Адеш.
Попробую описать коротко адхары, которые есть в тантризме и в йоге натхов. В тантризме они связаны с уччараной (пением мантры с дыханием), на выдохе поете «Ом» или любые другие мантры, которые закачиваются на протяженный звук «М». В санскрите он называется «анусвара» - назализированный звук, распространяющийся вверх в наднёбной области, где согласно тантрическим и йогическим текстам находится точка (бинду) или пустота (шунья). После переживания пустоты, вы это состояние вдыхаете (выпиваете амриту) обратно в тело, делая тело «пустотным». Эта практика известна как двадашанта (завершение 12 адхар), а именно: три грантхи в теле + ардхачандра (полулуна, или начало раскрытия сознания, олицетворенного луной); бинду (точка, как символ единства пустоты и формы); ниродхика (остановка, или разрушение барьера в проникновенности тонкого сознания); нада (поток распространения тонкого звука вместе с праной и сознанием); наданта (остановка тонкого звука, как мгновенный спонтанный миг); шакти (сила, или нарастание ощущений, полученных от трансцендентного замирания); вьяпика (нарастание предыдущих ощущений, их многообразный даршан, или проявление); самана (равность, т.е. когда вы в равной степени воспринимаете проявленные тонкие опыты); унмана (сверхсознание, или возвращение индивидуального сознания в его изначальный источник - сверхсознание); иногда, помимо унманы, еще рассматривают махабинду (источник проявления всего мироздания). В общей сумме получатся 12 уровней, но если вы вместо грантх будете поводить уччарану с чакрами, то получится 16 (шодашанта). На вдохе вы поглощаете тонкий опыт обратно в свою энергосистему. Вся практика может делаться как вслух, с пением мантры, так и мысленно, совместно со вдохами и выдохами. Эта практика полутантрическая, полуйогическая, она может иметь очень и очень много вариантов. Есть, например, т.н. ньясы (установление), когда вы мысленно размещаете буквы санскрита в разных точках вдоль позвоночника и над макушкой головы, а потом на эти центры медитируете, на определенные энергии в них.
Йогический вариант, который описывает Горакшанатх, основан в основном на хатха-йоге, приводящий к эффектам раджа-йоги. Потому у Горакшанатха адхары - это точки, которые используются для контроля праны посредством бандх, мудр, бахир- и антар-дришти (внешнего и внутреннего взгляда). Эти точки проходят вдоль тела, от больших пальцев ног до макушки головы. Если коротко, то это:
1) Падангуштадхара (большой палец ноги) - используется для тратаки в таких практиках, как махамудра.
2) Муладхара (точка в промежности) - используется в практике мула-бандхи и сиддхасане.
3) Гудадхара (анус) - точка, используемая в практике ашвини-мудры.
4) Медхрадхара (гениталии) - точка, используемая в ваджроли-мудре.
5) Уддьянадхара (живот) - точка, используемая в уддьяна-бандхе.
6) Набхи (пупок) - точка, используемая в практиках, связанных с кандой.
7) Хридаядхара (сердце) - точка, играющая важную роль в практиках слушания анахата-нады.
8) Кантхадхара (горло) - точка необходимая для джаландхара-бандхи.
9) Джихвадхара (язык) - может быть целый ряд практик, связанных с ней, например, набхи-мудра, шиткари и др.
10) Гхантика (нёбный язычок), гхантика означает колокольчик, так как при дыхании она колеблется, отсюда и такое название, точка так же важна для практики кхечари-мудры.
11) Талу (нёбо) - место, где дыхание сменяется от внешнего и внутреннего, там познается чистое пространство сознания.
12) Насадхара (кончик носа) - используется в практике насагра-дришти.
13) Муланасадхара (верхняя часть носа, его основание) - используется как предварительная точка перед шамбхави-мурой в хатха-йоге.
14) Бхрумадхья (межбровье) - точка, важная для шамбхави-мудры, два глаза излучают солнечную и лунную энергию, сводя энергию в межбровье, где вы соединяете эти токи вместе в огненной энергии.
15) Лалата (лобная часть) - тоже используется в элементе практики шамбхави-мудры, как и последняя адхара.
16) Брахмарандхра (теменная часть) - это точка, где ваша прана соединяется с космической праной, и индивидуальность познает себя как вездесущую, постигается Атман.
В йоге подход характеризуется тем, что вы от формы все больше и больше идете к бесформенному или безопорному состоянию (нираламба), постигая себя как вечный Атман. Потому в чакрах большое разнообразие, адхары описаны попроще, лакшьи - еще проще, а вьомы - это пространства с разными тонкими характеристиками, они - Атмасварупа (подобие Атмана). Все эти элементы важны для обретения правильных результатов йоги.
Это если коротко сказать.