Адеш!
А простите, 84 сиддхи это люди (боги) или способности?
Звучит громко, но это все сразу. Изначальные девять натхов отождествляются с Богами, но только в традиции натхов они - Боги, которые были посвящены Шивой Горакшанатхом в практику йоги, после чего стали бессмертными сиддхами. Насколько мне известно, хатха-йога изначально является не просто ориентированной на асаны, как гимнастические упражнения, в ранних текстах мы не встречаем множество асан. Однако полным-полно описаний асан, как неких внутренних состояний тела и сознания. Отсюда вывод: асаны, как различные положения тела, их разные вариации, появились после 13 века и позже, хотя доказательств того, что их не было, мы не имеем. Есть изображения, найденные в Махенджодаро и др, но это все "медитативные позы". Тем не менее, могли быть какие-то тексты с их описанием, которые утерялись, примерно так же, как многие тантрические: например, очень непросто сейчас выяснить, что представляли собой в полном виде обряды каких-нибудь капаликов, каламукхов и т.д., и т.п. Даже в тех традиционных текстах по йоге, что есть на данный момент, мы имеем технически совершенно различное и непоследовательное описание асан, так же как сейчас все привыкли составлять сеты. Очевидно, сеты из асан - это вещи, зависящие исключительно от того или иного учителя и такие стили многочисленны, ориентированы на то, что подходит для той или иной группы практикующих, в зависимости от места и времени. Видимо, так было всегда. Кто знает, вспомнит ли кто-нибудь про йогу Айенгара лет эдак через 500-1000, а вот про принципы, описанные в классических текстах, вспомнят, вернее, принципы заложены в самой природе человеческого существа. У всех ведь тела одинаковые, лишь с небольшими отличиями.
Раджа-йога дополняет хатху, и хатха-йога поддерживает раджа-йогу, мы можем лишь протереть глаза и очистить их от наносных стереотипов, и понять, что «анги» - это ступени. Прочитав даже известные классические тексты, увидеть, что в практиках раджа-йоги тексты рекомендуют использовать вполне хатха-йогические методы. Я об этом русским говорил на протяжении нескольких лет и столкнулся с очень разными реакциями, в основном, с непринятием и непониманием. Пройдет лет 10 -15, и они скажут, как и всегда, что моя информация была правильной, но только вот они забывают тот факт, что раньше они говорили о «не квалификации» и т.п. Поэтому вещи, которым учу я, подходят людям, искренне интересующимся традиционным подходом (не использующим просто термин «традиция йоги», как стало сейчас модно делать), тем, кто не испорчен догмами «йога-попсы», или тем, кто копает глубоко тексты индуизма (беспристрастно, не в угоду какого-то индийского направления и его концепции (которая лично им нравится).
Итак, раджа-йога и хатха-йога не могут быть друг без друга, примерно как и тантра не может быть без своего внутреннего содержимого (т.е. йоги). Отсюда получается, что в асанах отражены принципы неких трансцендентных состояний, асаны - это формы, символизирующие те или иные градации Шакти, внутри которых пребывает часть сознания Шивы. Шива и Шакти составляют структуры взаимодействия разных уровней энергии и сознания. Эти уровни связаны с асанами. Мы можем постичь их лишь интуитивно, достигая чистоты и полного равновесия на уровне тела, праны и ума. Техники хатха-йоги несколько отличаются от тантрического ритуализма, однако они близки к тем уровням, из которых вышла ритуальная символика, т.е. из сахаджи, как состояния, так и образа практики. Одна из главных задач йога-асан - снять напряжение в теле, сделать тело подобным пустому сосуду (гхата), который может быть открыт для океана жизненной силы и сознания, хотя эта связь есть всегда, просто у всех она разная. Делая асаны, вы постепенно увеличиваете свою связь с все более тонкими и сильными состояниями праны. Т.е. вы раскрываете все сильнее свое совершенное состояние, поэтому и говорится, что из всех асан основная - это сиддхасана (поза совершенного существа). Образы совершенных существ в традиции натхов есть, отсюда мы приходим к необходимости сочетания йоги с таким понятием как бхакти, хотя, быть может, и несколько отличной от дуалистических подходов. В йоге, для ее правильного понимания, огромную роль играет целепостроение (для чего и что ты совершаешь), к сожалению, в России я пока не видел людей, знающих достаточно подобную тему и способных объяснить то, как один вид йоги связан с другим. Отсюда и столько создано искаженных подходов к разным разделам йоги: асаны, пранаямы, бандхи, мудры и т.п. У «религиозных» тантриков свои перекосы, у йогов - свои, одни говорят о востребованности тела в практике, сводя все к гедонизму, другие омертвляют духовные идеалы тантрической йоги, делая из них «фитнесово-овощную концепцию практики йоги». Но что самое парадоксальное, последняя категория себя с павлиньей гордыней называет самыми настоящими практиками, и чем больше они в это продолжают верить, тем меньше и меньше такие люди имеют отношение к той йоге, которой следуют Натховские Учителя. Еще раз подчеркну, важна ориентация на правильную цель во всех практиках йоги, независимо от того, какие они. Только так можно от практик получить полноценные плоды и никак иначе. Поэтому весьма закономерно, что асаны соотносятся с 84 сиддхами.
Несколько лет назад, когда я стал передавать дикши в практику почитания Горакшанатха, очень многие инструктора йоги в России озадачились этим, много было и таких, которые говорили: «Да..., он учит йоге, он учит мантрам, или он никакой, или натхи в Индии отстали от русских «опытных практиков»». Все это смотрелось и смотрится по сей день очень комично. Потому что люди не понимают, что без ориентации на состояние и природу Горакшанатха они не способны, живя стандартными йога-стереотипами, понять то, на что вообще ориентированы асана и какие-либо еще практики натхов. Они спорят о том, что лучше: прыгать в виньясах или же смотреть за конфигурациями тела по Айенгару и т.д., но не понимают того, что обучение начинается со способности слышать Учителей, воспринимать их на уровне хотя бы минимального уважения. Этому их никогда никто не учил, поэтому стандартная хатха-йога личностно и сущностно людей практически не меняет. Какие-то дефекты тела, конечно, временно гимнастика может устранить, но лишь в определенной степени. Но любой вид йоги - это духовный путь, который требует к себе более серьезного отношения: хатха-йога не менее священна, чем та же джапа или пуджа, неслучайно в «Тан-пракаше» хатха-йогу определяют как форму упасаны. Если вы это скажете обычному западному последователю «йоги», или какой-то формы индуизма, он подумает, что сумасшедший вы, а не он. В один момент я осознал, что заблуждаться могут даже миллионы людей. Зато как они все дружно говорят: «Я бы поклонился тому или иному Гуру, если бы мне показали среди них достойного сиддха». Но даже если такие сиддхи и есть, каков им резон метать бисер? Пусть они и «бодхисаттвичны», время не ждет никого, даже сиддхов, зачем знание сейчас передавать тому, кто его не воспримет, если уже сейчас может быть воспринято кем-то, кто способен больше ценить и слышать? Отсюда, у натхов передача в Традиции не в виде техники асан, пранаям, растягиваний языка, всасываний в пенис жидкостей и т.п., а в виде джанеу, используемой в почитании Горакшанатха, кундал - означающих полную отдачу себя пути йоги и Гуру Горакшанатху. Понимаете, откуда берутся эти 84 асаны? Здесь важно осознавать суть, содержащуюся между строк.