Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Ощущения в теле: энергетический эффект или симптомы каких-то нарушений  (Прочитано 3149 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Pavel R.

  • *
  • Сообщений: 5

Всем доброго времени суток!  suns

Я новый участник форума, занимаюсь хатха-йогой уже пару лет, с некоторого времени интересуюсь Традицией натхов и теперь занимаюсь дистационно с Йоги Алламанатхом.

Хотел бы поделиться необычными ощущениями у макушки головы, связанными (или нет) с практикой, и задать вопрос насколько это нормально  :05:

Ощущение некоторой плотности, иногда немного тепла, часто тянущее вверх, часто когда будто толкает макушку черепа изнутри вверх. Ощущение не неприятное, и даже довольно интересное. Как бы собирает на себя большую часть внимания, заставляя отстраниться от внешних прявлений и даже от мыслей в некоторой степени, и чуть погрузиться в себя, как бы наблюдателем.
Я практикую регулярное сухое голодание, по одному дню, уже длительное время и заметил что это ощущение поялялось систематически как раз во время голодания, ближе к концу дня. Голодание для меня сначала было практикой очищения тела, а потом почувствовал очень мощный очищающий эффект в эмоционально-психологическом плане и продолжил. Так вот раньше это ощущение было связано с голоданием и проявлялось в более грубой что-ли форме.
 
Теперь же это ощущение появляется регулярно, чаще с утра или днем, в спокойном состоянии. Если начинаешь вовлекаться в какие то социальные активности, эмоции, оно сразу забывается или даже улетучивается. Во время длительной ходьбы или сеанса хатха-йоги, быстро реактивируется. Но после хатха-йоги, чувствуется намного более уравновешенно и мягко.
Заметил также например что после часа пения мантры Ом, это, можно сказать, "облако" внутри головы стало больше и тоньше.

Иногда мешает работе, не дает сконцентрироваться. Интересно так же что спокойно на месте как то не сидиться когда это ощущение сильно, а наоборот хочется двигаться, быть активным, но не вовлекаясь в процесс.

Пострался передать состояние без особых интерпретаций.
Заранее благодарю за ваши ответы.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Pavel R., возможно ощущение «легкой плотности» на фоне голодания из-за утончения энергии. Если какая-то практика утончает ощущения, то это закономерно. Вообще, многие практики, которые описаны сейчас в разных современных источниках, не всегда полноценны. Например, то же голодание, многие думают о теле, а о нем надо, наоборот, забыть. А как забыть? Переключиться на что-то более высокое. Даже в слове "голодание" на санскрите уже есть намёк на суть: упаваса - "находиться возле", т.е. "ближе" к божественному или божеству. В Индии просто ради тела не голодают, а ради приближения себя к высшему. Если честно, все их практики с такими ориентирами. Сейчас практики популярны совсем для иных целей. Мне кажется, лучше внимание направлять на самое сущностное в себе, после чего все тщетное в себе и мире будет забыто.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Pavel R.

  • *
  • Сообщений: 5

Гуру джи, спасибо за вам ответ!

Мне по душе идея о том что ориентиры в йоге должны быть высшими.
Это конечно легко сказать, а следовать этому в жизни, тем более начинаюшему практику, похоже пока на миссия невыполнима :) Хотя как знать, если вектор собственного развития выбран более менее неплохо и эго не занимает в нем центральное место, возможно и получится двигаться вперед адекватно и благодаря поддержке высших сил.

Насчет голодания, у меня собственно получилось так что на первом этапе занятий хатха-йогой приоритет был на то чтобы привести тело (которое до этого было в плачевном состоянии) в более адекватное физическое и энергетическое состояние. Поэтому довольно мощные занятия хатха-йогой, переход на вегетарианство, практики очищения (в том числе и голодание) были на первом плане, и довольно долгое время.
С другой стороны, я открыл для себя в регулярном сухом голодании (один день в неделю) очень эффективное средство для так сказать противостояния встречному ветру, внешних событий. Через увеличение и поднятие собственной энергии, и очищение на психо-эмоциональном уровне (по крайней таковы мои ощущения). Это довольно сильно помогло мне в некоторые периоды.

В настоящее время, и наверное по мере продвижения в практике в целом, потребность в таких жестких методах для тела уступила место стремлению, ваши слова звучат как нельзя лучше,  "направлять внимание на самое сущностное в себе", во внутрь, прикоснуться к той своей сути которая стабильна, независима от внешних проявлений.
На это собственно и пытаюсь переключится, и кое какие понимания пришли, например о том что, действительно, состояние праны неразрывно связано с сознанием и колебаниями на уровне ума, успокаивание ума выравнивает дыхание и наоборот.

Другое дело, с аспектом бхакти, в смысле веры и открытия своего сердца божественному.
Когда эта вера пока еще абстрактна и не находит отождествление с конкретными Божествами или тем или иным релиогиозным выражением, она как бы непостоянна, колеблется, и в итоге мало помогает в практике. Что бы вы посоветовали ?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

«Миссия невыполнима» - звучит забавно, надо в цитатник ее. Она выполнима, если ее изучать, по крайней мере постепенно.

Насчёт бхакти, какие Божества и т.д. - действительно тема обширная и непростая для начинающих. Однако «бхакти» - буквально означает «участие». Это не обязательно напрямую связано с божествами, вы участвуете в этичном общении с тем, кто учит, это тоже бхакти. Если общение развивает, пусть и понемногу, то это тоже бхакти. Сатсанг - это тоже форма бхакти.

Вообще, цель практики - не "сильные контрасты", чем тоньше состояния и без "заносов из ряда вон", тем практика совершеннее.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

по мере продвижения в практике в целом, потребность в таких жестких методах для тела

По поводу практик тела (асан), поделюсь немного своими личным видением. Каждая асана в состоянии пустоты и покоя, и как фон, даёт свои откровения. Покой есть Шива, а динамика внутри асаны есть Шакти. Так, каждая асана, как союз Шивы и Шакти, становится мудрой (можно трактовать и как "дарующая радость", и как "жест присутствия совершенства"), и йогин реализует в этих мудрах (асанах) самадхи.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Pavel R.

  • *
  • Сообщений: 5

Намасте, Гуру джи Матсьендранатх.

Спасибо за возможность такого прямого общения и большое количество информации на форуме.

Насчёт бхакти, какие Божества и т.д. - действительно тема обширная и непростая для начинающих. Однако «бхакти» - буквально означает «участие». Это не обязательно напрямую связано с божествами, вы участвуете в этичном общении с тем, кто учит, это тоже бхакти. Если общение развивает, пусть и понемногу, то это тоже бхакти. Сатсанг - это тоже форма бхакти.
Да, интуитивно это понимаю и особо ценю теперь всякое общение с людьми стоящими на более высоких ступеньках.
Но видимо на данном этапе жажда познания, а также стремление и потребность к целостности подхода, восприятия и мировоззрения, перевешивают с лихвой доступ к такому общению.
В ваших видео, немало глубоких вещей подчерпнул, тоже в принципе возможность учиться и чему-то следовать.

Вообще, цель практики - не "сильные контрасты", чем тоньше состояния и без "заносов из ряда вон", тем практика совершеннее.
Хорошо. А как можно соотнести тонкие состояния с выполнением какой-то аскезы, тапаса?
Или вы имеете ввиду в общем, не когда речь идет о какой-то например проблеме где нужна встряска?
Или в принципе, "встряска" не метод в йоге? Я думал например об обливаниях ледяной водой что как бы помогает сбросить низкие энергии. Это конечно не йогическая техника, но может ли она сочетаться с практикой, садханой?

Или допустим, какая-то проблема на одном из нижних энергетических центров (как срывы на гнев, объедание, какая-то зависимость и т.д.).
Когда хочешь избавиться, но вот придавит и "ползешь к холодильнику"  :05: Очевидно что это остатки прошлых тенденций, но средств работы с ними пока не хватает. Как быть?


По поводу практик тела (асан), поделюсь немного своими личным видением. Каждая асана в состоянии пустоты и покоя, и как фон, даёт свои откровения. Покой есть Шива, а динамика внутри асаны есть Шакти. Так, каждая асана, как союз Шивы и Шакти, становится мудрой (можно трактовать и как "дарующая радость", и как "жест присутствия совершенства"), и йогин реализует в этих мудрах (асанах) самадхи.
Очень интересно, спасибо!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Шубхамасту!

Да, интуитивно это понимаю и особо ценю теперь всякое общение с людьми стоящими на более высоких ступеньках.
Но видимо на данном этапе жажда познания, а также стремление и потребность к целостности подхода, восприятия и мировоззрения, перевешивают с лихвой доступ к такому общению.
В ваших видео, немало глубоких вещей подчерпнул, тоже в принципе возможность учиться и чему-то следовать.

Знание - это энергия, а чистое знание - это чистая энергия. Сейчас в интернете очень много информации, но очень важно, откуда она, ведь всякое может быть, кто-то, например, может взять что-то хорошее, но подмешать туда что-то такое, что может правильную информацию сводить на нет, т.е. типа вируса. Но я думаю, вы человек, который чувствовать умеет, потому можно быть внимательным к себе, просто слушать себя и отфильтровывать.
В традиционном виде знание есть Джняна-шакти, нечто живое и способное трансформировать.   


Цитировать
Вообще, цель практики - не "сильные контрасты", чем тоньше состояния и без "заносов из ряда вон", тем практика совершеннее.
Хорошо. А как можно соотнести тонкие состояния с выполнением какой-то аскезы, тапаса?
Или вы имеете в виду в общем, не когда речь идет о какой-то, например, проблеме, где нужна встряска?
Или в принципе "встряска"не метод в йоге? Я думал, например, об обливаниях ледяной водой что как бы помогает сбросить низкие энергии. Это конечно не йогическая техника, но может ли она сочетаться с практикой, садханой?

Тапасья, конечно, кажется "вышибателем пробок", но она моментально приоткрывает пространство чистоты, где крайностей нет. А так как это происходит сразу, то и многие техники тапасьи, если на них посмотреть, выглядят "стабилизированно", т.е. "пространство умиротворения" эти методы регулирует или, если сказать точнее, делает регулярными. Если внимательно посмотреть на аскетов Индии, то для них тапасья - это что-то, что регулярно тянется по времени. Дело в том, что "нормальность людей" для йога - это извращение и излишество, потому если смотреть с позиции йога, то его радикализм в отношении мирского - это путь к гармонии. Хотя для простых людей йогины выглядят извращенцами. Это два разных измерения с тем лишь отличием, что йоги видит измерение мирских людей, а тем видеть измерение йога сложнее.

Цитировать
Или допустим, какая-то проблема на одном из нижних энергетических центров (как срывы на гнев, объедание, какая-то зависимость и т.д.).
Когда хочешь избавиться, но вот придавит и "ползешь к холодильнику"  :05: Очевидно что это остатки прошлых тенденций, но средств работы с ними пока не хватает. Как быть?

Решение есть: нужно просто выявить "измерение выше холодильника" (сублимирующий фактор)  :05:  как альтернативу. Оставить что-то можно, только найдя альтернативу более высокую. Причем часто получается так, что, найдя более высокое, низкое оставлять совсем не приходится, оно высоким просто само урегулируется. Специально все оставлять не надо, можно оставить, но адекватно использовать в таком виде, чтобы более совершенному формату жизни не мешало.

Я могу привести один пример из своей жизни. Многие думают, что вегетарианство - это сложно. Я от мяса отказался в ранней юности, еще СССР существовал. Попробовал не есть мясо пару месяцев, я ощутил прилив сил, трезвость ума, какой-то иной вид энергии. Потом через пару месяцев попробовал есть мясо опять и ощутил упадок сил, тяжесть и т.д. И после этого я мясоедение оставил навсегда, и даже не было за все эти годы ностальгии нисколько. Другой опыт меня сам "выстроил", но в свете того, что для меня идеально. У меня нет негатива к тем, кто не вегетарианцы, но нет никакой нужды быть как они. Недавно я отказался еще от ряда "тяжелых продуктов", я могу их употребить, если надо будет, но чувствую, что незачем. У меня никогда, как у некоторых, не было зависимости от наркотических веществ, от алкоголя, но если надо будет для какого-то ритуала использовать, то легко. Легко использую это, но и оставлю легко.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Pavel R.

  • *
  • Сообщений: 5

Намасте, Гуруджи,

Спасибо за подробный ответ!

Что меня поражает в таком общении, это коэффициент полезного действия. Повседневная жизнь наполнена ситуациями общения по сути бесполезного, как, где-то услышал выражение, бесмысленное "сотрясание воздуха". Или может наоборот каждую на вид пустую или бытовую ситуацию стоит рассматривать как потенциальную возможность роста, стараться "тянуть вверх", пытаться извлечь какое-то понимание для себя через более тонкий анализ происходящего, а так же для своего собеседника или того с кем происходит обмен.
А здесь, общаемся итак на важнейшие темы, и все по сути. Нужно будет продолжать читать содержимое/историю форума и независимо от названия темы, так как ваши емкие ответы и других участников форума помогают продолжать собирать мозайку знания.

Знание - это энергия, а чистое знание - это чистая энергия. Сейчас в интернете очень много информации, но очень важно, откуда она, ведь всякое может быть, кто-то, например, может взять что-то хорошее, но подмешать туда что-то такое, что может правильную информацию сводить на нет, т.е. типа вируса. Но я думаю, вы человек, который чувствовать умеет, потому можно быть внимательным к себе, просто слушать себя и отфильтровывать.
В традиционном виде знание есть Джняна-шакти, нечто живое и способное трансформировать.   
Проверено на собственном опыте, что знание действительно дает энергию.
И мне кажется что в зависимости от того насколько человек транслирующий это знание реализовал некоторую внутреннию чистоту и излучает ее, поток этой энергии усиливается многократно.

Появилась такая идея: если знание снимает страдания, позволяет по другому оценивать ситуации и выходить из них "расправив плечи" тогда как в обратном случае можно было лишь выползти еле живым; то наверное и весь наш достум к знаниям, к этой энергии, обусловлен и регулируется в зависимости от нашей кармы?

Так же абсолютно согласен про "вирусность" информации. Я думаю что неспособность отсеивать, придавать критике, может быть очень опасна, особенно в ситуации когда открывается какой-то новый пласт или измерение жизни и в поиске объяснений нам предлагают, так сказать, "полуправду", когда что-то вроде объясняют но одновременно уводят в итоге в совершенно другом направлении. Эзотерика, думаю, этому хороший пример.

Тапасья, конечно, кажется "вышибателем пробок", но она моментально приоткрывает пространство чистоты, где крайностей нет. А так как это происходит сразу, то и многие техники тапасьи, если на них посмотреть, выглядят "стабилизированно", т.е. "пространство умиротворения" эти методы регулирует или, если сказать точнее, делает регулярными. Если внимательно посмотреть на аскетов Индии, то для них тапасья - это что-то, что регулярно тянется по времени. Дело в том, что "нормальность людей" для йога - это извращение и излишество, потому если смотреть с позиции йога, то его радикализм в отношении мирского - это путь к гармонии. Хотя для простых людей йогины выглядят извращенцами. Это два разных измерения с тем лишь отличием, что йоги видит измерение мирских людей, а тем видеть измерение йога сложнее.

Наверняка многим кто перешел на вегетарианство вспоминаются первые реакции близких :05: Или взялся за шаткармы  :07:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Появилась такая идея: если знание снимает страдания, позволяет по другому оценивать ситуации и выходить из них "расправив плечи" тогда как в обратном случае можно было лишь выползти еле живым; то наверное и весь наш доступ к знаниям, к этой энергии, обусловлен и регулируется в зависимости от нашей кармы?

Есть знание ложное или, скажем иначе, относительное и не духовное, это знание обусловлено массой пространственно-временных ограничений. Отчасти современное знание работающее, но даже современные открытия находятся в постоянном изменении, открывается что-то новое, и часто это новое меняет видение старого, но ведь это ставит под сомнение и новое тоже, потому что после него будет еще что-то новое, что опровергнет предыдущее. Йога четко учит отделять временное от вечного, вести к пониманию если и какой-то пользы невечного, то именно относительной, потому йогин относительное не отрицает, но он понимает, что это знание точно далеко не все и если на нем подвиснуть, то ты оставишь истинные цели йоги.

Зависит ли от кармы? Конечно, невежество (неверное знание) - это когда, например, невечное видишь вечным и истинным, а вечное не воспринимаешь всерьез. Вечен Атман, потому познание его и есть настоящее знание, это познание (знание) и есть духовное знание. А стремление "закопаться в феноменальность", направляя усилия только туда - это и есть карма, культивирующая невежество. Невежество - это относительное знание, и относительное знание ведет к множеству страданий. Все тут понятно, у нас два варианта: или мы погружаемся в относительное знание – или в духовное и им устраняем иллюзии относительного, как свет рассеивает тьму.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Pavel R.

  • *
  • Сообщений: 5

Спасибо Гуруджи, в ваших ответах много новых элементов для "медитирования".
Записан