Спасибо за ссылки.
Я читаю сейчас хрестоматию по шести йогам Наропы. В ней приведены тексты Тилопы, Наропы, Цонкапы и нескольких других известных лам. Туммо - первая из 6-ти йог. Без ее освоения другие йоги не стоит начинать. Но до начала освоения 6-ти йог рекомендуется практиковать общие махаянские практики, асаны янтры-йоги, которые по описанию напоминают хатха-йогу, но более динамические. А также следует практиковать медитацию на собственном теле как на пустой оболочке с тремя нади внутри. И естественно, требуется посвящение от гуру.
Насколько я знаю, у них есть много разных практик: есть, например, янтра-йога с большим количеством асан, есть и другие практики, называемые тхрулкоры (тоже динамические, но более короткие, чем в янтра-йоге Намкая Норбу). Есть еще так называемые практики тцалунг, тца – означает каналы (нади) и лунг – это ветер, или прана по-нашему, также важную роль играет тигле (по-нашему бинду). Кстати, Намкай Норбу, если не изменяет память, ее соотносит с Кундалини, тигле перемещается в каналах.
В ваджраяне единая практика поделена на уровни, начальная – в виде ньендро, где нужно простираться и почитать Гуру, потом собственно тантрическая (кьерим), или стадия зарождения, далее дзогрим, или стадия завершения. Первая подразумевает делание пуджи, а вторая чисто йогическая. И потом практикуется дзогчен или махамудра. В зависимости от линий у них есть свои тонкости во всех этих практиках. И если я не ошибаюсь, то методы тхрулкоров, тца-лунг, шести йог Наропы (вход в которые происходит через туммо), – это все относится к стадии завершения, дзогрим. Но туммо, например, отдельно есть и в дзогчене, например, в седьмом семдзине. Да, сам дзогчен, как я слышал, иногда рассматривается как дзогрим без знаков, а дзогрим, как таковой, подразумевает "знаки". В общем, все это интересно и проливает свет на многие практики индийской йоги, и особенно натховской. Так как линии были связаны и обе ориентированы на духовное, что-то утрачено в одной, но сохранилось в другой, а что-то наоборот. Проблема в том, что в каждой линии буддизма есть свои тонкости, и без передачи и практики под руководством квалифицированного Учителя их все равно полноценно не понять, как и натховские. Но когда ты приходишь к ламам или индийским гуру, мало с кем можно полноценно пообщаться о связях традиционной индийской йоги (не попсы в турист-плейс), то каждый начинает гнуть свою линию и политические интересы, связанные с бизнесом, паствой и т.д. К счастью, в моем кругу общения есть люди, способные не фанатично мыслить, и не отождествлять себя с духовной бюрократией в рамках традиций, при всем уважении к самим традициям и их канонам, а искать связи исторические, прикладные между этими двумя древними направлениями сиддхов. Но такой поиск не отменяет способности адекватного различения тех или иных тонкостей в разных линях, тогда живой поиск точек соприкосновения и параллелей, на мой взгляд, будет ценным.