Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Асаны  (Прочитано 62984 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

shivananda

  • *
  • Сообщений: 193
Re:Асаны
« Ответ #30 : Июль 20, 2009, 21:23:54 »

 Адеш!
 По поводу асаны-джая я читал в разных источниках, что она достигается, когда садхак может находиться в ней комфортно 3 часа. Далее благодаря этому может реализовываться асана-сиддхи(а что это?). Кто нибудь знает более подробную информацию об этом?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #31 : Июль 20, 2009, 21:37:57 »

Адеш!
Появляется такой уровень энергии и сознания, кoторый позволяет быстро осваивать другие асаны, преодолевать дискомфортные состояния при принятии той или иной асаны. Но, конечно, к этому надо подходить постепенно.
« Последнее редактирование: Июль 20, 2009, 21:40:40 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 836
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #32 : Июль 21, 2009, 00:36:06 »

Джай Шри Маа!
Джай Гурудев!
Адеш

Спасибо, Гуруджи, огромное.

Однако бессознательное, пусть и кратковременное отключение зрительного восприятия, за рулем, например, чревато апракритика мрити, а этого, не хотелось бы крайне.

Лучше конечно сознательное и долговременное.

Еще раз большое спасибо, примите мои поклоны.
Записан

partizan

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 150
Re:Асаны
« Ответ #33 : Июль 21, 2009, 16:01:01 »

Адеш!
Сапрема намаскара!
Большое спасибо,Гуруджи,за ответы
Практически во всех йогических кругах говорится о психокосмическом
содержании асаны. При этом каждый утверждающий имеет в виду
обязательно что-то свое. Может ли продуктивная практика асан с
утверждением в ее внутреннем понимании спонтанно привести к
переживанию асаны как внутренней янтры? Если обобщить,то
возможен ли естественный переход от "натужной" йоги к тантре?
Кланяюсь с благодарностью
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #34 : Июль 21, 2009, 21:00:59 »

Адеш!

Практически во всех йогических кругах говорится о психокосмическом
содержании асаны. При этом каждый утверждающий имеет в виду
обязательно что-то свое. Может ли продуктивная практика асан с
утверждением в ее внутреннем понимании спонтанно привести к
переживанию асаны как внутренней янтры? Если обобщить,то
возможен ли естественный переход от "натужной" йоги к тантре?

Если честно, то я сомневаюсь в этом, поэтому могу посоветовать избегать крайностей в виде одной физкультуры, но и не сильно идеализировать различные тексты, где асана описана в психокосмическом стиле. Все важно, но то, что на данный момент времени не вяжется с практическим уровнем, стоит брать слегка на заметку, а делать пока то, что в действительности реализуется. В принципе, если гармонично ко всему подходить, не спеша, но уверенно, то очень быстро все увяжется между собой.

Просто в йоге (в нормальной садхане) много разных элементов наряду с асанами. Есть еще свадхьяя в нияме, джапа и т.д. Конечно, у всего есть свои уровни: и в пудже, и в свадхьяе, и в джапе, и в асанах с пранаямой, - все индивидуально. Тот, кто потом становится сиддхой, на уровне внешних действий может совершенно не отличаться от обычного человека, и возможно,  кто-то даже с трудом поймет, что он вообще живет чем-то духовным. Потому что все описания высших мерностей могут быть далеки от того, как вы их переживете на уровне настоящего опыта, который вполне может отличаться.
« Последнее редактирование: Июль 21, 2009, 21:55:37 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #35 : Июль 21, 2009, 21:34:41 »

Однако бессознательное, пусть и кратковременное отключение зрительного восприятия, за рулем, например, чревато апракритика мрити, а этого, не хотелось бы крайне.
Лучше конечно сознательное и долговременное.

Я говорил о тех случаях, когда делаешь, например, пранаяму. Бывают большие изменения в состоянии праны, чаще всего у большинства они неконтролируемые. На самом деле, такие вещи бывают, когда вы попадаете к какому-нибудь абхичарину и начинается экзальтация, например. Такого добра в Индии много, когда попадаешь к разным "гуруджи". Многие последователи теряют адекватное состояние и начинают бессознательно выкидывать нелепые вещи, только потом понимают, что это было воздействие. У некоторых после таких переживаний появляется чувство того, что он не от мира сего, избранник свыше, так как чувствует, что только у него такие переживания, или у очень редкой категории, к которой, естественно, принадлежит и он. За время жизни в Индии я, да и другие, много встречали подобных случаев. На самом деле все настоящее бывает еле заметным и очень спокойным. Обычно правильные Гуру, правильные садханы раскрывают в человеке трезвость, осознанность.

Чаще всего все то, что дает быстрые и выходящие из ряда вон временные результаты - это дубликаты духовной практики, которые создаются осознанно, чтобы привлечь потенциального ученика к тому или иному "гуру". То же самое и в практиках - есть то, что создается как товар. Откуда у людей погони за техниками, за сиддхами? Все дело в том, что эти иллюзии в людях питают, для кого-то это выгодно - играть на "низ". Какие это могут люди или сущности - другой вопрос, но все это, так или иначе, повод увести от трезвости. Так я рассматриваю культивацию контрастных состояний и т.д. Какие-то из них могут быть истинными, но они не оставляют викар, как правило, после того, как проявились в виде разноса в личности.
« Последнее редактирование: Июль 21, 2009, 22:21:26 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

partizan

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 150
Re:Асаны
« Ответ #36 : Июль 22, 2009, 00:24:22 »





Если честно, то я сомневаюсь в этом, поэтому могу посоветовать избегать крайностей в виде одной физкультуры, но и не сильно идеализировать различные тексты, где асана описана в психокосмическом стиле.
Адеш!
Сапрема намаскара!
Если я Вас правильно понял,асана способна
инициировать естественный переход к применению
более совершенных методов,которые,в свою очередь,
формируют более совершенные состояния сознания.
Т.е.,сфера влияния асаны ограничена и вместе с тем
асана является важным звеном в последовательно
разворачивающемся процессе. Насколько верно такое
понимание? А если "расширить" и "удлинить" знак вопроса,
то вполне логично будет затронуть вопрос об иерархии
методов-существует ли она в принципе,на уровне "высокий-низкий",
или это,все-таки,условное и интегральное понятие?
Заранее благодарен,мои поклоны
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 836
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #37 : Июль 22, 2009, 14:15:42 »

Адеш!
Джай Гуру джи Йоги Матсиендранатх Махарадж!

Цитировать
Просто в йоге (в нормальной садхане) много разных элементов наряду с асанами. Есть еще свадхьяя в нияме, джапа и т.д. Конечно, у всего есть свои уровни: и в пудже, и в свадхьяе, и в джапе, и в асанах с пранаямой, - все индивидуально.

Расскажи пожалуйста, вкратце, о том, что такое "свадхьяя" и "свадхьяя в нияме", я так понял это отдельная практика наряду со всеми остальными (метод) соповставимая с джапой?

У меня до сих пор термин "свадхьяя" ассоциировался со слушанием рецитаций Вед.

Цитировать
На самом деле все настоящее бывает еле заметным и очень спокойным. Обычно правильные Гуру, правильные садханы раскрывают в человеке трезвость, осознанность.

Что тут скажешь? Гуруджи, примите мои искренние глубочайшие поклоны. Спасибо Вам большое.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #38 : Июль 22, 2009, 21:31:49 »

Адеш!

Если я Вас правильно понял,асана способна
инициировать естественный переход к применению
более совершенных методов,которые,в свою очередь,
формируют более совершенные состояния сознания.
Т.е.,сфера влияния асаны ограничена и вместе с тем
асана является важным звеном в последовательно
разворачивающемся процессе. Насколько верно такое
понимание? А если "расширить" и "удлинить" знак вопроса,
то вполне логично будет затронуть вопрос об иерархии
методов-существует ли она в принципе,на уровне "высокий-низкий",
или это,все-таки,условное и интегральное понятие?

Для индийского духовного и обычного социума иерархия методов менее актуальна, чем для западного. Например, если вы прогуляетесь по Индии или Непалу, то увидите, что каждый дом - это отдельный храм, поэтому там каждый человек - отдельная религия, может, это сказано утрированно, но в принципе, атмосфера именно такая. Много разных духовных орденов, отрешенных бабА с их подходами ко всему, много тантриков и просто религиозных людей, поэтому система вер очень уж неоднородная. И каждый высшим считает что-то свое. Для того, кто в это не окунулся как следует, в полной мере - систему их ценностей понять нелегко. На Западе все иначе - все если и не централизованно, то, по крайней мере, есть несколько центров, которые определяют общую картину устройства социума и стереотип того, каким должен быть духовный путь. Индия сотрудничала с Западом, и Запад отчасти оказал на нее свое влияние, поэтому они взаимопритирались. Таким образом, хатха-йога оказалась на Западе, но отошла от влияния того, что представляет собой среда индийских садху или тантриков. Отчасти есть "натужная" йога в Индии и, тем более, как совсем физическая, самостоятельная практика - на Западе. Я подозреваю, что и натхизм обретал свои трансформации на протяжении долгого времени, может быть, это и к лучшему, из него были убраны какие-то навороченные обряды, так как они уже совсем не сочетались с той йогой, которая стала идти вширь. Видимо, чтобы сохранить обретенное некогда влияние, у натхов произошли изменения в области ритуалистики, шабар-мантры и т.п. Но это, конечно, не говорит о том, что исчезла эффективность практик, в простое был завернут опыт ранних систем. Как бы то ни было, в этой истории есть своя истина, и она велика все-таки по-своему. Может быть, Сампрадая шла путем самосохранения и одновременно расширения своего влияния, может быть, это произошло и без особых усилий самих натхов, но то, что нынешняя традиция грамотна во всех отношениях, - это действительно так. И может быть, для людей, которые живут не в Индии, удобней иметь ту систему иерархии относительно йогических практик, которая у них сложилась.

Знаете, это, скорее всего, зависит от конкретных людей: когда в духовном плане будет и на Западе такое же разнообразие, как в Индии, думаю, восприятие садханы и там может поменяться. Сейчас время такое, что все становится менее линейным.

Я бы в любом случае не стал отбрасывать какие-то аспекты своего человеческого существа и практики, которые ему соответствуют. Если есть тело, то значит, ему должны соответствовать какие-то свои упаи, а вот какие они могут быть и как сочетаться с другими, это зависит от конкретных практиков - насколько широк вообще диапазон восприятия всевозможных упай. Для кого-то какие-то пласты опыта могут быть закрытыми, поэтому на данный момент у них один подход в практике, а у кого-то произошел прорыв в другие сферы знаний, состояний, возможностей сознания. Во втором случае может происходить и пересмотр тех методов, которые вы считали начальными и простыми. А быть может, кто-то в результате такого опыта поймет, что он в своем опыте не одинок и, оказывается, существовала какая-то громадная традиция, которая изначально имела такой ориентир, но ты не знал, так как жил в другой среде, с иной системой восприятия. Допустим, человек жил в одной среде и практиковал по ее законам, время шло по-другому, потому что то, чем он закончил в практике, где-то еще с этого, пусть и отчасти, кто-то начинал свой путь, который таковым был не сам по себе. В общем, это интересная тема, уже не только о практиках, видимых глазами, а культах, которые стоят над ними. С йогой - это особенно непросто, так как ее сейчас везде очень много, во всем мире. Она разная, вплоть до того, что в каждой стране свои йогические реалии, я думаю, что со временем они придут в какой-то общий, более-менее адекватный для всех, образ. То, что я написал - мои наблюдения, так как в свое время посещал йогу в Корее, в Европе, в Австралии, в Китае, и конечно, есть большой опыт в Индии, и не где-то, а в самой что ни на есть традиции, из которой, собственно, йога и появилась.
« Последнее редактирование: Июль 24, 2009, 03:27:16 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #39 : Июль 22, 2009, 21:50:27 »

Просто в йоге (в нормальной садхане) много разных элементов наряду с асанами. Есть еще свадхьяя в нияме, джапа и т.д. Конечно, у всего есть свои уровни: и в пудже, и в свадхьяе, и в джапе, и в асанах с пранаямой, - все индивидуально.[/quote

Расскажите пожалуйста, вкратце, о том, что такое "свадхьяя" и "свадхьяя в нияме", я так понял это отдельная практика наряду со всеми остальными (метод) соповставимая с джапой?

У меня до сих пор термин "свадхьяя" ассоциировался со слушанием рецитаций Вед.

Свадхьяя - это "сва" - само, "адхьяя" - постижение, т.е. это - постижение науки об Атмане посредством изучения классических источников, где изложено знание о нем, а также с помощью восприятия этой науки непосредственно от вашего Гуру или других авторитетных Учителей, размышление об Атмане и погружение сознания в его реальность ("Атмасакшаткара"). С точки зрения натховской доктрины тело (вьяшти-пинда) содержит в себе все уровни человеческого существа, даже такие, как турья, турьятита и т.д. Поэтому в нас есть все. Какое-то знание обретается эмпирическим путем, а какое-то - только в трансцендентных состояниях, кстати, посредством той же джапы, пуджи и др.
« Последнее редактирование: Июль 22, 2009, 23:49:05 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 836
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #40 : Июль 22, 2009, 23:19:01 »

Адеш!

Джай Гурудев!

Большое спасибо
Записан

partizan

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 150
Re:Асаны
« Ответ #41 : Июль 24, 2009, 11:47:52 »

Адеш!
Сапрема намаскара!
Уважаемый Гуруджи,Ваш последний пост в этой теме затронул
чрезвычайно важные проблемы для садханы каждого практикующего.
Если я правильно понял Вашу мысль,то метод сам по себе является
чем-то вроде статичной матрицы. Превращение его в действующую
и действенную силу зависит от условий,в которые помещается сам
искусный метод:время,место,контекст,целеполагание,осознание,технология,
мотивации и т.д.,до бесконечности.
Следовательно,метод вторичен и обретает актуальность только после
радикальных преобразований в сознании,стремящемся к самопознанию
и совершенствованию. Достижение таких базовых трансформаций находится
далеко за пределами обыденного личностного ума. Может ли в разрешении
данной дилеммы помочь Бхавана,которая в особом смысле(в трактовке Абхинавагупты)означает творческое созерцание?
И правомочно ли допущение,что творчество в садхане есть
способ непосредственного постижения Пустоты?
Мои поклоны,спасибо 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #42 : Июль 24, 2009, 22:24:42 »

Адеш!

 Вы знаете, да. В связи с этим мой Гуруджи приводил пример относительно "инструментов садханы": скажем, вы собираетесь в путь, берете разные вещи, которые вам в пути могут пригодиться, кладете их в чемодан. Как вы их там разложите, это зависит от личного подхода каждого, но главное, чтобы в путь вы взяли самое основное. Иногда вы из чемодана можете доставать паспорт, иногда деньги, фотоаппарат, это зависит от какой-то конкретной ситуации, когда и что нужно делать. С различными аспектами практик, такими как асаны, пранаямы, дхьяна, джапа, хома и т.д. и т.п. - то же самое. Одна только есть особенность в этом: не все, кто собираются в путь, могут знать, что их ожидает. Поэтому, когда ваш Гуру вам подробно объясняет: "Вот это - паспорт, он не простой, кое-куда с ним ты можешь легко попасть, а кое-куда нет, но это зависит от очень и очень разных факторов. То же самое насчет денег, где-то их надо будет обменять". Какой-нибудь Учитель может, например, просто сказать о том, что деньги надо будет поменять, не вдаваясь в подробности на тему курса и того, можно ли это в любом месте легко сделать или нет, и с какой валютой. Может быть, какой-то ученик подумает, что он и так уже все понял и готов "вперед и в бой", что ему Учитель в этом плане не нужен. Тоже сложно сказать, что с таким учеником может быть, когда он попадет в незнакомую среду. В садхане все примерно так же: есть книги, в которых говорится о каких-то общих вещах, об асанах, пудже и т.п. Но когда приступаешь к садхане без подробных объяснений и понимания предмета, тем более, без Гуру, который знает все досконально, не может быть гарантии того, что садхана принесет сиддхи.
  Еще есть один особый момент в этом во всем: каждый вид практики содержит в себе элементы других видов садхан, например, в пудже может быть пранаяма, но конечно, это не те пранаямы, которые могут быть в хатха-йоге. И вообще, что такое пуджа? Кто-то ее себе представляет как очень навороченное действие с винийогой, дхьяной, аваханой, разными ньясами, мудрами, предложением Божеству разных  предметов, которые именно ему предназначены, с джапой, кшама-прартханой, висарджаной - и это все может составлять далеко не весь перечень необходимого. Но кто-то может делать винийогу, дхьяну, ньсы и джапу, кто-то просто какую-то молитву и джапу читать, кто-то только арати. Чтобы знать, сколько и чего вам лично нужно делать и когда, нужно очень хорошо разбираться в этом предмете. А если вы хотите разобраться и стать самостоятельным садхаком, то все равно - любые шаблоны в процессе изучения нужно оставить. Это очень редкая категория людей, которым можно дать одну схему, один метод - и они станут гармонично развитыми в силу, быть может, каких-то врожденных талантов, но если честно, я таких случаев почти не встречал. Пуджу я привел просто для примера, поскольку пуджа переводится как поклонение, и каким оно может быть вообще - это уже очень развернутая тема может оказаться. С тем, что мы знаем как хатха-йогу или раджа-йогу, - то же самое. Например, для кого-то хатха-йога - это целый набор асан, пранаям, каких-то мудр, а для кого-то, как в крийя-йоге - только кхечари-мудра, маха-мудра, йони-мудра и то, весьма своеобразные для того, как их многие воспринимают. Конечно, если у вас есть Гуру, готовый вами серьезно заниматься, со всеми этими тонкостями - это самое идеальное, что вообще может быть. Но это, на самом деле, не такое частое явление, что, собственно, и понятно. На это надо тратить много сил, времени, а какому Гуру интересно, если у него и так все есть, может, кем-то и движет что-то нечеловеческое, но многие Гуру частично реализуются как сиддхи, поэтому вряд ли желание полноценно учить есть у кого-то в действительности. Таких Гуру единицы, слава Богу, мне повезло, но сколько всего это стоило. Что касается меня, я понял, что лучше излагать какую-то важную информацию открыто, например, на форумах, в книгах. Многие говорят, что я что-то «зажимаю» из информации, но дело не в этом: прежде чем у человека появится к ней нормальное отношение и он сможет вопрошать о большем искренне, жить в поиске и вопрошании, нужно настроиться на такую волну поиска. Враги считают, что форум сделан исключительно для пиара - что еще могут сказать эти люди, не вылезавшие из своих мелких врожденных ценностей. Нет, форум создан, чтобы задать волну полноценного поиска, он нужен и актуален по-своему. Поэтому, я иногда могу на какие-то письма не отвечать, например, когда они приходят на «мыло». Понятно, что многим может казаться, что они, разучив какие-то комплексы из сложных асан, уже великие йогины-мастера, или какой-нибудь человек может научиться делать пару-тройку пудж, решит, что он - великий тантрик-садхака. В таких случаях, я считаю, это приводит к окостенению развития.
  Что касается практик бхаваны, что в Кашимирском шиваизме, у Натхов и др. линиях, - они поначалу бывают вполне конкретные: созерцание мурти Божества, например, Горакшанатха, затем, разные процессы отождествления с Божеством, что, конечно, качественно происходит не сразу. Созерцая Божество, можно видеть его лилы, какие-то особые качества Горакшанатха. Например, некоторые медитируют на форму Горакшанатха, которая излучает свет и пронизывает им все объекты, можно чувствовать, как все наши викальпы находятся в пространстве света. Можно видеть Горакшанатха как Вселенную, потом периодически отождествляться с ним и его состояниями. Это может быть на уровне какого-то физического изображения, а можно делать это и на уровне визуализации, просто кому-то сложно сразу удержать в сознании образ, поэтому используют внешний объект. Тем более, у натхов пужда более йогическая по своему внешнему виду. Опять же, опыт, полученный в тонком виде, может потом проецироваться на внешний объект или же быть осознан в собственном теле.  Есть много вариаций таких практик.
« Последнее редактирование: Июль 25, 2009, 16:57:56 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6255
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #43 : Август 19, 2009, 19:20:23 »

Адеш!
Вообще, асана-джайей называют состояние, когда вы в одной позиции можете легко находиться минимум три с половиной часа. То, как асны практикуются у натхов и в школах йоги, рассчитанных в большей степени на коммерцию, - это очень разные вещи. Асана - это также и место, где в спокойном состоянии выполняются те или иные асаны (как положения тела). Пространство практики должно быть подготовлено специальной мантрой. Если это на природе, то читается "дхарти-мантра", если в помещении, то "асана-лаганека". Поэтому уже само пространство способствует тому, чтобы йогин удерживал принятую асану в чистом спокойном состоянии сознания и тела.
Хотя, конечно, внешне есть три категории йогасан: вишраматмака-асаны (связанные с полным расслаблением) - это такие как шавасана; дхьянатмака, т.е. предназначенные для самьямы - такие как сиддхасана, свастикасана, падмасана и т.п.; и самвардханатмака - такие как сарвангасана, матсьясана, пашчима и т.д. В любых можно научиться входить в пратьяхару. Однако это происходит постепенно, переходя от внешне простых асан к сложным, на каждом этапе практики асаны можно немного усложнять.
« Последнее редактирование: Август 21, 2009, 13:38:50 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 836
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #44 : Август 19, 2009, 23:30:54 »

Адеш!
Джай Гуру Йоги Матсиендранатх Махарадж!

Са Према намаскара, Гуруджи.
Большое спасибо за Ваш пост.

Позвольте уточнить. Вы пишете:

Цитировать
Хотя, конечно, внешне есть три категории йогасан: вишраматмака-асаны (связанные с полным расслаблением) - это такие как шавасана, дхьянатмака, т.е. предназначенные для самьямы; такие как сиддхасана, свастикасана, падмасана и т.п. Самвардханатмака (такие как сарвангасана, матсьясана, пашчима и т.д), в любых можно научиться входить в пратьяхару. Однако это происходит постепенно, переходя от внешне простых асан к сложным, на каждом этапе практики асаны можно немного усложнять.

Можно чуть-чуть подробнее о группах асан в контексте "атмака" - какие для чего предназначены.

Используя методы, которые я почерпнул, читая Ваши постинги на этом форуме, с недавних пор я считаю, что у меня стала получаться падмасана. До 3, 5 часов, конечно, мне далеко еще, но теперь я уверен, потому что проверил на опыте, уверен в том, что могу "принять" правильную падмасану и расслабиться в ней. Регистрируемых сознанием напряжений нет.

В связи с Вашим сегодняшним постом у меня вопрос -
Цитировать
Однако это происходит постепенно, переходя от внешне простых асан к сложным, на каждом этапе практики асаны можно немного усложнять.

Как можно усложнять падмасану? Нужно ли это для достижения пратьяхары?  В чем энергетическое отличие падмасаны и бадха-падмасаны?   И еще, есть разное исполнение что ли падмасаны - более компактное, со сдвинутыми коленями и с расставленными. Помимо эстетической (визуальной) разницы есть ли еще какие-то отличия в этих асанах.

Большое спасибо, примите мои поклоны.
Записан