Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Бала Сундари  (Прочитано 8712 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Роса

  • *
  • Сообщений: 2
Бала Сундари
« : Сентябрь 09, 2007, 10:38:33 »

Джай Йоги Горакшанатха!
Какую роль играет почитание Бала Сундари у Натхов?Садхана,посвященная ей, дополняет почитание Горакшанатха или может проходить отдельно?Чем отличается почитание Бала Сундари от Шри Видьи?
Спасибо!
 :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6186
    • Традиция натхов
Re: Бала Сундари
« Ответ #1 : Сентябрь 21, 2007, 17:13:34 »

Адеш!
Баласундари или Хингаладжа Маи символизирует собой  акханда-джьоти или апарампара-джьоти, безграничный свет Шивы. Янтра Баласундари отличается от Шри Янтры тем, что она поделена на четыре части, символизирующие четыре юги. В центре находится девятилепестковая чакра, символ Джвала Маи, в чакре - треугольник, в который во время пуджи ставится свеча. От неё вверх восходит огонь и на него садхака должен медитировать, что собственно тождественно огню Кундалини-шакти в натховской пудже при почитании Кундалини-шакти. Конечно, и в Шри Видьи почитанию Кундалини-шакти уделяется немало внимания, но ритуалы разные. В Йогамайя пудже читаются шабар-мантры натхов, в Шри Видье используют мантры на санскрите, в Шри Видье доминируют ньясы, мудры, у натхов - дхьяна на Деви в образе света Акханда-джьоти.
По правде говоря, я и сам когда-то хотел провести синтез Шри Видьи и натховской шакти-упасаны, но потом убедился, что это делать незачем, кое-какие знания Шри Видьи я использую, причем, как бы это не показалось странным, в методах йоги. Что же касается Баласундари Деви, Она считается Богиней запредельной времени, потому Она «Бала», что, кстати, важно и для кайя-садханы. Она есть Каруна-майя или Йога-майя, Богиня милости, одаряющая садхака йога-видьей, она так же защищает от препятствий на пути йоги. Есть очень много тонкостей в Йога-майя пудже, например, над янтрой делается Кайласа-стхапана, это возвышение в виде пирамиды, на вершине которой устанавливается джьоти-патра с огнем. Есть ритуал, когда изготавливается из специальных самагри небольшой двойник - подобие себя, на которого одевается нади и джанео, затем делается пуджа.  После пуджи, предметы, которые ты носишь, становятся наделенными силой. Вообще ритуал уникальный. В некоторых традициях, например вуду, есть вольтование, когда человеку причиняется вред. В этом случае действуют законы симпатической связи, но законы сами по себе не плохи и не хороши, все зависит от того, как ты их применишь. В данном случае, пуджа использует эти законы как позитивные санкальпы.
Конечно по своей духовной сути Трипурасундари и Йогамайя Баласундари -это одна единая Богиня, разными могут быть только существующие ритуалы. Помимо Баласундари ещё есть Шри Натха-сиддха Йогини, их всего 18.
Самый обобщенный ритуал в нашей традиции, где почитаются все Божества - это ритуал Шринатха сидха-янтры, в нем присутствует поклонение Гуру, Иштадевата, 18 Йогини, три основные из которых - Махакали, Махалакшми, Махасарасвати, по сути они и олицетворяют Трипурасундари, 10 махавидья, 9 натхов, 84 натха-сиддха,  24 сиддхи (силы), 29-30 чакры с их шакти и т.д. Ритуалы на вид не сложные, но эффектные, один недостаток - их нужно показывать лично и объяснять, сомневаюсь, что в СНГ на данный момент в них кроме меня кто-то ещё разбирается. Они отличаются от Шри Видьевских и других тантрических, паураника и вайдика пудж.


« Последнее редактирование: Сентябрь 21, 2007, 20:30:12 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Роса

  • *
  • Сообщений: 2
Шакти-упасана
« Ответ #2 : Сентябрь 27, 2007, 14:21:29 »

Адеш!
Спасибо за ответы!
Всем ли категориям посвященных в Натха-сампрадаю может  предписываеться  Шакти-упасана(джигьясу,ауграхи,даршани)?
Есть ли взаимосвязи между Бала Сундари и Удаянатхом? Помимо Махакали, Махалакшми, Махасарасвати, кто входит в список Натха-сиддха Йогинь?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6186
    • Традиция натхов
Re: Бала Сундари
« Ответ #3 : Сентябрь 30, 2007, 22:22:39 »

Адеш!
   Шри Натха Сиддха Йогини – это, например, Манаса Деви, Савитри Деви, Камакхья, Хингаладжа, Вимала, Джвала и др. Некоторые  реально жили и были известны как женщины-йогини, их считали инкарнациями Богинь. С ними соотносят наиболее известные шакти-питхи, такие как Камакхья или Джвала-питх. Многие были даже Гуру в Натха-сампрадае. Выкладываю натховскую янтру этих йогинь:



   Что касается Удаянатха, он, как и каждый из Нава-натхов считается воплощением всей вселенной, которая собой охватывает все тела и души живых существ. Соответственно, это не обычное живое существо в смертном теле, а вселенская Пара-шакти. Было бы большой ошибкой считать Удаянатха женским или же мужским существом, это не повод для извращенных аналогий, которые могут прийти на ум простому человеку. Так же как и Гаджакандхарнатх, другой из Нава-натхов, не может считаться  «слоноголовым» натхом. Например, если ты почитаешь одно из Божеств, то на духовном плане ты становишься с ним одним целым. Если Вы почитаете Бхайраву, то становитесь Бхайравой, если Кали - становитесь Кали. Кали - это вездесущее время, она не просто изображение в виде куклы. Изображение просто символ определенной вселенской силы. В общем-то, из всех Нава-натхов, Удаянатх считается вселенской Шакти, это действительно так. Можно сказать, что все Нава-натхи - это точки выхода на определённые вселенские силы, а также основные таттвы, такие как Маха-притхви, Маха-джала, Маха-теджа и т.д.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6186
    • Традиция натхов
Re: Бала Сундари
« Ответ #4 : Сентябрь 15, 2010, 01:29:37 »

Кстати, Баласундари изображается фактически идентичной той, которой поклоняются как одной из Десяти Махавидий. Десять Махавидий делятся на тех, которые принадлежат Кали-куле и Шри-куле, грозные формы - к Кали, а благостные - к Шрикуле. Практика Шрикулы ориентирована на все три бхавы, а Кали-кула - на вира и дивья. Йогамайя Баласундари - Божество, которое является сущностью этих двух направлений кулы.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

papolga

  • *
  • Сообщений: 4
Re:Бала Сундари
« Ответ #5 : Апрель 26, 2015, 02:42:53 »

 Yogi Matsyendranatha, доброго времени суток. Удивительная янтра, Спасибо!) Можно ли узнать первоисточник? Как соотносится эта янтра с темой -Re:Бала Сундари?    Трипура-Сундари, Шодаши,  Баласундари, Лалита, Раджараджешвари, Шривидья  - единая форма одной и той же  Богини, и для не посвященного, присутствует разница, а для посвященного, думаю, нет) ...  принадлежу  к не посвященным,  но сильно интересующимся) Спасибо, за ответы, с уважением papolga.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6186
    • Традиция натхов
Re:Бала Сундари
« Ответ #6 : Апрель 26, 2015, 09:13:43 »

papolga, мантра натховской Богини Йога Майя Бала, которую передавал Виласнатх джи – это просто видоизмененная мантра Баласундари из Шривидьи, как говорит мой шривидьевский Гуруджи Чидгхананда натха. Мантра натховской Йога Майи Балы:

ॐ सों इलीं क्लीं श्रीं सों श्रीं सुन्दरी बाला नमः

oṁ sōṁ Ilīṁ klīṁ śrīṁ sōṁ śrīṁ sundarī bālā namaḥ

Мантра шривидьевской Балы:

ऐं  क्लीं सौः

aiṁ klīṁ sauḥ

Все просто, सों sōṁ – это комбинация सोऽहं  sō̕haṁ и Пара(Шакти)-биджа सौः sauḥ, इलीं Ilīṁ – это просто видоизмененная ऐं  aiṁ (вак-биджа), а क्लीं klīṁ – это и есть क्लीं klīṁ без видоизменений.

То, что это фактически одно Божество, подтверждает более длинная мантра натховской Балы:

ॐ गुरुजी ! ओं सोऽहं अलियं कलियं तारा त्रिपुरा तोतला | काहे हाथ पुस्तक काहे हाथ माला, बायें हाथ पुस्तक दायें हाथ माला |
जपो तपो श्रीसुन्दरी बाला | रक्षा करै गुरुगोरक्षनाथ बाला जीव पिण्डका तूं रखवाला | नाथजी गुरुजी आदेश आदेश ||

oṁ sō̕haṁ aliyaṁ kaliyāṁ tārā tripurā tōtalā | kāhē hāth pustak  Kāhē hāth mālā, bāyēṁ hāth pustak dāyēṁ hāth mālā |
japō tapō śrīsundarī bālā | rakṣā karai gurugōrakṣanāth bālā jīv piṇḍakā tūṁ rakhavālā | nāthajī gurujī ādēś ādēś ||


В тексте мантры описан образ натховской Балы, что она сочетает в себе Кали, Тару и Трипуру, в руках она держит священное писание и малу (четки): в левой руке – писание и в правой – малу. Она помогает в джапе и тапасье, вместе с Горакшанатхом защищает тело дживы.

Это, собственно, идентичный образ с образом Балы шривидьевской.
Что касается Натха-сиддха-йогини янтры и ее Деват, очень сложно сказать когда она появилась и в каких источниках, потому что натхи, в основном, устная традиция. Тексты, конечно, есть, но их очень много и большинство не на санскрите, а на разных местных индийских языках. А мантры, в основном, на санскритизированном хинди с примесями тех или иных диалектов.
  
Собственно, от Шривидьи отличается тем, что у натхов не санскрит используется в основном и также там нет перехода от Балы к Панчадаши, потом Шодаши, Махашодаши, Раджараджешвари и т.д. У них сразу это Божество со скачком с нижней амнаи в верхнюю, я бы сказал, у натхов это ужато все в одну форму. Но, думаю, многие сейчас этого всего просто не знают, может есть единицы, кто в курсе этих деталей. В общем, связь там есть, и для тех кто тантру знает хорошо, это более чем очевидно.
    
Если будет время, напишу побольше о связях, помимо тех, что уже осветил.  
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

papolga

  • *
  • Сообщений: 4
Re:Бала Сундари
« Ответ #7 : Апрель 26, 2015, 12:38:00 »

Yogi Matsyendranatha, искренни, Вас, благодарю за живые мантры Богини и пояснения, к ним! с глубоким уважением, papolga
Записан

papolga

  • *
  • Сообщений: 4
Re:Бала Сундари
« Ответ #8 : Апрель 27, 2015, 23:34:18 »


 :149:)... искренне
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6186
    • Традиция натхов
Re: Бала Сундари
« Ответ #9 : Сентябрь 04, 2015, 13:37:57 »

Есть еще вариант упадеши-мантры, которую передают натхи в Непале, всю я ее писать не буду, но ее начальные биджи такие, как и в «Шива-самхите» – ॐ ऐं क्लीं स्त्रीं oṁ aiṁ klīṁ strīṁ. От одного моего гурубхая в Индии я слышал версию-аргумент, что в связи с этим «Шива-самхита» – полноценный натховский текст. :05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

papolga

  • *
  • Сообщений: 4
Re: Бала Сундари
« Ответ #10 : Сентябрь 04, 2015, 14:40:37 »

Yogi Matsyendranatha, Спасибо!)
.."1.1 Знание(Джнана) вечно, оно не имеет ни начала, ни конца, и.."

 буду вдумчиво читать
 :05:
Записан

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 53
Re: Бала Сундари
« Ответ #11 : Апрель 09, 2016, 23:03:28 »

Гуруджи почему Шакти у натхов почитается именно в форме Бала Сундари, в форме 8-летней девочки? Какой в этом смысл? Помимо Балы какие формы Матери больше всего почитют натхи?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6186
    • Традиция натхов
Re: Бала Сундари
« Ответ #12 : Апрель 10, 2016, 00:43:44 »

У натхов Бала в самой шабар-мантре описана такая же, как и в Шривидье. Хотя натховская Бала-мантра отличается от шривидьевских вариантов мантры, которая на санскрите.

Далее, если в Шривидье есть четкая система, ориентированная на возраст Богини, не всегда и везде может быть именно такая схема. Однако она самая распространенная: сначала почитаете Балу, потом Панчадаши, далее Шодаши и уже потом, когда "возраст Богини" достаточно зрел, она может быть и Дурга, и Кали, и Пратьянгира, и др.

Но есть и другие тантрические линии, например, в Кубджике все наоборот: от большого возраста вы идете к возрасту Балы (так как Богиня "вспоминает", т.е. "возвращается обратно").

 Ну и если вернуться к натхам, то у них нет этих всех последовательностей. Они сразу почитают Балу и как молодую, и как ту, что может быть одновременно Кали. Потому что в целом натховский культ, если посмотреть в той же тантре списки древних Гуру, то именно в Кали-куле встречается Горакшанатх и Матсьендранатх (Горакшананданатх, Минананданатх).

Т.е. в тантризме идет очень долгая и мощная подготовка. Например, в Шривидье: прежде чем вы начнете почитать Кали, нужно пройти Панчадаши, Шодаши.... иначе у вас будет диссонанс энергий благостной Лалиты и суровой Кали. Только пройдя пурна-абхишеку и др., вы можете всех их сочетать.

Натхи же – это садху, путь более прямой и быстрый, потому они могут сразу сделать скачок туда, где различия сходятся в одной точке. Соответственно, у них Бала – это и та же суровая Кали, и заботливая Мать Дурга, и какие угодно Богини.

Но, опять же, это в том случае, если мы говорим о натхах, как тех реальных йогинах, которые живут той жизнью, как садху в Индии. Если этого нет, то надо себе честно признаться, иначе имитация ни к чему не приведет. Это не даст сиддхи, а то и вообще, может быть разрушительным занятием. Именно поэтому я, в зависимости от ситуации каждого ученика, в той или иной степени учу его и тантре тоже.

Каких женских Деват натхи почитают больше всего? Официально можно любых. Но по факту в основном все, которые как-либо ассоциируются с Кали и Дургой. Все зависит от мест, где они живут, от конкретного Гуру. Очень популярна, например, Джваламукхи, Хингаладжа Мата (но она чаще упоминается в разных историях и технически же почитается в основном в ритуале Шанкадхала). В основном же, как я уже сказал, это Дурга и Кали.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Дионисий

  • *
  • Сообщений: 53
Re: Бала Сундари
« Ответ #13 : Апрель 14, 2016, 11:15:59 »

Гуруджи, в каких случаях поклонение Шакти может быть опасным?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6186
    • Традиция натхов
Re: Бала Сундари
« Ответ #14 : Апрель 14, 2016, 17:35:29 »

Все случаи перечислить невозможно, потому что тантра имеет много нюансов, если же сказать в общем, то случаи незнания. Ну, а незнание связано с отсутствием настоящего Гуру, отсутствие настоящего Гуру, если сказать совсем честно, - c отсутствием потребности в этом (как бы кто это чем ни оправдывал) и т.д. Сам человек может сделать массу ошибок, да достаточно вспомнить историю развития тантры на постсоветском пространстве. Раньше, когда не было интернета, можно было состряпать наличие у себя любой сампрадаи, а сейчас, когда есть интернет и все в Индию ездят, мало кто там реально учится, ненадолго скатаются, берут инфу из интернета, но говорят, что взяли в Индии у Гуру. Раньше человек мог найти книгу Артура Авалона и начать всех учить по ней практике Адьякали, сказав, что это Кашмирский Шиваизм и получил он его в Индии, сейчас же, тоже черт знает что творится в целом. Кстати, ну вот пример ошибки: человек никогда не учился у тантрических Гуру, сам себе приписал этот статус, начал передавать мантру Адьякали, у некоторых крыша поехала, хомячков начало рвать на куски. А почему? Мой Гуру говорил, что все эти формы: Адьякали, Шмашана, Махакали и др. надо почитать именно после Дакшины, и постепенно, идя от начитки небольшого количества акшар до 22-акшарной, а потом другие формы. Я просто знал людей, кто так вот экспериментировал с разными Угра Деватами, ну и притянули себе в жизнь массу самого разного геморроя. При всем этом люди, даже совершив массу ошибок, очень редко меняются, в лучшем случае будут делать все то же самое, только под другим соусом. Вот как тот мошенник, учивший Адьякали-упасане, он таким и остался, только сменил немного прикид. Вы знаете, я после Индии пытался найти хоть кого-то стоящего в плане индийского тантризма в СНГ, при всем том, что меня сложно обвинить в том, что у меня были какие-то негативные предубеждения, узнав все достаточно хорошо, пришел к выводу, что кругом одна профанация. При всем моем желании видеть хорошее в людях, я проверил качественно все, что есть, и пришел к сильному разочарованию. Сейчас, может, ситуация немного лучше, но если только она не связана как-то со старой средой, так как у тех неизменные санскары, тех людей уже в лучшую сторону ничто не изменит, как сказал один мой знакомый: "Они только могут лучше стать хуже". Потому надежда только на новых людей, кто начинает с чистого листа, ну или тех, у кого очень был сильный духовный иммунитет раньше и высота человеческих принципов не шаткая, но таких очень мало. Лучшее, что я могу посоветовать, - изучать обстановку, информацию, ни во что не влипать и ждать, пока в вашей жизни появится ваш Гуру, а вы в его, так чтобы это устраивало обоих.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.