Основная дискуссия > Йога натхов

Антахкаран

(1/21) > >>

Алламанатх:
Джая Шива Горакшайоги!
Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Скажите, пожалуйста, можно ли описать природу манаса, читты, ахамкары, буддхи, их функции, хотя бы в общих чертах? Мне кажется, что зная их функции, можно легче предположить возможное нарушение их работы и соответственно понять принципы техник, которые их очищают.
Адеш.

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!

Алламанатха, в ССП описывается антахкарана-панчака. В панчаку входят манас, буддхи, аханкара, читта, чайтанья. Их качества:

1) Манас. Санкальпа (намерение), викальпа (колебания сознания), мурччха (бессознательность, обморочное состояние), джадата (инертность), манана (думание).
2) Буддхи. Вивека (способность различения), вайрагья (отрешенность от иллюзорного), шанти (умиротворенность), сантоша (удовлетворенность), кшама (способность прощения).
3) Аханкара. Абхиман (гордыня), мадия (чувство собственничества), мама сукха (мое счастье), мама духкха (мои страдания), мамедам (ощущение того, что объект мой).
4) Читта. Мати (интеллект, остроумие), дхрити (решимость), смрити (память), тьяга (способность отстраниться от объекта), свикара (схватывание).
5) Чайтанья. Вимарша (знание), шилана (добродетель), дхаирья (бесстрашие), чинтана (осознавание), нихспритва (безразличие).

Алламанатх:
Джая Шива Горакшайоги!
Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Спасибо Вам за ответ, большое! Скажите, пожалуйста, данная панчака, это части или постепенное "уплотнение сознания", "от тонкого к плотному"?

В этом тексте, есть описание качеств, различия между которыми не очевидны на первый взгляд, например тьяга и вайрагья. Может это разные степени одного состояния?

Скажите, пожалуйста, как проявляет себя санкальпа, если можно так выразиться? Это твердое желание что-то осуществить? Желание-действие? (в смысле, сформировал санкальпу-и можешь наблюдать как она материализуется?) Или устойчивое желание, которое при правильных действиях обретет плод?

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!

Сапрема намаскара, Алламанатха!
Да, вы правильно мыслите, все панчаки постепенно проявляются от тонкого к более грубому состоянию. Чайтанья, читта, ахамкара, буддхи и манас проявляются поэтапно. Когда Шакти разворачивается, пракрити и сознание начинает эволюционировать, появляются его разные состояния, каждое со своей функцией, причем это происходит как на уровне макро, так и микрокосма. Допустим, из Пракрити проявляется Махататтва, в отдельной дживе она представлена буддхи, грубые элементы нашего тела (вьяшти-пинды) связаны с маха-бхутами адья-пинды. У макрокосмических маха-вайю, маха-агни и т.д., конечно, другие характеристики (в отличие от вайю, агни, джала и притхви нашего тела, составляющих дхату), но, тем не менее, между макро и микрокосмами есть своя взаимосвязь.

Вайрагья и тьяга часто рассматриваются как синонимичные понятия, означающие в целом состояние отречения и непривязанность. Учителя разных традиций вкладывают свои понятия в эти термины, но большинство сходится в том, что тьяга больше связана с ягьей (жертвой). Тьяга - это некая жертва того, что тебе дорого, она сущность любого жертвоприношения. Вайрагья - это следствие тьяги, способность действовать в отречении, действия при этом не обязательно должны выглядеть как видимое подвижничество, вы можете делать на вид мирские вещи, но не приписываете себе плод этих действий, тому, что вы считаете собой. Таким образом, эти действия меняют и ваши представления о себе самом и вы на самом деле начинаете развиваться духовно, обретая новое самоосознание. Человек может совершать абхьясу (упражнения), внешне имитируя йогу, но если в этих действиях нет вайрагьи, которая взращивалась тьягой, то выполнение асан, пранаям не будет йогой. Более того, они могут даже быть анти-йогой, если они, к примеру, преследуют не йогические цели. С другой стороны, как бы это ни казалось абсурдно, к йогe может быть ближе человек, который вообще ничего не знает теоретически про асаны, но если он все свои действия делает с легким состоянием души и в отречении, живет в полном переживании реальности - он куда больше йог, потому что в нем нет эго. Если вы хотя бы раз искренне выполните действие, полностью посвятив всего себя без остатка Богу, то поймете, что такое тьяга, а результатом будет милость (прасад). У людей это слово ассоциируется с принятием пищи, но на самом деле прасад - это не материальное благо, прасадом может быть, например, пепел (вибхути) после хомы. У натхов вибхути – символ амриты. В Индии есть дуалистическая Шайва-сампрадайя, где практикуют алхимию, используя ртуть. У натхов же используется вибхути вместо ртути, вибхути - как амрита. Вы совершили ягью – и в ответ получили прасад и амриту. Это также джнянамрита - знание того, что вечно, с таким знанием ваши действия становятся йогичными, в отречении (вайрагья). Вы можете совершать хому или пробуждать Кундалини-шакти как внутренний огонь, получая внутри себя амриту, луну сознания, свободную от солнца чувств. Ваши низшие привязки, малы – сгорают, остается пепел и пустота (шунья). Это – просветленное сознание, в котором вайрагья подобна его тени. Тьяга и вайрагья, подобные вдоху и выдоху, становятся вашим существом, без естественной отрешенности вы себя чувствуете, как без воздуха. Если вы почувствовали вкус махасукхи (великого счастья), то вайрагья сопутствует любым вашим действиям. Подумайте сами, в этом мире никто не способен ничего получить, если что-то не оставил, вайрагья - это обычное явление, просто есть категория существ, желающих достичь больших целей, поэтому они вынуждены крупные привязанности осознанно оставить. Невозможно перепрыгнуть обрыв, держа в руках тяжелые чемоданы, вес этой собственности потянет тебя вниз. В Натха-сампрадае перед тем, как ты станешь посвященным адептом йоги, ты должен совершить тьяга-вайрагью, после чего Гуру сможет тебе передать сокровенные знания. Он даст то, что всегда у тебя было и заберет то, чего у тебя не было.

Санкальпа может быть ашуддха-санкальпой, когда вы ставите перед собой мирскую цель, которую вы, конечно, сможете реализовать при определенных усилиях. Но чем более ограниченное желание, тем больше оно в противоречии со многими объектами и явлениями этого мира, поэтому неизбежно нарушение ахимсы. Суть ахимсы - непротиводействие, научиться получать большие результаты без лишней конфронтации. Следовательно, ваше желание должно резонировать под разные проявления Абсолюта, тогда оно становится несокрушимым. Конечно, такое искусство дано не каждому и этому нужно учиться не спеша. Обычно многие хинду имеют представления о санньясе и отрешенности как об оставлении всех санкальп и викальп, но санкальпы и викальпы не обязательно все искоренять, это и невозможно на самом деле. Тантра и йога натхов учат тому, что они являются инструментами вашего сознания, и если сознание развито и правильно использует свои атрибуты, то вы сможете за счет них гармонично и духовно прогрессировать. Вы можете очень редко совершать какие-либо радикальные действия, вкладывая в них большое количество энергии, но если вы их совершите, то они будут идеально точными и эффективными. В первую очередь нужно учиться восприятию в спокойном состоянии, то, что вы видите, - то вы знаете, то, что вы знаете, - то вы способны менять. Способность создавать эффективные изменения вовне – и есть правильная реализация санкальпы. Получается парадокс: вы оставляете желания, чтобы реализовать желания, входите в состояние пустоты, чтобы совершенным образом создать форму. Многие формы хрупки и нестабильны в этом мире, потому что в них слабо выражено бесформенное.

Алламанатх:
Джая Шива Горакшанатх!
Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Скажите, пожалуйста, можно ли описать природу антахкарана и его частей? Его связь с более тонкими и плотными элементами? А то понятие "ум", "сознание", подсознание"- это весьма расплывчато, возможно у Натхов есть свои нюансы в описании, чем в других школах. Это наверное, пролило бы свет на смысл многих техник, дало бы понимание каких то своих проблем в сознании и путей их решения. Как Вы думаете?

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии