Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Последовательность и "хаотичность" анг в йоге  (Прочитано 678 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6305
    • Традиция натхов

Мне встречались разные последовательности и количество разделов йоги, но вот эта последовательность из "Агни-пураны" (381.11), думаю, особенно интересна:

प्रणयमस्तथा ध्यानं योगो प्रत्याहारोऽथ धारणा | समाधिश्च मुनिश्रेष्ठा यमो नियम आसनम् ||

praṇayamastathā dhyānaṃ yogo pratyāhāro'tha dhāraṇā | samādhiśca muniśreṣṭhā yamo niyama āsanam ||

Одиннадцатая часть "Курма-пураны" (11.11-12) фактически повторяет эту шлоку и описание последовательности анг: пранаяма, дхьяна, пратьяхара, дхарана, самадхи, яма, нияма, асана.

Лично меня это не удивляет, я еще более десяти лет назад общественности как-то писал в одной из статей и интервью, что все эти последовательности анг условны. Что самое интересное, асаны, которые сейчас стали самой главной, а может и даже единственной практикой, отнесены в самый последний раздел, до них идет яма и нияма. Вот такая потеха над теми, для кого фитнес и есть "йога".  :05: Хотя лично я вижу логику и даже в том, как асана описана у Патанджали, у Горакшанатха, в "Шива-сутра-вимаршини" и др. текстах разных традиций, даршан. Относительно ямы и ниямы – тоже логично, есть даже версия, что они предписывались санньясинам, и логика еще в том, что по мере совершенствования в созерцательных методах восприятие и совершенствование ямы и ниямы тоже может меняться. 

В общем, решил открыть эту темы, думаю сюда помещать ссылки из разных йогических, ведических (шрути), пуранических (смрити), тантрических текстов, разные последовательности "анг" йоги, также их названия и трактовки. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 35
Re: Последовательность и "хаотичность" анг в йоге
« Ответ #1 : Декабрь 17, 2017, 17:30:32 »

Адеш, Гуруджи!
Кстати, тут недавно развернулись терки между одним известным преподавателем йоги и представителями других центров, он заявил, что он первый учит использованию бхастрики перед асанами, и на него все накинулись, типа, кто-то это видел в 2002 и после. Смешно это все читать, после того как знаешь тексты, которые вы выкладываете. Но они, видимо, настолько в мирке своей тусовки живут, что и понятия не имеют о том, что вы предоставляете.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6305
    • Традиция натхов
Re: Последовательность и "хаотичность" анг в йоге
« Ответ #2 : Декабрь 17, 2017, 17:49:01 »

Адеш!

Да, во-первых, это есть в древних текстах, во-вторых, на постсоветском пространстве я это лично видел и даже практиковал у Леонида Беленицкого (ученика Геннадия Стаценко), если память не изменяет, это был 91 или 92 год. По-моему, у меня даже в Брянске остались методички еще тех времен, или я их даже в Австралию перевез, несложно найти при желании. Да и сами стаценковцы могут предоставить. Но дело не в этом, просто человек мог этого не знать, это не значит, что он лжец, просто не знал и все. А то, что они на него накинулись, это все мне знакомо. Мое общение с ними началось с того, что они мне сказали вообще не говорить, что я имею отношение к натхам, типа, занесем тебя в реестр (это был хитрый проюз всех), если скажешь, что ученик Джойса или Айенгара. Они испугались, что я, будучи натхом, заберу у них всю их сумасшедшую публику. Одним словом, хотели меня "причесать" под себя, чтобы был, как все их рабы. Когда поняли, что не выйдет, начали против меня войну, пытаясь демонизировать мой образ через поклепы и т.д. Много чего было гадкого, после чего я понял, что ни за что с ними дел не буду иметь, они никого не уважают, кроме своих холуев. Ничего нет нового в их терках, но я уже давно не слежу за тем, что там в этом лицемерном гадюшнике происходит. Даже не хочу упоминать их имена, обсуждать их истории и прочее. Просто не интересно.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 35
Re: Последовательность и "хаотичность" анг в йоге
« Ответ #3 : Декабрь 18, 2017, 06:44:00 »

Адеш, Гуруджи!

Ну они не йоги, они по уровню ниже обычных колхозников в деревнях, те наверное намного больше и однозначно чище. Но кстати, в данной шлоке не только пранаяма идет до асан, там вообще асана в самом конце.))
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6305
    • Традиция натхов
Re: Последовательность и "хаотичность" анг в йоге
« Ответ #4 : Декабрь 18, 2017, 07:07:49 »

Да, на самом деле все эти фиксированные последовательности "анг" существуют только для тех, кто неспособен прочесть на санскрите или хотя бы хинди то обилие текстов, что есть; фиксированные последовательности вообще были придуманы, судя по всему, тогда, когда йога стала утрачивать свои духовные ориентиры и коммерческие их вытеснили. Меня вообще удивляет, как многие этого до сих пор еще не поняли, я уже много лет это говорю, привожу массу доказательств. Это никому не надо, йога-центрам и владельцам школ нужен "четкий продукт", который можно "запускать в массы", а массы народные весьма невежественны. Да, вы правы, там вообще анги переплетены в самом разном порядке, в тех текстах часто и количество их разное, и их порядок. Потому можно не только пранаяму вначале ставить, да и вообще менять, как тебе надо, а если какие-то коммерческие умники говорят, что "это опасно", это "не традиционно", это можно все в топку смело, они не нарывались на традиционность просто там, где хорошо знают тексты и могут их разнести в пух и прах. Но только зачем? Достаточно просто понять, что эти все преподаватели слабо знают традиционность, их слушать и воспринимать всерьез нельзя, особенно если это тебя лишает свободы практиковать так, как ты хочешь сам, и так, как чувствуешь или как хочешь учить кого-то. Никто из них тебе не указ, и их коммерческие йога-тичеры из Индии тебе тоже не указ. Я, кстати, совершенно не против любой последовательности, этих людей же тоже не верно лишать свободы. Но я против, когда говорится, что это не просто их разработка или недавняя от индусов, а типа "традиция". Это мешает развитию, вводит в заблуждение. Впрочем, наверное, так в мире и должно быть, я никого ни от чего не отговариваю, кто хочет идти к ним - всего хорошего, я просто говорю то, что знаю я, и кто со мной согласен, с теми у меня есть шанс серьезного общения на тему йоги.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Rangjung

  • *
  • Сообщений: 35
Re: Последовательность и "хаотичность" анг в йоге
« Ответ #5 : Декабрь 18, 2017, 07:28:35 »

Думаю это же относится и к тому, что "опасно, или не опасно в йоге", многие понимают, что это все очень индивидуально. Но только мало кто понимает, что изначально йога именно индивидуальной практикой и была. Про те асаны, что в текстах описаны, мы не можем говорить что они были безопасные или опасные, они предназначались для людей, которые соображали кому, когда и что можно применять, а что нет.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6305
    • Традиция натхов
Re: Последовательность и "хаотичность" анг в йоге
« Ответ #6 : Декабрь 18, 2017, 07:53:24 »

Именно. Это же и одна из причин, почему может показаться, что натхам в Индии до текстов дела нет вообще. Изначально Гуру говорил, что ученику можно, а что нет, а тексты большинство людей все равно адекватно понять и использовать не могут, все равно "прямое обучение" - на первом месте. Как я везде и говорил, Гуру идет на первом месте, потом все остальное, зная это, натхи, очевидно, решили, что зачем лезть в тексты, если можно "от Гуру напрямую". Но это все очень сложно, потому что это вопрос еще и "человеческого доверия", как складываются отношения между Гуру и учеником. Если нет полного взаимодоверия, то практики все бессмысленны. Мне повезло, у меня есть связь с такими Учителями, хотя разные встречались.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.