Основная дискуссия > Йога в различных традициях

Атрибуты в руках божеств

(1/2) > >>

Suryabhakta:
Скажите, что символизируют различные атрибуты в руках божеств. С тришулой понятно. Шит - это защита преданных скорее всего и в принципе защита. Но что символизирует лук и стрела или дротик? В чём разница между стрелой и дротиком? И другие распространённые предметы какой смысл имеют?

Yogi Matsyendranatha:
Это энергии Божества. Вы когда кого-то хвалите из людей, вы не говорите человеку: "Ты знаешь, ты просто человек и больше ничего", обычно вы перечисляете его какие-то достоинства: "Ты велик, ты умен и т.д." Так же и с Божествами. Вообще в пудже часто или разные части тела Божества, или их орудия могут почитаться также, иногда они рассматриваются или как аспекты этого Божества, или даже как Божества сами по себе, например, такие как Сударшана-чакра. 

Suryabhakta:
Понятно. Я немного по читал, и вот думаю - можно ли считать, что лук - это манас, стрела - это мысль, но не только мысль, как нечто ментальное, но как желание, устремление, эмоция и в это же время мысль. Как движение эмпирического сознания. Но что такое дротик в таком случае? Предмет по функции близкий к стреле, но его применение отличается. Верно ли понимать, что это внимание? Как я понимаю у разных божеств одно и то же оружие будет рассказывать немного о разных качествах, но есть ли какой-то общий смысл, позволяющий понять качество из того, что известно о самом божестве. Скажем, у Сканды копьё. Это копьё вполне себе оружие для воинственного бога, но это его шакти, на сколько я знаю.

Yogi Matsyendranatha:
Все зависит от конкретной Традиции, конкретного Божества и конкретной садханы. Например, в Шривидье, в почитании Шриянтры, лук, который почитается в аюдха-пудже в восьмой аваране, означает "саммохану" (силу очаровывания), а стрелы означают "сарваджамбхана" (подчинение), это покоренные пять чувств (панча джитендрия). Или в той же самой Традиции, хотя и в Кали-куле и др., ньясы, используемые при вамачаре, там стрелы могут означать "цветы Камадевы". Что касается Сканды, у него лук может означать победу над несчастьями и болезнями, копье - это его сила устранения демонических сил, может иметь и особый внутренний смысл, например "проникающее знание", "Кундалини-шакти" и т.п.

Suryabhakta:
Я видел у планетных божеств атрибуты. Но толкую их исходя из того, что я знаю о грахах. Скажем, у Шани тоже есть лук и стрела. И здесь у меня возникает несколько разное толкование. С одной стороны Шани, дисциплинирует и заставляет контролировать свою психику (лук), с другой стороны это контроль над устремлениями - если уж стрелять, то в цель, а не куда угодно. И это в более общем смысле. Но у меня возникало и более йогическое представление. Лук - это жизнь, а стрела - это душа, которая должна в итоге прийти к конечной цели. И здесь уже скорее про дхарму, духовный путь или что-то такое. Эти толкования мне пришли через чтение различных статей, логические рассуждения и то, что интуитивно приходит. И тут возникает вопрос - если я медитирую на божество (Шиву, Шакти или другое) и в целом смысл самой практики больше религиозный и на развитие внутренних качеств, годится ли такой немного творческий подход к истолкованию атрибутов? Скажем щит у меня прочно ассоциируется с защитой преданных, а булава (гада) с силой, мощью божества, которая побеждает демонов и различный негатив, разбивает препятствия. Топор или сабля для меня - это по прямомку назначению - отсечение чего-либо (невежества, страхов, адхармы и прочего негатива).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии