В "Гхеранда-самхите" (4-35-44) вначале дается форма очищения нади в виде попеременного дыхания, с задержками, с использованием бидж, которые мы можем встретить в тантрических ритуалах, таких как бхута-шуддхи или же, например, устраняющих доши (дефекты) с некоторых подношений. Так, биджей воздуха यं yaṃ достигается иссушение нечистот, после чего они сжигаются биджей огня रं raṃ. Далее, оставшийся пепел смачивается элементом воды или нектара и соответствующей этому биджей वं vaṃ (как это часто бывает в тантрических практиках), иногда в йогических и тантрических текстах предлагается использовать другую биджу, символизирующую нектар, ठं ṭhaṃ. После чего предлагается закрепить сформированное новое тело биджей земли लं laṃ. Некоторые пранаямы сокращают эти элементы всего до трех бидж (воздуха, огня и нектара) по той причине, что йоге свойственно сокращать практику до использования самых существенных элементов.
Как в тантрическом ритуале, в "Гхеранда-самхите" идет описание дальнейшего использования сочетания попеременного дыхания, но уже с пранавой Ом. Также в "Васиштха-самхите" в 3-й части описана пранаяма с использованием пранавы (ОМ или, точнее, А-У-М, тремя матрами, или отсчетами длины дыхания). Там говорится о том, что надо अं aṃ повторять мысленно определенное количество раз на вдохе, потом उं uṃ с кумбхакой и मं maṃ на выдохе. Рекомендовано медитировать на каждый из трех элементов как на одну из Богинь, а именно: "А" - Гаятри, "У" - Савитри и "М" - Сарасвати. Гаятри в санскритском тексте описана как बाला bālā, что обычно означает "ребенок, девочка лет 8". Она красного цвета и ездит на лебеде (Хамсавахини). У-кара – Савитри, описана как युवती yuvatī (ей 15 лет). Она белого цвета и перемещается на гаруде (Гарудавахини). Так же Ма-кара (повторение вибрации "М") соотносится с Сарасвати, там она описана как वृद्धा vṛddhā, ей 28 лет и больше. Ее средство перемещения - вришабха.
В ॥ गायत्रीहृदयम् ॥ ॥ gāyatrīhṛdayam ॥ из «Девибхагавата-пураны» сказано:
पूर्वा भवति गायत्री, मध्यमा सावित्री, पश्चिमा स्नध्या सरस्वती ।
रक्ता गायत्री, श्वेता सावित्री, कृष्णा सरस्वती ॥ १२॥
pūrvā bhavati gāyatrī, madhyamā sāvitrī, paścimā snadhyā sarasvatī ।
raktā gāyatrī, śvetā sāvitrī, kṛṣṇā sarasvatī ॥12॥
Утром надо почитать Гаятри, в полдень - Савитри, а вечером - Сарасвати. Гаятри красного цвета, Савитри - светлого, Сарасвати -темного.
Правда, в ваханах (средствах перемещения) есть расхождения, вот как в «Гаятри-хридаям»:
पूर्व सन्धि ब्राह्मी, मध्य सन्धि माहेश्वरी, परा सन्धि वैष्णवी ।
हंसवाहिनी ब्राह्मी, वृषवाहिनी माहेश्वरी, गरुडवाहिनी वैष्णवी ॥ १४॥
pūrva sandhi brāhmī, madhya sandhi māheśvarī, parā sandhi vaiṣṇavī ।
haṃsavāhinī brāhmī, vṛṣavāhinī māheśvarī, garuḍavāhinī vaiṣṇavī ॥14॥
В первую сандхью (утром) - она также известна как Брахми, в полдень - Махешвари и вечером она - Вайшнави. Брахми перемещается на лебеде, Махешвари на быке, а Вайшнави на гаруде.
Нечто подобное есть во многих йога-текстах, где рекомендовано использовать пранаву (ОМ).
Например, в «Гхеранда самхите» в пятой упадеше (шлоки 48–50) рекомендовано также использовать а-кару, у-кару и ма-кару. Но там а-кара связана с раджа-гуной и Брахмой, она красного цвета, у-кара связана с саттвой и Вишну, она черного цвета. А ма-кара, наоборот, белого, она связана с Шивой.
Тут, как вы успели догадаться, сразу напрашиваются параллели со Шривидьей. В третьей части «Джнянарнава-тантры» (шлоки 11-12) говорится, что Трипурасундари - это Богиня в трех аспектах, одна с биджей "aiṃ" и белого цвета, Богиня красного цвета с кама-биджей "klīṃ" и Богиня суварна (золотого цвета) с биджей "sauḥ". Она сначала как Бала, девочка восьми лет, потом Панчадаши (пятнадцати лет), это время, полное страсти ("кама"), и как Шодаши или Махашодаши (от 16 до 28 лет и больше), она полна мудрости.
В йогических текстах также говорится, что пранаяма - это слияние трех матр, т.е. если между ними нет родственности, то это не усиление жизненной силы ("прана"), а ее раздрай и потеря.