Хотелось бы еще кое-что сказать о вайрагье и не только. Вообще, я думаю, надо разобрать по частям и значение самого термина вайрагья. Вайрагья वैराग्य происходит от वि "vi" (оставление) + राग "rāga" (страсть, похоть), ну и в конце с суффиксом य, в санскрите происходит "вридхирование" (изменение корневой гласной) "и" в "ай". Так же как, например, трилока в трайлокья, тригуна в трайгунья, субхага в саубхагья и т.д., и т.п. Если же дальше разбирать термин до изначального корня, то "rāga" происходит от корня रञ्ज् rañj (окрашивание). Т.е. в противоположность прозрачности и чистоте происходит окрашивание "цветами чувств". Цвет также может ассоциироваться и с varṇa वर्ण – принадлежностью к определенному социальному классу, где варна тоже переводится как цвет. Даже есть определенная конкретика: брахманы духовно связаны с белым цветом, кшатрии с красным, вайшью с желтым и шудры с черным. У них свои отношения, представитель одной варны не сядет есть за стол с представителем другой, так как некоторые кшатрии, например, ели раджасичную пищу, чего избегали брахманы, и т.д. Там цвет преобладающей энергии, и человек в ней живет и развивается. Не случайно и варна происходит от वृ vṛ (покрывать), а вайраги (следующие пути вайрагьи) сбрасывают с себя эти "покровы"; как правило, те, кто вышли из сферы ограничений, это саньясины, авадху (-та) и т.д. Но так как они для остальных "увязанных" (представителей варн) своего рода "люди-порталы" в другой мир свободы, то вайраги и саньяси в индийском мире иерархически все считаются фактически Гуру. Именно поэтому кто-то может удивиться, почему часто в Индии можно видеть следующую картину: когда садху в храме служат брахманы, многие из которых возможно даже и грамотнее этого садху, садху может не знать хорошо санскрита, кармаканды и т.д.? Или, например, сейчас, когда в Индии йога тоже для мирских людей озападнилась, можно встретить йогачарью, который учит индусов гимнастике, но он почитает того садху, который не гнется в асанах. Потому йога - это традиционно, скорее, именно связь с "прозрачным, чистым миром покоя", а не умение "страстно делать гимнастику". В Индии как бы они ни обросли внешне западными элементами, в целом где-то на "духовно-генетическом" уровне до сих пор четко поставлено, что такое настоящая йога, а что нет. Они это понимают просто машинально на основании вот тех принципов, что я упомянул. У того, кто не знает их жизни, масса вопросов и недоумений, как "стройный йог" в Индии, умный брахман и т.д. могут почитать и служить полному садху, который периодически покуривает ганджу и т.д.? А потому что это все частности, но есть вещи на порядок выше, которым они обязаны следовать. Они кланяются местам силы (намоленным храмам и ее земле) или, грубо говоря, "намоленным людям" (когда касаются рукой их стоп, потом своей головы). Потому что это все создает "канал связи" с более высокой мерностью, которая транслируется через эти явления. Это реальность – над цветами, над запахами, над вкусами и т.д. Садху, Гуру, продвинутые садхаки учат именно энергией этих миров, потому он может быть даже и неграмотным. Он может учить своей тишиной. Так, например, почему меня устраивает Митхилешнатх, вместо какого-нибудь "более умного", "написавшего массу книг", но гуру омраченного? Потому что с Митхилешнатхом я чувствую тишину, это знание не сухое, и полное чистой энергии, я мыслю так, как мыслят многие искатели в Индии. В Индии им интересно, скорее, то, что дает чистоту и сиддхи, а не формальные дикши, техники, "как бы нахождение в учениках" и т.д. Что им техники, информация, Гуру и т.д., если там этого просто валом? Они ищут возможность учиться у тех, кто им даст какой-то просвет в жизни, другой мир и жизнь. Гуру - это тот, кто открывает ученику путь ("марга-даршака").