Приветствую!
Если брать индийскую тантру, то ньяса в ней играет роль скорее как авеша. Ньяса при этом может быть не просто отдельной частью ритуала пуджи или джапы, она может быть включена в стотры (молитвенные тексты), в кавачу (защитные тексты) и др. Что, собственно, схему пуджи делает не всегда однотипной. Почему я ньясы, в индийской тантре, соотношу с авешей? Потому что большинство пудж составлены так, чтобы произвести реализацию нисходящей силы, милости (ануграха) того или иного Божества. А ньяса, означает «установление», то есть в теле локализируется энергия конкретного Божества. Эта сила передается сквозь мантру, по сути, мантра и рассматривается как само же Божество. Тело, иными словами, должно стать индикатором того или иного божественного аспекта, так, что его шакти проникает как в само тело, делая его храмом, так и распространяется в окружающее пространство, которое задействовано во время пуджи. Вообще, вы правы, ньяса - это скорее вспомогательное средство, которое предшествует другим процессам, связанным с внутренней трансформацией. Далее пробуждается Кула-кундалини и проходит сквозь чакры и грантхи. При этом в тантре не нужно делать, к примеру, множество асан, пранаям, для пробуждения Кундалини, если они и есть, то самые общие, как часть ритуала. Ньяса в данном случае играет роль формирования нужной среды на уровне тела и ума, для того чтобы она позволяла раскрыться Кундалини. Если в хатха-йоге для очищения каналов и тела используются шат-кармы, асаны, пранаямы, то в тантре - это диг-бандхана, авахана, ньяса, джапа и др. Конечный результат тот же самый. В общем-то, сравнивать натха-йогов с тантриками, утверждая что натхи это финал тантры, я бы не стал, не благодарное это дело, но такая версия тоже распространена. Все зависит от того, на каком уровне рассматривать тантрические ритуалы и йогу. Самое интересное, что каждое тантрическое Божество имеет множество имен, что позволяет других деват рассматривать как проявления данного Божества. Есть пары - Бхайрава-Бхайрави, Вишну-Сарасвати и т.п., поэтому призыв Божества, например, мужского, способен пробудить Кундалини, потому что Кундалини понятие весьма широкое, и не всегда соответствует тому, как о нем скромно написано во многих книгах по хатха-йоге. Женское Божество пробуждает Кундалини как четана-шакти. Кроме этого, есть тема чакр, как правило она освещается очень скромно, в основном дается стандартное объяснение 6-7 чакр, с определенным количеством лепестков и т.п. Но в ранних каулических текстах, таких как Кауладжняна-нирная, Кулананда-тантра и др., чакры описаны в самых разных видах. Я считаю, что такое различие вызвано именно тем, что существуют разные тантрические садханы, связанные с авешей, и соответственно, что призвал - то и получил. Так как установление определенного аспекта делает и энергоструктуру соответствующей.
Соотнесение с авешей вызвано очевидно тем, что в индуистских практиках, при рецитации вини-йоги, перечисляют сначала Риши мантры, потом метрический размер, далее имя деваты, биджу (семенной слог мантры), шакти мантры, килаку (раскрываемая сущность мантры). При этом, все что связано с данной мантрой, с помощью первой риши-ньясы (сверху вниз), распределяется по телу. Риши, который услышал мантру, соотносится с областью головы, метрический размер с органом речи (вы касаетесь рта); девата - касаетесь сердца, так как Божество присутствует в сердце как форма Атмана и т.д. В обще-то происходит нисхождение, силы и ее установление в нем. При этом, в других ньясах: кара, анга, матрика и пр., по частям тела могут распределятся биджи данной мантры или сама мантра. Здесь все зависит от конкретной школы и садханы. В некоторых практиках имеет место визуализация акшар, например, есть внешняя матрика-ньяса, когда вы касаетесь пятидесяти частей тела, а есть внутренняя, которая делается посредством пранаямы, на пропорциональном дыхании, мысленно повторяется каждый слог. При этом можно мысленно вести слог по иде или пингале, в ту или иную чакру. Правда в индийской тантре такое встречается не часто. Визуализации акшар иногда используются при самой джапе, вместо созерцания Божества, в упачарах, когда предлагаешь тот или иной предмет, рисуя им в воздухе определенную мантру.
Наибольшее количество ньяс встречается, например, в Шри Видье. Они могут отличаться, в зависимости от направлений учения, часто передаются устно.