Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Антахкаран  (Прочитано 17881 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Антахкаран
« : Июль 18, 2007, 09:32:12 »

Джая Шива Горакшайоги!
Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Скажите, пожалуйста, можно ли описать природу манаса, читты, ахамкары, буддхи, их функции, хотя бы в общих чертах? Мне кажется, что зная их функции, можно легче предположить возможное нарушение их работы и соответственно понять принципы техник, которые их очищают.
Адеш.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Антахкаран
« Ответ #1 : Июль 21, 2007, 23:48:01 »

Адеш!

Алламанатха, в ССП описывается антахкарана-панчака. В панчаку входят манас, буддхи, аханкара, читта, чайтанья. Их качества:

1) Манас. Санкальпа (намерение), викальпа (колебания сознания), мурччха (бессознательность, обморочное состояние), джадата (инертность), манана (думание).
2) Буддхи. Вивека (способность различения), вайрагья (отрешенность от иллюзорного), шанти (умиротворенность), сантоша (удовлетворенность), кшама (способность прощения).
3) Аханкара. Абхиман (гордыня), мадия (чувство собственничества), мама сукха (мое счастье), мама духкха (мои страдания), мамедам (ощущение того, что объект мой).
4) Читта. Мати (интеллект, остроумие), дхрити (решимость), смрити (память), тьяга (способность отстраниться от объекта), свикара (схватывание).
5) Чайтанья. Вимарша (знание), шилана (добродетель), дхаирья (бесстрашие), чинтана (осознавание), нихспритва (безразличие).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Антахкаран
« Ответ #2 : Июль 22, 2007, 01:44:10 »

Джая Шива Горакшайоги!
Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Спасибо Вам за ответ, большое! Скажите, пожалуйста, данная панчака, это части или постепенное "уплотнение сознания", "от тонкого к плотному"?

В этом тексте, есть описание качеств, различия между которыми не очевидны на первый взгляд, например тьяга и вайрагья. Может это разные степени одного состояния?

Скажите, пожалуйста, как проявляет себя санкальпа, если можно так выразиться? Это твердое желание что-то осуществить? Желание-действие? (в смысле, сформировал санкальпу-и можешь наблюдать как она материализуется?) Или устойчивое желание, которое при правильных действиях обретет плод?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Антахкаран
« Ответ #3 : Июль 24, 2007, 16:17:24 »

Адеш!

Сапрема намаскара, Алламанатха!
Да, вы правильно мыслите, все панчаки постепенно проявляются от тонкого к более грубому состоянию. Чайтанья, читта, ахамкара, буддхи и манас проявляются поэтапно. Когда Шакти разворачивается, пракрити и сознание начинает эволюционировать, появляются его разные состояния, каждое со своей функцией, причем это происходит как на уровне макро, так и микрокосма. Допустим, из Пракрити проявляется Махататтва, в отдельной дживе она представлена буддхи, грубые элементы нашего тела (вьяшти-пинды) связаны с маха-бхутами адья-пинды. У макрокосмических маха-вайю, маха-агни и т.д., конечно, другие характеристики (в отличие от вайю, агни, джала и притхви нашего тела, составляющих дхату), но, тем не менее, между макро и микрокосмами есть своя взаимосвязь.

Вайрагья и тьяга часто рассматриваются как синонимичные понятия, означающие в целом состояние отречения и непривязанность. Учителя разных традиций вкладывают свои понятия в эти термины, но большинство сходится в том, что тьяга больше связана с ягьей (жертвой). Тьяга - это некая жертва того, что тебе дорого, она сущность любого жертвоприношения. Вайрагья - это следствие тьяги, способность действовать в отречении, действия при этом не обязательно должны выглядеть как видимое подвижничество, вы можете делать на вид мирские вещи, но не приписываете себе плод этих действий, тому, что вы считаете собой. Таким образом, эти действия меняют и ваши представления о себе самом и вы на самом деле начинаете развиваться духовно, обретая новое самоосознание. Человек может совершать абхьясу (упражнения), внешне имитируя йогу, но если в этих действиях нет вайрагьи, которая взращивалась тьягой, то выполнение асан, пранаям не будет йогой. Более того, они могут даже быть анти-йогой, если они, к примеру, преследуют не йогические цели. С другой стороны, как бы это ни казалось абсурдно, к йогe может быть ближе человек, который вообще ничего не знает теоретически про асаны, но если он все свои действия делает с легким состоянием души и в отречении, живет в полном переживании реальности - он куда больше йог, потому что в нем нет эго. Если вы хотя бы раз искренне выполните действие, полностью посвятив всего себя без остатка Богу, то поймете, что такое тьяга, а результатом будет милость (прасад). У людей это слово ассоциируется с принятием пищи, но на самом деле прасад - это не материальное благо, прасадом может быть, например, пепел (вибхути) после хомы. У натхов вибхути – символ амриты. В Индии есть дуалистическая Шайва-сампрадайя, где практикуют алхимию, используя ртуть. У натхов же используется вибхути вместо ртути, вибхути - как амрита. Вы совершили ягью – и в ответ получили прасад и амриту. Это также джнянамрита - знание того, что вечно, с таким знанием ваши действия становятся йогичными, в отречении (вайрагья). Вы можете совершать хому или пробуждать Кундалини-шакти как внутренний огонь, получая внутри себя амриту, луну сознания, свободную от солнца чувств. Ваши низшие привязки, малы – сгорают, остается пепел и пустота (шунья). Это – просветленное сознание, в котором вайрагья подобна его тени. Тьяга и вайрагья, подобные вдоху и выдоху, становятся вашим существом, без естественной отрешенности вы себя чувствуете, как без воздуха. Если вы почувствовали вкус махасукхи (великого счастья), то вайрагья сопутствует любым вашим действиям. Подумайте сами, в этом мире никто не способен ничего получить, если что-то не оставил, вайрагья - это обычное явление, просто есть категория существ, желающих достичь больших целей, поэтому они вынуждены крупные привязанности осознанно оставить. Невозможно перепрыгнуть обрыв, держа в руках тяжелые чемоданы, вес этой собственности потянет тебя вниз. В Натха-сампрадае перед тем, как ты станешь посвященным адептом йоги, ты должен совершить тьяга-вайрагью, после чего Гуру сможет тебе передать сокровенные знания. Он даст то, что всегда у тебя было и заберет то, чего у тебя не было.

Санкальпа может быть ашуддха-санкальпой, когда вы ставите перед собой мирскую цель, которую вы, конечно, сможете реализовать при определенных усилиях. Но чем более ограниченное желание, тем больше оно в противоречии со многими объектами и явлениями этого мира, поэтому неизбежно нарушение ахимсы. Суть ахимсы - непротиводействие, научиться получать большие результаты без лишней конфронтации. Следовательно, ваше желание должно резонировать под разные проявления Абсолюта, тогда оно становится несокрушимым. Конечно, такое искусство дано не каждому и этому нужно учиться не спеша. Обычно многие хинду имеют представления о санньясе и отрешенности как об оставлении всех санкальп и викальп, но санкальпы и викальпы не обязательно все искоренять, это и невозможно на самом деле. Тантра и йога натхов учат тому, что они являются инструментами вашего сознания, и если сознание развито и правильно использует свои атрибуты, то вы сможете за счет них гармонично и духовно прогрессировать. Вы можете очень редко совершать какие-либо радикальные действия, вкладывая в них большое количество энергии, но если вы их совершите, то они будут идеально точными и эффективными. В первую очередь нужно учиться восприятию в спокойном состоянии, то, что вы видите, - то вы знаете, то, что вы знаете, - то вы способны менять. Способность создавать эффективные изменения вовне – и есть правильная реализация санкальпы. Получается парадокс: вы оставляете желания, чтобы реализовать желания, входите в состояние пустоты, чтобы совершенным образом создать форму. Многие формы хрупки и нестабильны в этом мире, потому что в них слабо выражено бесформенное.
« Последнее редактирование: Июль 25, 2007, 10:04:12 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Антахкаран
« Ответ #4 : Октябрь 18, 2007, 19:14:05 »

Джая Шива Горакшанатх!
Джая Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Скажите, пожалуйста, можно ли описать природу антахкарана и его частей? Его связь с более тонкими и плотными элементами? А то понятие "ум", "сознание", подсознание"- это весьма расплывчато, возможно у Натхов есть свои нюансы в описании, чем в других школах. Это наверное, пролило бы свет на смысл многих техник, дало бы понимание каких то своих проблем в сознании и путей их решения. Как Вы думаете?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Антахкаран
« Ответ #5 : Октябрь 25, 2007, 01:11:25 »

Адеш!

Антар – внутренний, кара – орган или карана – действие, общая сумма значений дает – "внутренний орган психической деятельности". Но, на мой взгляд, для полного знания, что такое антахкаран, недостаточно даже полных академических знаний, это дело духовного опыта. Причем опыта не умственного, так как ум сам входит в систему антахкарана, следовательно, нужен опыт запредельный уму, чтобы видеть его природу. Это примерно так же, как невозможно обычными материальными чувствами и умом воспринимать сушумну, ведь в ней растворяется ум и эмпирическое сознание полностью трансформируется. Ко всему прочему, антахкаран в разных учениях по-разному описывают, что неудивительно, многое зависит от практик и мистического опыта той или иной школы. Поэтому, Алламанатха, вот такие простые вопросы, как ваш, на самом-то деле непростые. Хотя, конечно, сам термин вроде бы как популярный и, казалось бы, все о нём имеют полное представление, но это не совсем так. С точки зрения санкхьи, антахкаран является проявлением пракрити, которая при взаимодействии с пурушей раскрывает все творение, переходя из состояния равновесия гун и непроявленности (авьякта) в состояние дисбаланса трех гун в самой пракрити, творя тем самым вселенную. Сначала проявляется махататтва (космическое сознание, включающее в себя все виды сознания), индивидуально в человеке она проявлена как буддхи (интеллект). Потом пракрити раскрывается как осознание себя в виде отдельной личности – ахамкары (аханкары) и манаса (ум, который ориентирован на органы действия и познания – карма- и джняна-индрии). В общей сумме эти три таттвы составляют антахкаран. По сути уровень над антахкараном означает растворившегося в пракрити (пракритилаян), это возможно только в состоянии самадхи. Следовательно, антахкаран есть связующее звено между высшим духовным миром и тленным физическим. Но я пока говорю только о санкхье, есть и другое виденье, например веданты, Кашмирского шиваизма, сиддха-сиддханты натхов и др. Махариши Патанджали утверждает, что при остановке «вритти» – колебаний читты (сознания) – достигается состояние йоги. Антахкаран, собственно – не что иное, как различные уровни читты. И когда манас или вритти (его колебания) смолкают, тогда вы познаете свою истинную природу (Пуруша или Атман, по веданте). Манас подвержен викальпам и санкальпам, т.е. формированию мыслеформ и желаний, которые создаются при соприкосновении с чувственным миром, ограниченным временем и его иллюзиями. Поэтому человеческое существо живет понятиями сукха-дукха (счастье-страдание). Его счастье и страдания также ограничены, сегодня они одни, завтра другие. Он их соотносит со своей личностью, не могу сказать, что эта личность (ахамкара) иллюзорна, хотя некоторые учения именно так и трактуют. Ахамкара также играет свою роль и она реальна, она – инструмент для получения более высокого духовного опыта, при должном духовном развитии ахамкара может выполнять такую функцию. Но эгоизм, самость, свойственный ахамкаре, может стать и большим препятствием на пути к осознанию собственного тождества с более высокими аспектами своего существа. В ахамкаре собран различный опыт познания и наших самых разных отождествлений. Например, манас говорит нам: "моё" – моя рука, нога, мое тело, моя одежда, моя страна, мои ученики, мой ребенок, моя работа, мои друзья, мои враги и т.д. Ахамкару можно обозначить по-другому, вопросом "кто я?" – я отец, я бизнесмен, я русский, я умный, я красивый, я глупый, я духовный, я знаток разных учений, я посвященный каулик, я великий йог, я ни на что не способный... – все это и многие другие отождествления себя с феноменальными явлениями мира и есть ахамкара. Все их перечислить невозможно, ибо человек напичкан самыми разными санскарами, они им движут в виде неконтролируемых реакций. Ахамкара, по сути, и есть карма человека, у каждого человека есть свои характеристики, только ему свойственные: отпечатки пальцев, форма зрачка, форма тела, лица и т.д. Это очень важные вещи, потому что в них заложены причины страданий и удовольствий человека, это действует на очень многих уровнях. На уровне генетическом, ДНК, человек запрограммирован и может не осознавать это множество программ. Тем йог и отличается, он понимает, что эти программы нужно использовать для себя, а не программы должны его использовать. Обычного человека лепит социум, но йогин сам создает свой образ, он управляет им и поэтому на йогина не влияет никакая магия. Самым простым критерием того, что ты йогин или хотя бы человек, который действительно духовно развит, является, к примеру, то, что ни один маг, взяв твое фото или вещь, не сможет ничего тебе причинить. С обычным человеком можно сделать все что угодно, внушить ему, что он слабый, ни на что не способный и т.д. Но йогин никогда не верит ни одному предсказателю или человеку, который на него навешивает ярлыки, он любому может сказать нет. Правда, с этим нужно быть аккуратным, дабы не впасть в личные иллюзии, они свойственны многим духовным людям и часто мешают им духовно развиваться. Таким образом, ахамкара, как и все в этом мире, двояка.

Для того чтобы иметь правильное мышление и представления, существует буддхи. Буддхи играет роль конкретизации того, что правильно, а что не очень, что духовно и способно привести тебя к самоосознанию, а что нет. Это – духовный интеллект. Буддхи свойственна «вивека» – способность различать, она очень важна, является тем, что мы называем здравым рассудком. Благодаря буддхи, мы отслеживаем интуитивно адекватность наших действий и психофизических состояний, на что-то у нас духовный иммунитет, что мы интуитивно видим правильным. Ум (манас) и наше социальное эго могут говорить одно, но интуиция – совсем другое, хоть все они и важны на самом деле. Поэтому йогин учитывает все свои ощущения, он умеет слушать себя. Всем этим и занимается антахкаран. На определенном этапе познания себя как личности и более высокой духовной сущности, которая даже над самыми разными тонкими ментальными состояниями, наш неконтролируемый ум смолкает и мы видим реальность такой, какая она есть, принимаем ее такой, какая она есть. В буддизме это состояние называют просветлением. Патанджали говорил так: tadA drashtuh svarupeAvasthAnam – "тогда видящий Пуруша пребывает в своей истинной форме". То же самое, что говорит Горакшанатх в ССП, давая определение правильной асане, – "пребывание в своей истинной форме", что выходит далеко за рамки представлений об асане как физкультурной технике. В йогической садхане все существует для достижения высшего духовного опыта, антахкаран играет важнейшую роль в этом. Посредством правильной практики асан или пранаям мы учимся менять свое общее состояние энергии, и когда наша прана достигает состояния «айяма» т.е. утончения, расширения, то и с нашим умом происходит то же самое. В народе говорят, что такой человек «большого ума», поэтому йог – это не тот, кто корячится в поте лица и в безумии делает по 108 сурья-намаскар, издевается над своим телом, а тот, кто сделал спокойным свой ум и прану. Если практика йоги ускоряет ваше дыхание и вы начинаете дышать подобно испуганной собаке, лишь бы сделать сложную асану, чтобы о вас хорошо люди подумали, то это – не йога, а как раз то, от чего йогину нужно избавляться. Но тем, кто преподает «йогу» в коммерческих центрах, не выгодно даже упоминать о том, что йога – это не то, чему они учат, ибо тогда они потеряют свою кормушку. Настоящая йога – это духовная система, и сколько ни говори о том, что это не религия и что йогой могут заниматься все, йога не станет йогой от одних только обещаний, что она для всех. Конечно, йога – не религия и не атеизм, она ведет к опыту куда более высокому, ибо даже религия, при фанатичном к ней подходе, не всегда несет гармонию для человека. Йога – это все, потому что она охватывает все сферы, которые одному человеку могут быть приемлемы, другому – нет, но настоящий йог принимает все явления мира, и в то же время он от них всех свободен. Так вот, антахкаран и прана должны «соединиться» вместе через правильную йогическую практику. Для этого мы очищаем свое тело, нади тонкого тела, мы учимся интегрировать себя с миром через яму-нияму, все одно с другим взаимосвязано. У обычного человека прана обладает такими частотами, что она может в основном только питать наш манас, но не буддхи. Следовательно, нам надо изменить состояние нашей праны и сознания.

Многие преподаватели йоги в погоне за количеством учеников дают такие методы хатха-йоги, которые радикально воздействуют на тело, но это, на самом деле, тамасичный подход. Саттвичная практика йоги подразумевает не ускорение дыхания, а его замедление, но без искусственного форсирования процесса. Тексты по йоге говорят, что каждому человеку отведено на его жизнь определенное количество вдохов и выходов, а такие инстинкты, как дыхание, питание, половой, – взаимосвязаны. Если вы делаете грубо асаны, то вам требуется и больше питания, вас больше привлекают грубые сексуальные желания, таким образом, тело быстрее стареет. Чем скорее вы отдышите, наедитесь, назанимаетесь сексом, наволнуетесь в виде разных деструктивных психических состояний, тем быстрее ваше тело износится и умрет. Это я говорю не к тому, что еда, секс и викальпы – очень плохое явление, важно то, в каком состоянии это все происходит. На каком-то духовном уровне на вас количество съеденной еды, занятия сексом перестанут сказываться разрушительным образом, но для достижения такого уровня нужна правильная практика йоги. Некоторые тексты натхов говорят о том, что йогин, достигший высшей реализации, даже находясь в объятиях страстной женщины, не теряет самоконтроля и поэтому на нем это отрицательным образом никак не сказывается. Это мне говорил и мой Гуру. Но мы должны для этого сначала понять, что такое йога на самом деле, для чего она предназначена, и достичь вначале такого состояния, потом мы сможем понять и то, что такое антахкаран и что такое вамачара, что такое Шакти. Но в обычном состоянии это невозможно сделать правильным образом.

В действительности, если смотреть на таттвы с точки зрения Кашмирского шиваизма, то все таттвы есть не что иное, как различные состояния Шивы, или же – Шакти, в том числе и антахкаран. Санкхья говорит только о 26-ти таттвах, а шиваизм – о 36-ти. Натхи же говорят о ещё большем количестве, ССП подробно описывает то, как проявляются панчаки, одна за одной, и в общей сумме их великое множество. Все они проявляются от Ниджа-шакти, Пара-шакти и т.д. Как и в Кашмирском шиваизме, в традиции Горакшанатха каждая последующая таттва содержит в себе то, из чего она проявилась. Поэтому антахкаран также является и состоянием Шакти, просто это одно из Ее состояний. При развитости антахкарана вы можете видеть и более высокие таттвы.

Однако натхи пошли ещё дальше, они утверждают, что не только сознание может стать чистым, подобно зеркалу, и переполненным духовным светом, но даже и само физическое тело человека. Наше физическое тело, на самом деле – энергия, как и вся плотная материя. Условно натхи, учитывая эту истину, поделили таттвы на две категории: к «Ха» относятся те таттвы, что сотворила Шакти, а именно двадцать таттв: органы действия, восприятия, сами чувства и грубые элементы. Они делятся по панчакам (пятеркам). Те таттвы, что начинаются от манаса и заканчиваются Шива-таттвой, относятся к «Тха», их шестнадцать, это – сфера сознания. Шестнадцать связано с разными состояниями сознания и лунной энергией, их можно соотнести с адхарами, на которых тексты натхов рекомендуют сосредотачивать свое восприятие. Панчаки связаны с чакрами и системой Кула-кундалини, Дакини, Ракини, Лакини, это – Шакти, или элемент «Ха». Обе эти силы играют важнейшую роль в самой йоге, хатха-йоге, цель которой – пробудить Кундалини-шакти и поднять её к сознанию Шивы. Антахкаран относится к сфере сознания, и по сути работа с ним включает те методы, которые связаны с Раджа-йогой. Раджа-йога – это также составная часть хатха-йоги, потому что элемент «Тха» связан с развитием сознания посредством «Ха» энергии. Следовательно, хатха-йога является тем, что включает в себя раджа-йогу, что и говорят традиционные тексты йоги.
 Думаю, я ещё вернусь к этой теме.
« Последнее редактирование: Октябрь 25, 2007, 17:46:18 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388
Re: Антахкаран
« Ответ #6 : Июль 24, 2009, 00:34:02 »

Адеш !

Вопрос к Гуруджи на тему Антахкараны-паньчаки. :018:
Во-первых еще раз хочу поблагодарить Гуруджи за комментарии к ССП.Это бесценно,и без них все же сложновато было понимать многое.
Вопрос заключается в следующем,-одно из пятиричных качеств буддхи- вайрагья-непривязанность,"добровольная сдержанность желаний и привязанностей....отрешенность",
И,-одно из качеств читты,-тьяга,также  несет смысловой ряд,обозначаемый,как "отрешенность.
Способность к оставлению чего-либо.жертва во имя обретения большего."
Есть ли все же разница,проявленная в каких -либо нюансах относительно данных характеристик ?

Благодарю заранее. :05:
« Последнее редактирование: Июль 24, 2009, 00:36:50 от Anuttara »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Антахкаран
« Ответ #7 : Июль 24, 2009, 22:27:03 »

Адеш!
Я отвечу в эту и другие темы, так как вопрос требует качественного рассмотрения, а у меня что-то интернет барахлит. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Антахкаран
« Ответ #8 : Июль 27, 2009, 17:57:46 »

Адеш!
Качество вайрагьи – отрешенность, а качество тьяги – отрешенность в виде жертвования. Это подобно карма-йоге и бхакти-йоге: они в чем-то похожи, но суть карма-йоги – в совершении действий не ради результата, а в бхакти есть некий объект, кому жертвуются все результаты.

Буддхи обладает способностью различать, потому что в состоянии буддхи вы абстрагированы от объектов, благодаря качеству вайрагьи, а также потому что буддхи не окрашен низшими личными устремлениями.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388
Re: Антахкаран
« Ответ #9 : Июль 27, 2009, 18:25:16 »

    Адеш, Гуруджи !

Большое спасибо ! :05:
Записан

Nadia Khudyk

  • *
  • Сообщений: 95
Re: Антахкаран
« Ответ #10 : Сентябрь 16, 2018, 14:35:24 »

Адеш!
В последнее время стала задумываться над тем, чем же является наша личность и почему мы так на неё залипаем. На каком-то этапе начинаешь понимать, что ты и личность не одно и то же, но даже понимая это, продолжаешь держаться за неё как за любимую игрушку и переживать, если её кто-то задевает. Я исхожу из того, что как личности мы не свободны в своём выборе и действуем согласно программам, заложенным в нас с рождения, подчиняясь закону кармы. Но как Атман мы абсолютно свободны. В этой связи возникает вопрос: кто же тогда держится за личность? Это Атман, на который действует Майа? Или Наблюдатель? Но тогда Наблюдателей, как минимум, два. Один переживает за личность, а второй нейтрален. Или это разные концепции одного и того же? Помогите мне, пожалуйста, разобраться.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Антахкаран
« Ответ #11 : Сентябрь 17, 2018, 04:05:41 »

Я думаю, тут в подмогу может прийти этимология как бы известных терминов. Достаточно взять два из них: "пракрити" и "пуруша". Пуруша – от "пунам" – мужчина или дух, "уша" – тот, кто живет в "пура" (город, символ тела) – "тот, кто живет в теле". Но я бы не стал переводить просто как тело, потому что под телом может подразумеваться весь космический порядок, микрокосмический порядок или система. Та система, которая создается, как-то изменяется, в которой все гармонично взаимодействует.

Немного отойдя от темы Пуруши как вселенского духа, или того, кто воплощен в теле, или света, который нисходит в свое проявление, рассмотрим Пракрити. Если перевести буквально, то это – изначальная сила творения, или творческая сила Пуруши. Что самое интересное, корень слова тот же, из которого происходит и термин "самскара" или "карма". Я так понимаю, что причина самскар находится в Пракрити, вселенской силе. Кто-то ее называет Шакти, соответственно, раз она причина этих самскар, то она же может их и разрешить. Причина самскар находится в высшем; если вы вспомните высшее, чем на самом деле сами и являетесь, то узел самскар распутается сам по себе. Но чтобы вспомнить, нужно отречение, абстрагированность от той личности, которую мы считаем собой и воспринимаем очень ограниченно.

 Обычный человек думает, что эта личность – инструмент высшего Я, другой думает, что это Я и есть, кто-то же утверждается в более глубоком покое и трезвости, врожденной чистоте, в которой ему не нужны уже никакие крайности, которые по сути есть неведение. Вы правы, когда говорите, что многое не зависит от нас, но смотря что мы считаем собой. Простой человек говорит, что на все воля Бога, не понимая, что Бог в нем самом и в каждом, что он сам Бог и есть. Потому все по нашей воле происходит, как бы это кому странно ни казалось. Вы, конечно, можете спросить: "Но как же по нашей? Я вот жил, жил, и тут независимо от меня началась, например, война, а я этого не хотел". Да, если вы отключите у себя словесное мышление и включите другое, интуитивное, сюжетно-образное, или абстрактное, то увидите, что вы не знали, чего вы хотели или хотите на самом деле. За скоплением не самых значимых желаний какие-то устремления и мотивации, которые в нас присутствуют, но они настолько тонки, что нам их часто сложно формулировать словами. В человеке просто есть искажения (викары), что он не живет в гармонии со своей высшей природой, потому он не может на осознанный уровень для себя вывести то, что ему надо на самом деле. Да, случилась война, но скажите себе честно, действительно ли для вас это трагедия? Наверное, все-таки нет: если бы это было очень актуально для кого-то, то люди бы меняли ситуацию или покидали ее таким способом, чтобы она не раздражала их никак. Люди могут жаловаться, чтобы на них обратили внимание, и через это вампирить энергию окружающих, дескать, "так плохо у меня всё", но их это устраивает. Они могут публично декларировать совсем не то, что на самом деле им нужно, они говорят о какой-то своей трагедии – мало того, что ее на самом деле нет, так они еще и вампирят энергию жалости к себе, т.е. человек априори видит выгоду. Но разве кто-то разбирает такие психологические вещи в деталях? Никто никому не верит, никому ни до чего нет дела, соответственно, люди находятся в запутанности, которая их устраивает. Пассивное желание войны, допустимость ее – это тоже желание, тоже выбор, это чем-то напоминает мне английский, как они говорят: I don't, I'm not, I haven't и т.д., но всегда перед отрицанием 'not' есть 'I do', 'I have', 'I am' и т.п. Нежелание что-то менять – это тоже выбор и, более того, это тоже негласное, но желание. Нежелание включить свое понимание – это тоже внутренний выбор. И, кстати, я это не осуждаю, именно поэтому я пришел к выводу, что и жалеть никого не надо – зачем рушить чье-то высшее счастье? Мое высшее счастье мне говорит, что я не должен рушить чужое высшее счастье; даже если человек выбрал жить в тюрьме – это его счастье, но у кого-то оно другое. Потому да, на все высшая воля, ваша высшая воля, не отменяющая здравомыслия (вопрос только в его уровне :016:).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Антахкаран
« Ответ #12 : Сентябрь 17, 2018, 07:58:47 »

Адеш, Гуру джи!
Цитировать
Потому да, на все высшая воля, ваша высшая воля, не отменяющая здравомыслия (вопрос только в его уровне))). 
Размышляя над этим смыслом, погружаясь внутрь, глубже беспокойств ума, периодически возникает достаточно сильный духовный подъем.   suns
Получается, Бог по сути создает и свободу и привязанности и как бы "привязывается" разным своим проявлениям? Как быть Тем, Кто привязывается меньше?  :139:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Антахкаран
« Ответ #13 : Сентябрь 17, 2018, 13:10:06 »

Адеш!

Адеш, Гуру джи!
Потому да, на все высшая воля, ваша высшая воля, не отменяющая здравомыслия (вопрос только в его уровне))). 
Цитировать
Размышляя над этим смыслом, погружаясь внутрь, глубже беспокойств ума, периодически возникает достаточно сильный духовный подъем.   suns
Получается, Бог по сути создает и свободу и привязанности и как бы "привязывается" разным своим проявлениям? Как быть Тем, Кто привязывается меньше?  :139:

В свое время, глядя на индийских Божеств, я задумался: "А почему в них столько человеческого? Это явно не Бог в исламе или христианстве". А потом понял, что Боги с их "недостатками" – это мы сами. Я часто говорю некоторым людям: "Все будет хорошо", некоторые думают, что я их успокаиваю. Но я не успокаиваю – если считаю, что будет плохо и человек должен что-то исправлять, то я говорю, что это плохо. Не потому говорю, что все будет хорошо, чтобы успокоить, а потому, что на все воля Абсолюта, а она плохой, по большому счету, быть не может, это констатация истины.

У многих в голове не укладывается, может ли Бог стареть, болеть, умирать, привязываться, как вы заметили. Ответ прост: если он во всем, то может. Но может и без этого тоже. Просто религиозные организации в большинстве своем предлагают версии такие, где человек включает ресурсы своего интеллекта как можно меньше, и это стало настолько нормой для большинства, что как только они видят что-то сложное, у них возникает страх.

У меня спрашивают про проблемы эго и личности, но чтобы от меня услышать или получить ответ, который даст трансформацию, надо меня принять очень разным. Я могу сколько угодно наговорить красивых слов, но это не решит у слушателя проблем с эго, а наоборот, ублажит и укрепит его. Вы же видели, что рушит эго в большинстве случаев только боль и страдания, которые им устраивает весь этот мир. Я тоже могу устроить, но человек может меня за это возненавидеть, и тогда я спрашиваю: "А зачем мне это говорить или делать, если такая реакция и меня не воспринимают? Или воспринимают очень выборочно, на своих условиях". Значит, для человека я авторитет только до тех пор, пока его эго это устраивает, что на самом деле говорит о том, что нет у него никаких авторитетов, есть одно эго. Следовательно, какая ему разница, от меня он получит боль и возможность быть серьезнее или от чего-то еще в этом мире? А я что, не этот мир разве? Даже если кто-то думает, что малая его часть, без разницы, можно учиться у чего угодно. Я знаю, кто я, независимо от того, что видит во мне чье-то эго. Не будет урок усвоен от меня, он повторится с другим человеком или событиями, он перейдет в следующую жизнь.

Люди хотят быть глупыми, они ходят на ретриты "благостных", "вежливых гуруджи", "беженцев из Тибета". Но почему они благостные? Не потому ли, что это просто их бизнес и ничего более? Они бизнесмены, которые знают, что человеческое эго готово покупать "благостное". Но только воспринимают такие люди более серьезно совсем не это, а когда их кто-то сильно изобьет на улице, кто-то обматерит сапожным матом, они куда более серьезно воспримут власти, которые их сделают совершенно беззащитными перед бюрократией или беспределом (в некоторых странах). Человек намного серьезней воспримет войну, безработицу или голод, чем сладенький образ хитрого гуру или ламы. Потому на вопрос ко мне: "Как решить проблему эго?" я хочу ответить тоже вопросом: "А вы уверены, что вы на самом деле хотите?" Или вы предпочитаете, чтобы я говорил, как криворожский жорик, философично? Тогда меня и полюбите, какой милашка :126:  ? А если я не буду милашкой? Как быстро эта "любоффь", "вопросы", "ученичество" и прочее отпадет? Я не "саттвичный гуруджи", не "лама, несущий сострадание", "любовь", "добро", я давно и прямо об этом всех предупреждал и повторяю опять: "Просишься в ученики? Ты хорошо подумал? Ты уверен? А может, тебе лучше идти к 'спасающим мир ламам'?" У меня все просто, для всех, кто со мной соприкасаются, возможны два последствия: если человек на самом деле чист и с высокими мотивациями, он станет намного лучше, чем был; или же, если основное, что им движет – это дерьмо, обставленное декорациями типа "хочу духовности" и т.д., то увеличится именно дерьмо и человек отпадет от меня. Я – увеличительное стекло основных мотиваций человека.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Антахкаран
« Ответ #14 : Сентябрь 17, 2018, 15:15:39 »

По поводу "наблюдателя": этому понятию уделено много внимания, например, уже в "Ригведе", потом в "Мандукья-упанишаде" на примере двух птиц, которые являются Параматмой, одна из них сидит на дереве и наблюдает за другой птицей, олицетворяющей Дживу, которая ест плоды с дерева. О видящем ("драшта") говорится и в "Йога-сутрах" Патанджали, что он может отождествляться с видимым или же быть нейтральным, тогда пребывающим в своем естественном (трезвом) состоянии. Подобно тому как мы в кинотеатре увлекаемся кино, начинаем за кого-то болеть, но как только мы говорим себе "стоп, это не я", переживание проходит. Я думаю, что вся суть йоги во многом в этом и состоит, хотя звучит просто - "быть собой", но мало ли что с человеческим сознанием происходит, и каждый раз человек верит, что это то самое, настоящее и серьезное. В христианстве есть хорошее объяснение - "впадение в прелесть", когда человек получает какой-то психический опыт, думая, что с ним произошло что-то самое-самое истинное. Что-то подобное есть и в дзенских историях, когда ученик выполняет задание, медитирует и прибегает к мастеру, воодушевленный своими откровениями, а тот ему палкой по лбу, говоря: "Пошел вон, у тебя шиза, а не сатори, это не практика, а халтура". Потому видение и его правильность, трезвость - это самое сложное, несмотря на то что звучит это слишком просто. Если йогин обретает совершенное видение и осознавание истинного видящего, то он достиг всего, все виды сиддх. Задумайтесь, если каких-то сиддх нет, то почему? Потому что нет знания того, как они обретаются. А разве может быть совершенное видение, что также и знание, которому что-то недоступно? Если недоступно, то значит с видением еще надо работать и работать.

Далее, что я могу сказать про антахкаран. Он переводится некоторыми как "внутренний инструмент", кто-то "карана" переводит как причину. Сразу возникает вопрос: "Если это инструмент, то кто его пользователь?" Очевидно, Пуруша и Пракрити. Проблема возникает, как я бы сказал, даже не в отождествленности себя с инструментом, а в неумелом его использовании. Знаете такую поговорку: "Плохому танцору яйца мешают" :05:. Под избавлением от эго, я думаю, надо подразумевать то, что твоя ахамкара мастерски гибко используется, так, что ты не забываешь себя как Пурушу. Это как в БИ, например, человек недостаточно гибок и потому пропускает удары. Даже если у него сильное тело и здоровье, если он получит удар в слабое место, здоровье может не помочь. "Ахам-кара" - тот я, который делает – это человек, который себя как деятеля должен контролировать. Пример: если ты ведешь машину (допустим, она инструмент) и разогнался на скорости, не видя камер, попадаешь на штраф (деньги) или в аварию. Почему? Потому что природа инертная. А инертность - это и есть тамас. Т.е. автоматические реакции, которые человек совершенно не отслеживает, когда они должны работать, а когда их надо притормозить. Я разогнался на машине. Плохо это или хорошо? Нельзя сказать об этом ничего, потому что каждый раз это зависит именно от ситуации в тот или иной момент. Где-то тихо ехать тоже плохо, или резко тормозить, можно получить "удар в зад", а где-то если не притормозить, то носом врежешься. Так вот, под избавлением от эго, в первую очередь, имеется в виду избавление от тупой инертности, потому что она создает кучу "аварий" по жизни. "Эгоист" не обладает самоуправлением, он подобен пьяному, севшему за руль. Только опьянением может быть что угодно: прошлые привычки, самскары, как правило. Т.е. я поехал сначала в Европу, зашел в магазин, где все цены указаны, все хорошо, переживать не о чем. Я приезжаю в Индию, начинаю свой "успешный опыт, связанный с Европой" проецировать на процесс покупки в индийских магазинах, получаю кидалово. Почему? Потому что прошлый "хороший опыт" затмил разум. Но дело не в том, хороший он или плохой, а в том, что я с этим "инструментом своего прошлого" неумело обращаюсь. Эго - это неспособность меняться.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.