Основная дискуссия > Йога натхов

Место практики

(1/6) > >>

Chandika Nath:
Адеш!
Переодически бывая в Индии, и сравнивая восприятие от садханы ( там, в Индии - и тут, в Москве), у меня складывается ощущение, что одна и та же садхана в разных местах может давать разный эффект.

Т.е действительно ли место для практики настолько сильно влияет; и если да, то как быть с этими обнаруженными вещами?

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!

Конечно, влияет! Так как люди живут чувствами, то внешние факторы для их практики важны. Однако безвыходных ситуаций почти не бывает, я думаю, что их не бывает вообще, поэтому я расскажу, как быть. Согласно «Брахаттантрасаре», если практикующий может соединить мантру в канале сушумна с союзом Шивы и Кундалини, то он реализует эту мантру, независимо от того, делает ли он панчанга-пурашчарану (хома, тарпана и т.д.) или нет. Поэтому Натх-йоги, если это настоящий йогин, может реализовать то, что ему нужно, таким путем. В конечном счете любой практикующий, если будет устойчив на пути, к этому придет. Но для начинающих все-таки нужны вспомогательные факторы. Идеально, конечно, посещать места силы в Индии и там практиковать, но если такой возможности нет или она ограниченна, то делаете питх там, где вы живете, у себя дома. Если и это не всегда получается, то питхом является само тело, которое надо очищать через ньясы и т.д. Если нет возможности физически иногда, то тогда ментально. Ну и если честно, "питха" - понятие очень многозначное, это нечто, что является воплощением силы (Шакти), этим термином называют также положения тела (асаны), сакральные части в теле и т.д. Также этим термином иногда обозначают такие элементы садханы, которые желательно держать в секрете, но, как бы там ни было, даже то, что я написал, уже может быть ориентиром.

Chandika Nath:
Адеш, Гуруджи!
Спасибо большое за ориентиры и объяснения.
Могли бы Вы, пожалуйста, рассказать чуть подробнее о понятии питх?

Я читала о питхах (как местах поклонения), в текстах были упоминания о связи питхов с чакрами, но понятие "питх дома" мне не знакомо. Если возможно, расскажите, пожалуйста, что имеется в виду?

Yogi Matsyendranatha:
Адеш!

Термин पीठ pīṭha в определенном смысле синонимичен आसन  āsana, оба могут переводиться как место, на котором или где сидишь. Также подходят такие значения, как трон, место обитания. Иногда используют и другие синонимы, давайте разберем на примерах. «Хатха-йога-прадипика» неоднократно использует термин पीठ pīṭha для обозначения им асан хатха-йоги, вот один из примеров:

चतुरशीतिपीठेषु सिद्धमेव सदाभ्यसेत्।
द्वासप्ततिसहस्राणां नाडीनां मलशोधनम्॥३९॥

caturaśītipīṭheṣu siddhameva sadābhyaset|
dvāsaptatisahasrāṇāṁ nāḍīnāṁ malaśodhanam ||39|| (HYP 1-39)

"Из восьмидесяти четырех положений (पीठेषु pīṭheṣu) необходимо всегда практиковать [положение] сиддха (т.е. сиддхaсану). Это очищает от загрязнений семьдесят две тысячи каналов".

Другой пример, когда многие тексты говорят, что существует такое же количество асан, сколько и форм жизни, и они называют число 84 сотен тысяч, все их знает только Шива. Т.е. каждое живое существо - это часть Шивы (шивамша). В тантризме часто тело практикующего рассматривается как храм, также трон, на котором или внутри которого (в зависимости от практик и традиций) находится Божество. Каждый из нас является копией вселенной, это хорошо изложено в «Сиддха-сиддханта-паддхати», также подробно в книге Акшая Кумара Банерджи «Философия Горакшанатха». Так получается, что все святые места - это нечто, что есть в нас самих, и если мы посещаем внешние святые места, то это имеет ценность только тогда, когда мы священное раскрываем в себе. Есть немало тантрических текстов, где одни восхваляют практику в священных местах, другие же, наоборот, осуждают. Понимать это надо просто, что любые места, то ли паломничества, то ли проживания, то ли ваше тело, - это творение Майи, и Майя бывает двояка. Она может быть как "аварана-шакти", которая обуславливает наше сознание и душу, но может быть и "шуддха-майя", которая просветляет и освобождает нас. Традиционно посещение святых мест должно избавлять от "папа" – несовершенных поступков и связанных с ними страданий, т.е. от обусловленности. В некоторых святых местах также благоприятно оставлять тело. Однако у этого всего много глубоких йогических значений, задача-то – не просто оставить тело, а оставить тяжесть страданий, оставить свою обусловленность ограничениями формы. Могут быть разные виды практик, кто-то посещает святые места и практикует там, кто-то делает асана-пуджу, потом на ней сидит и практикует мантры, кто-то практикует асаны хатха-йоги. Но в любом случае, если вы, допустим, практикуете асаны хатха-йоги, вы должны их практику довести до того, чтобы исчезли все "блоки", или "загрязнения", в теле, чтобы вы забыли вообще о теле. То же самое и с мантрами, вы попадаете в более чистое пространство Божества, буддисты, возможно, сказали бы, что цель – раскрыть просветленное состояние сознания.

Есть также особая символика питхов, таких как удияна, джаландхара, камарупа и пурнагири, о такого рода вещах знать очень полезно. Есть понятие питхов – как метафизической концепции. Мне нравится, как это объяснил один тантрик, Прем Кумар Шарма, с которым мне довелось встретиться и пообщаться, хотя это все есть в текстах. Он объяснил, как анахата-нада и бинду разворачиваются в солнечную, лунную и огненную бинду, образуя треугольник. Далее, треугольник - это и есть питха, а также, в зависимости от того, как он меняет конфигурацию, адхо-мукха или урдхва-мукха, он становится йони или лингой. Хотя это одна таттва (сущность) по сути, но в зависимости от направленности она меняет свои характеристики. Потом, при их единстве, линга и йони образуют шестиугольник, проявляют еще шесть треугольников. Это может быть и символика шести чакр, особенно это детально объяснено в «Кубджика-тантрах», более глубоко это знание развито в неварском тантризме. Гуруджи Шри Рамешчандра очень хорошо в свое время объяснил эту шаткону, что она – как символ правритти (творения) и также направленности на магические, социальные задачи, также и освобождение (мукти). Слияние энергии и сознания (Шивы и Шакти) порождает как творение, так и освобождение от всего иллюзорного, связанного с формой. Таким образом, соединение Шивы и Шакти порождает анахату - источник всех совершенств, как внешних (т.е. "магических"), так и связанных с нивритти или мокшей. Анахата есть сила свободы (айшварья, или же сватантрия), она - процесс творения и процесс поглощения. Все мантры исходят из анахаты и все в нее возвращаются.

Вы спросили, как дома практиковать и сделать питх. Очень просто – установить алтарь, асану и регулярно там практиковать, но, конечно, надо знать много технических и энергетических особенностей такого процесса. Всем техническим сторонам данного аспекта садханы надо учить лично – даст Бог, летом встретимся и я буду учить всех, кто в теме и с нами. Не думаю, что чужакам надо излагать всю техническую сторону садханы, это и логично, никто этого не делает, ни один настоящий Гуру и практик.

Chandika Nath:
Спасибо большое, Гуруджи, за подробный ответ и объяснения.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии