Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Яд и нектар в Тантре  (Прочитано 1007 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Яд и нектар в Тантре
« : Декабрь 03, 2016, 19:54:06 »

Мой вопрос может показаться несколько неожиданным, особенно на фоне рассуждений о мантрах и упанишадах, но всё-таки может быть это покажется интересным. Великий Шива, насколько мы можем судить по его изображениям с гирляндой кобр, грозно свисающих с его шеи, был совершенно нечувствителен к их паралитическому яду. Чем это достигалось, регулярными инъекциями малых доз, родство с Нагами, или это проявляется укрощающая сила вазитвы?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Яд и нектар в Тантре
« Ответ #1 : Декабрь 09, 2016, 15:20:40 »

Многие образы Вед, Пуран, Тантр, Йога-шастр разные Сампрадаи могут трактовать по-своему, иногда диаметрально противоположно, языком метафор, и неслучайно выражение этих смыслов сиддха-йоги называют "сандха-бхашей" – языком, в котором можно найти двери в многомерность и многогранность смыслов. Одним из таких часто описываемых понятий в Тантрах является विष "виша" (яд), который связывают и с ядом, что выпил Шива после самудра-мантханы (взбивания океана Девами и Данавами), также Шива носит змей вместо брахманического шнура, вместо серег в ушах и т.д. Однако вы можете увидеть, что один и тот же элемент, например вспахтанный океан, может порождать противоположные элементы: амриту (нектар бессмертия) и яд. Богиня Кундалини может в виде образа змеи ассоциироваться с ядом, но она же и Богиня нектара, Судха. В "Тантралоке" (29.248) о Кундалини говорится так:

अथ एतदनुषाक्तं भुजङ्गवेधमभिधातुमाह -
atha etadanuṣāktaṃ bhujaṅgavedhamabhidhātumāha

Затем в таком стиле объясняется проникновение змеи, близко связанное с проникновением, которое относится к Шакти, он говорит:

सा चैव परमा शक्तिरानन्दप्रविकासिनी ।
जन्मस्थानात्परं याति फणपञ्चकभूषिता ॥२४८॥

sā caiva paramā śaktirānandapravikāsinī ।
janmasthānātparaṃ yāti phaṇapañcakabhūṣitā ॥248॥

И та же самая Высшая Шакти – она проявляет блаженство, идет из места, связанного "рождением", к высшему уровню, она, кто украшена пятью капюшонами змеи. ||248||

Далее, от 248 и т.д., в этой части говорится, что Шакти восходит вверх, в пяти местах тела проявляется в виде пяти вьом и идет в двадашанту. Вы можете увидеть описание змеи как Санкаршаны (разрушителя времени), на капюшонах змеи находятся миры вселенной. Также если вы посмотрите на поведение обычных змей, то заметите, что при атаке они сжимаются и делают бросок, вероятно, сжатая змея в канде, описанная как "спящая", и есть символ яда и разрушения. Другой символ, который часто встречается в текстах йоги, – когда змея, слыша звук «нада», выпрямляется и вытягивается вверх, так, например, змей подчиняют факиры. Опять же, относительно яда, термин विष в м.р. – это яд, в м. и ср. переводится как "зло", вероятно, под ядом в данном контексте аллегорически подразумевается "яд сансары", различные мирские омрачения. Хотя Кшемараджа "яду" придает иной смысл, связанный с каулическими трактовками, говоря, что это понятие соотносимо с विष् (проникать), т.е. свойство Шакти. Как Шакти способна распространяться в виде висарги или бинду, так и яд обладает схожими свойствами. В "Шива-стотравали" (20.12) говорится, что "даже яд превращается в нектар" при тантрической садхане. Т.е. контекст таков, что при соприкосновении с огнем сознания мирские яды образуют нектар. Такая трактовка "яда" встречается почти во всех известных тантрических системах: Шри-куле, Кали-куле, Кубджике, Трике и др., а также в йоге натхов. Согласно Кшемарадже, "виша" – это не что иное, как "авеша", погружение сознания экспрессией Шакти. Вот как данная техника описана в "Виджняна-бхайрава тантре":

वह्नेर् विषस्य मध्ये तु चित्तं सुखमयं क्षिपेत् ।
केवलं वायुपूर्णं वा स्मरानन्देन युज्यते ॥ ६८ ॥

vahner viṣasya madhye tu cittaṁ sukhamayaṁ kṣipet.
kevalaṁ vāyupūrṇaṁ vā smarānandena yujyate ॥ 68 ॥

Необходимо погрузить свое сознание, подобное чистейшему пространству, в самый центр соприкосновения огня (сознания) и ядов (разных омрачений) или же быть поглощенным в полноте витальной силы через сексуальное соитие.   

Вообще, через понятие "яда" как усиливающего элемента для пробуждения расцветающего сознания можно объяснить очень многие "нечистые элементы" в вамачарской тантре, такие как различные интоксиканты: алкоголь, бханг (виджая), а также наркотические средства, как курительные, так и жидкие (которые также изготавливаются из тех же семян, что и бханг); также критикуемый ортодоксальным индуизмом секс, особенно с умышленным пренебрежением к системе варн, каст, семейной (мирской, а не в смысле семьи как "чакры") в целом, сексуальных флюидов; и принятие в пищу мяса и т.д. Как бы там ни было, большинство этих элементов лично я заменяю другими субстанциями, ибо многие состояния у меня реализованы и нет необходимости в ряде радикализмов. Такие заменители называются "анукальпа". Также в йоге часто эти эффекты и состояния связывают с определенными психофизическими внутренними процессами. Заключение получается такое, что "яд сансары" может рассматриваться двояко: и как разрушающий элемент, и как реализующий подлинную чистоту.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

midnightsun

  • *
  • Сообщений: 62
Re: Яд и нектар в Тантре
« Ответ #2 : Декабрь 10, 2016, 00:16:36 »

Выражаю глубокую благодарность за столь развёрнутый ответ. Древние часто прибегали к языку метафор и множественных смыслов. Однако есть достаточно малоизвестное явление из-за которого и возникают подобные вопросы. Укушенный коброй человек, (если кобра, которая имеет особенность экономить яд и не всегда приводит в боеготовность свои смертоносные клыки, всё-таки решает сделать на коже две глубоких отметины), умирает от асфиксии. С другой стороны, яд может обратиться в нектар для подготовленного особым образом теплокровного существа, для которого приемлема любая возможность остановить движение праны любым способом, в том числе и столь экстремальным как полная парализация искусственным путём. Не исключены ситуации, когда нужно быстрое вхождение в самадхи, и вот именно тут пригодится помощь змеи. Естественно всё это не является теми методами, которые подойдут для обычного человека, не наделенного способностью выдерживать длительную фиксацию хотя бы в течение одной йамы.
Записан