Адеш!
Адхары применяются на той стадии, когда асаны переходят в мудры. Вы не сможете специально концентрироваться на адхарах в асанах, когда общее психофизическое состояние не приведено в порядок. Когда вы только начинаете практику хатха-йоги, сосредоточение ума происходит на тех точках тела, которые сами напрашиваются при выполнении асаны. Далее, достигнув определенной чистоты и силы, сознание может быть сконцентрировано на адхарах. Вы наверняка в курсе, что энергия следует за мыслью, но не все люди могут контролировать мысли и прану. Есть люди, которые наработали гибкость, но асаны они делают с большим напряжением, поэтому они на самом деле далеки от работы с мудрами и бандхами. Для направления энергии в сушумну нужно, чтобы она была, причем определенного качества. Адхары - это точки, на которых концентрируется сознание и витальная энергия для пробуждения Кундалини-шакти. На самом-то деле, к этому и ведет настоящая хатха-йога. Эти точки важны в практике мудр, мудры - это психофизические символы. Есть несколько переводов этого слова, одно значение - «печать, оттиск», т.е. мудра - это отражение («пратибимба» - санскритский синоним этого слова), отражение трансцендентного света в каком-либо объекте. Эту тему мало кто освящает подробно, хотя без неё не может быть настоящей хатха-йоги в ее истинном предназначении. Я вкратце расскажу, что это такое. В сахасрара-чакре мистики переживают сияние (пракашу), самый запредельный свет, наивысший по сравнению с другими чакрами. Каждый центр тела отражает этот свет. Отражение - это природа вимарши, или Шакти, а свет - сам Шива, в виде безграничного океана сознания-света. В нашем индивидуальном сознании тоже проявляется Шива, поэтому во время сосредоточения на отражении сияния Шивы в мире форм вы познаете свою изначальную природу. Приведу вам совершенно бытовой пример: отражать свет может гладкая поверхность - зеркала, полировка мебели, металл, поверхность воды. Почему поверхности такого рода обладают качеством отражения? Потому что они обладают уравновешенной структурой, и чем она более ровная, тем точнее отражение. В субстанции, где доминирует саттва, свет лучше отражается, т.е. в субстанции, имеющей образ. Если вы разрушите образ, в субстанции будет преобладать тамас и раджас. Одним словом, говоря по-русски, получится безобразие, разрушение. Тогда как саттва отвечает за созидание, сохранение, равновесие, упорядочивание. С телом происходит та же картина: когда вы практикуете хатха-йогу, тело очищается, прана уравновешивается, такое состояние йогины называют «саттвой тела». Дело даже не в том, что возможности света ограничены, конца света не может быть, по определению йоги и тантры, ибо свет бесконечен и вечен. Просто не каждый способен видеть сущностную природу света во тьме, но это возможно. Природа обычного живого существа такова, что ему легче сосредоточить сознание на красивом, на понятном, чем на абстракции или хаотичном абсурде. Именно поэтому тантрики придумали множество человекообразных Богов. Это архетипы определенных сверхчеловеческих сил, с которыми рано или поздно любому мистику придется иметь дело. Похожим образом дело обстоит и с чакрами, и условными изображениями вселенной в теле - это, на самом деле, не просто картинки. Чакры - это янтры, устройства, которые при правильном их использовании становятся средством постижения другой реальности. Йогины пошли дальше изображений, они некоторые методы объяснили абстракциями. Многие йоги были сахаджиями, эта садхана имеет прямое отношение к натхам. Люди привязаны к разным объектам материального мира, но сильнее всего к собственному телу, а сахаджа подразумевает естество, все то, что естественно направлено на высшее, таково состояние сахаджи. Мы часто делаем в этом мире много лишнего и неестественного, естественен для нас, например, вдох и выдох; вы сможете прожить без секса, без еды - поменьше, еще меньше без воды, но не без дыхания. Адхары - это особые точки, через которые энергия трансформируется и направляется к сахасрара-чакре. Это точки жизненной силы, которая - проявление Шакти, в ней отражается свет Шивы. Теперь рассмотрим дальше значение слова «мудра». То, что это отражение и печать, мы уже знаем, второе значение, согласно трактовке натхов и тантриков: «муд» - радость, «ра» - даровать, т.е. «дарующая радость» - таково определение мудры. Когда прана и сознание через адхары концентрируется в сушумне, пробуждается Кундалини-шакти, и вы обретаете радость. Обычно люди испытывают радость при занятии сексом, а при пробуждении Кундалини-шакти и направлении её к Шиве происходит внутренняя майтхуна, и вы испытываете радость не мирского характера. Это «йогическая майтхуна» - сама сущность тантрической майтхуны. По сути, все йогические мудры направлены на обретение этого состояния, и адхары здесь играют важную роль, это действительно точки, через которые пробуждается сушумна, они - не мармы или меридианы, а нечто большее. Мармы, разные внешние полевые структуры - это среда для оживления адхар и чакр. Когда энергетическое тело достигает определенного развития и прана движется в сушумну, как говорят многие тексты, тело йогина становится подобно трупу. Внешне тело такого адепта обычно выглядит как предельно собранное, в нем исчезает рыхлость, каждая часть тела соединяется с другими частями. В это время вам не нужно специально делать бандхи в виде бессмысленного сокращения мышц, они происходят сами по себе и формируются потоками праны, направленными внутрь и вверх. Поскольку все это я рассказываю также в соответствии со своим опытом, то не могу в нюансах делиться подобными вещами, не видя человека лично. Поэтому лишь отчасти описываю, в соответствии с текстами и частично своим опытом применения адхар. В свое время на одном из форумов я коротко описал свой опыт, и как я понял, люди, не имеющие опыта правильной йога-садханы, такие вещи понимают с большим трудом. Например, они не понимают, почему практика бандх у них никак не отражается на духовном состоянии, а скорее, «растворяется в теле». Просто у них не достаточно почищены нади, и если в таком состоянии делать бандхи, то они растворяются в пране, но эта прана не в том состоянии, чтобы стать шакти. Поэтому у неподготовленного практикующего, бандхи, если и играют роль, то только на уровне физиологии и терапии. Но истинное их предназначение - это пробуждение и подъем Кундалини. Так же и с адхарами: грамотно и по назначению их может использовать только опытный йогин. Потому многие тексты натхов обычно говорят: «Тот, кто не познал 9 чакр, 16 адхар, 3 лакшьи и 5 вьом, только одно название йогина носит». Адхары и т.д. имеют отношение к антаранга-йоге, по сути, это базовые понятия для раджа-йоги, лайя-йоги или высших разделов хатха-йоги. На определенном этапе йогической практики даже в хатха-йоге, которую многие по невежеству заносят в «низшие методы», йогические аспекты разделяются на высшие и низшие, причем это разделение весьма условно. Здесь очень многое зависит от уровня практикующего. Вы не найдете в сети (ни на русском, ни на английском языках) и в изданной литературе описание вышеупомянутых адхар, вьом и т.д. Следовательно, либо о них никто не знает, либо тот, кто имеет практический опыт, не способен его объяснить, в связи с недостатком информации, которая имеется в классических текстах о йоге натхов. Говоря откровенно, я все-таки встречал на территории СНГ несколько человек, которые к этим вещам пришли самостоятельно в процессе своей практики. В Москве пока ни одного не видел, есть на Украине и в Питере. Радует то, что такие люди есть.