8) Гайатри-джапа
Затем садхака должен совершить джапу Гайатри.
а) Призыв (авахана):
Со сложенными ладонями поклоняющийся декламирует:
АЙАХИТЙАСЙА ВИШВАМИТРА РШИР ГАЙАТРИ-ЧЧХАНДАХ
САВИТА ДЕВАТА ДЖАПО-ПАНАЙАНЕ ВИНИЙОГАХ |
ОМ АЙАХИ ВАРАДЕ ДЕВИ ТРЙАКШАРЕ БРАХМА-ВАДИНИ |
ГАЙАТРИ ЧХАНДАСАМ МАТАР-БРАХМАЙОНЕ НАМО “ СТУ ТЕ ||
Ом, приди, Богиня, осыпающая благословениями. О, трехсложная, о знающая Брахмана, о, Гайатри, мать Чхандасов и источник Вед, поклонение Тебе!
б) Ришйади-ньяса:
ШИРАСИ ВИШВАМИТРА РШАЙЕ НАМАХ |
МУКХЕ ГАЙАТРИ-ЧЧХАНДАСЕ НАМАХ |
ХРДИ САВИТРЕ ДЕВАТАЙАИ НАМАХ ||
в) Кара-ньяса:
ОМ БХУХ АНГУШТХАБХЙАМ НАМАХ
ОМ БХУВАХ ТАРДЖАНИБХЙАМ НАМАХ
ОМ СВАХ МАДХЙАМАБХЙАМ НАМАХ
ОМ ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ АНАМИКАБХЙАМ НАМАХ
ОМ БХАРГО ДЕВАСЙА ДХИМАХИ КАНИШТХИКАБХЙАМ НАМАХ
ОМ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ
КАРАТАЛА КАРАПРИШТХАБХЙАМ НАМАХ
г) Шаданга-ньяса:
ОМ БХУХ ХРДАЙАЙА НАМАХ |
ОМ БХУВАХ ШИРАСЕ СВАХА |
ОМ СВАХ ШИКХАЙАИ ВАШАТ |
ОМ ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ КАВАЧАЙА ХУМ |
ОМ БХАРГО ДЕВАСЙА ДХИМАХИ НЕТРА-ТРАЙАЙА ВАУШАТ |
ОМ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ КАРАТАЛА ПРШТХАБХЙАМ
АСТРАЙА ПХАТ ||
Далее, трижды хлопнув ладонями, поклоняющийся проводит диг-бандхану. Затем, держа в левой ладони цветок и накрыв его сложенной в пурна-мудру правой, садхака приступает к дхьяне.
Дхьяна:
Утренняя мантра:
ОМ ПРАТАР-ГАЙАТРИ РАВИ-МАНДАЛА-МАДХЙАСТХА
РАКТА-ВАРНА ДВИ-БХУДЖА АКША СУТРА КАМАНДАЛУ
ДХАРА ХАМСА-САНАМА-РУДХА БРАХМАНИ БРАХМАДАИВАТЙА
КУМАРИ РГВЕДО-ДАХРТА ДХЙЕЙА |
Утром на Гайатри следует медитировать как на деву, обладающую природой Ригведы и природой Брахмы, сидящую на лебеде, держащую в двух своих руках четки и кувшин для воды, имеющую розовый цвет.
Полуденная мантра:
ОМ МАДХЙАХНЕ САВИТРИ РАВИ-МАНДАЛА-МАДХЙАСТХА
КРШНА-ВАРНА ЧАТУР-БХУДЖА ТРИНЕТРА ШАНКХА ЧАКРА
ГАДА ПАДМАХАСТА ЙУВАТИ ГАРУДАРУДХА ВАИШНАВИ ВИШНУ-
ДАИВАТЙА ЙАДЖУР-ВЕДО-ДАХРТА ДХЙЕЙА |
В полдень на Савитри следует медитировать как на обладающую природой Яджур Веды, имеющую темный цвет, четыре руки, три глаза, держащую раковину, диск, палицу и лотос, как на молодую женщину, сидящую на Гаруде и имеющую облик Ваишнави.
Вечерняя мантра:
ОМ САЙАХНЕ САРАСВАТИ РАВИ МАНДАЛА МАДХЙАСТХА
ШУКЛА-ВАРНА ДВИ-БХУДЖА ТРИШУЛА-ДАМАРУКАРА
ВРШАБХАСАНА-МАРУДХА ВРДДХА РУДРАНИ
РУДРА-ДАИВАТЙА САМАВЕДО-ДАДХРТА ДХЙЕЙА |
Вечером на Сарасвати следует медитировать как на обладающую природой Сама Веды, имеющую белый цвет, две руки, держащую трезубец и барабан, сидящую на буйволе, пожилую и имеющую облик Рудрани.
д) Джапа:
После медитации на соответствующий образ Гайатри необходимо провести ее джапу (повторить мантру не менее десяти раз; лучше — 108, допустимо также 1008).
ОМ | БХУР-БХУВАХ СВАХ | ТАТ САВИТУР-ВАРЕНЙАМ
БХАРГО ДЕВАСЙА ДХИМАХИ |
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ || OM ||
е) Висарджана:
ОМ МАХЕША-ВАДАНОТПАННА ВИШНОР-ХРДАЙА САМБХАВА |
БРАХМАНА САМАНУДЖНАТА ГАЧЧХА ДЕВИ ЙАТХЕЧЧХАЙА ||
О, Богиня! Ты вышла из уст Махеши и, следуя повелению Брахмы, живешь в сердце Вишну. Теперь отбудь, куда Ты пожелаешь.
После этого садхака должен налить в стоящий перед ним медный кувшин немного воды и продекламировать:
АНЕНА ДЖАПЕНА БХАГАВАНТАВАДИТЙА ШУКРАУ ПРИЙЕТАМ |
ОМ АДИТЙА ШУКРАБХЙАМ НАМАХ ||
Пусть моя джапа радует Господа Адитью и Господа Шукру. Ом, поклонение Адитье и Шукре.
9) Атма-ракша:
Затем поклоняющийся оборачивает священный шнур вокруг большого пальца правой руки и касается правого уха с мантрой:
ДЖАТАВЕДАСА ИТЙАСЙА КАШЙАПА РШИС-ТРИШТУП
ЧХАНДО “ ГНИР-ДЕВАТА АТМА-РАКШАЙАМ ДЖАПЕ ВИНИЙОГАХ |
ОМ ДЖАТАВЕДАСЕ СУНАВАМА СОМА-МАРАТИЙАТО
НИ ДАХАТИ ВЕДАХ |
СА НАХ ПАРШАДАТИ ДУРГАНИ ВИШВА НАВЕВА СИНДХУМ
ДУРАТАТЙ-АГНИХ ||
-Мы приготовили Сому для Всезнающего. Пусть Он поглотит злые наклонности в наших скудных сердцах. Пусть Он переправит нас через все трудности. Как в лодке через море, пусть Лучезарный переправит нас через все зло.
10) Рудра-упастхана:
Далее садхака со сложенными руками совершает поклонение Рудре, читая следующее:
РТАМ-ИТЙ-АСЙА КАЛАГНИРУДРА РШИР-АНУШТУП ЧХАНДО РУДРО
ДЕВАТА РУДРОПАСТХАНЕ ВИНИЙОГАХ |
ОМ РТАМ САТЙАМ ПАРАМ БРАХМА ПУРУШАМ
КРШНА ПИНГАЛАМ |
УРДХВАРЕТАМ ВИРУПАКШАМ ВИШВА-РУПАЙА ВАИ НАМАХ ||
- Ом, приветствие тому Всепроникающему, Всевидящему, чья энергия течет вверх, кто вечен, истинно праведен, Высшему Брахме, Лиловому Пуруше.
Затем пусть он предложит по пригоршне воды всем перечисленным божествам, декламируя:
ОМ БРАХМАНЕ НАМАХ
ОМ АДБХЙО НАМАХ
ОМ ВАРУНАЙА НАМАХ
ОМ ШИВАЙА НАМАХ
ОМ РШИБХЙО НАМАХ
ОМ ДЕВЕБХЙО НАМАХ
ОМ ВАЙАВЕ НАМАХ
ОМ ВИШНАВЕ НАМАХ
ОМ ПРАДЖАПАТАЙЕ НАМАХ
ОМ РУДРАЙА НАМАХ
ОМ САРВЕБХЙО НАМАХ
ОМ ДЕВЕБХЙО НАМАХ
Затем предлагается аргхья Сурье:
ОМ НАМО ВИВАСВАТЕ БРАХМАН БХАСВАТЕ ВИШНУ-ТЕДЖАСЕ |
ДЖАГАТ САВИТРЕ ШУЧАЙЕ САВИТРЕ КАРМА-ДАЙИНЕ ||
ИДАМ-АРГХЙАМ ОМ ШРИ-СУРЙАЙА НАМАХ ||
Ом, поклонение Вивасвату, Брахману, сияющей силе Вишну, Творцу мира, чистому, Создателю, посылающему плоды кармы. Это подношение – Шри Сурье. Поклонение!
Затем рецитируется мантра почитания Сурьи:
ОМ ДЖАВА-КУСУМА САНКАШАМ КАШЙАПЕЙАМ МАХАДЙУТИМ |
ДХВАНТАРИМ САРВА-ПАПАГХНАМ ПРАНАТО “ СМИ ДИВАКАРАМ ||
Ом, я кланяюсь Создателю дня, Устранителю всех грехов, Врагу тьмы, Великому Свету, Кашйапейе, чей цвет подобен цветку джава.
11) Брахма-йаджня:
Церемония Брахма-яджня заключается в том, что садхака рецитирует первые мантры каждой из четырех Вед.
МАДХУ-ЧЧХАНДА РШИР-ГАЙАТРИ ЧХАНДАХ
АГНИР-ДЕВАТА БРАХМА-ЙАДЖНА-ДЖАПЕ ВИНИЙОГАХ ||
ОМ АГНИ-МИЛЕ ПУРОХИТАМ ЙАДЖНАСЙА ДЕВАМ-РТВИДЖАМ |
ХОТАРАМ РАТНА-ДХАТАМАМ ||
- Я почитаю Агни – предопределяющего, божественного, главного жреца жертвоприношения, призывающего, лучшего из дающих благо.
ЙАДЖНАВАЛКЙА РШИС-ТРИШТУП ЧХАНДО ВАЙУРДЕВАТА
БРАХМА-ЙАДЖНА ДЖАПЕ ВИНИЙОГАХ ||
ОМ ИШЕ ТВОРДЖЕТВА | ВАЙАВАХ СТХА | ДЕВО ВАХ САВИТА
ПРАРПАЙАТУ ШРЕШТХАТАМАЙА КАРМАНЕ ||
- Я прошу Тебя о пище, я прошу Тебя о силе. Будь быстр как ветры. Пусть божественный творец приготовит тебя для высочайшей работы.
ГАУТАМА РШИР-АНУШТУП ЧХАНДАХ СУРЙО ДЕВАТА
БРАХМА-ЙАДЖНА-ДЖАПЕ ВИНИЙОГАХ ||
ОМ АГНА АЙАХИ ВИТАЙЕ ГРНАНО ХАВЙАДАТАЙЕ |
НИХОТА САТСИ БАРХИШИ ||
- О, Агни, приди вкусить предложенное в жертву и отдать подношения Богам. Ты прославляешься! Подобно жрецу хотри садись на эту асану из травы куша.
ПИППАЛАДА РШИР-УШНИК ЧХАНДО ВАРУНО ДЕВАТА БРАХМА-
ЙАДЖНА-ДЖАПЕ ВИНИЙОГАХ ||
ШАННО ДЕВИР-АБХИШТАЙЕ АПО БХАВАНТУ ПИТАЙЕ |
ШАМЙОР-АБХИС-РАВАНТУ НАХ ||
- Пусть Лучезарные Воды будут благосклонны во всех наших жертвоприношениях и для нашего питья. Пусть они прольются на нас, устранив имеющиеся болезни и предотвратив будущие.
На этом ритуал ведической Сандхьи оканчивается.
Да, он не мал. У меня на совершение этих Тарпаны и Сандхьи уходило около полутора часов. Совершал я их, сами понимаете, как раз в домашних условиях, что вполне допустимо, учитывая условия нашего климата, урбанизированного образа жизни, удаленности от рек и т. п. Впрочем, насколько мне известно, даже многие этнические хинду в силу тех же причин совершают эти ритуалы у себя дома. В конце концов, освятить воду, призвав в нее Божественное присутствие Священных рек, можно где угодно.
И все же, все же... Всем, кто ознакомится с данными постингами, я категорически не рекомендую совершать именно эти варианты Сандхьи и Тарпаны. Во-первых, потому что для рецитации Гайтри необходимо посвящение в Гайтри, которое может дать лишь парампарический Гуру, да и то не сразу. Как правило, Брахма-Гайатри-дикша дается после того, как Садхака практиковал какие-то начальные дисциплины. Брахманский шнур (яджня-упавита) нам, белым людям, не надевается в раннем детстве. Чтобы стать двиджати (дваждырожденными — т. е., получить Священный шнур и право рецитировать Гайатри), нам необходимо обрести особую Милость Учителя. Во-вторых, даже при проявлении подобной Милости, нам будет все-таки уместнее совершать не ведическое, а тантрическое поклонение. Оно, к слову, выглядит менее "устрашающим" . Зато — более емким и, в некотором смысле, даже мощным. Поймите меня правильно: я отговариваю Вас от совершения ведического варианта Тарпаны и Сандхьи вовсе не из вредности. Отпрактиковав его около двух лет (!), я, делая внешне все правильно, настолько погряз в излишнем, как выяснилось, пристрастии к "навороченной" и "крутой" ритуалистике, что на определенном этапе утерял смысл совершаемых мною обрядов. Его напрочь вытеснила прекрасная форма. При этом я еще и стал высоко задирать нос и чуть ли не раздувался от сознания собственной "правильности" и "значимости". Я думал: "Ого-го, какой я брахман! Шнур туда — шнур сюда... И Солнце взошло! Пригоршню воды туда — пригоршню воды сюда... И мученики в адских мирах поднялись выше, выше, выше... Сейчас я вообще их вытащу из мрачных обителей Ямараджи!" Понадобилась крепкая затрещина (к счастью, только моральная ) от моего тогдашнего Гурудева, чтобы я перестал заниматься исключительно ритуалистикой, а поскорее перешел к сути выполняемых мною действий.
Теперь, следуя указаниям Гуру, я чаще просто рецитирую Гайатри, концентрируясь на сокровенном смысле каждого из Священных слогов. Или совершаю Тантрическую Сандхью, которая, как я уже писал выше, во сто крат проще. Она включает в себя и предельно краткую Тарпану, и дхьяну, и ньясы... Словом, я ничего при этом не потерял, поверьте. А только приобрел.
Закономерен вопрос: а зачем же я опубликовал все это? Отвечу: для того, чтобы Вы имели по возможности исчерпывающее представление о том, что представляют собой эти ведические ритуалы. И не более того! Избавь Вас Бог повторять чужие ошибки. Тем паче — мои. Я, наверное, не совершу большой ошибки, если сейчас напомню, что единственным руководством к действию для нас должны быть ТОЛЬКО НАСТАВЛЕНИЯ ГУРУ.
Засим на сегодня откланяюсь. А в ближайшее время (боюсь зарекаться, но, даст Бог, и завтра) я обязательно выложу материал, объясняющий правила тантрических ПратаХ КртйаМ (утренних ритуалов, ритуалов пробуждения), Сандхьи и, разумеется, Тарпаны.