Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Ганапати упасана  (Прочитано 14065 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Ганапати упасана
« : Июнь 20, 2008, 16:33:45 »

Ольга писал(а):

Расскажите, пожалуйста, как правильно проводить пуджу Ганеше.
В какие дни, в какое время суток, в каком настрое?
Как хранить предметы пуджи и еще что-нибудь, о чем я не догадалась спросить.
И еще объясните, что означает сам Ганеша, символика янтры, упачар.
Почему Ганеше "нравится" джапа?

Мне очень интересно, думаю и другим новичкам понадобится.
Заранее спасибо
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Ганапати упасана
« Ответ #1 : Июнь 20, 2008, 16:35:01 »

Ишварананданатха  писал(а):

Сапрема намаскар, дорогие участники форума!
Намасте, Ольга!

Продолжаю отвечать на Ваши вопросы.

Ниже я позволю себе опубликовать один из вариантов Ганеша-пуджи. Посвящена она Маха-Ганапати. Хочу оговорить сразу: проводить ее может только тот, кто получил соответствующее посвящение (Дикшу). То есть, необходимую передачу мантры от парампаричного Гуру со слуха (вместе с рядом упадеш, обязательно дающихся Учителем), а также благословение и право на ее выполнение непосредственно от гуру той или иной Тантрической Традиции. Если данные правила не будут соблюдены, результат поклонения может быть прямо противоположным ожидавшемуся. Следует иметь в виду, что полученное благословение сохраняется за шишья только если он сохраняет верность своему Дикша-гуру и честно соблюдает данные при посвящении обеты. Поклонение тех, кто прекратил с гуру все отношения, становится совершенно бессмысленным и неэффективным. Совершающему упасану следует также непременно совершать почитание (по крайней мере, ментально) своего гуру перед выполнением данной пуджи.

Маха-Ганапати пуджа

1. Вначале выполняется почитание Гуру.

В уме вызывается образ духовного учителя (дикша-гуру), стопы которого поклоняющийся мысленно “помещает” у себя над макушкой и медитирует на них некоторое время. При этом совершается ментальная Гуру-пуджа и произносится мантра-молитва духовному учителю. Садхака, не знающий правил выполнения Гуру-манаса-пуджи, должен почтить своего Наставника произнесением Пранамы, Гуру-стотры, Гуру-аштаки или хотя бы мантрами:

Аим Шри ... (имя Гуру) ... Гураве намах!

ОМ гурубхйо намах,
ОМ парама-гурубхйо намах,
ОМ пара-пара-гурубхйо намах,
ОМ парамештхи-гурубхйо намах!

Так ученик устанавливает в своем тонком теле мистическую связь с парампарой учителей и испрашивает благословение на совершение обряда. Дополнительные разъяснения относительно особенностей Гуру-манаса-пуджи следует получить у самого Гуру.

2. Далее возглашается самкальпа (намерение). И вот как это делается: приготовив все необходимое для пуджи, приняв подходящую для поклонения позу, выполнив ритуал магического “ограждение сторон“ (диг-бандхану) с мантрами ХУМ ПХАТ (или ОМ БХУР БХУВАХ СВАР ОМ) и окропление предметов пуджи, садхака (садхика) вслух или ментально ясно формулирует и выражает основную цель совершения обряда примерно следующим образом:

“Я, такой (такая)-то, ученик(-ца) Гуру ..., в день .... такого-то года, в таком-то месте, по такому-то поводу и с такой-то целью намереваюсь, с благословения своего Гуру, совершить такую-то пуджу с целью умилостивления Ганеши и испрашивания его благословения на .... , а также .... ради .... Да будет мое намерение успешным и да будет почитаемый мною Ганеша удовлетворен и милостиво расположен ко мне!”.

3. Выполнение ньясы (риши-ньясы и кара-ньясы)

-касаясь лба, следует произнести: ГАНАКА-РИШАЙЕ НАМАХ (Почтение риши Ганаке!)

-…рта : НИЧРИД-ГАЙАТРИ-ЧХАНДАСЕ НАМАХ (Почтение метрическому размеру ничрид-гайатри)

- ...сердца: ГАНАПАТАЙЕ ДЕВАТАЙАИ НАМАХ (Почтение Божеству Ганапати!)

Потом идет Кара-ньяса. Соединяя последовательно концы пальцев обеих рук (начиная с больших пальцев), проиносить мантры :

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАМ АНГУШТХАБХЙАМ НАМАХ

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГИМ ТАРДЖАНИБХЙАМ СВАХА

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГУМ МАДХЙАМАБХЙАМ ВАШАТ

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАИМ АНАМИКАБХЙАМ ХУМ

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАУМ КАНИШТХАБХЙАМ ВАУШАТ

Соединяя ладони, а затем тыльные стороны кистей обеих рук, произнести :

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАХ

КАРАТАЛА-КАРА-ПРИШТХАБХЙАМ ПХАТ

Далее следует Шаданга-ньяса. Касаясь правой ладонью своего тела в указанных местах, произносить :

Сердце : ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАМ ХРИДАЙАЙА НАМАХ

Верх лба : ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГИМ ШИРАСЕ СВАХА

Макушка :ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГУМ ШИКХАЙАИ ВАШАТ

Скрещивая руки : ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАИМ КАВАЧАЙА ХУМ

Касаясь указательным, средним и безымянным пальцами обеих глаз и межбровья :
ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАУМ НЕТРА-ТРАЙАЙА ВАУШАТ

Ударяя указательным и средним пальцами правой руки по левой ладони :

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАХ АСТРАЙА ПХАТ

4. Затем совершается дхйана (медитация на образ Божества) :

ЭКАДАНТАМ ШУРПА-КАРНАМ ГАДЖА-ВАКТРАН-ЧАТУР-БХУДЖАМ |

ПАШАНКУША-ДХАРАН-ДЕВАМ МОДАКАН-БИБХРАТ-АНКУРАИХ ||

РАКТА-ПУШПА-МАЙИМ МАЛАМ КАНТХЕ ХАСТЕ ПАРАМ ШУБХАМ |

БХАКТАНАМ ВАРАДАМ СИДДХИ-БУДДХИБХЙАМ СЕВИТАМ САДА ||

СИДДХИ-БУДДХИ-ПРАДАМ НРИНАМ ДХАРМАРТХА-КАМА-МОКШАДАМ |

БРАХМА-РУДРА-ХАРИНДРАДЙАИС-САМСТУТАМ-ПАРАМАРШИБХИХ ||

(Созерцаю с благоговением образ Одноклыкого, Большеухого, Слоноликого, Четырехрукого бога, держащего в своих превосходных руках петлю, стрекало, сладости модака и стебель тростника для письма, носящего на шее гирлянду из красных цветов, дарующего желанные дары своим бхактам, постоянно почитаемого богинями Сиддхи и Буддхи, дарователя людям совершенств (сиддхи) и разума (буддхи), праведности (дхармы), благополучия (артхи), наслаждения (камы) и освобождения (мокши), воспеваемого Брахмой, Рудрой, Хари (Вишну), Индрой и прочими богами вместе с высшими риши.)

Произнеся эту дхьяна-мантру, следует вызвать в уме образ Ганеши, почтить его ментальной пуджей, восторженно, с верой и преданностью созерцать его качества и атрибуты и наполниться внутренне его присутствием.

5. Прана-пратиштха (перенос энергии присутствия божества во внешний образ или янтру).

Выполняется она с помощью авахана-мудры и красного цветка с мантрой :

ХЕ ХЕРАМБА ТВАМ-ЭХЙЕХИ ХЙАМБИКА-ТРЙАМБИКАТМАДЖА |
СИДДХИ-БУДДХИ-ПАТЕ ТРЙАКША ЛАКША-ЛАБХА-ПИТУХ ПИТАХ ||
НАГАСЙАМ НАГАХАРАМ ТВАМ ГАНА-РАДЖАМ ЧАТУР-БХУДЖАМ |
БХУШИТАМ СВАЙУДХАИР-ДИВЙАИХ ПАШАНКУША-ПАРАШВ-АДХАИХ ||
АВАХАЙАМИ ПУДЖАРТХАМ РАКШАРТХАМ ЧА МАМА КРАТОХ |
ИХА”ГАТЙА ГРИХАНА ТВАМ ПУДЖАМ ЙАГАМ ЧА РАКША МЕ ||

(О Херамба! Приди же, о Сын трех Матерей, сын Амбики, Супруг богинь Сиддхи (Совершенства) и Буддхи (Разума), Отец божеств Лакши (Успеха) и Лабхи (Достижения)! Тебя, украсившего себя Змеем змей, Царя ганов, Четырехрукого, украшенного и вооруженного всевозможными божественными атрибутами — петлей, стрекалом и др., призываю ради пуджи и ради защиты моих действий. Приди же сюда и защити мою пуджу и жертвоприношение !)

Касаясь мурти (или янтры) Ганеши произнести :

ОМ БХУР-БХУВАХ СВАХ СИДДХИ-БУДДХИ-САХИТАЙА ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ ГАНАПАТИМ-АВАХАЙАМИ СТХАПАЙАМИ

( Ом. ... Поклонение Ганапати, сопровождаемому богинями Сиддхи и Буддхи! Призываю и устанавливаю присутствие Ганапати).

6. Предложение божеству асаны (места):

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
АСАНАМ САМАРПАЙАМИ

7. Свагата (приветствие присутствия божества в мурти или янтре) и поклон:

НАМО ВРАТА-ПАТАЙЕ НАМО ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ ПРАМАТХА-ПАТАЙЕ
НАМАСТЕ’СТУ ЛАМБОДАРАЙАИКАДАНТАЙА ВИГХНА-ВИНАШИНЕ ШИВА-
СУТАЙА ВАРАДА-МУРТАЙЕ НАМО НАМАХ

(Поклонение Повелителю обетов, поклонение Ганапати, поклонение Повелителю праматхов ! Да будет тебе поклонение — Толстобрюхому Экаданте, Устранителю препятствий, Сыну Шивы, Благообразному — поклонение, поклонение! )


Далее совершается собственно пуджа

8. Поднесение падьи (воды для омовения стоп):

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
ПАДЙАМ САМАРПАЙАМИ

9. Поднесение аргхьи (воды для омовения рук):

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
АРГХЙАМ САМАРПАЙАМИ

10. Поднесение ачаманийи (воды для испития):

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
АЧАМАНИЙАМ САМАРПАЙАМИ

11. Поднесение паньчамриты (смеси из молока, простокваши, гхи, меда и сахара):

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХ
ПАНЧАМРИТА-СНАНАМ САМАРПАЙАМИ

12. Поднесение шуддходаки (свежей чистой воды):

ОМ .... ШУДДХОДАКА-СНАНАМ САМАРПАЙАМИ

13. Поднесение одеяний:

ОМ .... ВАСТРАНИ САМАРПАЙАМИ

14. Поднесение украшений:

ОМ .... БХУШАНАНИ САМАРПАЙАМИ

15. Поднесение чанданы (сандаловой пасты):

ОМ .... ЧАНДАНАМ САМАРПАЙАМИ

16. Поднесение кумкумы или синдуры (красного порошка):

ОМ .... КУМКУМАМ (СИНДУРАМ) САМАРПАЙАМИ

17. Поднесение акшаты (цельных зерен риса или других злаков):

ОМ .... АКШАТАМ САМАРПАЙАМИ

18. Поднесение цветов:

ОМ ... ПУШПАНИ САМАРПАЙАМИ

Если предлагается только один цветок, то следует произнести “ПУШПАМ”. При предложении гирлянды из цветов (или зеленых листьев) произносится мантра:

ОМ .... ПУШПА-МАЛАМ (ПАТРА-МАЛАМ) САМАРПАЙАМИ

19. Поднесение благовонного воскурения (дхупы):

ОМ .... ДХУПАМ САМАРПАЙАМИ

20. Поднесение горящего светильника (дипы):

ОМ .... ДИПАМ САМАРПАЙАМИ

21. Поднесение жертвенного угощения (найведьи):

ОМ .... НАЙВЕДЙАМ САМАРПАЙАМИ

Особая мантра для поднесения свежих зеленых побегов злаковых растений:

ОМ .... АНКУРАМ САМАРПАЙАМИ

22. Поднесение цельного плода:

ОМ .... ПХАЛАМ САМАРПАЙАМИ

23. Поднесение ачаманийи (чистой воды для испития и очищения рта и губ):

ОМ .... АЧАМАНИЙАМ САМАРПАЙАМИ

24. Поднесение монет и т.п. атрибутов и символов богатства и благополучия:

ОМ .... ДРАВЙА-ДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ

25. Выполнение прадакшины (ритуального обхода алтаря по часовой стрелке):

ОМ .... ПРАДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ

Во время обхода произносить:

ЙАНИ КАНИ ЧА ПАПАНИ ДЖАНМАНТАРА-КРИТАНИ ЧА
ТАНИ САРВАНИ НАШЙАНТУ ПРАДАКШИНАМ ПАДЕ ПАДЕ
(Все те грехи, что содеяны мною в различных воплощениях и жизнях, — все они да будут уничтожены с каждым шагом этой прадакшины!)

26. Арати, предложение колеблющегося пламени (обычно горящей камфоры):

ОМ .... АРТИКЙАМ САМАРПАЙАМИ

Предлагать огонь стоя, под звуки пения или музыки (можно использовать магнитофонную запись), либо просто повторять “ДЖАЙА ГАНЕША ! ДЖАЙА ГАНЕША ! ...”

27. Пушпанджали (поднесение пригоршни цветов):

ОМ .... ПУШПАНДЖАЛИМ САМАРПАЙАМИ

28. Поклон (намаскара) и молитва (прартхана):

ОМ .... СА-ПРАРТХАНА-НАМАСКАРАМ САМАРПАЙАМИ

Склонившись, читать молитву:

РАКША РАКША ГАНАДХЙАКША РАКША ТРАИЛОКЙА-РАКШАКА
БХАКТАНАМ-АБХАЙАМ КАРТА ТРАТА БХАВА БХАВАРНАВАТ
ВАКРАТУНДА МАХАКАЙА КОТИ-СУРЙА-САМАПРАБХА
НИРВИГХНАМ КУРУ МЕ ДЕВА САРВА-КАРЙЕШУ САРВАДА

(Защити, защити, о Повелитель ганов! Защити, о Защитник трех миров,
Дарователь бесстрашия бхактам, Спаситель от страданий в пучине бытия! О Вакратунда, Огромнотелый, превосходящий своим сиянием миллионы солнц, устрани, о Бог, все препятствия во всех моих действиях и начинаниях!)

При этом можно также помолиться и своими словами (мысленно или вслух) о личных нуждах.

29. Джапа мула-мантры:

Взяв в правую руку четки, произнести джапамала-прартхану (молитву четкам):

МАМ МАЛЕ МАХАМАЙЕ САРВА-ШАКТИ-СВАРУПИНИ
ЧАТУР-ВАРГАС-ТВАЙИ НЙАСТАС-ТАСМАН-МЕ СИДДХИДА-БХАВА
АВИГХНАМ КУРУ МАЛЕ ТВАМ ГРИХНАМИ ДАКШИНЕ КАРЕ
ДЖАПА-КАЛЕ ЧА СИДДХЙ-АРТХАМ ПРАСИДА МАМА СИДДХАЙЕ
ОМ АКША-МАЛАДХИ-ПАТАЙЕ СУСИДДХИМ ДЕХИ ДЕХИ
САРВА-МАНТРАРТХА-САДХИНИ САДХАЙА САДХАЙА
САРВА-СИДДХИМ ПАРИКАЛПАЙА ПАРИКАЛПАЙА МЕ СВАХА

(О мала, воплощение Махамайи, олицетворение всех сил!
В тебе запечатлены все четыре цели человеческого существования. Будь же для меня источником всех сиддхи! Избавь меня от всевозможных помех во время джапы, когда я беру тебя в свою правую руку. Сиддхи и желаемый успех мне даруй!
О Повелительницавсех четок! Превосходные сиддхи даруй, даруй!
Успех в практике всех мантр обеспечь, обеспечь!
Помоги мне обрести все сиддхи! Сваха!)

ОМ (ШРИМ ХРИМ КЛИМ ГЛАУМ) ГАМ ГАНАПАТАЙЕ ВАРА-ВАРАДА
САРВА-ДЖАНАМ МЕ ВАШАМАНАЙА ТХАХ ТХАХ

(Ом. Шрим. Хрим. Клим. Глаум. Гам. Поклонение тебе, о Ганапати, дарователь желаемого! Умы всех людей подчини моему влиянию! Тхах. Тхах).

Повторяется (по четкам) эта мула-мантра Ганеши, как минимум, 108 раз (1 “круг”), после чего плод (результат) джапы также жертвуется божеству с мантрой :

ГУХЙАТИ-ГУХЙА-ГОПТА ТВАМ ГРИХАНАС-МАТКРИТАМ ДЖАПАМ
СИДДХИР-БХАВАТУ МЕ ДЕВА ТВАТ-ПРАСАДАН-ГАНЕШВАРА

(О Хранитель тайны всех тайн! Прими как дар выполненную мною джапу. Даруй мне желанные сиддхи, о бог, по твоей милости, о Владыка ганов!)

Произнеся эту мантру, следует пожертвовать плод джапы в левую руку образа Ганапати.

30. Продолжение поклонения в других формах:

Если поклоняющийся желает, то может читать хвалебные гимны (стотры), петь бхаджаны, прославляющие Ганешу, повторять 108 или 1008 его имен, совершить хому (огненное жертвоприношение) или просто помолиться своими словами о личных нуждах.

31. Произносится кавача-мантра Ганеши :

ГАНЕША-КАВАЧА (Защитная молитва Ганеше)
(Из “Вишвасара-тантры”)

ОМ АМОДАШ-ЧА ШИРАХ ПАТУ ПРАМОДАШ-ЧА ШИКХОПАРИ |
САММОДО-БХРУ-ЙУГЕ ПАТУ БХРУ-МАДХЙЕ ЧА ГАНАДХИПАХ ||

Ом. Радующийся да защитит мою голову, сверху да защитит меня Радующий ! Самодовольный да защитит мои брови, межбровье — Повелитель ганов.

ГАНА-КРИДАШ-ЧАКШУР-ЙУГАМ НАСАЙАМ ГАНАНАЙАКАХ |
ГАНА-КРИДАЧИТАХ ПАТУ ВАДАНЕ САРВА-СИДДХАЙЕ ||

Играющий с ганами — глаза, нос — Повелевающий ганами.
Развлекающийся с ганами да защитит мое лицо ради обретения всех сиддхи.

ДЖИХВАЙАМ СУМУКХАХ ПАТУ ГРИВАЙАМ ДУРМУКХАХ САДА |
ВИГХНЕШО ХРИДАЙЕ ПАТУ ВИГХНА-НАШАШ-ЧА ВАКШАСИ ||

Язык да защитит всегда Прекрасноликий, шею — Безобразный.
В сердце и в груди да защитит меня Устранитель препятствий.

ГАНАНАМ НАЙАКАХ ПАТУ БАХУ-ЙУГМЕ САДА МАМА |
ВИГХНА-КАРТТА-ЧА УДАРЕ ВИГХНА-ХАРТТА ЧА ЛИНГАКЕ ||

Повелевающий ганами да защитит всегда мои суставы,
Создатель препятствий — чрево, Уничтожитель препятствий — все тело.

ГАДЖА-ВАКТРАХ КАТИ-ДЕШЕ ЭКАДАНТОНИТАМБАКЕ |
ЛАМБОДАРАХ САДА ПАТУ ГУХЙА-ДЕШЕ МАМАРУНАХ ||

Слоноликий, Обладатель одного бивня — мои бедра,
Толстобрюхий да защитит в тайном месте мою красоту !

ВЙАЛА-ЙАДЖНОПАВИТИ МАМ ПАТУ ПАДА-ЙУГЕ САДА |
ДЖАПАКАХ САРВАДА ПАТУ ДЖАНУ-ДЖАНГХЕ ГАНАДХИПАХ ||

Да защитит всегда мои стопы Обвитый священным шнуром,
Повторяющий мантры Владыка ганов да защитит всегда мои колени и голени.

ХАРИДРАХ САРВАДА ПАТУ САРВАНГЕ ГАНА-НАЙАКАХ ||

Рыжеватый Повелитель ганов да защитит всегда все члены моего тела !


32. Выполняется висарджана (отсоединение энергии присутствия божества от мурти или янтры и вбирание ее в себя) :

СВА-СТХАНАМ ГАЧЧХА ГАНЕША ПАРИВАРАЙУТА ПРАБХО
ПУДЖА-КАЛЕ ПУНАР-НАТХА ТВАЙА ГАНТАВЙАМ-АДАРАТ

(Отправься в свою обитель, о Ганеша! Возвратись к себе, о Повелитель! Явись снова, когда я буду почитать тебя.)

Произнеся эту мантру следует вобрать в себя энергию присутствия Ганеши взглядом и вдохом (с помощью самхара-мудры и цветка). Затем, осознавая себя наполненным божественным присутствием, причаститься от пожертвованных Ганеше даров, нисколько не сомневаясь в том, что испрашиваемое благословение и милость божества уже получены.

ОМ САРВАМ МАХАГАНАПАТИ-ДЕВАТАРПАНАМ-АСТУ

(Да будет все пожертвовано великому Господу Ганапати!)


Из архива форума от Алламанатха

Джая Шива Махайоги Горакшанатх.Джая Гурудева Матсьендранатха джи.Намасте, уважаемый Ишварананда джи.Большое спасибо за постинги,посвященные почитанию Господа Махаганапати.Очень ценная информация. Было бы чудесно,если бы вы продолжали в том же духе. Адеш.
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Ганапати упасана
« Ответ #2 : Июнь 20, 2008, 16:35:45 »

Ишварананданатха писал(а):

Аим Шри Матсйендрананданатхайа Гураве Намах!

Сапрема намаскар, Ольга!

Вариантов Ганапати упасаны существует довольно много. Равно, к слову, как и ликов (проявлений) этого прекрасного Божества. Подробное описание большинства из них содержится в книге "Господь Ганеша и Его почитание", которую я весьма рекомендую всем, кто интересуется затронутой Вами темой.

Вот некоторые имена Ганапати: Дхумракету, Сумукха, Экадантха, Гаджакарнака, Ламбодара, Вигхнараджа, Ганадхйакша, Пхалачандра, Гаджанана, Винайака, Вакратунда, Сиддхи-Винайака, Супракарна, Херамба, Скандапурваджа, Капила, Вигнешвара... Он также известен как Маха-Ганапати и Уччиштха-Ганапати. Последнее проявление Ганеши особо почитается приверженцами Вамамарги (Вамачары или т. н. Пути Левой Руки). Открою маленький секрет: из всех ликов Ганапати лично мне наиболее близок именно Уччиштха. И когда я получал свою первую инициацию (Дикшу) в Шри Видья, мой Гурудев — Шри Матсьендрананданатха — милостиво согласился передать мне мула-мантру и упасану Уччиштха-Ганапати.

Впрочем, я отвлекся.

День Господа Ганапати традиционно отмечается во второй половине августа, в Ганеша-Чатуртхи. Т. е., на 4-й лунный день (титхи) растущей луны (Шукла-пакши) месяца Бхадрапада (август - сентябрь). Если я не ошибаюсь, в этом году Ганеша-Чатуртхи приходится на 27-е и 28-е (!) августа.

Вот что пишет о Ганеша-Чатуртхи небезызвестный нам Свами Шивананда:

"Ганеша-Чатуртхи является одним из наиболее популярных из Ведических празднеств. Этот день посвящен Правителю Ганеше. Его празднуют по всей Индии, а также индийцами во всех частях мира.

Фигуры Ганеша делают из глины и после почитания в течение двух дней, а иногда в течение десяти дней, опускают в воду.

Правитель Ганеша - это слоноголовый Бог. Его почитают первым в любых церемониях. Его имена повторяют, прежде чем любая благоприятная работа будет начата, прежде чем любой вид почитания будет выполняться. Ганеша - это Бог силы и мудрости. Он - старший сын Господа Шивы и старший брат Сканды (Картикейи). Он - энергия Господа Шивы и Его называют сыном Шанкары и Умадэви. Почитая Господа Ганешу, матери надеются заслужить для своих сыновей подлинные добродетели Ганеши.

История рассказывает о Его рождении и о том, как Он получил голову слона:

Когда-то Богиня Гаури (супруга Господа Шивы) во время купания сделала Ганешу как чисто белое существо и поместила Его на вход дома. Она сказала Ему, чтобы он не позволял никому входить, в то время как она пошла внутрь принимать ванну. Сам Господь Шива возвращался домой совершенно измученный жаждой и был остановлен Ганешей у ворот. Шива рассердился и отрезал голову Ганеше, поскольку Он думал, что Ганеша был чужым.

Когда Гаури узнала об этом, она была очень огорчена. Чтобы утешить ее горе Шива приказал, чтобы его слуги принесли Ему голову любого существа, которое спало лицом на север. Слуги ушли выполнять задание, и нашли только слона в том положении. Было сделано жертвоприношение, и голова слона была принесена Шиве. Тогда Господь Шива присоединил голову слона к телу Ганеши.

Господь Шива сделал Своего сына достойным почитания перед началом любого предприятия, свершения, брака, экспедиции, изучения и так далее. Он предопределил, что ежегодное почитание Ганеши должно совершаться в 4-й лунный день -- Чатуртхи -- растущей половины месяца Бхадрапада. Без благосклонности Шри Ганеши и Его помощи вообще ничто не может быть достигнуто. Никакое действие не может быть предпринято без Его поддержки, милости или благословения.

На первом своем уроке алфавита каждый ребенок из штата Махараштра инициируется (посвящается) мантрой Правителя Ганеши: "Om Sri Ganeshaya Namah". Только после этого ребенка обучают алфавиту.

Его мантра как Маха-Ганапати: "Om Gung Ganapathaye Namah". Духовно ищущие люди, которые почитают Ганешу как покровительствующую Дэвату, повторяют эту мантру или мантру "Om Sri Ganeshaya Namah". Преданные Ганеши также делают джапу с Ганеша-Гайатри-мантрой:
Tat purushaaya vidmahe
Vakratundaaya dheemahi
Tanno dhanti prachodayaat.

Правитель Ганеша является воплощением мудрости и блаженства. Он - правитель Брахмачаринов. Он самый выдающийся среди тех, кто дал обет безбрачия.

Маленькая мышь - это его средство передвижения.

Он - Бог, который устраняет все препятствия на пути человека, ведущего духовный поиск, и дарит ему как духовный, так и мирской успех. Поэтому Его называют Вигна-Винайакой. Его Биджа-Акшара (слог) - "Gung". Он - Правитель гармонии и мира.

Господь Ганеша представляет "Om" или "Pranava", что является главной мантрой. Ничто не может быть сделано ее произнесения. Это объясняет практику призывания Ганеши перед началом любой церемонии, предприятия или совершения любого проекта. Два Его стопы означают силу знания и силу действия. Голова слона важна потому, что это единственная фигуру в природе, которая обладает формой символа 'Om'. Значение езды на мыши есть полная победа над эгоизмом. То, что он держит анкушу, означает Его правление над миром. Это - символ божественной Власти.

Ганеша - это первый Бог. То, что Он едет на мыши, одной из самых маленьких существ в природе, и имеет голову слона, самого большого из всех животных, обозначает, что Ганеша является создателем всех существ. Слоны - это очень мудрые животные; это показывает, что Господь Ганеша является воплощением мудрости. Это также обозначает процесс эволюции - мышь постепенно развивается в слона и, наконец, становится человеком. Вот почему у Ганеши человеческое тело, голова слона и мышь в качестве средства передвижения. Это - символическая философия Его внешнего вида.

Он - правитель Ган ('Gana') -- групп, например, групп элементов, групп чувств и так далее. Он - глава последователей Господа Шивы. Вайшнавы также почитают Правителя Ганешу. Они дали Ему имя Тумбиккаи Алвара, что означает божество с хоботом.

Одна из сил Правителя Ганеши - это Валлабха -- сила любви.

Он очень любит сладкое блюдо: шарики из рисовой муки со сладкой сердцевиной. На одном из Своих дней рождения Он ходил от дома к дому, принимая предложения сладких блюд. Съев большое количество их, Он поехал ночью на Своей мыши. Внезапно мышь споткнулась - она увидела змею и испугалась так, что в итоге Ганеша падал. Его живот открылся и все сладкие блюда вышли. Но Ганеша запихнул их назад в Свой живот и, поймав змею, обвязал ее вокруг Своего живота.

Увидев все это, Луна в небе весело засмеялась. Это недостойное поведение Луны очень Его рассердило, и он швырнул один из Своих клыков и в Луну и сказал, что никто не должен смотреть на Луну в день Ганеша-Чатуртхи. Если кто-то сделает это, то он, конечно, заслужит плохое имя и осуждение. Однако если по ошибке кто-то посмотрел на Луну в этот день, тогда единственный способ освободиться от проклятия - это повторять или слушать историю того, как Господь Кришна очистил Свой характер, рассматривающий драгоценный камень Сйамантаки.

Эта история процитирована в Шримад-Бхатавагам.

Ганеша и Его брат Правитель Субраманйа однажды спорили - кто был старший из них. Вопрос был задан Господу Шиве для окончательного решения. Шива решил, что тот, кто сделает круг через весь миру и вернется первым к отправной точке, получит право быть старшим. Субраманйа сразу улетел на своем средстве передвижения павлине чтобы сделать оборот вокруг мира. Но мудрый Ганеша, выражая преданное почтение и любовь, обошел вокруг Своих божественных родителей и просил награду за Его победу.

Господь Шива сказал: "Любимый и мудрый Ганеша! Но как могу я дать тебе награду; ты же не обошел весь мир?"

Ганеша ответил: "Нет, но я обошел вокруг моих родителей. Мои родители представляют целую проявленную вселенную!"

Таким образом, спор был улажен в пользу Правителя Ганеши, который был после того признан старшим из двух братьев. Мать Парвати также дала Ему плод как награду за эту победу.

В Ганапатхи-Упанишаде Ганеша отождествлен с Высшим "Я". Легенды, которые связаны с Господом Ганешей, записаны в Ганеша-Кханде в Брахма-Вивартха-Пуране.

В день Ганеша-Чатуртхи вспоминайте истории, связанные с Правителем Ганешей рано утром, во время Брахма-мухурты. Затем, после принятия ванны идите к храму и читайте мантры Господа Ганеши. Предложите Ему кокосовое и сладкое блюдо. Будьте преданны, и Он устранит все препятствия, которые вы испытываете на духовном пути. Почитайте Его также дома. Вы можете обратиться за помощью к пандиту. Храните изображение Правителя Ганеши в своем доме. Ощутите Его Присутствие в нем.

Не забудьте не смотреть на Луну в тот день; помните, что это - неподобающее поведение в отношении Правителя. С этого дня избегайте людей, которые не уважают Бога, которые высмеивают Бога, вашего Гуру и ваше мировоззрение.

Принимайте новые решения в духовной сфере и просите Господа Ганешу о внутренней духовной силе для достижения успеха во всех ваших свершениях.

Пусть благословения Шри Ганеша придут к вам всем! Пусть Он устранять все препятствия, которые стоят на вашем духовном пути! Пусть Он одарить вас всем материальным процветанием также как и Освобождением (Мокшей)!
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Ганапати упасана
« Ответ #3 : Июнь 20, 2008, 16:36:23 »

Matsyendranatha писал(а):

Джайа Шива Горакшанатха! Джайа Шри Гуру Дева!
Сапрема намаскара.
Кстати, интересно так же то, что самого Ганапати, а так же его архетипы, почитают и в странах Юго-восточной Азии: Тайланде, Малайзии, Камбоджи, Индонезии, Китае, Японии и др. Нам доводилось это лицезреть когда мы путешествовали по этим странам. Где-то Ганешу называют другими именами, но в принципе речь идет о нем. Так что Ганапати весьма известен. Обычно я всем своим начинающим ученикам передаю мантру Ганапати, это неплохое начало для практики, к тому же поклоняясь Ганапати практически каждый получает какой-то положительный опыт довольно быстро. О Ганапати упоминается уже в Ведических самхитах, правда его отождествляют там с Индрой, а так же с Агни, пламя огня напоминает как раз форму тела Ганеши. У Натхов, Ганапати, представлен как один из 9-ти известных Натхов, Гаджакантхарнатха или Гаджабелинатха, так как это божество почитается натхами в разных районах Индии, то и его имя часто звучит по-разному. Он устраняет препятствия на пути йоги и дает йога-видью (знания йоги). В натховском варианте почитание Ганапати совершается вместе с почитанием 18-ти Йогини, все их символизирует одна Богиня - Бала Сундари или Йога-майя (Лалита Трипура Сундари). Особенно такая практика популярна в Аи-пантхе.
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Ганапати упасана
« Ответ #4 : Июнь 20, 2008, 16:37:43 »

Ишварананданатха писал(а):

Он - правитель Ган ('Gana') -- групп, например, групп элементов, групп чувств и так далее.

 Добавлю ещё: всего 21 элемент, соответственно, в пудже — 21 упачара, также 21 имя Ганапати.

Упачар может быть 5 (Паньчопачара), 10 (Дашопачара), 12 (Двадашопачара), 16 (Шодашопачара), 21, 33, 50, 64.

Можно почитать Гаджакантхаднатха в начале Горакшанатха или же Шива-пуджи мантрой:

ГАДЖАНАНАМАХАМ ВАНДЕ ГАДЖАКАНТХАДА РУПИНАМ |
ВИТХНАХАРАНАМ САДА НАУМИ РИДДХИ СИДДХИ ПРАДАЙАКАМ ||
НАМАСТЕ СРИШТИ РУПАЙА НАТХА РУПАЙА ТЕ НАМАХ |
БХАКТА ПРИЙА ДЕВАЙА НАМАСТУБХЙАМ ВИНАЙАКА ||

В Шри Видье есть варианты, когда, например, в панчодаши мантру вставляется Маха-Ганапати мантра, деля мантры на три части. Есть также сложные варианты в Шри Видье, когда перестановкой бидж в панчодаши составляют специально мантру на тот или иной аспект, но это уже для тех, кто в этой сфере широко "рубит". Пока достаточно и самых простейших вариантов. Если бывает так, что нет возможности проводить пуджу, можно просто читать джапу.

Успехов!


Аим Шри Матсьендрананданатхайа Гураве Намах!

Сапрема намаскар!

Благодарю за ценное дополнение. Со своей стороны хочу тоже кое что добавить относительно джапы и по поводу того, как ее совершать, если действительно нет никакой возможности совершить пуджу.

Согласно некоторым Агамам, в этом случае обетное количество мал увеличивается как минимум в три раза. Т. е., если садхака принял врата (обязательство) ежедневно вычитывать, к примеру, три круга (одна мала равна 108 повторениям) полученной мантры, то при вынужденном несовершении пуджи он должен вычитать не менее 9-ти мал и т. д.

Перед началом джапы крайне желательно произнести Гуру-пранаму (можно не вслух, а про себя), затем совершить дхьяну (т. е., медитировать на мысленный образ Ишта-Девы), потом должна следовать хотя бы краткая вандана (молитва) самой мале (четкам), собственно джапа и, наконец, мантра жертвования плода джапы Избранному Божеству.

Четки при этом необходимо прикрыть небольшим отрезом ткани или держать в специально сшитом для малы мешочке. Таковой по размеру должен вмещать всю малу в длину!

Ни в коем случае не стоит пренебрегать правилами Самая (они выложены на этом форуме) и выставлять свою малу на показ. Следует также помнить, что к Вашим четкам должны прикасаться только Вы сами. Их нельзя показывать никому и, тем более, малу нельзя давать кому бы то ни было в руки. (Взять вашу малу в руки помимо Вас имеет право только Гуру).

Последние замечания, поверьте, не является излишним. Я, увы, знавал садхаков, которые, ничтоже сумняшеся, крутили свою малу перед носом абсолютно посторонних людей, совершали "джапу", прерываясь на разговоры с тем или иным собеседником (!), носили рудракшу поверх рубахи, вешали ее на... мобильный телефон (!!), открыто (!!!) читали мантру на четках в... общественном транспорте и тому подобное. Все это — ничто иное, как обыкновенная апарадха (оскорбление) и Божества, и Учителя, и Традиции.

И еще одно немаловажное дополнение. Если Вы, не имеете возможности держать малу прикрытой тканью или в мешочке, но обязаны сделать джапу (например, если едете куда-то в поезде, на машине или вообще в транспорте), лучше всего читайте мантру про себя, а счет повторениям ведите на фалангах пальцев. Как это делается? Довольно просто. На правой руке ведите основной счет. На левой отмечайте десятки повторений.

А правила такие. Для правой руки: 1 повторение начинайте на средней фаланге безымянного (анамика) пальца, касаясь ее большим ангуштха), 2 — это нижняя фаланга того же безымянного пальца, 3 — нижняя фаланга мизинца (каништхика), 4 — средняя фаланга мизинца, 5 — верхняя фаланга мизинца, 6 — верхняя фаланга безымянного пальца, 7 — верхняя фаланга среднего пальца (мадхйама), 8 — верхняя фаланга указательного пальца (тарджани), 9 — средняя фаланга указательного пальца и 10 — нижняя фаланга указательного пальца.

Для левой руки (на которой лучше отсчитывать десятки повторений): 1 — средняя фаланга безымянного пальца, 2 — его нижняя фаланга, 3 — нижняя фаланга мизинца, 4 — его средняя фаланга, 5 — его же верхняя фаланга, 6 — верхняя фаланга безымянного пальца, 7 — верхняя фаланга среднего пальца. ДАЛЕЕ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: 8 — средняя фаланга среднего же пальца, 9 — его нижняя фаланга и 10 — нижняя фаланга указательного пальца.

Почему разнится порядок счета на пальцах правой и левой руки? Приведу самое простое объяснение. В принципе, для любого хинду правая рука традиционно считается более "чистой", чем левая. Правой рукой хинду ест, правой — предлагает упачары во время пуджи, правой беребирает малу и т. д. Левая рука предназначена для других целей. К примеру, для подмывания после посещения отхожих мест. Ей во время омовения нельзя касаться рта, лба и вообще головы. Что же касается указательного пальца левой руки, то верхней его частью, простите за пикантные подробности, хинду моет свой зад после опорожнения.

Еще раз прошу прощения за столь неожиданные детали. Но и они крайне важны, поскольку затрагивают тему ритуальной чистоты.

Кстати, о ней. Приступать к ежедневному поклонению нельзя, не совершив утреннего омовения (полного). После посещения уборной необходимо там же (!) тщательно омыть свои гениталии и анус. Ачамана — ритуальное испитие трех глотков освященной специальными мантрами воды — также обязательна. Окропление пространства помещения, где Вами совершается поклонение, в десяти направлениях (восток, юго-восток, юг, юго-запад, запад, северо-запад, север, северо-восток, зенит и надир) — тоже. Перед вечерней пуджей тоже нужно совершить полное омовение. Одежды, в которых Вы делаете упасану, должны быть чистыми и предназначенными только для этих целей. Обувь следует оставлять перед входом в такое помещение. Внутри же него нельзя сквернословить, вести праздные разговоры с кем бы то ни было, поворачиваться к изображениям Божеств и Учителей (Рупам или Мурти, т. е., "иконам", образам или статуэткам) спиной, не приветствовать их почтительным поклоном или полным простиранием (дандавата).

Разумеется, это тонкости. Но их необходимо соблюдать, т. к. это — этика любого поклонения.

С Милостивого Благословения и Дозволения Гуруджи я еще буду подробнее писать обо всем этом. Но, пожалуй, уже не сегодня. К слову, приношу тысячу извинений Гурудеву и всем почитаемым мною участникам и гостям данного форума, но ближайшие три дня — пятницу, субботу и воскресенье — Ваш покорный слуга, увы, не сможет посещать форум и сайт. Я буду выполнять усиленную Садхану, направленную на разрешение внезапно возникших у меня проблем. Она же предполагает полное сосредоточение на Почитании. Не судите меня строго и простите.

Вновь в веб-пространство я попаду лишь в понедельник. И тогда, даст Бог, смогу вновь принять деятельное участие в обсуждаемых здесь темах.

Заранее благодарю за Ваше понимание и возможную моральную поддержку.

Смиренно припадаю к Лотосным Стопам Его Божественной Милости Гуру Шри Матсйендрананданатха Джи — моего любимого Учителя и Наставника.

Шлю всем Вам свои сердечные приветствия и дандаваты.
Записан