Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: О творчестве  (Прочитано 1141 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

room

  • *
  • Сообщений: 11
О творчестве
« : Январь 13, 2018, 17:15:28 »

Доброго времени

Здравствуйте Гуру Матсьендранатх. Немного каверзный вопрос, потому что может выглядеть как праздное любопытство на отвлеченную тему, о творчестве. Встречал в ваших ответах, что это действие Шакти. Или шакти как таковое, как её суть и проявление. Но вот что интересно в этом вопросе, как творчество соотносится с шакти непосредственно в человеке? Почему может быть много творческого устремления и умения, но нет никакого проявления духовности, даже что там говорить, бывает и полное отсутствие морали. По разным свидетельствам многие гение исскуства в жизни были скверные люди, с огромным уязвимым эгом, тяжелым характером, часто психически неуровновешанные и больные. Как будто их творческий потенциал и внутренняя направленность соотносится с некой темной одержимостью и омрачением сознания, нежели просветленностью и действием шакти как созидательной масштабной силы.
 Может быть я в чем-то неправ? Примеры бывают разные, и из них в современной духовной литературе часто встречается упоминание о неком просветленном поэте Кабире. Но в целом прослеживается вышеуказанная тенденция и такими людьми созданы величайшие произведения исскуств. Почему в творческом процессе не чувствуется процесса познания и трансформации сознания?
 И еще вопрос более личного плана, надеюсь не будет излишне непозволительным. Как ощущается изменения в восприятии исскуства, собственного и внешнего творчества, в процессе изменния с духовном становлением. Подобно перемене восприятия мира, каким образом меняется и восприятие исскуства?

Вы выудили любопытный парадокс, разрешение которого в прошлом надолго лишило меня покоя. Хочу вкратце поделиться наблюдениями.
Начну с цитаты из «Письма ясновидца» А. Рэмбо, ставшей когда-то лейтмотивом собственного творчества. И поныне.
«…Всё дело в том, чтобы сделать душу чудовищной, наподобие того, что компрачикосы делали с лицом. Вообразите человека, сажающего и культивирующего на своем лице бородавки. Я утверждаю, что нужно стать ясновидящим, сделать себя ясновидящим. Поэт делает себя ясновидцем путём долгого и систематического расстройства всех своих органов чувств [...] Он ищет самого себя, он пробует на себе все яды, чтобы оставить лишь их квинтэссенцию. Это нестерпимая мука, поэту требуется вся его вера, вся сверхъестественная сила духа, зато он станет великим больным, великим преступником, великим проклятым - и великим учёным! Ибо достигнет неведомого! Потому что он возделывал свою душу - и без того богатую, - больше, чем кто-либо другой! Он достигнет пределов неведомого, и хотя жаждущий, он даже перестанет понимать смысл своих видений, он всё-таки их видел!..»
И действительно, если воспринимать эти слова буквально, можно быстренько сделать рассудку ручкой. А в худшем случае – перестать быть человеком вовсе. Примерно такие трансформации происходили со многими (как мне видится), кого нарекают гениями.
Вот что забавно: деятели искусства, исповедовавшие, исповедующие иные принципы – как будто лишены внутреннего зрения, в их произведениях не чувствуется ничего запредельного.
Такой парадокс. Чем гармоничнее твоя жизнь, тем невыразительнее краски, тем преснее метафоры. И наоборот.
В прошлом, помню, как за писаниной забывал поесть, поспать, сказать простое «спасибо» кому-то важному. Нервное, эмоциональное и общее психическое истощение. И это накладывает свинцовую печать на будущее «я».
И неудивительно, что чуть ли не каждый второй поэт покончил с собой.
Оговорюсь, что речь идет исключительно о тех людях, кто самозабвенно и безвозмездно посвящал, посвящает себя творчеству. Не о тщеславных набивателях оскомин, ноющих над разбитым корытом матронах, etc.

Мне помог ряд уловок. Не знаю, Анатолий, какова у Вас ситуация, но, может, пригодится.
Изменение восприятия всего процесса заняло у меня на удивление мало времени.
Например, если безвылазные сутки с бумагой и чернилами воспринимать как тапас; если крутящиеся на языке слова – как мантры; пожирание ума образами – как своего рода чод (не уверен в индуистском наименовании эквивалента)… тогда на выходе Вы получите нечто сродни озарению. Даже не на выходе, а во время.

Для меня не существует (не помню, существовало ли?) разделения на добрые, отвратительные, воодушевляющие, развращающие или еще какие стихи. Главное лишь одно – пытался ли автор заглянуть «за». А остальное, слова всякие – это майя ))
Ан все равно, когда стараешься жить в согласии с собой, некоторые (читай: многие) собственные строки сильно смущали. Сей диссонанс и вызывал разлад внешнего с внутренним римом. После вышеуказанной корректировки углов зрения – это прошло.
Зато ряд произведений адептов искусства вывернуло наизнанку. Порой там, за красками, мрамором, аккордами, буквами – непочатые ландшафты циклопических бонсаев, на которых растут бурдюки с амритой. Почище какого бхаджана или тханки, простигосподи )

Нарисую для наглядности еще такой шаржик: алоокий человечек, оседлав кухонный стол, телескопом мундштука щурится на танцы воронов в предрассветном сфумато картинной рамы окна; на подушечках его пальцев спит дюжина измаранных чернилами фей… а в паре метрах от него, попирая шкуру тигра шелковистыми пятками, то ли тужится, то ли намаскарасанится краснощекая барышня, бренча инкрустированной санскритом сбруей.

Я всего лишь хочу сказать, что если решил развиваться через творчество в ракурсе йоги, почему бы не принять и его как священнодействие. Нечто ценное. Дорогое тебе. Со своими ритуалами и атрибутами. Тогда и тлеющая сигарета в пять утра может обратиться яджней. И «отдача» станет позитивной.

…а любители и любительницы покрасоваться пусть дальше отклячивают гузки.
Или лопаются аки фаршированные гелием индюки после личной передачи им от шмаха-ваха-тертона наивысшего поучения, бывшего нацарапанным на клочке бумажки, найденном в самом тайном из высокогорных отхожих мест.
Или малюют разноцветные квадратики за тыщу тыщ капустных листов каждый.

Без самопожертвования ни в одной сфере сколько-нибудь значимых результатов не добиться, искусство тоже требует. Но вовсе не обязательно приносить на его алтарь здравый смысл и здоровье.
…хотя не увлечься и соблюсти баланс бывает чудовищно сложно, когда между строк живут твои собственные одержимости и безумия, - эта эквилибристика где-то сродни нахождению в асане, укрощению пран, etc.

Хм. Пока писал, закралась идея, какой еще добавить кусочек в мозаику. Ведь вдохновение, по сути, является ануграхой. Из этого вытекает много интересного…


Моё почтение,
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 64
  • гастролер
Re: О творчестве
« Ответ #1 : Январь 14, 2018, 12:21:18 »

Доброго времени
Вы выудили любопытный парадокс, разрешение которого в прошлом надолго лишило меня покоя. Хочу вкратце поделиться наблюдениями.

Здравствуйте room, спасибо вам за участие! Очень надеялся, что кто-нибудь, да и раскроет тему "изнутри", для "пользователя" :016: и вот случилось, да еще так красочно, и вместе с тем в контексте йогической практики. Трудно охватить всю картину сразу, что вы изобразили, но можно сказать каждый штрих отозвался, - именно! Ведь так оно и есть! Почему я этого не понимал? Или не хотел понимать, а только чувствовал на уровне интуиции. Наверное потому, что для меня все-таки это не столь жизненноважный процесс как теперь вижу после ваших высоких откровений, вот какая ситуация. По этой же причине мне лично уже становится понятно, что использовать в ракурсе йоге при таком подходе не дано.. так, спонтанные вспышки творчества время от времени и переодическое погружение в процесс. Слабоватое тут самопожертвование, главного условия-то нет оказывается. Хотя вопроса в выборе между настоящим и ненастоящим никогда и не возникало тоже, а разделение на доброе, аморальное, извращенное или воодушевляющее искусство... - ну оно уже есть, такое разделение, приходится с этим считаться, в данном случае чтобы изъясниться как-то, передать смысл сего парадокса.
Прошу прощения, что не могу поддержать беседу на уровне, переходя к практической части в преобразовании восприятия процесса, тут сложность в том, что нужно сами йогические практики для этого реализовать, утвердить, чтобы полноценно увязать, ваш опыт и рекомендации мне понятны логически, но практически сталкиваюсь с некоторым препятствием. Знаете, когда я пытался осмыслить происходящее во время вдохновений, попробовал применить простое созерцание, и вот какая загвоздка обнаружилась. Оказывается в моменты творения, чтобы не мешать этому делу, приходится не присутствовать, а отсутствовать. С точки зрения эзотерики можно сказать, если заполняют какие-то энергии при этом, то тебя как будто вытесняет и наблюдателя больше нет, или растворяешься. Вот в чем сложность. Некому сливаться с этим творческим процессом сознательно, чтобы воспринимать как тапас или текст как мантру. Как будто нечто берет управление на себя, действуя уже самостоятельно, или как будто выходишь куда-то ТУДА, чтобы извлечь ОТТУДА и даже "когда-то" :010:, а не знаменитое "здесь и сейчас", вот такая вот бессознательность получается. Ваш опыт я учел и запомнил, и очень признателен, возможно всему свое время и в какой-то момент это произойдет.
Записан

room

  • *
  • Сообщений: 11
Re: О творчестве
« Ответ #2 : Январь 14, 2018, 16:34:47 »

Приветствую!

Вы знаете, Анатолий, почти все написанное выше жило и во мне лишь где-то в невербальной сфере, самому занимательно было разбирать.
Думается, что так сразу говорить «не дано», не следует, т.к. любой процесс можно и полезно рассматривать через призму йоги (и творчества, кстати). Будь ты хоть каменщик, хоть дворник. Для кого-то и эти занятия дадут куда больше, нежели все пуджи вместе взятые.

Если от того, что Вы не пишете сколько-то времени, не возникает душевной боли; а вовлечение периодическое (когда естество просит), то это тоже очень хорошо. Со временем Вы либо станете больше себя скармливать творчеству, либо оно сойдет на нет, либо всё так и останется. Последний вариант мне видится весьма маловероятным, поэтому итог в любом ключе – позитивный. Даже переключившись на иные занятия, опыт останется, и его должно использовать.
Ведь если прекратить себя искать, можно законсервировать душу в болоте или выкурить в трубу.

Что касается «физического» наполнения пространств, то у меня язык не повернется «Падаль» Ш. Бодлера (например) назвать не светлым стихотворением. И в целом его поэзию. Кто-то может сказать, что у меня проф. деформация, а я скажу, что иной взгляд – ограниченный. Если утрировать, то вспоминается эпизод с медитацией на слог «ом», выложенный на земле экскрементами.

Касаемо практической части, мы рискуем, оперируя умозрительными конструктами, впасть в мракобесие )
Но попытка не пытка. Возьмем джапу. Какими бы глубокими познаниями касательно ее сути ни обладал адепт, во время рецитации мы только рецитируем; одновременно с этим не размышляя о значении каждого слога. Вся глубина и грани мантры во время джапы живут на подкорке.
Точно также и со словами стихов.
В асане уже присутствует и пранаяма, и дхарана, и… но они не начнут там «быть» только от того, что мы об этом станем размышлять при выполнении. Эти состояния «ловятся». Также с аналогией творческого процесса и тапаса. Кто знает, как у кого что начнет восприниматься? Это только мои подобия.
Единственное, что еще отмечу: «заполняют какие-то энергии при этом, то тебя как будто вытесняет и наблюдателя больше нет, или растворяешься». Вам собственные слова ничего не напоминают?..))

Про путешествия во внутренних мирах (когда потенция строк извлекается из «оттуда» и «когда-то», каких и вовсе может не быть в материальной вселенной) сложно писать из-за обилия нюансов. Боюсь утомить гостей, жаждущих йоги )



Моё почтение,
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 64
  • гастролер
Re: О творчестве
« Ответ #3 : Январь 15, 2018, 22:42:39 »

Думается, что так сразу говорить «не дано», не следует, т.к. любой процесс можно и полезно рассматривать через призму йоги (и творчества, кстати).

Здравствуйте! Ну имелось ввиду, что от тапаса, насколько я его понимаю, это все же далеко в моем случае. А в целом пытаться рассматривать сквозь призму йоги, это само собой, думаю любой, кто находясь в социуме, начал открывать для себя эту дисциплину, во всем начинает примерять её и на окружающее и на внутренее). Да, верно замечено, несколько технарское стремление было по практической части, целостный подход конечно выглядит иначе, но я изживаю постепенно в себе стараясь понемногу расширять понимание, связывая в целое. Да и даже сам вопрос не столько актуален теперь в плане сиюминутно решения, нежели на тот момент когда спрашивал, понятно уже что такое все-таки нужно лично переживать, никто не научит, но направление вы подсказали, а время покажет.
Немного еще выскажусь, раз уж модераторы выделили в отдельную тему, спасибо им. Вот насчет этого замечу
Цитировать
«заполняют какие-то энергии при этом, то тебя как будто вытесняет и наблюдателя больше нет, или растворяешься». Вам собственные слова ничего не напоминают?
В том и дело, что не какой-то духовный опыт напоминает, а обычную бессознательность, когда вдруг ловишь себя на мысли, что не помнишь что делал 5 минут назад, или выкуривал ли уже сигарету, закуривая новую. Только по результату в итоге ощущения уже другие, когда всплываешь, но не в процессе :05:. Так что в  целом в этом отношении думаю даже "высокий творческий процесс" может быть подвержен таким сансарным недостаткам как бессознательность). По конкретно этой теме, если добавить еще "опробование ядов" по Рэмбо, вот эту бессознательность в процессе, "чернуху" в творчестве, - все что связано с обычными рядовыми гениями :010:, -  вытекает один объемющий вопрос, который в той теме спрашивал заодно у Гуруджи: а как же все-таки духовно-возвышенные реализованные, йоги, как бы они творили? И как воспринимают творчество? Сложно ведь представить что из себя представляет такая личность. Быть может они не писали бы в мрачных цветах совсем, не использовали миноров, не сочиняли трагедий, просветленные же все-таки личности). В дополнение о внутренних мирах, а также о том, откуда оно берется и полном осознанном присутствии в такой момент.. интересен опыт Гопи Кришны, который домедитировался до пробуждения Кундалини, много страдал от этого впоследствии, но в некоторый момент из него неконтролируемым потоком полилось творчество. А точнее на него, как он излагал сам, находясь в полной осознанности буквально целые абзацы стихов снисходили безостановочно, причем в визуальной форме даже, только успевай списывать, как всего лишь послушный исполнитель в этом процессе :07: Есть о чем задуматься, если сравнить такое состояние с собственным в моменты наката вдохновений. И найти общее :139:
Записан

Individ

  • *
  • Сообщений: 15
Re: О творчестве
« Ответ #4 : Январь 17, 2018, 14:04:57 »

..когда вдруг ловишь себя на мысли, что не помнишь что делал 5 минут назад, или выкуривал ли уже сигарету, закуривая новую.
Вы курите?
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 64
  • гастролер
Re: О творчестве
« Ответ #5 : Январь 20, 2018, 12:12:48 »

Курю, но не как в примере, можно было бы и совсем бросить, но в соблюдении некого контролируемого баланса я сейчас вижу больше пользы нежели отказ совсем от курения. Конечно же мнение спорное, а кто не курил совсем или когда-то всеми силами боролся с этой привычкой, те и вовсе противоположное мнение выскажут. Это уже отдельная тема.
Сам пример в цитате ярко символизирует ту бессознательность, когда в увлеченно погружен в  творчество, а большинство работников умственного труда или какого-то креативного труда удмаю в большинстве своем люди курящие.
Цитировать
..когда вдруг ловишь себя на мысли, что не помнишь что делал 5 минут назад, или выкуривал ли уже сигарету, закуривая новую.
Записан

Individ

  • *
  • Сообщений: 15
Re: О творчестве
« Ответ #6 : Январь 20, 2018, 17:12:53 »

Понимаю, это тоже все довольно индивидуально, и по моему опыту надо очень и очень небольшое количество табака для активизации умственных и творческих способностей в человеке, или нади постепенно им забиваются и все получается совсем наоборот, в таком случае действительно лучше совсем без табака, да и ему есть неплохие альтернативы вроде того же чая. И здесь как раз проявляется такой момент творческого перехода как разнообразие подходов, техник или инструментов исполнения, то есть это такое использование всего что есть подходящего без преобладания чего-то одного в сюжете, и дальше в свою очередь либо оставить такой ровный спокойный ландшафт с игрой на полутонах, или уже переход в некую кульминацию, но не обязательно форсированно, а тоесть как идет так и идет, ну или просто немного пестринки в текстуру добавить, но с этим тоже главное не переборщить.
Записан

Individ

  • *
  • Сообщений: 15
Re: О творчестве
« Ответ #7 : Январь 20, 2018, 23:39:28 »

дальше в свою очередь либо оставить такой ровный спокойный ландшафт,
Здесь хотелось бы немного отметить что если говорить о творчестве в широком смысле, со всеми его многообразиями видов, направлений и стилей, то этот подход не во всем окажется приемлемым, и в других случаях будет характерным и обратное положение, но это по большему счету относится лишь к вариациям на тему экспериментов с формой, а принципы построения и развития мало в чем отличаются.
Записан

Durganath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 151
Re: О творчестве
« Ответ #8 : Январь 23, 2018, 18:53:36 »

а как же все-таки духовно-возвышенные реализованные, йоги, как бы они творили? И как воспринимают творчество? Сложно ведь представить что из себя представляет такая личность. Быть может они не писали бы в мрачных цветах совсем, не использовали миноров, не сочиняли трагедий, просветленные же все-таки личности).

Чем чище сознание тем больше понимание что "мрачные цвета" так же окрашены, как и “позитивные". И те и другие создают единую картину мира. Мне кажется, что просветление - это осознание своего единства со всем сущим, когда практикующий осознает и глубоко переживает единение со всеми людьми, богами, состояниями, эпохами, расами, культурами, ритуалами и тд. В таком состоянии просветленная личность становится в какой-то степени единой со всеми самыми великими поэтами, художниками, учеными, как и их творениями, но не ограничивается этим.

Но даже если представить что просветленная личность пишет стихи - почему они непременно должны быть саттвичными, с чего все взяли что просветленные должны быть добрыми и нежными, как волонтеры в хосписе, может они из сострадания будут писать самые мерзкие стихи, чтобы вышибать людей из их шаблонов? Простые люди практически никогда не знают что именно хорошо для них, но все почему-то ищут в духовно-возвышенных йогах нянечек, которые будут именно к ним относиться очень хорошо, дарить миру в их лице много “чистоты".
Записан

room

  • *
  • Сообщений: 11
Re: О творчестве
« Ответ #9 : Январь 24, 2018, 23:05:36 »

     Намасте


     «…сознание своего единства со всем сущим…»

     …кто-то ежедневно джапирует мантру, например, Горакшанатха, олицетворяющего и проявленное, и непроявленное, и запредельное; но повседневный калейдоскоп зачастую чересчур быстр, пестр и неоднозначен для его дешифровки обычным умом, пусть даже пытающимся расширяться – в том числе посредством указанной мантры. И наш кто-то обращается к богам ради осознания локальных явлений. Он начинает лучше понимать, допустим, гнев в себе. Или если кто-то не признается, что в груди его живет сорока, которая хочет не просто много блестючек, а больше, чем у коллег и соседей, то сия личность может начать возводить цитадели пасквилей, а позже и воровать. Весь контроль зависти над существом зиждился в неприметности и отрицании угнездившейся сороки. Хоть и только на словах, но это просто.
     …порой слышишь вариации на тему: «это безумие! Он(а) сумасшедшее!». С какой-то стороны «это» - всего лишь легкий щелчок по шаблонам, к которым человек зачастую возвращается буквально через минуту. Есть формы трудноперевариваемые - у кого какие. Иногда понять индивидуума, использующего кухонный нож вместо пениса, проще, чем предателя среди близких людей.

     О чем я? О безумии. Незамутненном, необусловленном, немотивированном. Спонтанном. Сталкиваясь с плодами его, невольно задумаешься... нет, сначала ошпаришься запахом, словно бы вялотекущими по жилам 220 вольтами, но потом задумаешься: а во мне это есть? Если я его не вижу, контролирует ли оно меня? Вдруг я не в силах даже признаться себе? Потом что-то вроде: «…фьюх!.. Общество на мой счет уже предприняло бы необходимые ходы». Но тогда откуда это в человеке? Надо иметь божественную фантазию, чтобы вообразить алгоритм действий, ведущий к рождению с таким умом.
     Другой вариант – одержимость. Ифритами, ракшасами, бесами – на любой вкус. Но вопросов становится только больше: какова их природа? Способы проникновения? Контроля? Изгнания? И т.д. Ответы в свете последствий звучат как-то невнятно, а то и нелепо.
     На мой вкус безумие – один из самых (если не самый) крепких орешков в разрезе понимания. Речь даже не об осознании. Анализ на матрице рационализма – и тот не клеится, даже с метафизическими вкраплениями. В то же время богов, олицетворяющих его, особо не наблюдается. Или хотя бы более-менее выраженный трикстерный архетип. Ей-богу, если б нашел мурти с шутовским колпаком на голове али пятке, стал бы истовым бхактом. Хех. Но ведь актуально, учитывая в сколь прожорливой мясорубке мы живем. Даже стальной хребет – не гарантия, что дело твое не кончится фаршем.
     Можно сюда, конечно, припомнить подвиг юродства или садху, «сошедших с ума» от любви или чего там еще. На их счет, ежели речь о действительной святости, мое мнение примерно таково, что происходит трансляция лилы. А спектр вышеупомянутого безумия находится где-то в диапазоне «антилилы».
     Тем не менее, и с ним мы, получается, обретем единение. Чудно получается. Что тут ещё сказать?

Горакшанатха ко адеш!


Моё почтение,
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 64
  • гастролер
Re: О творчестве
« Ответ #10 : Январь 25, 2018, 00:14:44 »

но потом задумаешься: а во мне это есть? Если я его не вижу, контролирует ли оно меня? Вдруг я не в силах даже признаться себе?
Хороший вопрос! И не только в себе, но и вдругих можно поискать)

Цитировать
Но даже если представить что просветленная личность пишет стихи - почему они непременно должны быть саттвичными, с чего все взяли что просветленные должны быть добрыми и нежными, как волонтеры в хосписе, может они из сострадания будут писать самые мерзкие стихи, чтобы вышибать людей из их шаблонов? Простые люди практически никогда не знают что именно хорошо для них, но все почему-то ищут в духовно-возвышенных йогах нянечек, которые будут именно к ним относиться очень хорошо, дарить миру в их лице много “чистоты".
Справедливое замечание, возможно вы и не хотели бы рассматривать нечто конкретное, но наверное следует переформулировать мой вопрос, не стал расписывать подробно, чтобы не растягивать то сообщение. Думаю никто не считает, что должны быть добрыми волонтерами или веселыми как клоуны. Но тем не менее внутренний опыт подсказывает в целом, что вопрос не лишен оснований. Недвойственность фактически присутствует при восприятии красивого в жизни и в искусстве. Можно смотреть тяжелую драму и получать возвышенное состояние сознания, и преобладание мрачных тонов может быть очень красивым. Но когда это идет изнутри, то происходит отражение внутреннего состояния, здесь уже чистый опыт, не теория. И в этом случае трагичность проявляет себя как крайность, вот почему и вопрос, ведь "просветление - это осознание своего единства со всем сущим".
Здесь следует уточнить, речь не столько о конкретных отдельновзятых средствах, сколько о возникшем из них единстве. Конечно же любой деятель станет использовать те или иные мрачные выразительные приемы, понятно что они присутствуют в жизни, без них и чисто технически не получится что-то). Но в общей картине это будет выглядеть совсем иначе имхо. Как какой-нибудь автор, осознанно или нет, делает целью передачу своего смятенного состояния с помощью таких угнетающих приемов, так высокодуховный сделает их инструментом передачи другого состояния, и я лишь усомнился что эти два произведения творчества будут похожи).

Оказывается вспомнил один важный пример по теме, произведение преписываемое Горакшанатху "Умри, йог..(как умер Горакшанатх и прозрел..)". По правде сказать, ничего не понял когда читал, но многое почувствовалось, и впечатление осталось сильное. Драматичные и радостные интонации сплетаются как будто в одно непрерывное полотно, нет крайностей, грустные мотивы не передаются как болезненные, а веселые в свою очередь тоже спокойны.
Цитировать
Ветер доносит тяжёлое дыхание своё, но, вместе с тем, ноги легки — какое время года сейчас? Если даже боль близка?
Звуки неизвестной мелодии добавляют волшебство в мелодию волн. Поля, обрамлённые зимними облаками, наполнены цветами.
Моё сердце сегодня не послушно мне, небо пропитано песнями. Кто видит мой дух? Если даже боль близка?
Если мы читаем какую-то трагедию, видим своеобразное упоение болью, даже если выражено через иронию, сатиру, юмор. А здесь некая отрешенная предрешенность, как будто автору легко от тяжести. И это уже не трагедия и не комедия, а нечто за рамками, как выход за пределы трех гун, ну или почему же не саттвой хотя бы такое назвать. Разве это не то, о чем я спрашивал?)
Конечно же все это только видение через собственную призму, и мне близка музыка, в поэзии не разбираюсь, а может быть этот пример и вовсе иллюстрирует нечто другое, к примеру принципиальное различие востока-запада, не знаю.


Записан

Durganath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 151
Re: О творчестве
« Ответ #11 : Январь 25, 2018, 06:28:35 »

Адеш!

Недвойственность фактически присутствует при восприятии красивого в жизни и в искусстве.

Если есть "восприятие красивого в жизни", значит есть воспринимаемое и воспринимающий, то есть фактически это двайта. Красота и искусство - это то, что познается в сравнении с чем-то другим и основывается на эстетическом и культурном уровне воспринимающего. Искусство существует в определенном времени и принадлежит определенным культурам, оно развивается, меняется, это не абстрактное понятие. Произведения искусства оцениваются не только за их “красоту”, но и за новаторство, за тот эффект, который они произвели на современников, а это всегда делается в сравнении с другими произведениями в той же сфере. Да и красота - понятие довольно растяжимое и зависит от ряда факторов, индивидуальных для каждого конкретного человека.

как выход за пределы трех гун, ну или почему же не саттвой хотя бы такое назвать.

да хотя бы потому, что выход за пределы трех гун - это выход за пределы саттвы
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 64
  • гастролер
Re: О творчестве
« Ответ #12 : Январь 25, 2018, 08:36:58 »

да хотя бы потому, что выход за пределы трех гун - это выход за пределы саттвы
там и написано "или", то есть не приравнивается. Но как об этом можно говорить что-то наверняка)
А "новаторство" и производимый "эффект" это то, на чем сейчас центрирована культура с запада, главное бы этот самый эффект произвести, иногда чем хуже, абсурднее, тем лучше оценивается. Хотя уже все это до такой степени, что и не новаторство само по себе уже. К чему это? к тому, что теоретизировать можно много об относительностях и переменах, только классические произведения, мировые достояния культуры, ценятся вне времени невзирая на то, что красоту называют растяжимой.
Цитировать
Если есть "восприятие красивого в жизни", значит есть воспринимаемое и воспринимающий, то есть фактически это двайта.
Факт этого восприятия - наверное двайта, а само восприятие - недвайта, вот это я имел ввиду. Как выше приводил пример собеседник room "эпизод с медитацией на слог «ом», выложенный на земле экскрементами.") Здесь немного запутаться можно, так получается, что внутри одного кроется другое и до бесконечности, в двойственных философиях недвойственность рассматривается. Но если вернуться к этому недвойственному восприятию "хорошего" и "плохого", то даже через него не проходят некоторые новаторства, которые больше денежной конъюнктурой являются
Записан

Tolik Divanov

  • *
  • Сообщений: 64
  • гастролер
Re: О творчестве
« Ответ #13 : Январь 27, 2018, 06:09:53 »


Произведения искусства оцениваются не только за их “красоту”, но и за новаторство, за тот эффект, который они произвели на современников
Еще по теме новаторства и извечного... Мне кажется это связано с разделением на формы и содержания, одно пусть и меняется, другое вне времени. Наверное банальные для кого-то мысли выскажу, вот как видятся в целом тенденции, которые сейчас.: Слишком явное отделение формы происходит, но совсем не в хорошем смысле, а как будто часто цель выпендриться и больше ничего. А вокруг все смотрят и апплодируют, - ценят. Знаете, когда бывает такое ощущение, рассказывает кто-то шутки с очень самодовольным видом, с видом как будто октрывает вам америку, а этим шуткам лет сто и вы их слышали многократно в более интересном изложении. Вотс  современным новаторством в культуре такое же ощцщение. Не в том неприятие, что оно непонятно, или часто какой-то шокирующий эпатаж, а просто вот аткая банальность и вторичность бессодержательная, в массе, в том что предлагается под культурными программами. Уже чем ярче обложка, тем лучше не открывать.
Записан

Durganath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 151
Re: О творчестве
« Ответ #14 : Январь 27, 2018, 11:48:33 »

А вокруг все смотрят и апплодируют, - ценят.

Не в том неприятие, что оно непонятно, или часто какой-то шокирующий эпатаж, а просто вот аткая банальность и вторичность бессодержательная, в массе, в том что предлагается под культурными программами.


Адеш!
Если все аплодируют, а вы не понимаете, почему, вероятность, что у вас (а не у всех) не хватает культурного уровня для понимания, намного выше, чем вероятность того, что это действительно не имеет культурной ценности. Оно не обязательно должно нравиться (совершенно нормально, если нет), оно в большинстве случаев специально создается “некрасивым” чтобы шокировать, или эмоционально воздействовать на зрителя, и уж точно искусство не синоним простоте, содержательности или красоте. Думаю, как и в любом вопросе, для того чтобы глубоко понять и оценить предмет, в современном искусстве надо разбираться, развивать свою эрудицию, анализировать и много изучать.
Записан