Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: 16 адхар, вьомы, лакшьи.  (Прочитано 46698 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #90 : Ноябрь 06, 2012, 14:49:32 »

   А как вы определяете, если не секрет, что именно вишну-грантха блокирована? Я понимаю, что вопрос может показаться каверзным, но все же, мне нет особого дела до "традиционности" или "нетрадиционности", после того как хватило времени посмотреть и Индию, и западную йогу. Собственно, как именно блоки в мышцах в этой области или еще что-то? Просто вопрос возникает из-за того, что все эти школы налагают свои проекции на тонкие тела человека, но сейчас больше всего для всех стала приемлема популярная система семи чакр и грантх в стандартном соответствии: муладхара – брахма-грантхи, анахата – вишну, аджня – рудра-грантхи.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Михаил

  • *
  • Сообщений: 55
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #91 : Ноябрь 06, 2012, 15:08:57 »

   А как вы определяете, если не секрет, что именно вишну грантха блокирована? Я понимаю, что вопрос может показаться каверзным, но все же, мне нет особого дела до "традиционности" или "нетрадиционности", после того как хватило времени посмотреть и Индию, и западную йогу. Собственно, как именно блоки в мышцах в этой области, или еще что-то? Просто вопрос возникает из-за того, что все эти школы налагают свои проекции на тонкие тела человека, но сейчас больше всего для всех стала приемлема популярная система семи чакр и грантх в стандартном соответствии, муладхара - брахма грантхи, анахата - вишну, аджня - рудра грантхи.

Я понимаю, что то, что я напишу может показаться очередным бредом очередного интернет-шизотерика, но всё же совпадения с описанием в классических текстах даёт мне некоторую надежду, что всё же это не мои личные фантазии(сугубо лично для меня)

Просто эти потоки по центральному каналу праны можно чувствовать очень конкретно, это достигается при занятиях той же йогой туммо. И когда прана начинает понемногу прорываться по блокированным раньше каналам может быть больно, иногда очень, об этом тоже говориться в наставлениях. Есть даже предписания как утихомиривать эту боль. То есть это переживается как это нечто очень конкретное, когда вы чувствуете как у вас где то в позвоночнике в районе грудной клетки потоки как в стену уперлись и чисто физически чувствуется ком и появляется боль, тут особенно не пофантазируешь.


Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #92 : Ноябрь 06, 2012, 15:40:08 »

  А как вы определяете, если не секрет, что именно вишну грантха блокирована? Я понимаю, что вопрос может показаться каверзным, но все же, мне нет особого дела до "традиционности" или "нетрадиционности", после того как хватило времени посмотреть и Индию, и западную йогу. Собственно, как именно блоки в мышцах в этой области, или еще что-то? Просто вопрос возникает из-за того, что все эти школы налагают свои проекции на тонкие тела человека, но сейчас больше всего для всех стала приемлема популярная система семи чакр и грантх в стандартном соответствии, муладхара - брахма грантхи, анахата - вишну, аджня - рудра грантхи.
Я понимаю, что то, что я напишу может показаться очередным бредом очередного интернет-шизотерика, но всё же совпадения с описанием в классических текстах даёт мне некоторую надежду, что всё же это не мои личные фантазии(сугубо лично для меня)

Пусть мне для начала кто-то нибудь из русских "традиционных" точь-в-точь переведет на хинди или санскрит слово "шизотерика", со всеми теми аналогами, которые существуют в России, и найдет их в Индии :41:, а потом мы все вместе будем долго смеяться, и даже обсудим уже с другой колокольни понятие "традиционное". Вы знаете, для Индии, если в нее глубоко окунуться, может оказаться и так, что все западные люди, которые не родились в Индии в определенных готрах, к традиции "не относятся", а в России спорят: кто настоящий традиционный, а кто нет. Другое дело, нельзя такие на вид крайние взгляды принимать как единственные, но и отметать и игнорировать тоже нельзя. Между прочем, когда индусы между собой общаются, они себе личные фантазии спокойно позволяют, они много чего себе позволяют такого, за что у нас гнобят сразу. Мне поначалу после Индии все это смешно было видеть, а потом стало грустно, в России надо свои молитвы составить, типа: "Ом парама-совок дхрамая намо намаха". :05:  
 
Цитировать
Просто эти потоки по центральному каналу праны можно чувствовать очень конкретно, это достигается при занятиях той же йогой туммо. И когда прана начинает понемногу прорываться по блокированным раньше каналам может быть больно, иногда очень, об этом тоже говориться в наставлениях. Есть даже предписания как утихомиривать эту боль. То есть это переживается как это нечто очень конкретное, когда вы чувствуете как у вас где то в позвоночнике в районе грудной клетки потоки как в стену уперлись и чисто физически чувствуется ком и появляется боль, тут особенно не пофантазируешь.

Ну да, так оно и бывает, тонкое тело – это тоже тело, и оно отображается на физическом. Я обычно просто той праной, которая свободна, и тем качеством сознания, которое ему соответствует, пытаюсь поосознавать тот уровень, который блокирован, предварительно делаю пуджу, которая дает силу, и потом полученным "позитивым" результатом рассеваю тот уровень, где есть блокировка. Пока все тело не будет равномерно пропускать всю чистую Шакти. Если это получается, то легко можно входить в пратьяхару.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #93 : Ноябрь 06, 2012, 15:48:34 »

Адеш!

Пока все тело не будет равномерно пропускать всю чистую Шакти, если это получается, то легко можно входить в пратьяхару.

Плох тот йог, который не мечтает как минимум хотя бы попратьяхарить.  :05:
Записан

Nikita S

  • *
  • Сообщений: 123
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #94 : Ноябрь 08, 2012, 16:47:14 »

Да, но какой смысл, ослаблять одну из грантх, без практики всей системы?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #95 : Май 12, 2016, 17:21:32 »

Однажды в нашем журнале "Адеш" (№7), изданном на русском языке, я написал статью про вьома-панчаки. Там я их соотнес с пятю чакрами, которые были в ранних тантрических системах. Например, описание опыта практики Кундалини-шакти-йоги, соответствующей пяти чакрам «Нетра-тантры», мы встречаем в «Малинивиджая-тантре» (11.35). Там говорится, что прохождение Кундалини через пять чакр сопровождается следующими состояниями: 1) в муладхара-чакре — ананда (блаженство); 2) в манипуре (канде) — состояние удбхава (скачки энергии); 3) в анахате (сердце) — кампана (колебание энергии); 4) на уровне талу (нёба) обретается опыт йога-нидры (йогического сна); 5) в отверстии Брахмы (в макушке головы) обретается опыт гхурни (крушения, или полета).

Тема, конечно, очень обширная и я там мог бы привести больше ссылок, они не вместились бы в объем журнала. Я еще немного добавлю ссылок. В "Тантралоке" (а именно, в комментариях к ней Джаяратхи), в 29 ахнике, в шлоке 252 сказано о пяти центрах, где проявляются пять вьом:


व्योमानि - जन्मनाभिहृद्विन्दुस्थानानि

С вьомами связаны: 1) джанма-стхана (муладхара), 2) набхи (манипура), 3) хридая (анахата), 4) биндустхана (обычно, бхрумадхья или аджня) и 5) сахасрара. 

"Горакх-пурана" нам говорит примерно то же самое:



Пять вьом (пространств) проявлены через джанма-стхану, набхи, бинду (в другой части поясняется, что это область талу или бхрумадхья) и нада-стхану (связана с шанта-чакрой или сахасрарой), в них совершается созерцание. Из них первая вьома открывает прибежище в бесконечности, она есть бесконечная пустота. Через проникновение в пустоту бессознательности и ее последующее оставление двигаешься дальше. Там также есть и другие акаши. Эти все акаши известны как гуна-рахит (бескачественная), махакаша, таттвакаша, сурьякаша.
   
Они немного по-разному описаны в Упанишадах ("Мандала-брахмана-упанишада", "Адвайя-тарака-упанишада") или таких текстах, как "Сиддха-сиддханта-паддати", также в Тантрах типа "Мантханабхайравы"; в буддизме, в практиках стадии завершения (дзогрим), очевидно, это зависит от разных Гуру и сампрадай, которые разрабатывали соответствующие техники. Но суть их, на мой взгляд, в том, чтобы практикующий постиг то, что за пределами как бесформенного, так и разных состояний полноты (пурната). В индуизме это может быть неизменный Атман, в других традициях нечто свое, что они считают запредельным.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 142
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #96 : Май 13, 2016, 00:41:23 »

то, что за пределами как бесформенного

Приветствую, Минапададжи! :) По определению, за пределами "бесформенного" ничего нет, т. к. оно и есть запредельное. Я не согласен, что "бесформенное" — изменённое состояние, модификация Шакти. "Бесформенное" — это субстратное, исходное состояние (сварупа-шакти, форма форм), которое оставаясь всегда неизменным в центре, может как принимать какие-то формы периферийно, так и не принимать их. Ещё "бесформенное" может быть как прозретым (турья при джаграт и свапне или турьятита при сушупти), так и не прозретым. Прозревает "бесформенное", естественно, само "бесформенное".
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #97 : Май 13, 2016, 13:45:43 »

Минапад джи говорил о том, что полноту пронизывает пустота, и в зависимости от уровня восприятия этой полноты раскрываются соответствующие вьомы. Но об этом говорил не только он, но и, например, Акшая Кумар Банерджи  :05: , есть у него такие замечательные книги: "Введение в Натха-йогу" и "Философия Горакшанатха", которые, пользуясь случаем, я прорекламирую.   И вообще, вы тоже правы, вернее, возможно, говорите о том же.  :05: И вообще, все будет хорошо.  :05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 142
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #98 : Май 13, 2016, 13:47:56 »

Простите, офтопну как обычно. :) Почему авторитетные трикаведы (Баладжинатх) шакта-йогу и буддхи-йогу анава-упайи никак не разделяют? Ведь что-то тут не так. Может шакта-йога — это изначально совсем иная практика?  Что такое шуддхавикальпа? Очевидно, что это ещё не мысль, которая в любом виде, по сути, есть ашуддха. По-моему, это бесформенная концентрация, бесформенная форма. Например, антар-ньяса на какую-то адхару.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #99 : Декабрь 01, 2016, 09:13:51 »

Если не вдаваться в бесконечные детали, то там есть базовый ориентир – пратьябхиджня, который вообще над методами. Из него произрастают все три уровня, но их разделенность очень условная: из более высокой разворачивается форма, которая сохраняет связь с тем, где принципа формы изначально меньше. Отсечение этой связи ведет к смысловой и духовной кастрации, это со временем происходит даже во многих традициях, тем более, это можно наблюдать в огромном количестве в таких явлениях, как многочисленные школы йоги на всех континентах. Но дело не в них, я думаю, тут, скорее, все связано с состоянием психофизики, мировоззрения, мотивации и т.д. каждого конкретного индивида. В Индии шаблонности поменьше, так как там они меньше верят в корпорационные тенденции, и больше – в качества конкретного человека. Я считаю эту тенденцию во многих отношениях более трезвой.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Чёрный Нектар

  • *
  • Сообщений: 142
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #100 : Декабрь 01, 2016, 12:06:25 »

Согласен со всем. :)

Записан

Sadhu

  • *
  • Сообщений: 16
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #101 : Июнь 25, 2018, 23:23:34 »

Адеш, Гуруджи!

Я внимательно изучаю те йогические источники, которые были упомянуты на сатсанге в Москве. И вот я нашел упоминание о 18 мармах для практики пратьяхары, но их не 16, как адхар. Хотелось бы услышать развернутый ответ о практике пратьяхары, если у вас будет время написать об этом, было бы замечательно.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #102 : Июнь 27, 2018, 21:03:52 »

Адеш!

Пратьяхара буквально переводится как "забирание обратно", т.е. своего восприятия от внешнего внутрь (в себя самого, или Атман). Можно сказать иначе: возвращение сознания и праны в источник их возникновения, что обрывает процесс потери энергии на то, что лично для вас имеет второстепенное значение или не имеет фактически никакого. Пратьяхара возвращает практикующего в его нормальное состояние, в котором много энергии; эту энергию далее можно более эффективно использовать в практике дхараны. Если энергии недостаточно, то иногда практика дхараны может вести к переутомлению и вместо увеличения энергии вести к еще большей ее потере. Приведу описание пяти методов практики пратьяхары, которые изложены в «Шандилья-упанишаде», фактически аналогичное описание встречается в «Йогаяджнавалькье» (глава седьмая) и «Васиштха-самхите». Шандилья дает следующее описание пратьяхары:

अथ प्रत्याहारः। स पञ्चविधः विषयेषु विचरतामिन्द्रियाणां
बलादाहरणं प्रत्याहरः। यद्यत्पश्यति तत्सर्वमामेति प्रत्याहारः।
नित्यविहितकर्मफलत्यागः प्रत्याहारः।
सर्वविषयपराङ्मुखत्वं प्रत्याहारः।
अष्टादशसु मर्मस्थानेषु क्रमाद्धारणं प्रत्याहारः।
पादाङ्गुष्ठगुल्फजङ्घाजानूरुपायुमेढ्रनाभिहृदय-
कण्ठकूपतालुनासाक्शिभ्रूमध्यललाटमूर्ध्नि स्थानानि।
तेषु क्रमादारोहावरोहक्रमेण प्रत्याहरेत्॥ ८॥

atha pratyāhāraḥ | sa pañcavidhaḥ viṣayeṣu vicaratāmindriyāṇāṁ
balādāharaṇaṁ pratyāharaḥ | yadyatpaśyati tatsarvamāmeti pratyāhāraḥ |
nityavihitakarmaphalatyāgaḥ pratyāhāraḥ |
sarvaviṣayaparāṅmukhatvaṁ pratyāhāraḥ |
aṣṭādaśasu marmasthāneṣu kramāddhāraṇaṁ pratyāhāraḥ |
pādāṅguṣṭhagulphajaṅghājānūrupāyumeḍhranābhihṛdaya-
kaṇṭhakūpatālunāsākśibhrūmadhyalalāṭamūrdhni sthānāni |
teṣu kramādārohāvarohakrameṇa pratyāharet

Сейчас изложение пратьяхары. Она (пратьяхара) - пятая из методов. Пратьяхара заключается в усилиях отстранения чувств от их объектов.
Что бы вы ни видели (воспринимали), это необходимо рассматривать как единое со своим высшим Я. Нужно постоянно рассматривать свои действия, не привязанные к их плодам, как жертвоприношение - тьяга (практика карма-йоги). Нужно направить свое восприятие противоположно внешним объектам (т.е. внутрь себя).
Пратьяхара (пятая техника) заключается в сосредоточении на восемнадцати жизненно важных точках (мармы) в теле, надо сосредотачиваться на пальцах ног, лодыжках, икрах ног, коленях, бёдрах, анусе, пенисе, пупке, сердце, горле, нёбе, носе, глазах, точке между бровями, на лбу, вверху головы, делать это посредством перемещения восприятия вдоль тела вверх и вниз (арохавароха крамена). 

Более детальное описание изложено в «Йогаяджнавалькье»: эти точки, называемые адхарами в «Сиддхасиддханта паддхати», расположены несколько иначе. Если сопоставить все источники также на основе «Йогаяджнавалькьи» и «Васиштха-самхиты», то мармы могут быть следующие:

1) Падангушта (большой палец ноги)
2) Гульфа (голеностопный сустав)
3) Джаньгха (лодыжка)
4) Читимула (основание икры)
5) Джану (колено)
6) Урумадхья (центр бедра)
7) Паю (анус)
8) Дехамадхья (промежность)
9) Медхра (гениталии)
10) Набхи (пупок)
11) Хридая (сердце)
12) Кантха (горло)
13) Талу (мягкое небо)
14) Насамула (основание носа)
15) Чакшу (глаза)
16) Бхрумадхья (межбровье)
17) Лалата (лоб)
18) Мурдхни (макушка головы)

Обычно куда направлено восприятие, туда и движется прана, потому в этой практике, как и многих других, прана должна сосредотачиваться через последовательное сосредоточение и перемещение внимания на указанных точках. Прана обычно рассеяна по всему телу, в самых разных точках, которых, согласно одним источникам, 108, или же даже больше, согласно другим. Однако смысл в том, чтобы внимание и энергия от периферии все больше и больше шли в центр. Прана происходит от корня "ан" дыхание, потому мы также можем говорить и об использовании дыхания в этих точках. При медленном вдохе мы концентрируемся на одной точке, так как пурака означает "наполнение энергией", и на выдохе (речака) мы растворяем ощущение данной области. На новом вдохе мы переходим к следующей точке и т.д., двигаясь то вверх, то вниз.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sadhu

  • *
  • Сообщений: 16
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #103 : Июль 01, 2018, 17:06:04 »

Адеш, Гуруджи! Спасибо за такой великолепный развернутый ответ, шикарно. Много лет искал описание техники пратьяхары, и тут все просто и технично изложено. Если у вас будет время и желание, могли бы поделиться ссылками на источники, где описана пранаяма в связи с омкарой и трема Богинями? Я кое-что нашел в Гхеранда-самхите, но думаю в вашей подаче это будет более глубоко и понятно. Меня интересует именно тема матр, а-кара, у-кара и ма-кара. Но там также речь идет о нади-шодхане с биджами "рам" и "йам". Почему там даны две пранаямы? Заранее спасибо.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: 16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #104 : Июль 07, 2018, 01:55:31 »

В "Гхеранда-самхите" (4-35-44) вначале дается форма очищения нади в виде попеременного дыхания, с задержками, с использованием бидж, которые мы можем встретить в тантрических ритуалах, таких как бхута-шуддхи или же, например, устраняющих доши (дефекты) с некоторых подношений. Так, биджей воздуха यं yaṃ достигается иссушение нечистот, после чего они сжигаются биджей огня रं raṃ. Далее, оставшийся пепел смачивается элементом воды или нектара и соответствующей этому биджей वं vaṃ (как это часто бывает в тантрических практиках), иногда в йогических и тантрических текстах предлагается использовать другую биджу, символизирующую нектар, ठं ṭhaṃ. После чего предлагается закрепить сформированное новое тело биджей земли लं laṃ. Некоторые пранаямы сокращают эти элементы всего до трех бидж (воздуха, огня и нектара) по той причине, что йоге свойственно сокращать практику до использования самых существенных элементов.

Как в тантрическом ритуале, в "Гхеранда-самхите" идет описание дальнейшего использования сочетания попеременного дыхания, но уже с пранавой Ом. Также в "Васиштха-самхите" в 3-й части описана пранаяма с использованием пранавы (ОМ или, точнее, А-У-М, тремя матрами, или отсчетами длины дыхания). Там говорится о том, что надо अं aṃ повторять мысленно определенное количество раз на вдохе, потом उं uṃ с кумбхакой и मं maṃ на выдохе. Рекомендовано медитировать на каждый из трех элементов как на одну из Богинь, а именно: "А" - Гаятри, "У" - Савитри и "М" - Сарасвати. Гаятри в санскритском тексте описана как बाला bālā, что обычно означает "ребенок, девочка лет 8". Она красного цвета и ездит на лебеде (Хамсавахини). У-кара – Савитри, описана как युवती yuvatī (ей 15 лет). Она белого цвета и перемещается на гаруде (Гарудавахини). Так же Ма-кара (повторение вибрации "М") соотносится с Сарасвати, там она описана как वृद्धा vṛddhā, ей 28 лет и больше. Ее средство перемещения - вришабха.

В ॥ गायत्रीहृदयम् ॥ ॥ gāyatrīhṛdayam ॥ из «Девибхагавата-пураны» сказано:

पूर्वा भवति गायत्री, मध्यमा सावित्री, पश्चिमा स्नध्या सरस्वती ।
रक्ता गायत्री, श्वेता सावित्री, कृष्णा सरस्वती ॥ १२॥

pūrvā bhavati gāyatrī, madhyamā sāvitrī, paścimā snadhyā sarasvatī ।
raktā gāyatrī, śvetā sāvitrī, kṛṣṇā sarasvatī ॥12॥

Утром надо почитать Гаятри, в полдень - Савитри, а вечером - Сарасвати. Гаятри красного цвета, Савитри - светлого, Сарасвати -темного.

Правда, в ваханах (средствах перемещения) есть расхождения, вот как в «Гаятри-хридаям»:

पूर्व सन्धि ब्राह्मी, मध्य सन्धि माहेश्वरी, परा सन्धि वैष्णवी ।
हंसवाहिनी ब्राह्मी, वृषवाहिनी माहेश्वरी, गरुडवाहिनी वैष्णवी ॥ १४॥

pūrva sandhi brāhmī, madhya sandhi māheśvarī, parā sandhi vaiṣṇavī ।
haṃsavāhinī brāhmī, vṛṣavāhinī māheśvarī, garuḍavāhinī vaiṣṇavī ॥14॥

В первую сандхью (утром) - она также известна как Брахми, в полдень - Махешвари и вечером она - Вайшнави. Брахми перемещается на лебеде, Махешвари на быке, а Вайшнави на гаруде.

Нечто подобное есть во многих йога-текстах, где рекомендовано использовать пранаву (ОМ).

Например, в «Гхеранда самхите» в пятой упадеше (шлоки 48–50) рекомендовано также использовать а-кару, у-кару и ма-кару. Но там а-кара связана с раджа-гуной и Брахмой, она красного цвета, у-кара связана с саттвой и Вишну, она черного цвета. А ма-кара, наоборот, белого, она связана с Шивой.

Тут, как вы успели догадаться, сразу напрашиваются параллели со Шривидьей. В третьей части «Джнянарнава-тантры» (шлоки 11-12) говорится, что Трипурасундари - это Богиня в трех аспектах, одна с биджей "aiṃ" и белого цвета, Богиня красного цвета с кама-биджей "klīṃ" и Богиня суварна (золотого цвета) с биджей "sauḥ". Она сначала как Бала, девочка восьми лет, потом Панчадаши (пятнадцати лет), это время, полное страсти ("кама"), и как Шодаши или Махашодаши (от 16 до 28 лет и больше), она полна мудрости.

В йогических текстах также говорится, что пранаяма - это слияние трех матр, т.е. если между ними нет родственности, то это не усиление жизненной силы ("прана"), а ее раздрай и потеря.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.