Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Упадхи и таттва  (Прочитано 758 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Михаил Давыдов

  • *
  • Сообщений: 17
Упадхи и таттва
« : Октябрь 19, 2015, 17:22:49 »

Адеш, Шри Гуру Махарадж Йоги Матсьендранатха!
Адеш, всем участникам форума!

Вначале хотел бы выразить огромную благодарность и признательность Гуру Джи и всем тем, кто участвовал в издании книги "ССП и другие тексты натха-йогинов", 2015г., а также "Философия Горакхнатха", 2015г. Это большой и неоценимый труд. Низкий вам поклон.

На данный момент я изучаю книгу "ССП и другие тексты натха-йогинов". Относительно текстов Матсьендранатха (Акулавира-тантра, Джняна-карика и Кулананда-тантра) - как указывает Гуру Джи они дошли до нас не в полном объеме, да и к тому же еще изложены "сумеречным" языком, поэтому без непосредственного разъяснения компетентного Гуру понять их достаточно сложно. Поэтому вопросов по этим текстам я задавать не буду. Хотел бы задать вопросы по тексту Горакшанатха, а именно "Вивека-мартанда". При прочтении становится ясно, что многие шлоки этого текста повторяются во многих известных текстах по хатха-йоге. Однако есть моменты мне не совсем понятные, а именно:
- со шлоки 157 начинается объяснение практики дхараны на элементы в определенных чакрах. Вопрос состоит в следующем (цитата из шл. 158) "...На ней, растворив в ней праны, следует концентрироваться в течении 5 гхатик..." И так по каждой чакре.
Вот здесь и не понятно, что имеется в виду "растворив в ней (т.е. в чакре) праны". Какие праны имеются в виду и каким способом происходит растворение?
Такого рода практика есть у Сатьянанда Сарасвати, но о том как происходит растворение праны ни слова.
И еще один вопрос.
- со шлоки 179 по 181 можно ли толкование и комментарий?
"179. Есть обозначение (упадхи) и сущность (таттва). Упадхи - это варна, а сущность - Атман".
"180. Знание упадхи - одно (т.е. как я понимаю обозначение предметов или название, внешняя форма), а пребывание в сущности - другое (т.е. в таттве, которая является Атманом). Иное же - видение посредством варна-йоги (что это?), будто через чистый кристалл".
"181. Благодаря разрушению всех упадх (т.е. когда мы выходим за пределы "имя-форма"?), постоянной практике и шакти-бхеде (что это?), дарующей освобождение йогинам, Атман постигается как сияющий сам по себе".

Буду признателен за ответы и комментарии участников форума.
Намасте!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Упадхи и таттва
« Ответ #1 : Октябрь 20, 2015, 14:40:45 »

Гхатика - это 24 минуты, пять гхатик - это 2 часа, такое время рекомендовано для дхараны. Вы правы, тексты по йоге часто повторяют информацию друг друга, а иногда каждый имеет какие-то свои детали, потому их все полезно изучать. Так, например, "Шива-самхита" говорит, что эти дхараны практикуются на стадии паричая-авастха, этот термин означает "нарастание", в том смысле, что глубина практики пранаямы достигает очень высокого уровня. Что это может быть? Поясню. Если объяснить по простому, то это означает, что никаких нет волнений в уме, чувства расслаблены, нет никаких беспокойств, никакой утомленности бытом, бестолковыми людьми, нет вовлеченности в споры, в войну, "впряженности" в нелюбимую и рабскую работу (йог никогда не ишачит, ни на кого) и т.д. Тут и думать не надо, в Индии йогин-натх – это тот, кто забил на все общество и занимается только своей практикой. Соответственно, это все открывает новые темы, как этому следовать в любых других условиях, а не только в Индии и конкретно в обществе натхов-садху. Вы спросили про праны. Имеются в виду пять основных пран, но все они зависят в основном от праны и апаны: если вы управляете праной и апаной, то и остальными - тоже. Прана и апана связаны со вдохом и выдохом: если вы управляете ими, то вы достигаете пратьяхары, дхараны и т.д. Но это непросто реализовать. Для этого надо реально быть зрелым человеком, с сильным и мудрым мировоззрением, а это не всем дано в таких условиях, в которых живут "йоги" на Западе. В Индии сампрадаю поддерживает общество, там если ты Махарадж, то тебя почитают и о тебе заботятся. Чего же чувствам не быть спокойным. А в России и на Западе принято мочить своих Гуру, мешать с какашками, гнобить. Поэтому в западной среде нужны особые дополнительные навыки и система поведения; по крайней мере, пока общество такое, чтобы защитить свою дхарму, нужны дополнительные особые знания, их, кстати, зачастую нет и у индусов.

Как происходит растворение пран? Сначала ответим себе на вопрос, кто праны растворяет, кто отслеживает этот процесс? Сознание. И это сознание полностью связано с праной, потому не может быть растворения праны без растворения сознания (его волнений, деформаций). Вы, допустим, можете даже пытаться его изо всех сил растворить, но сама попытка это сделать - уже может оказаться беспокойством. Или можете мечтать, что "сейчас я вот его растворю, обрету самадхи и просветление, а вместе с тем и сиддхи, а вот когда сиддхи получу, вот тогда-то повластвую над всеми".

Но прана и сознание – это то, что в вашей психофизике, и это все отображается, потому технически можно быть умным, все технически "правильно" и красиво делать, но свою природу, вселенную, Бога, надуть нереально. Или можно думать еще так: "Вот я получу тайные техники и стану долгожителем или бессмертным физически, это еще круче, чем осознать духовное бессмертие, и вот тогда-то я порезвлюсь". Но почему-то многие люди не задаются вопросом, что если физические сиддхи (по их логике) выше духовных, то, не обретя духовные, как они могут получить то, что еще выше? Они хотят решать задачи докторов наук, не закончив среднюю школу. И само желание "порезвиться" им блокирует даже психический уровень, соответственно, кто бы им ни давал самые секретные методы, как я уже говорил, природа не глупа. Многие хотят обмануть Традицию и саму природу (свою и в целом), в результате сами оказываются сурово обмануты. Многие хотят остаться с верой в попсовую йогу, не порушив ее как следует, и в то же время схватить Бога за бороду. Но это огромная утопия, эту утопию насаждается массово.

Что такое упадхи (варна) и сущность. Я попробую изложить свое понимание на основе современного знания. Упадхи - это производное от основного элемента. Например, есть плотное вещество, оно может быть металлом, камнем, какой-нибудь сухой древесиной, песком и т.д. Это разновидности земли, а есть земля в целом. Соответственно, пять изначальных элементов – это некие категории, которые менее зависят от временных изменений, никто ведь не знает, что ученые откроют лет через пятьдесят. Но что такое 50 лет по сравнению, например, с тысячью, несколькими тысячами? Человечество хотя сделало большой прорыв в исследованиях, открытиях, но йогин понимает, что даже это все нельзя переоценивать, нельзя даже ради самой же науки. Потому я считаю, что архаическое сознание йогов нисколько не противоречит нынешнему времени. В Индии до сих пор верят, что пять элементов - это основа проявленного мира. Йогин не погружается в то, как решить феноменологические противоречия, ибо в материальной мерности, в науке всегда будет противоречие: чем больше вы в нее вовлекаетесь, тем больше этих противоречий. Это называется правритти. Йогин идет в нивритти, он готов оставить даже многое из того, что для большинства ценно, разумно и т.д., ради большей ценности и разумности, потому он оставляет все вторичное и идет к тому, что все больше и больше изначально. Сначала это могут быть пять элементов как таковые, потом еще более тонкие категории, но даже 5 элементов – это уже разрушение стандартного сознания "выгоды", как сейчас говорят "потреблядства" и т.п. Потому в традиционной йоге вы не найдете никакой "пользы", она - смерть для таких интересов и мотиваций. Но она открывает сферы после оставления вторичного, которые все больше и больше собой пронизывают сферу вторичности, т.е. чем больше раскрытие пустотности, тем больше для вас раскрывается полнота. Однако это происходит спонтанно, это очень опасно планировать, сам план может стать преградой. Очень хороший символ растворения праны, сознания, восхождения сознания и праны в высшие мерности вы можете увидеть в таких Богинях, как Чхиннамаста, она лишает себя головы. Вот так же и тут, нужно лишить себя продуманности, стать простым, как ребенок, не умным с эго, а мудрым.

Слово "варна" имеет много значений, одно из значений - это "качество", нечто, что покрывает что-то. В данном случае вы второстепенные качества устраняете в своем сознании относительно каких-то явлений, чтобы погрузиться в их сущностную природу. А то, что в текстах всегда в таких подходах упоминается Шакти, это более чем неслучайно, ибо что такое второстепенное качество, это – то, что в нашем фиксированном уме, а Шакти по своей природе - это нечто динамическое, потому через ее природу в сознании и растворяется все фиксированное, что отупляет сознание. Т.е. Шакти разносит тупость в пух и прах, сносит все предрассудки, все ограничения в мировоззрении, потому без Шакти не может быть ни одной настоящей духовной практики.
 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Упадхи и таттва
« Ответ #2 : Октябрь 20, 2015, 14:55:21 »

Я вот помню, один мой ученик спрашивал про упадхи и таттву. Наверное, я перескажу этот пример, обычно я такие примеры привожу не публично, а делюсь с близкими людьми, кто мои шутки понимает. Но так и быть, ради потехи расскажу. Это как, например, женщина прихорашивается, чтобы охмурить мужика, и ты думаешь: "Ох, какая же она прекрасная", но если увидишь ее утром после пробуждения как есть, то можешь оказаться в шоке. Т.е. весь этот ее "прикид" - это, допустим, будет упадхи, а отсутствие "прикида" - будет таттвой.   :05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.