/antahkaran/