Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: 16 адхар, вьомы, лакшьи.  (Прочитано 46699 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #30 : Сентябрь 16, 2008, 23:03:12 »

Адеш, Гуруджи!
Вы как-то говорили, что практика тарака-йоги связана с шамбхави-мудрой и вьомами, какам образом?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #31 : Сентябрь 17, 2008, 00:24:49 »

Адеш!
У Шивы три глаза, связанные с луной солнцем и огнем. Когда он открывает глаза, происходит творение, когда закрывает - пралая, благодаря его шакти, которая исходит из него самого. В "Аманаска-йоге" говорится, что открытие глаз - это унмеша, а закрытие - нимеша. Они проявляются в виде двух самадхи: унмилана и нимилана, так же есть среднее самадхи - пратимилана, когда глаза полуприкрыты - это среднее положение, в них немного проникает свет и смешивается с темнотой, получается как бы прозрачная среда. В среднем уровне вы видите сферу, которая охватывает внутреннюю лакшью (сферу  внимания) и внешнюю. Первая акаша - это состояние непроявленности Пракрити - Авьякта, остальные - это разные уровни, доминанты той или иной гуны, пятая Сурьякаша - это максимальное сочетание всех гун. Посредством акаш вы себя познаете как Атман или как Шиву.
« Последнее редактирование: Сентябрь 17, 2008, 00:32:43 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #32 : Сентябрь 17, 2008, 23:46:40 »

Адеш!

Про такое цветовое соотношения я слышал, оно связано с мадхьяма-лакшьей, в ССП рекомендуется ее созерцать не в теле и не где-то конкретно за его пределами, что соответственно и есть практика вьомы. Цвета даются соответствующие: белый, красный, дымчатый и т.д. Думаю, эти цвета для обозначения вьом и заимствовали из мадхьяма-лакшьи некоторые переводчики текста, так как по описанию и смыслу все увязывается. Я вот думаю, может книгу написать по таким практикам, все равно, так или иначе, придется это делать.

Гуруджи, а может ли быть такой расклад цветов связан с восхождением Кундалини через чакры, начиная со свадхиштханы: вода - белый, манипура - красный, анахата - дымчатый, вишуддха - голубой и сурьякаша-аджня - золотой, все очень вяжется и пранам соответствует, только не понятно как с муладхарой и землей быть? Как я понял есть два вида описания вьом, один начинается с безкачественной акаши, другой с белой световой.

« Последнее редактирование: Сентябрь 17, 2008, 23:49:21 от Leta Baba »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #33 : Сентябрь 18, 2008, 18:51:43 »

Адеш!

По цветам, конечно, все сходится, но не по пранам, потому что анахата соответствует прана-вайю. Нет, трактовка акаш с цветовой градацией все таки связана с мадхьяма-лакшьями. Просто одни Гуру в традиции ориентируются на соотношение вьом со средней лакшьей, а другие учителя эти вьомы, как нечто независимое, соотносят с гунами или элементами. Сначала идет бескачественная, потом - темная с отражением света (отражение его усиливает), далее - огонь пралайи или времени, в книге бихарской школы "Дхарана-даршана" таттва-акаша (сущностная) описывается как пространство пяти элементов, но само слово "таттва" имеет вообще бОльшее значение. Сурья является шакти-адхарой, она помогает осознать луну, таким образом, через сурья-акашу "солнце соединяется с луной".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #34 : Сентябрь 18, 2008, 22:32:46 »

Адеш!
Гуруджи, спасибо за разъяснение.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #35 : Сентябрь 19, 2008, 08:49:18 »

Адеш!

Вьомы сложно объяснить на форуме. Чтобы объяснить вьому, желательно чтобы человек находился в моем присутствии, я мог бы, например, нарисовать на бумаге энергетическую структуру человека и то, что с ней происходит в момент восприятия акаши, и что бывает с человеком в обычном состоянии. В текстах сказано, что видение вьомы является уровнем, предшествующим освобождению, поэтому объяснять такие понятия, все равно, что объяснять самадхи. Форум читают все кто только может, о каких-то вещах здесь говорить очень непросто. Иногда нет времени. Если сказать коротко, то это уровень максимального психофизического и психоментального развития, где границы времени и пространства становятся условными.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #36 : Сентябрь 21, 2008, 13:34:12 »

Адеш!
Можно задать уточняющий вопрос: в ССП говорится, что нужно направить взор на падангушта-адхару, каков может быть смысл подобной практики? Я пытался ее выполнять, но никакой энергии от этого не идет. В ССП описана какая-то техника или просто адхары?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #37 : Сентябрь 23, 2008, 18:45:41 »

Адеш!
Сначала нужно сосредотачиваться на чакрах с закрытыми глазами, поочередно, это - медитация на внутреннюю лакшью. Параллельно, живя в этом мире, практиковать криятмака (постоянное, непрерывное осознавание), тогда пробудятся чакры, это происходит постепенно. После этого уже идет работа с адхрами, на падангуште надо концентрироваться, сидя в лотосе с полуприкрытыми глазами. Когда они закрыты - это "амавасья", внутренняя концентрация на чакрах и Кундалини, когда полуприкрыты - это "пратипад" и т.д., концентрируясь на адхарах поочередно. Они связаны с 16 лунными кала. После идет уже полноценная садхана двадашанты (концентрация на точках от кончика носа на пяти элементах), шамбхви-мудра, концентрация на вьомах и т.д.
« Последнее редактирование: Сентябрь 23, 2008, 19:03:29 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #38 : Сентябрь 23, 2008, 18:48:40 »

Концентрация на падангуштaдхаре делается в лотосе, когда стопы направлены вверх, положение тела должно быть ровным при этом.
« Последнее редактирование: Сентябрь 23, 2008, 21:48:08 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #39 : Сентябрь 25, 2008, 04:44:35 »

Адеш!
Спасибо за разъяснения. Гуруджи, а эти адхары связаны как-то с Шодаша-матриками?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #40 : Сентябрь 25, 2008, 16:23:04 »

Адеш!

Шодаша-матрика-пуджа дает силу шакти, не случайно при посвящениях в ряде тантрических школ проводят ганеша-пуджу, наваграха-пуджу, шодаши-матрика-пуджу, иштадевата-пуджу, гуру-пуджу. Связи есть и их много, адхары - это точки трансформации праны и опоры для внимания, чтобы пробудить Кундалини и поднять вверх, а потом перенаправить на высшей стадии шамбхави-мудры внутрь, соединить внутренние и внешние лакшьи, получив состояние вьомы. Вообще, относительно Чидакаши адхары - это внешняя лакшья. Тексты говорят о созерцании средней лакшьи, размером со свое тело, которая не находится где-либо. А это означает, по сути, самадхи, ведь если в восприятии только одна лакшья и нет других объектов, то это даже логически означает ваше в ней растворение, становление одним целым с лакшьей. Если вы концентрируетесь на чем-то и параллельно на его фоне  мелькает что-либо еще, тогда центральный объект будет внутренней лакшьей, а те, что мелькают параллельно - внешней. Если вы «видите» только один, то это - средняя лакшья, автоматически переходящая в состояние вьомы. Подобным же образом, например, происходит поглощение в практике нада-анусандханы, когда вы воспринимаете звук, возникший без соприкосновения «двух предметов».
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 398
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #41 : Октябрь 17, 2010, 00:33:16 »

Шри Гуру Джи ко Адеш!

Гуру Джи, Вы писали о том, что адхары:

Цитировать
соответствуют ещё и определенным уровням сознания, которых так же 16, четыре основные: джаграт, свапна, сушупти, турья, которые делятся ещё на 4: джаграт-джаграт, джаграт-свапна и т.д.

Не могли бы Вы раскрыть особенности "промежуточных уровней" сознания?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #42 : Октябрь 17, 2010, 13:10:28 »

Адеш!
Четыре уровня сознания: бодрствование (джаграт); сон с видениями (свапна); сон с растворением видений, или глубокий сон (сушупти); четвертое состояние (турья) - это постижение себя (Атман) посредством изменений в трех предыдущих. Есть еще пятое, кто-то даже находит и шестое, но в этом случае чаще речь идет об одном.
Четыре состояния друг друга отображают: джагарат-джагарат, джагарат-свапна, джагарат-сушупти, джагарат-турья, или свапна-джагарат, свапна-свапна и т.д., таким образом, получается 16, последний - турья в турье, т.е. самопостижение. 
Вообще есть разные 16 адхар, какие-то в текстах хатха-йоги (натховских), а какие-то в виде шодашанты (аналог двадашанты) в тантризме - Кашмирский Шиваизм, Шривидья, Кубджика и т.п. В тантре с адхарами есть практики в виде мантр, восхождение звука уччарана вдоль чакр с переходом в пространство над головой, есть еще ньясы, делаемые вдоль тела на адхары с призыванием туда Деват и далее с их визуализацией. Есть ньясы в тантре на двадашанту или шодашанту, мысленные. У натхов архетипы те же, что и в тантре, но локализация адхар и система практики сильно отличается, натхи используют мудры, бандхи, дришти. Натхи через адхары стремятся ум привести в спокойное состояние, когда не нужно создавать викальпы и порожденные ими потери праны в теле. Для йоги это очень важно, потому что без пратьяхары сложно сосредоточиться на важных лакшьях. Адхары - это точки для достижения пратьяхары (обратного вбирания праны и связанного с праной сознания в самих себя, в Атман). В некоторых йогических текстах таких адхар перечисляется 18, это тоже "число луны", только 16-ое - это пурнима, 17-ое-амавасья и 18-ое - равновесие между пурнимой и амавасьей.
   Адхары - очень важная вещь для практики йоги, о них мало кто говорит, но они, тем не менее, очень важны, так как внешнюю йогу делают внутренней. Схожие архетипы адхар есть не только в индийской тантре и йоге, но также и в йоге Ваджраяны. Адхары кажутся на первый взгляд проще чакр, однако адхары играют не меньшую роль в растворении ума, у адхар потому и такое простое описание, что на них больше требуется волевой концентрации, чем на чакрах. Это сравнимо с тем, как поклоняющиеся Кубджике считают питхи на видном месте (камни) более сильными местами, чем Мурти Богов в храмах. Призывание Деваты в питху обычно требует большего задействования своего сознания, чем поклонение мурти. Такая же примерно разница в работе с адхарами и чакрами.
  Жаль, конечно, что, как правило, это понимают не те люди, которым хотелось бы это рассказать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 398
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #43 : Октябрь 18, 2010, 11:27:28 »

Адеш, Гуру Джи!
Большое спасибо за ответ  suns

Четыре состояния друг друга отображают: джагарат-джагарат, джагарат-свапна, джагарат-сушупти, джагарат-турья, или свапна-джагарат, свапна-свапна и т.д., таким образом, получается 16, последний - турья в турье, т.е. самопостижение. 

Не могли бы Вы побольше рассказать о том, как происходит эти отображения "состояния в состоянии" и как они проявляются?

Цитировать
Это сравнимо с тем, как поклоняющиеся Кубджике считают питхи на видном месте (камни) более сильными местами, чем Мурти Богов в храмах. Призывание Деваты в питху обычно требует большего задействования своего сознания, чем поклонение мурти. Такая же примерно разница в работе с адхарами и чакрами.

Во времена моего "языческого прошлого"  :05: мне проще всегда было ощутить присутствие Божественного в Лесу, в реке, в земле, небе, Луне и Солнце, дожде, молнии, огне. Никаких проблем с этим не было, намного сложнее было в самом начале первых попыток изучения тантры осознать, что "вот этому вот изображению красивой женщины поклоняются как Богине".
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:16 адхар, вьомы, лакшьи.
« Ответ #44 : Октябрь 19, 2010, 10:57:06 »

Гуруджи ко Адеш!

Не могли бы Вы побольше рассказать о том, как происходит эти отображения "состояния в состоянии" и как они проявляются?


Это - принцип "пратибимбы" (отображения одной реальности в другой). Так, например, один элемент может в себе содержать остальные (отражая их в себе). В обычной нашей реальности в состоянии бодрствования мы, например, можем параллельно активности органов чувств отслеживать и активность своих мыслей, что будет "джагарат-свапна". Или другой пример, обратное действие: вы закрываете глаза, но видите картинки как отпечатки чувственного восприятия в сознании - это будет "свапна-джаграт" и т.д.
Что касается хатха-йогических шестнадцати адхар (опор для сознания и праны в теле), это несколько отличная вещь, однако же, принцип схожий. Например, вы можете воздействовать на одну адхару, допустим, мула-бандха или ваджроли, а пробуждаете посредством этого ту же самую энергию, что, например, при уддияна-бандхе, или каких-либо еще бандхах и мудрах. Между ними есть взаимозависимость, поэтому во многих текстах описано разное количество мудр и бандх, все они активизируют один и тот же процесс. Впрочем, это актуально для тех, кто от йоги хочет получить духовный опыт, мы такие задачи перед собой ставим, а в каких-то фитнес-направлениях это может мало кому быть интересно.

Во времена моего "языческого прошлого" мне проще всегда было ощутить присутствие Божественного в Лесу, в реке, в земле, небе, Луне и Солнце, дожде, молнии, огне. Никаких проблем с этим не было, намного сложнее было в самом начале первых попыток изучения тантры осознать, что "вот этому вот изображению красивой женщины поклоняются как Богине".

В Индии другие реалии, там "изображениям" поклоняются везде, кто как умеет: кто-то машинально (поклоняться ведь там принято), а кто-то делает очень сложные внешние и внутренние ритуалы. Что касается России, аутентичными поклоняющимися природным явлениям можно назвать только шаманов. Язычество, как ранее существовавший культ, не сохранилось. Зато много было всяких парапсихологов, экстрасенсов и т.п., они много написали книг на тему энергетик разных природных явлений, но внешне это все далеко от каких-либо традиций, а внутренне - попробуй угадай, где там истина. Но как бы то ни было, здесь, как и в йоге - есть много новых стилей, и если вы скажите, что, например, какая-нибудь "трай-йога" - это в большей степени авторская разработка, нежели традиция, то вас могут очень многие забросать тухлыми овощами. В то, что это настоящее, верят многие. Я не имею ничего против трай-йоги, может, разработка и хорошая, эффективная по-своему, то же самое можно говорить и про аштанга-виньясу, и про вьяямы, но Традиция - это все-таки больше, Традиция - это где йога начинается с дикши и связанной с ней практики, с соответствующим практике образом жизни (короче, получается целый путь) и т.п. А путь, конечно же, подразумевает серьезное намерение.
Насчет питхов, куда призываются Деваты, не знаю, насколько это может соответствовать поклонению природным явлениям, как это существует в шаманских культах или, возможно, каких-то ранее существовавших или ныне существующих. У неварских питхов суть в том, что они минимизируют внешнюю вещественную атрибутику, всю основную активность переводя в тонкую йогическую. Что касается вИдения в теле красивой женщины Богини, то для вамачары - это актуально, потому что они хотят таким образом увязать "духовную концепцию" с тем, что привычно для простых людей, и что может соответствовать их мирским идеалам. Т.е. это попытка устранить грань между трансцендентным и обычным сансарическим. Кто-то находит даже такой подход самым эффективным. Но гарантий, что сама практика даст все, что только можно, никто дать не может, по этой причине и появилось столько параллельных культов, например, йогические, которые занимаются темой "отсутствия гарантий". Наверное, во всем есть что-то свое разумное и эффективное.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.