Мне кажется, говоря относительно ложного я, надо разобраться как следует, хотя, конечно, это очень непросто, потому что в этом мире все сделано для того, чтобы человек с ним отождествился. Только сильный духом человек способен плыть против течения, потому что слабому этот фальшивый социум всегда подсунет то, что эту ложную личность позволит защищать и "цементировать" ее больше и больше.
Начнем с самого термина, который часто в Индии и отождествляют с эго - ахам-кара (अहंकार). "Карака" - это деятель. Т.е. у нас есть кармендрии, множество "частей" нас, по которым определяют нашу личность другие. Когда человек начинает думать: "Какое у меня красивое личико, причёска, ноги ничего, как я одет, как хорошо я говорю", - это все и есть ахамкара. Аспекты его активности в этом мире, за которую он цепляется. Человек боится за эту личность: "Я старею, я болею, становлюсь ненужным, как перестал быть здоров". Вот это все и порождает то, что в "Сиддха-сиддханта-падхати" и описано как ахамкара, выше я перечислял:
Аханкара. Абхиман (гордыня), мадия (чувство собственничества), мама сукха (мое счастье), мама духкха (мои страдания), мамедам (ощущение того, что объект мой).
Гордыня – потому что я богат, я умен, я успешен. Чувство собственности – в первую очередь, что это тело принадлежит тебе (что есть иллюзия, т.к. тело пришло от природы, является ей и растворится в ней). Счастья и страдания – связаны с личным образом. Мама идам – "это – мое", а потом и "я есть это". Но ты не есть это, в Абсолютном смысле, ты – это ты.
Конечно, есть разные объяснения ахамкары: в санкхье одно, у Патанджали – другое, в КШ – третье, в ССП свои особенности. Чтобы это понять, надо хорошо разбираться в этих учениях, которые связаны между собой. Так, например, в каких-то традициях свое единство с объектами, не всегда что-то исключительно негативное, но при условии, что ты не забываешь изначального себя, что ты – Атман, Параматма, Шива...., Горакшанатх же говорил, что если нет этой памяти или единства с Высшим, тогда тождество теряет духовную ценность и ведет к деградации. Т.е. если нет этой связи, то все остальное бесполезно, как бы это ни называлось, чем бы человек ни занимался – Ведами, Тантрой, Пуранами, без йоги это духовно мертво. Поэтому йога для Горакшанатха, натхов – всегда на самом первом месте.