Основная дискуссия > Натхизм и другие традиции

История индуизма

(1/7) > >>

Ameli:
Намасте!

У меня немного наивный вопрос - сегодня читала статью про историю индуизма и там говорится, что:

"В процессе развития индуизма ведический пантеон уступил место иной иерархии богов неарийского происхождения. Из прежних богов, разумеется, нет ни одного, который бы на этой позднейшей стадии имел тот же самый характер или то же значение, какие он имел ранее. Те боги, которые в эпоху Вед по преимуществу играли ведущие роли, теперь уходят на задний план, и наоборот, боги, менее уважаемые в Ведах, достигают наибольшего почета. Могущественнейшее божество Вед, царь богов Индра, не исчез окончательно в индуизме, но он пережил самого себя (...)"

У меня не очень получается связать вместе то, что с одной стороны -  Божества существовали всегда; а с другой - что их "придумали" люди да еще и "переставляют" с места на место? :)

Буду рада, если кто-нибудь пояснит :)

Yogi Matsyendranatha:
Да, примеров тому много: например, упомянутый ведический Индра трансформировался в культ Рамы. А чему тут удивляться, если даже сейчас одно Божество многолико или является проявлением "как бы" другого Божества, как, например, Хануман – Рудры и т.п. Главное – основная архетипическая суть Божества, а так оно по-разному себя выражает в отношении тех или иных реалий пространства и времени. Ну и потом, это один из углов зрения, что "люди под себя сделали Богов". Людей тоже Бог создал, они - части его, и они тоже находятся в нем самом. :05: Просто надо немного абстрагироваться от авраамического менталитета и все начнет становиться объяснимым.

Искатель:
В пурва мимансе (у браминов общин намбудири), в южном буддизме и в джайнизме сохранился старый ведийский пантеон. Т.е. без пяти ишвар панчаятаны. Однако систематических жертвоприношений, быков, коней и людей, сегодня не совершают. Той древней ведийской религии больше нет. Кстати великой философией или космологией она вовсе не славилась, даже внятного представления о реинкарнации она не знала.

Yogi Matsyendranatha:

--- Цитата: Искатель от Январь 14, 2019, 00:27:28 ---В пурва мимансе (у браминов общин намбудири), в южном буддизме и в джайнизме сохранился старый ведийский пантеон. Т.е. без пяти ишвар панчаятаны. Однако систематических жертвоприношений, быков, коней и людей, сегодня не совершают. Той древней ведийской религии больше нет. Кстати великой философией или космологией она вовсе не славилась, даже внятного представления о реинкарнации она не знала.

--- Конец цитаты ---

В Ведах, где акцент делается на карма-канде, действительно теме инкарнаций, освобождению и много еще чему внимания особо не уделяется. Там цели, скорее, достичь или мирских успехов, или после смерти попасть на Сваргу (в этом плане немного напоминает цели в авраамических религиях). Хотя в Джняна-канде – упанишадах, которые легли в основу Веданты, уже все есть, и даршана (философия) более-менее развитая, это тоже считается частью Шрути.

И, конечно, те ведические ягьи, что совершались раньше, давно сошли на нет, даже такой ритуал, как агничаяна, в последний раз в прошлом столетии наблюдался среди упомянутых вами намбудири. Или такие яджны, как ашвамедха, саттра или, тем более, пурушамедха, уже никто не делает. Более того, сейчас вы в Индии вполне можете увидеть, как ведический обряд могут разбавлять иногда мантрами, которых в Ведах нет, например, тексты арати в конце пудж на хинди.

Как бы там ни было, невозможность делать то, что делали раньше индусы, нас и не огорчает, и не радует, ну нет - так нет. Более того, даже если какие-то шрауты и не посвящают иностранцев (видеши) - то же самое, лично я не испытываю к этому факту негатива и не перестаю уважать эту Традицию просто потому, что она авторитетна. Я считаю, что изучать их надо независимо от того, будем мы этому в полной мере следовать или нет. Это часть культуры, в которой зародилось и то, что для нас приемлемо, чему уже мы следовать можем, например, Пураны, Тантры, йога, они многое содержат в себе из Вед. Простой пример, который, если вдуматься, может выглядеть парадоксом: в тантрическом ритуале панчататтвы (панчамакара), который в каком-то смысле антагонистичен Ведам, мантры для их очищения используются самые что ни на есть ведические (из ведических самхит). Тантрические, йогические тексты очень часто цитируют Веды, понятно, что уже трактуя в своем ключе. Поэтому изучать и даже что-то практиковать из Вед, в рамках традиций, куда есть полноценный доступ, полезно и я бы не побоялся сказать, что нужно.   

Искатель:
Вот читал, что араньяки-упанишады они не признают за шрути. Но почему то признают основные дхарма-шастры, помимо самхит-брахман. Например признают ману смрити...
Про прозелитизм в их сампрадаю мне пару раз встречалось такое мнение:

"Смысл последнего допустимо связать с возможной ролью мимансы как средства распространения индуистско-брахманистской традиции. Мировоззренческой основой, пригодной для распространения религии, отвергающей прозелитизм, становилось учение о млеччхабхаве – превращении ариев, пренебрегших дхармой, в варваров-млеччхов и о возможности для них «вернуться» к первоначальному образу жизни посредством специальных обрядов. Арианизируемые «варвары» нуждались в систематическом и в то же время компактном руководстве"
https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0155bcdb67bf52105889cb55

Т.е. прозелитизм туда наверно сегодня возможен, в неких исключительных случаях, при условии связей в общине и полной ассимиляции. Белый должен будет пройти сложные ритуалы, выучить санскрит и навсегда остаться жить среди них. Остаться жить в Индии, среди индусов. Возможно кого то это и привлекает, не знаю.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии