Скажите, пожалуйста, что, с точки зрения натхов, считается грехом? У меня сложилось такое понимание, что грехом можно считать поведение, не соответствующее предписаниям ямы-ниямы, поскольку законы Ямы-Ниямы естественны, это законы Высшей природы.
(в одном из обсуждений на форуме есть такие Ваши слова "Все принципы Ямы и Ниямы могут быть восприняты как средства, но на высшем уровне, они - наша сущность и нам не нужно их имитировать, потому что нам, сатья, брахмачарья, ишварапранидхана, арджава и т.д., даны от Бога и от природы.")
Дорогая Олеся, вы верно все понимаете. Все очень просто: когда мы говорим об отрицательном, не надо делать то-то и то-то, мы всегда исходим из чего-то, т.е. почему что-то нежелательно. Надо задаться таким вопросом и найти ответ на него. За что же мы ценим те вещи, которых избегаем? Значит, у нас есть уже ответ внутри. Мы знаем, к чему мы стремимся, может быть, не просто это все сформулировать в словах. Истина велика и имеет оттенки и грани, мы можем это называть совестью, чистотой в сердце, искренностью, естеством, тем, что для нас неизменно. Все, что перекрывает эту чистоту, и есть грех. Невозможно сказать однозначно, что вот только это грех, а вот то – не грех, тем более, есть масса нюансов, есть масса людей, которые могут на вид все делать правильно и много делать "правильного", но в реальности у них цели грязные, и у этих людей "нет души" и "нет сердца". Они могут предать, могут ради выгод не то что больших, но даже средних и мелких, любых смешать с грязью, они даже не понимают, как их ценности жалки и убоги, им просто не с чем сравнить их, потому что у них никогда не было опыта качественного жертвования себя ради других. Они могут быть "умными", "образованными", "моральными", но все это игра на публику, на тех, кого они считают стадом баранов и даже верят, что другие не видят их. Потому сложно сказать, что вот что-то – грех, а что-то – чистое, обычные люди видят грехи в тех, кто их слабо скрывает, но они не способны распознать реальных асуров, даже асуренышей некрупного калибра. Чтобы понять, надо слушать свое сердце, следовать за теми, кто пусть где-то и несовершенны, но человечны и не поступают с людьми подло. Не стоят все эти умные индологи, санскритологи, пандиты, высоко титулованные питхаджикари (со всем их снобизмом, как следствием ущемленного эго) принесенного в жертву ради них даже одного чистого, пусть и простого, человека. Какие могут быть грехи? Это сложно сказать однозначно, потому что надо каждую ситуацию знать в деталях, а добропорядочным людям, как правило, не интересно копаться в мути, копаются и становятся адвокатами своих грехов и раздувания почти несуществующих слабостей оппонентов те люди, которые имеют асурическую природу. Любой глубоко закоренелый вертлявый урод вам докажет то, как он чист, и преподнесет чистого человека, которого хотел поиметь и не смог, как последнего негодяя, афериста, нечестного и т.д., красиво оперируя лже-моралью в глазах других, так что вам логически легко будет поверить ему. Грех в этом мире намного изощреннее, чем его преподносят. Поэтому – да, Ямы, Ниямы, и т.д., это все верно, но вы можете не знать о том, как они в разных текстах перечислены: допустим, где-то говорится о Гуру-севе, а где-то нет, где-то говорится об арджаве, а где-то нет, у вас нет времени изучить все эти тексты, но ваша совесть вас не обманет. Когда моя совесть мне говорила, что определенный человек обладает какими-то сиддхами, но поступает, как последняя гнида, и движут им омрачения, я поступал по совести – я выбрасывал таких людей из своей среды, без крайностей, конечно, если они сами не нарывались на наказание с моей стороны. Я мог бы поехать и начать внедряться в чьи-то чужие отношения с их Гуру, и разрушить их, и весь бизнес, который они на этом строят, мне ничего не стоит заслать кого-то к Шайлендре Шарме или Амритананде, как некоторые пакостники делали с моими Гуру, присылая им всяких обиженных проституток. Они думают, что это моя слабость, недостаточная "вертлявая тантричность", отсутствие "духовного спецназа" и прочего, что я считаю бредом и омрачениями. Я не могу опуститься до того, до чего опустились некоторые персонажи. Кто-то, например, не называют вообще имен своих Гуру, потому что знают, как шатка их ситуация, они боятся. А я не боюсь, потому что я могу всем сказать о том, что все в этом мире шатко, постоянно лишь непостоянство. Вечна моя совесть, и им ее не понять. Есть много примеров из жизни, которые можно рассказывать долго, но главное, что я хочу донести, так это идею о том, что надо не формально смотреть на мир, а слушая сердце свое, и задействовать мудрость в изучении всех явлений, не надо никому верить, даже мне. Но не спешите что-то относить к грехам и не спешите говорить об относительной праведности как абсолютной, но это не значит, что и абсолютной нет в ком-то. Поэтому слушайте себя и думайте о своем самосовершенствовании, это главное для реального садхаки.