Основная дискуссия > Тантризм-шактизм
"Центрирование" из Бхайрава-тантры
Tolik Divanov:
Здравствуйте всем и добрый день! У меня встал вопрос, когда читал книгу некоего всем известного Раджниша Ошо, где он комментирует тантрический текст с техниками совершенствования Шивы. Несколько медитаций он объединил в одну группу и назвал внутренним центрированием. По этому поводу и вышел вопрос, поскольку мне показалось притягательным такие методы, но не совсем внятно. С одной стороны автор говорит что Шива молодец, и не занимается философией и разглагольствованиями, а дает только методы, которые надо делать. С другой стороны сам же, вместо того чтобы внятно технически прояснить, растекается мыслью о том-сем.
Попробую сформулировать что именно непонятно.
1. Что является этим центрированием, а что нет? Что именно относится к центрированию? Должны быть эти медитации статические или в повседневных делах? Как это все понять под общий знаменатель, вернее говоря как в других традициях это называется и практикуется?
Например он записал в эту группу такие техники: представлять нить серебра в позвоночнике; вслушаться в окружающие звуки и ощутить себя в центре них.
А технику осознания дыхания в процессе мирской деятельности в эту группу не включил, но это то же самое по ощущениям - меняет концентрацию от внешнего на внутреннее. Или можно ли концентрироваться в процессе любой работы на какой-либо чакре, то есть помещать сознание внутрь любой области тела и это будет центрированием?
2. Для чего это нужно, и опять же какое место это имеет в разных традициях?
Например по ощущениям, если ходить пол-дня с вниманием, помещенным в позвоночник-сушунму или в аджну, то постепенно все снаружи становится нереальным как в дежавю, как-то не очень сочетается с полным осознанием, даже наборот противоречит скорее. Какой же в этом смысл?
Вот такой пространный вопрос получился от непонимания темы, в интернетах все ссылки только на текст этого Ошо, проясните пожалуйста кто понял.
Yogi Matsyendranatha:
Давайте по порядку:
--- Цитата: Tolik от Март 03, 2017, 14:28:15 ---1. Что является этим центрированием, а что нет? Что именно относится к центрированию? Должны быть эти медитации статические или в повседневных делах? Как это все понять под общий знаменатель, вернее говоря как в других традициях это называется и практикуется?
Например он записал в эту группу такие техники: представлять нить серебра в позвоночнике; вслушаться в окружающие звуки и ощутить себя в центре них.
--- Конец цитаты ---
Этих техник великое множество. Если мы говорим о йоге, то я бы понятие "центрирование" свел бы к внутренним лакшьям (целям), которые используются для сосредоточения сознания на них. Они упомянуты в "Сиддха-сиддханта-паддхати" и др. текстах натхов и сиддхов других традиций. Это такие лакшьи, как сушумна, звук анахаты, Кундалини-шакти, бинду, некоторые практикующие иногда с ними связывают и чакры.
--- Цитировать ---А технику осознания дыхания в процессе мирской деятельности в эту группу не включил, но это то же самое по ощущениям - меняет концентрацию от внешнего на внутреннее. Или можно ли концентрироваться в процессе любой работы на какой-либо чакре, то есть помещать сознание внутрь любой области тела и это будет центрированием?
--- Конец цитаты ---
Если на чакрах сосредотачиваться глубоко, со всем их содержимым, то я думаю, будет непросто это совмещать с мирской деятельностью, если это только не уже раскрытые чакры после практики, и вы с чувством наполненности и чистоты после практики занимаетесь мирской деятельностью. Можно, уже имея опыт пробуждения, использовать его в повседневной жизни, спонтанно вспоминая его. Здесь, конечно, все зависит от того, что мы подразумеваем под практикой с чакрами, под этим многие понимают порой разные подходы. Но вообще, мой опыт показывает, что помимо уровня раскрытия чакр меняется и качество восприятия "внешнего мира", это происходит одновременно и моментально.
--- Цитировать ---2. Для чего это нужно, и опять же какое место это имеет в разных традициях?
--- Конец цитаты ---
Это нужно, чтобы выйти в мерности, в которых наше сознание меньше обусловлено пространственно-временными ограничителями, что открывает более чистое восприятие, а чем оно чище, тем внешние действия вы совершаете более совершенные.
--- Цитировать ---Например по ощущениям, если ходить пол-дня с вниманием, помещенным в позвоночник-сушунму или в аджну, то постепенно все снаружи становится нереальным как в дежавю, как-то не очень сочетается с полным осознанием, даже наборот противоречит скорее. Какой же в этом смысл?
--- Конец цитаты ---
На начальном уровне это нежелательно, потому что многие не поймут, с какими практиками они имеют дело. Использование их в "половинчатом формате" – это следствие переоценки своего нынешнего уровня, что может стать медвежьей услугой – действительно, будешь как "ежик в тумане". Потому лучше хотя бы себе честно отдавать отчет в том, что ты чего-то не знаешь и это надо изучать. Некоторые обманывают и себя, и других, даже умудряются себя преподносить как "гуру", "традиционных" и т.д., не став даже учениками и практиками. Имея глубокий опыт в практиках сушумны и др., вы можете потом совершенно это использовать для регуляции внешних активностей, нужна хорошая чистота сознания, полученная от практик, раскрытое естество. А если переоценивший себя недоученик, недосадхак решает, что он уже чист, реализован, а на самом деле просто набил свое сознание или внешний свой образ атрибутами йоги и йогинов, но для него это все бессмысленная ноша, мешающая ему жить, делающая его менее совершенным, чем даже мирские люди. Это не потому, что атрибуты не правильные, а потому, что человек к ним не готов, не знает, что это такое, он подобен обезьяне с гранатой.
--- Цитировать ---Вот такой пространный вопрос получился от непонимания темы, в интернетах все ссылки только на текст этого Ошо, проясните пожалуйста кто понял.
--- Конец цитаты ---
У меня есть блог на английском: http://matsyendranatha.com/
Там я выкладываю материалы и по "Виджняна-бхайрава-тантре", и др. текстам, все на основе моего опыта, а также моего преподавания в Австралии совместно с Джоном Дюпушем. Мы с ним регулярно проводим совместные конференции и рассмотрение редких практик и традиционных текстов.
Tolik Divanov:
--- Цитата: Yogi Matsyendranatha от Март 04, 2017, 04:39:41 ---Это техник великое множество.
Это такие лакшьи, как сушумна, звук анахаты, Кунадалини-шакти, бинду, некоторые практикующие иногда с ними связывают и чакры.
Если на чакрах сосредотачиваться глубоко, со всем их содержимым, то я думаю, будет не просто это совмещать с мирской деятельностью
что мы подразумеваем под практикой с чакрами, под этим многие понимают порой разные подходы
Это нужно чтобы выйти в мерности, в которых наше сознание меньше обусловлено
На начальном уровне это нежелательно, потому что многие не поймут с какими практиками они имеют дело. Использование их в "половинчатом формате" - это следствие переоценки своего нынешнего уровня
Имея глубокий опыт в практиках сушумны и др., вы можете потом совершенно это использовать для регуляции внешних активностей
--- Конец цитаты ---
Спасибо за ответ, кое-что понятно, кое-что не очень. Извиняюсь, что не сказал в первом вопросе еще одного главного, к чему вообще возник такой вопрос.
Дело в том, что когда недавно начал практиковать упражнения на деле, сразу обнаружил что для нормального занятия в день нужно около 4 часов. Это нереальный большой промежуток, особенно когда учесть что надо с пустым животом, не едя и не пья пару часов до тренировки, такое только по выходным можно выкроить, и вопрос уже абослютно не в лени, физически такого времени ни у кого нет. Если сократить до 2-х часов, уже не хватает на упражнения. А 1 час вобще смешно говорить, никакой отдачи и даже концентрации не будет, так только спортивную йогу делать.
Вот тогда я и подумал, как бы можно было практиковать в процессе мирской деятельности, но не философию и абстрактные бхакти, а техники, пусть не с такой отдачей как в полноценной тренировке, но хотя бы чтобы постепенно приближало с пользой.
Чакры я конечно не ощущаю как полное содержимое с психическими аспектами, только некие грубые физические ощущения: журчание в муладхаре и свадхистане, иногда до пупа; щекотку в аджне, иногда до горла; в сушунме по позвоночнику вздрагивания и мурашки. Вот я и подумал, что в мирской деятельности можно было бы центрироваться на этих ощущениях, что в моем понимании дало бы результаты с пользой
-Ускорение в продвижении в дахаране, чтобы в сидячаяконцентрация становилась глубже, для освоения медитаций
-Очищение каналов, чакра-шуддхи, для помощи в запуске праны и полного открытия чакр. И для подготвки к Кундалини-Шакти(если она существует)
- В идеале получить опыт некой медитации в деятельности, "выйти в мерности" для более чистого осознавания
Вот такой подход я и подразумевал: концентрирование на физическом ощущении в чакре, визуализация психического канала, дыхание по этому каналу. Кстати говоря, с виду это вполне просто и подходяще, в отличае от звуков анахаты, которые естественно я не слышу и даже не ощущаю сердечного центра никак, поэтому очевидно что бессмысленно.
Если этот подход "половинчатый формат", или непонятый с чем имею дело, или слишком переоцененный свой уровень, то можно ли что-то приемлимое для начинания выбрать, чтобы было не просто набитыми атрибутами, а приближало к пользе?
Спасибо за внимание
Yogi Matsyendranatha:
Выкроить после просыпания даже немного времени по-любому полезно. Практики с дыханием эффективны, а если есть вопрос, как практиковать в мирской активности, то и в ВБТ и вообще в Кашмирском шиваизме они есть. Ну и то, что есть желание изучать разные источники, – это хорошо.
Tolik Divanov:
--- Цитата: Yogi Matsyendranatha от Март 05, 2017, 02:36:12 ---Выкроить после просыпания даже немного времени по-любому полезно. Практики с дыханием эффективны
--- Конец цитаты ---
С утра конечно хороший был бы вариант. Но тоже время нужно, та же проблема. Вставать в 4 утра, - это у них там в Индии есть смысл, а у нас ночь в большинстве времени года, лучше уж ближе к ночи чем-то заниматься. А утром состояние как тамас, концентрация плохая, и ощущаемость для асан слабая. С опытом наверное и утром захочется. Дыхательная пранаяма вот действительно хорошо утром идет.
--- Цитировать ---практиковать в мирской активности, то и в ВБТ и вообще в Кашмирском шиваизме они есть.
--- Конец цитаты ---
Есть-то есть, только нет внятных разъяснений, я имею ввиду сам не знаю что конкретно, как системного подхода что ли нет. Говорится о технике, а разъясняется философия.
Но я оказывается видимо понял в чем дело с этим центрированием, по крайней мере немного эффект прочувстсвовал. Ходил так везде, понемногу центрировал на аджне в голове, просто не сразу заработало, здесь можно не утруждаться постоянно, а хотя бы время от времени в центр направлять.
Звуки особенно хорошо центрируют. Когда вслушиваешься, внимание само в центр перемещается. Это даже неосознанно можно заметить, когда прислушиваешься, или вдумываешься, глаза какбудто вверх или в сторону отводятся, как будто шамбхави мудра сама собой пытается получиться. И при рассматривании то же.
Появляется как ощущение некой внутренней стабильности и внимательности на окружающее, ощущения начинают притягивать окружающее внутрь, вместо того чтоб рассеиваться наружу, понятно стало что Ошо имел ввиду. Ну пока больше как реакция на воздействия снаружи, когда сам оказываю воздействие пока что не центрируюсь, наверное само лучше чтобы пришло. Хорошая психическая техника без всякой лишней философии, не знаю пока правда, надо ли оно вобще по большому счету :010:
Навигация
Перейти к полной версии