Основная дискуссия > Йога натхов
16 адхар, вьомы, лакшьи.
लोटा बाबा:
Aдеш!
Давно крутится в уме один вопрос, о работе с состояниями в асанах и пранаямах. Нужно ли в асанах работать с энергией? В текстах натхов часто упоминается об адхарах, лакшьях и вьомах, какую роль они играют именно в хатха-йоге?
Shunyata:
Адеш!
Да, было бы интересно узнать что делать в асане, когда научился ее делать без усилия, как работать с сознанием, если можно так выразиться, куда направлять внимание, нужно ли работать с дыханием?
Yogi Matsyendranatha:
Адеш!
Конечно, статические асаны позволяют хорошо работать с энергетическими состояниями в асанах, так как можно отследить потоки праны в теле. Также асаны воздействуют на состояние сознания, это происходит естественным образом, например, в положении лежа человек привык отдыхать или спать, в положении стоя - заниматься бизнесом и прочими активностями. Ритмы человека проходят по похожим схемам: человек рождается, учится передвигаться, социальной активности, точно так же проходит суточный ритм – сначала, лежа в кровати, человек просыпается, потом садится, встает и начинает дневную активность. Аналогично происходит работа в асанах, потому что асана - это положение той или иной дживы. Асаны должны стать естественной практикой, в нашей школе они делятся на три уровня сложности, что необходимо для постепенного освоения и травмобезопасности. Например, мы не ставим людей сразу на голову, сначала следует укрепить руки, с випарита-карани переходя к сарвангасане, потом ширшасане и т.д. То же самое и с пранаямой. В первое время сознание сосредоточено на тех изменениях, которые происходят при практике асан, эти состояния должны контролироваться постепенно, поэтому в нашей школе нет форсированных методов, ведь энергия, чтобы трансформироваться и стать качественно высокого уровня, необходимого для практики Кундалини и Раджа-йоги, должна утончиться и стабилизироваться. Это возможно посредством статических асан. Адхары - это места сосредоточения сознания, для того чтобы сделать практику внутренней, что и отличает йогу от гимнастики - в йоге сознание обычно направленно внутрь. Для этого и рекомендуется сосредотачиваться на точках, расположенных вдоль сушумны. Точки соответствуют ещё и определенным уровням сознания, которых так же 16: четыре основные - джаграт, свапна, сушупти, турья, каждая из которых делится ещё на 4 - джаграт-джаграт, джаграт-свапна и т.д. Считается, что наше сознание изначально тождественно сверхсознанию Парасамвит, поэтому, на самом-то деле, сосредотачивается то, что должно само себя постичь, и этот процесс происходит спонтанно. Характерное отличие концентрации, или дхьяны у натхов от той же у Патанджали в том, что это происходит за счет работы с шакти. Пробуждение Кундалини происходит при наличии необходимого психоэнергетического состояния, которое невозможно без асан и пранаямы. В тантре есть подобные методы сосредоточения на адхарах, но там они присутствуют в виде звуковой вибрации, и так же связаны с работой в состояниях бодрствования, сна, сна без сновидений и т.д. Адхары - это отражение света сознания в тонком теле, а также они выступают в роли точек трансформации витальной энергии в психическую, поэтому адхары используются в практике бандх и мудр. Неслучайно значение слова «мудра» - печать или отражение. Это отражение света (Пракаши) сахасрара-чакры в проявленном (бимба); собственно, мудры – есть жесты соединения духовной и витальной энергии. Другое значение слова мудра – «дарующая радость», т.е. обретаемая посредством объединения имманентного и трансцендентного. Хатха-йогические мудры этому не исключения, и, соответственно, адхары в этом тоже играют немаловажную роль. Адхары дают возможность восприятия антар-лакшьи, через лакшьи - восприятие вьом, а через вьомы - познание своей истинной сущности, вечный Атман, кто пребывает в состоянии мокши. Получается, что сознание при практике йоги переходит от многообразия его объектов восприятия к одной единой лакшье.
Практика мудр, начиная с випарита-карани, маха-мудры, махабандхи, махаведхи, набхи, кхечари, йони мудры, - задействует работу с адхарами. Что касается внешних лакшьев, то это концентрация на различных таттвах или же на огне, луне и солнце, также могут быть любые другие внешние объекты дхараны. Мадхьяма-лакшья практически произвольно дает состояния восприятия вьом, в некоторых текстах она вообще не упоминается, очевидно, она и есть промежуточный уровень между лакшьями и вьомами. При этом нужно также понимать то, каким образом вьома ведет к полному раскрытию себя как вечного Атмана. Например, пространство темноты Паракаша - противоположность трансцендентному свету Атмана, т.е. противоположность ещё больше раскрывает трансцендентный свет. На высших стадиях кайя-садханы просветляется и само тело, оно становится подобно бесконечному пространству, полностью исчезают все ограничения.
Прана-ниродха и читта-ниродха действуют сообща, соответственно, тексты говорят совершенно правильно о том, что без работы с сознанием не может быть и хатха-йоги. В хатха-йоге огромную роль играет пранаяма, а в раджа-йоге - самьяма, но это не означает, что на высших уровнях практики нужно оставить практику асан, просто асана переходит на иной уровень выполнения. Так же как и в яме-нияме, которые могут рассматриваться на уровне шарирака (телесном), вачака (словесном) и манасика (ментальном). При достижении определенной реализации, к примеру, в апариграхе на уровне действий вам не обязательно отказываться внешне от даров, главное - то, что происходит в вашем сознании, но если же возникнет необходимость во внешнем оставлении, то это сделать для вас так же не составит никакого труда.
Алламанатх:
Адеш, Гуру джи!
Спасибо Вам за ответ!
Здесь просматривается тема Сиддха-сиддханты, Ямы-ниямы и много-чего связывается воедино.
Многое проясняется.
Адеш!
Shunyata:
Джая Шива Горакшанатх!
Адеш, Гуружи!
Столкнулась с тем, что в текстах говорится об адхарах и причем разное.
Где-то Шива является адхарой для Шакти, а где-то Шакти - адхара, например Кундалини выступает адхарой для проявленного мира. Хотелось бы разобраться с этим.
Навигация
Перейти к полной версии