Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: История индуизма  (Прочитано 9318 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Искатель

  • .
  • *
  • Сообщений: 70
Re: История индуизма
« Ответ #15 : Январь 25, 2019, 20:54:58 »

Намасте!
Цитировать
Так может быть тогда есть смысл поклоняться именно верховному Богу Вед?
Мне кажется, пост был больше про красоту, богатство и разнообразие, чем про доминирование и приоритеты...
Здраствуйте, я просто спросил, ничего особенного.
Записан
Ничего не могу поделать с тем, что я чмо :(

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: История индуизма
« Ответ #16 : Январь 27, 2019, 10:19:53 »

Так может быть тогда есть смысл поклоняться именно верховному Богу Вед?

В ведическом пантеоне не было строго одного главенствующего божества. Какое они божество почитают в тот или иной момент, то и является высшим. Кстати, мне их подход по-своему нравится, его иногда и тантрики используют. Как бы там ни было, все равно популярность определенных деват в ведизме очевидна. Это заметно даже и по количеству их гимнов в Ведах, например, Индре их около 250, Агни - 200, Соме - около сотни.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: История индуизма
« Ответ #17 : Февраль 03, 2019, 15:24:01 »

Насколько я знаю, в Ведах говорится о том, что все Божества являются проявлениями единой реальности, основные из них - 33 Деваты. Все они поддерживают единый миропорядок ऋत "ṛtá", это многозначное понятие, обозначающее высшую реальность, близкое по значению к Дхарме. Однако преобладание почитания Богов было в разных варнах, насколько мне известно, брахманы больше почитали Митру, Варуну и Адитьев, кшатрии - Вайю, Индру, Вишну, Марутов, Рудру, и третий уровень - Агни, Шри, Пушан, Притхиви, Ашвинов. Также Сарасвати почитаема всеми тремя в равной степени. Но, конечно, нигде нет такого, чтобы какой-то из Деват замкнул на себя все, исключая остальных.

Что касается понятия Ишвары, оно действительно появляется не в самых ранних самхитах, а позднее, в Брахманах, Араньяках и особенно Упанишадах. Однако последние три все равно сейчас считаются категорией шрути.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 80
Re: История индуизма
« Ответ #18 : Февраль 06, 2019, 21:56:46 »

Существуют ли шиваитские комментарии на Веданта-сутру и прастхана-траю в целом?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: История индуизма
« Ответ #19 : Февраль 07, 2019, 13:25:33 »

Существуют ли шиваитские комментарии на Веданта-сутру и прастхана-траю в целом?

Существует, например, традиция Шанкарачарьи.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 80
Re: История индуизма
« Ответ #20 : Февраль 07, 2019, 18:16:37 »

Существуют ли шиваитские комментарии на Веданта-сутру и прастхана-траю в целом?

Существует, например, традиция Шанкарачарьи.
Традиция Шанкарачарьи именно шиваитская? Просто обычно его относят к смартизму. Хотя всегда его изображают с трипундрой да и различных гимнов Шиве и Дэви он много сочинял.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: История индуизма
« Ответ #21 : Февраль 07, 2019, 19:46:49 »

Видите ли, тут ситуация в чем-то очень походит на ту же, что и в Натха-сампрадае, где большинство – почитатели Шивы, хотя структура их организации непростая. У них семь акхада, каждая вроде бы поделена еще на семь, и там везде какие-то свои Божества, это то, что я слышал со слов представителей этой Сампрадаи. Также там еще есть три отдельных направления дандинов, которые набирались из брахманских варн. Я не беру еще один важный элемент там, это Шривидья. Самому Шанкаре не приписывают огромное количество трудов, посвященных Шривидье, однако дальнейшие его последователи написали очень много, так что на данный момент Шривидья в большей степени и ассоциируется с их матхами и Джагадгуру. Был такой Гуру американского происхождения, Шиваясубраманья Свами, он все-таки причислял это направление к шайвовским. И если вы логически подумаете, ведь Шанкарачарью там рассматривают как аватару Шивы, и действительно Шиве он посвятил наибольшее количество трудов. Верно вы заметили, тилаки - шиваитские, джанеу, что дается с дикшей, у них тоже с рудракшей, такие атрибуты, как тришулы, такие формы дикши, как бхабхут и т.д., - шиваитские, это все в большей степени.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Искатель

  • .
  • *
  • Сообщений: 70
Re: История индуизма
« Ответ #22 : Февраль 25, 2019, 15:48:34 »

В ведическом пантеоне не было строго одного главенствующего божества. Какое они божество почитают в тот или иной момент, то и является высшим.
Бог-творец мироздания и жизни там таки Вишвакарман-Праджапати. Он главный, в плане самой космологии вед. Концепция этого демиурга также послужила основой для позднего бога Брахмы, настолько, что он даже сохранил оба эпитета.
Да, в плане же ведийского культа главным провозглашался вообще любой задействованный дэват.
Записан
Ничего не могу поделать с тем, что я чмо :(

Искатель

  • .
  • *
  • Сообщений: 70
Re: История индуизма
« Ответ #23 : Февраль 25, 2019, 16:35:20 »

Что касается понятия Ишвары, оно действительно появляется не в самых ранних самхитах, а позднее, в Брахманах, Араньяках и особенно Упанишадах. Однако последние три все равно сейчас считаются категорией шрути.
Конкретно ишвара шайвов, т.е. Рудра-Шива, как парабрахман, единый первоисточник и владыка всего, впервые появляется в шветашватара упанишаде.
Ишвара же вайшнавов, т.е. Вишну-Нараяна, как парабрахман, единый первоисточник и владыка всего, впервые появляется в маханараяна упанишаде.

Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы:
Текст „Яджурведы“ дошел до нас в нескольких редакциях, принадлежащих различным брахманским школам… 1) „Катхака“.., 2) „Капиштхала-Катха-самхита“… Обе названные редакции — „северные“ редакции „Яджурведы“ — весьма близки между собой. Более позднего происхождения версии „южных“ школ: 3) „Майтраяни-самхита“.., 4) „Тайттирия-самхита“… более поздняя, в семи книгах, 44 главах, сложилась на территории южнее реки Нарбады...
Более позднего происхождения следующая группа из пяти упанишад: «Катхака-упанишад», «Иша-упанишад», «Шветашватара-упанишад», «Мундака-упанишад», «Маха-Нараяна-упанишад», включенная в «Тайттирия-араньяку». 
Записан
Ничего не могу поделать с тем, что я чмо :(

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: История индуизма
« Ответ #24 : Март 14, 2019, 10:43:28 »

Бог-творец мироздания и жизни там таки Вишвакарман-Праджапати.

Честно говоря, сам факт, что все его гимны в основном в десятой мандале, которую многие считают более поздней, немного вызывает сомнения, что он может претендовать на главенство, ну и количество его гимнов, по сравнению с другими Деватами, не такое большое.

Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Искатель

  • .
  • *
  • Сообщений: 70
Re: История индуизма
« Ответ #25 : Март 17, 2019, 17:46:09 »

Бог-творец мироздания и жизни там таки Вишвакарман-Праджапати.

Честно говоря, сам факт, что все его гимны в основном в десятой мандале, которую многие считают более поздней, немного вызывает сомнения, что он может претендовать на главенство, ну и количество его гимнов, по сравнению с другими Деватами, не такое большое.
В ригведе нет иного творца мира.
Если же брать научную датировку текста, то лишь семь мандал ригведы древние, а весь остальной индуизм поздний. Индуизм учит об апаурушея (безавторстве) и санатана (вечности) полностью всего комплекса шрути. Наука в это разумеется не верит.
По количеству же гимнов - главный в ригведе Индра. Это объясняется наибольшей утилитарностью именно такого божества и никакого другого.
При любом раскладе, уж точно не Рудра там главный, с всего двумя-тремя гимнами и весьма специфической космологической функцией.
Записан
Ничего не могу поделать с тем, что я чмо :(

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: История индуизма
« Ответ #26 : Май 02, 2019, 16:41:16 »

Адеш Гуруджи!

Меня давно интересует вопрос. Помню в Индии как-то зашел в Шривидья-матх Шанкарачарьи Сварупананды, удалось там пообщаться. И вот что меня больше всего удивило, один из главных учеников Сварупанды мне сказал, что Чайтанья Махапрабху, оказывается, был шривидья-упасаком, он привел мантры в Шривидье, которые посвящены Кришне. Но к огромному сожалению я тогда больше интересовался самими практиками и мантрами, и по глупости не спросил, откуда такая инфа, что Чайтанья был шривидьевец. Это на самом деле так?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: История индуизма
« Ответ #27 : Май 02, 2019, 17:01:06 »

Ну, смотрите, это факт, что он был посвящен в Дашанами, хотя кришнаиты говорят, что он отошел от этого, они напрочь от этого открещиваются. А как оно было на самом деле, никто не знает, потому что все, что лично написал Чайтанья, - это Шикшаштака, и то, даже ее многие подвергают сомнению, что она написана им. Все остальное было написано не им, и там постоянно привносилось множество изменений, для индусов это нормальное дело. Я вообще с ними давно перестал общаться, потому что еще с начала 90-х и позже, когда их посещал, со всех самых важных вопросов они соскакивали. Про четыре сампрадаи, про сахаджиев и прочее они отвечали в таком стиле, чтобы ты ничего не знал и остался неосведомленным, типа: «Вам это не надо, читайте Гиту и Шримад Бхагавата пурану, повторяйте Харе-Кришна мантру - и все будет ок". Я изначально искал йогу, а в моем городе тогда никто ее не вел, один я, и то сам по себе. А к ним ходил в надежде что-то узнать больше о йоге и покушать, чего уж там таить, 90-е годы - дело не шуточное))). Это продолжалось не долго, пока я не стал находить настоящие источники по йоге.

Насчет Шривидьи, я думаю, тут все просто: если он соприкасался с линией Шанкары, то оттуда Шривидья у него могла и быть. Это же ни для кого не секрет, что самая брахманизированная тантрическая садхана, конкретно Шривидья, именно там. Есть, конечно, разные семейные линии, но в матхах Шанкарачарьев это открыто очень развивалось, и после ухода Шанкары его ученики эту тему очень лихо подхватили. И сейчас Шривидья, на уровне ритуала и философии, развита именно у них. Но, опять же, все что ему приписывали его дальнейшие последователи, очень противоречиво, при внимательном исследовании становится ясно, что аватарство ему приписали именно последователи. И, кстати, меня это не смущает нисколько, потому что практикую тантрическую йогу и знаю, что там это норма. Если на то пошло, одной из главных задач тантры является соединение (реализация) мантры или Божества с собой (в себе). С этой точки зрения, почему же он не аватара? Да кто угодно, кто достиг такой реализации, может им стать. А если еще взять во внимание концепцию, что Абсолют ведесущ, т.е. он во всем и в каждом, - тем паче. Почему же его нельзя видеть в своем Гуру? Нарушили ли его ученики-последователи что-то? Если они так видели, то, с моей точки зрения, это для них только похвально. Но проблема тут в том, что сейчас кришнаиты от этого открещиваются, они критикуют тантризм, что это постепенно тебя приведет к сахаджии, а это "падение" и т.п. Я же считаю, что если приведет, то только радоваться надо. Хотя, конечно, это тоже такая среда, куда тянется много всяких вурдалаков, шизов и т.д., в этом плане тут тоже вопрос большой. Может, тогда отчасти понятно и поведение их "рафинированной бхакти"? Наверное, в этом мире все как складывается, так и должно быть, потому где надо вмешиваться в порядок вещей, а где нет, стоит еще как следует подумать. Я уверен, что средневековые последователи Чайтаньи были вамачаринами, потому что если вы почитаете истории, которые они проповедовали, ну никак такое не ассоциируется с целибатом. С целибатом ассоциируется, например, во многом какая-нибудь монашеская тхеравада. Помню, как я встретил в Бангладеш нестандартного русского кришнаита, который хорошо знал хинди, бенгали и, вроде как, санскрит. Он мне уже тогда сказал, что если в оригинале почитать, что там, то порнография покажется детским лепетом. Но с другой стороны, мой опыт говорит о том, что такого рода практики, именно они, являются единственно работающими методами по сублимации сексуальной энергии. Просто кришнаты их не объясняют, да и наивно от них ждать этого. Был ли Чайтанья вамачарином или нет, как и многие его последователи, как мы это узнаем, если это все должно быть в крайне закрытой форме. Никто в Индии вас не позовет так просто на такое мероприятие, более того, будет отрицать и даже критиковать такие виды практик, утверждая, что он к ним не причастен. Я сам знаю немало брахманов в Индии, которые при первом общении мне говорили: «Я обычный пандит, не занимаюсь такими безобразиями». Лишь по прошествии какого-то времени, когда узнавали, что я человек с нормальным пониманием, говорили, что да, практикуют. На самом деле это так или нет, это еще зависит и от того, как вы хорошо знаете данный предмет. Могут в Индии быть и те, кто говорит, что практикует, но на самом деле по своей природе ушли не дальше ишаков. Я не буду переходить на имена - кому надо, те в курсе и так.)) Я не исключаю, что Чайтанья мог вообще отойти от маявады и сделать акцент именно на тантрических элементах, что были в их матхах. А из них потом - на самых сущностных. Там что угодно могло быть.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: История индуизма
« Ответ #28 : Май 02, 2019, 17:16:12 »

Очень интересно, Гуруджи, мне почему-то тоже так кажется, что он мог взять оттуда Шривидью, а так как она слишком брахманизирована, то в принципе, не было нужды там вообще ему что-то ловить. В Шривидье, тоже как в культе Кама-калы, есть схожие элементы с расиками, но только если это все разбрахманизировать обратно до самых основных ее элементов. А сахаджийство куда более живое и естественное.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: История индуизма
« Ответ #29 : Май 29, 2019, 15:14:08 »

Кстати, в России есть ряд исследователей по "Ригведе", мне, например, нравятся работы А. Семененко, у него неплохое исследование по теме женских Божеств в "Ригведе". Он считает, что в Ведах все же Агни является главным из Божеств, что, в общем-то, и логично, так как яджны всем Божествам совершаются посредством Агни, в шраутовской традиции, в принципе, агнихотра - основная практика.

В продолжение темы связи Индры и Рамы, не так давно я наткнулся еще на одну возможную параллель, пока это мое скромное предположение, не буду утверждать на все 100%, но, возможно, многим покажется интересным это уже в связи с Кришной и Арджуной. Это цитата из "Ригведы"  6-9-1:     

अह॑श्च कृ॒ष्णमह॒रर्जु॑नं च॒ वि व॑र्तेते॒ रज॑सी वे॒द्याभि॑: ।
वै॒श्वा॒न॒रो जाय॑मानो॒ न राजावा॑तिर॒ज्ज्योति॑षा॒ग्निस्तमां॑सि ॥ १ ॥

ahaśca kṛṣṇamahararjunaṃ ca vi vartete rajasī vedyābhiḥ ।
vaiśvānaro jāyamāno na rājāvātirajjyotiṣāgnistamāṃsi ॥1॥

Посменно вращаются (वि वर्तेते / vi vartete) два бытия (रजसी / rajasī), посредством сил этого должны быть познаны (वेद्याभिः / vedyābhiḥ) темный период суток (ночь) (अहः कृष्णम्  / ahaḥ kṛṣṇam) и светлый период суток (день) (अहः अर्जुनम् / ahaḥ arjunam).
Огонь (अग्निः / agniḥ), рождаясь (जायमानः / jāyamānaḥ) внутри каждого человека (वैश्वानरः / vaiśvānaraḥ), подобно королю (न राजा / na rājā), приходящий в бытие и преодолевающий (अव अतिरत् / ava atirat) темноту (तमांसि / tamāṃsi) посредством света (ज्योतिषा / jyotiṣā) ॥1॥

В самом тексте "Ригведы" не говорится напрямую, что такое "Кришна" (черный день) и "Арджуна" (светлый день), но я нашел уточнение в "Нирукте" (2-21) Яски, он поясняет, что это день и ночь अहः च कृष्णं रात्रिः शुक्लं च अहः अर्जुनम्  (черный и белый дни – это также день и ночь). В этом гимне Вайшванаре говорится о том, что Вайшванара – вне сна и бодрствования, также Шанкарачарья в комментариях к этому стиху связывает его с состоянием сознания, запредельным сну и бодрствованию. Мы также можем вспомнить известное метафорическое утверждение "Гиты", что когда для людей наступает сон - йогин бодрствует, и наоборот, т.е. йогин ориентируется на измерение, запредельное нормальным человеческим состояниям. Для йогина "битва Кришны и Арджуны" - это процесс победы над постоянно сменяющимся непостоянством в течение сна и бодрствования. С другой же стороны, день и ночь - это тоже формы Божеств в Ведах, так, например, погружаясь в сон, мы отдаем себя в руки Богини Ратри, она возвращает нас в наше естество и тем самым восстанавливает нам силы, которые утрачиваются в течение дня. Сон и пробуждение – своего рода "микроперерождение", в тантрической йоге есть достаточно практик, связанных со сном или сновидениями.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.