Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Гневные и Милостивые Лики. Вопрос  (Прочитано 4569 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 147
    • Традиция натхов

  Kshepa писал(а):

Приветствие всем участникам форума!
Скажите, как я знаю, у Господа Вишну есть гневная форма - Господь Нрихаридева. У Господа Шивы также есть гневные проявления, различные Бхаиравы и Рудры. У Матери Махадеви также помимо милостивых (Сати, Парвати, Лалита-Трипурасундари) есть и гневные формы (Калика, Угратара, Чхиннамунда, Дурга).
Мой вопрос, а точнее вопросы заключаются в следующем:
1. Как гневные формы Божества соотносятся с тремя гунами?
2. Правда ли, что поклонение гневным проявлениям быстрее приносит результат в Калийугу (вспомним буддийский рассказ о том, как милостивый Авалокитешвара принял гневную форму Махакалы)?
3. Кажется мнение Шри Рамакришны по поводу проявлений Бога было особенным. Так ли это?

Говорится, что Шакти одновременно стоит вне трёх гун (напр. в рассказе о том, как Господь Гаура показал Лик Дурги. См. книгу "Гауранга" 1 том) и связана/состоит из трёх гун. Так, в одной из тантр есть упоминание о том, что Единая Шакти проявляется как Радха и Тригунатмика-Дурга. В самих МОСКовских книгах о Дурге говорится то как о Махамайе, то как о Йогамайе, Трансцендентной к гунам.
Понятно, что гнев Господа Нрихари никак не является проявлением тамаса или раджаса, так как Он абсолютно не затрагивается материальной природой. Его гнев не вызван влиянием невежества, в отличии от гнева обычных живых существ. А как же рассматривать Гневные проявления Шивы и Шакти? Что влечёт за собой поклонение/обращение в тамасе или раджасе к Милостивым Шиве и Парвати? Что влечёт за собой обращение в саттве к Милостивым Шиве и Парвати? Что влечёт за собой обращение в тамасе и раджасе к Гневным Бхаираве, Дурге, Калике, Угратаре? И обращение к Этим же Гневным но в саттве (т.е. если адепт находится в саттве)?
каковы взгляды на эти вопросы в ваишнавской традиции и каковы в шиваизме и тантрическом шактизме?

После того, как голова авалокитешвары раскололась на части от сострадания, Амитабха сказал Ему, что оно (такое сострадание) в данной форме малоэффективно и недейственно. Тогда Бодхисаттва стал гневным Махакалой. Если я правильно понимаю, в тантризме (индуистском и буддийском) уделяется больше внимания именно УГРА-формам Божества. Почему? Оттого ли, что правильное поклонение в этом случае даёт скорейший результат?

Я не затрагиваю сейчас бхакти на уровне чистой саттвы (Гаура - Кришна, Мирабхаи - Кришна, Акка Махадеви - Шива).
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 147
    • Традиция натхов
Re: Гневные и Милостивые Лики. Вопрос
« Ответ #1 : Июнь 20, 2008, 17:03:07 »

Lalita писал(а):

Сапрема намаскара!
Кшепа, насколько я знаю, гневная форма - это весьма условное понятие. Кали или Бхайрава, так же считаются тригунатмикой, существует ведь почитание того же Бхайравы в виде тамасика-бхавы или саттвика, равно как и Трипура Сундари почитается во всех трех гунах.
Насчёт того, какое Божество предпочтительне для спасения в Кали-югу, думаю это дело сугубо индивидуальное, каждого может спасти то Божество, к которму грубо говоря у Вас «лежит» душа. Ну, а что касается школ, которые только утверждают, что только Кали, только Кришна или Шива, являются высшими Божествами, причём у одних Шива - это полубог, у буддистов например Боги смертны, они вообще не есть окончательная истина, то всё дело в трактовке той или иной системы. Тема, явно намного больше и не так однозначна, как и сам индуизм, если его рассматривать в целом.  ;)
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 147
    • Традиция натхов
Re: Гневные и Милостивые Лики. Вопрос
« Ответ #2 : Июнь 20, 2008, 17:03:46 »

Matsyendranatha писал(а):

Сапрема намаскара!
Что касается Божеств, иx связи с гунами. Можно привести сравнение на примере продуктов, которые соотносятся с тремя гунами, молоко считается саттвичным продуктом, но оно может быть разного вида: сливки, творог и т.д. То есть, в саттве присутствуют другие качества (гуны). Тоже самое с тамасом и раджасом. Можно сришти, стхити и самхару рассмотреть подобным образом, например, стхити-стхити, стхити-сришти, стхити-самхара. В мировоззрении некоторых систем следствие  находится в причине «саткарья-вада», соответственно, все гуны изначально существуют  в трансцендентном источнике. У натхов это ниджа-шакти, а все остальные проявления только формально воспринимаются как раздельные от трансцендентного.
Записан