Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Асаны  (Прочитано 93535 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1029
    • Традиция Натхов
Re:Асаны
« Ответ #60 : Сентябрь 30, 2009, 13:36:26 »

Гуруджи ко Адеш!

Насколько я знаю, асаны поначалу вообще соотносились с именами 84 сиддхов, но текстов, которые подробно их описывают, ранее 17 века не встречается, впрочем, важна сама идея. ... Изначально асаны были формами отождествления с сиддхами, они, собственно говоря, играли роль примерно такую же, как и Боги для садхаков в тантризме...

Очень интересно!

С уважением, Виктор.
Записан

Сатьяпрем

  • *
  • Сообщений: 10
Re:Асаны
« Ответ #61 : Сентябрь 30, 2009, 17:58:38 »

Адеш!
Насколько я знаю, асаны поначалу вообще соотносились с именами 84 сиддхов, но текстов, которые подробно их описывают, ранее 17 века не встречается, впрочем, важна сама идея.

А простите, 84 сиддхи это люди (боги) или способности?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #62 : Октябрь 05, 2009, 02:03:58 »

Адеш!

А простите, 84 сиддхи это люди (боги) или способности?

   Звучит громко, но это все сразу. Изначальные девять натхов отождествляются с Богами, но только в традиции натхов они - Боги, которые были посвящены Шивой Горакшанатхом в практику йоги, после чего стали бессмертными сиддхами. Насколько мне известно, хатха-йога изначально является не просто ориентированной на асаны, как гимнастические упражнения, в ранних текстах мы не встречаем множество асан. Однако полным-полно описаний асан, как неких внутренних состояний тела и сознания. Отсюда вывод: асаны, как различные положения тела, их разные вариации, появились после 13 века и позже, хотя доказательств того, что их не было, мы не имеем. Есть изображения, найденные в Махенджодаро и др, но это все "медитативные позы". Тем не менее, могли быть какие-то тексты с их описанием, которые утерялись, примерно так же, как многие тантрические: например, очень непросто сейчас выяснить, что представляли собой в полном виде обряды каких-нибудь капаликов, каламукхов и т.д., и т.п. Даже в тех традиционных текстах по йоге, что есть на данный момент, мы имеем технически совершенно различное и непоследовательное описание асан, так же как сейчас все привыкли составлять сеты. Очевидно, сеты из асан - это вещи, зависящие исключительно от того или иного учителя и такие стили многочисленны, ориентированы на то, что подходит для той или иной группы практикующих, в зависимости от места и времени. Видимо, так было всегда.  Кто знает, вспомнит ли кто-нибудь про йогу Айенгара лет эдак через 500-1000, а вот про принципы, описанные в классических текстах, вспомнят, вернее, принципы заложены в самой природе человеческого существа. У всех ведь тела одинаковые, лишь с небольшими отличиями.
     Раджа-йога дополняет хатху, и хатха-йога поддерживает раджа-йогу, мы можем лишь протереть глаза и очистить их от наносных стереотипов, и понять, что «анги» - это ступени. Прочитав даже известные классические тексты, увидеть, что в практиках раджа-йоги тексты рекомендуют использовать вполне хатха-йогические методы. Я об этом русским говорил на протяжении нескольких лет и столкнулся с очень разными реакциями, в основном, с непринятием и непониманием. Пройдет лет 10 -15, и они скажут, как и всегда, что моя информация была правильной, но только вот они забывают тот факт, что раньше они говорили о «не квалификации» и т.п. Поэтому вещи, которым учу я, подходят людям, искренне интересующимся традиционным подходом (не использующим просто термин «традиция йоги», как стало сейчас модно делать), тем, кто не испорчен догмами «йога-попсы», или тем, кто копает глубоко тексты индуизма (беспристрастно, не в угоду какого-то индийского направления и его концепции (которая лично им нравится).
       Итак, раджа-йога и хатха-йога не могут быть друг без друга, примерно как и тантра не может быть без своего внутреннего содержимого (т.е. йоги). Отсюда получается, что в асанах отражены принципы неких трансцендентных состояний, асаны - это формы, символизирующие те или иные градации Шакти, внутри которых пребывает часть сознания Шивы. Шива и Шакти составляют структуры взаимодействия разных уровней энергии и сознания. Эти уровни связаны с асанами. Мы можем постичь их лишь интуитивно, достигая чистоты и полного равновесия на уровне тела, праны и ума. Техники хатха-йоги несколько отличаются от тантрического ритуализма, однако они близки к тем уровням, из которых вышла ритуальная символика, т.е. из сахаджи, как состояния, так и образа практики. Одна из главных задач йога-асан - снять напряжение в теле, сделать тело подобным пустому сосуду (гхата), который может быть открыт для океана жизненной силы и сознания, хотя эта связь есть всегда, просто у всех она разная. Делая асаны, вы постепенно увеличиваете свою связь с все более тонкими и сильными состояниями праны. Т.е. вы раскрываете все сильнее свое совершенное состояние, поэтому и говорится, что из всех асан основная - это сиддхасана (поза совершенного существа). Образы совершенных существ в традиции натхов есть, отсюда мы приходим к необходимости сочетания йоги с таким понятием как бхакти, хотя, быть может, и несколько отличной от дуалистических подходов. В йоге, для ее правильного понимания, огромную роль играет целепостроение (для чего и что ты совершаешь), к сожалению, в России я пока не видел людей, знающих достаточно подобную тему и способных объяснить то, как один вид йоги связан с другим. Отсюда и столько создано искаженных подходов к разным разделам йоги: асаны, пранаямы, бандхи, мудры и т.п. У «религиозных» тантриков свои перекосы, у йогов - свои, одни говорят о востребованности тела в практике, сводя все к гедонизму, другие омертвляют духовные идеалы тантрической йоги, делая из них «фитнесово-овощную концепцию практики йоги». Но что самое парадоксальное, последняя категория себя с павлиньей гордыней называет самыми настоящими практиками, и чем больше они в это продолжают верить, тем меньше и меньше такие люди имеют отношение к той йоге, которой следуют Натховские Учителя. Еще раз подчеркну, важна ориентация на правильную цель во всех практиках йоги, независимо от того, какие они. Только так можно от практик получить полноценные плоды и никак иначе. Поэтому весьма закономерно, что асаны соотносятся с 84 сиддхами.
     Несколько лет назад, когда я стал передавать дикши в практику почитания Горакшанатха, очень многие инструктора йоги в России озадачились этим, много было и таких, которые говорили: «Да..., он учит йоге, он учит мантрам, или он никакой, или натхи в Индии отстали от русских «опытных практиков»».  Все это смотрелось и смотрится по сей день очень комично. Потому что люди не понимают, что без ориентации на состояние и природу Горакшанатха они не способны, живя стандартными йога-стереотипами, понять то, на что вообще ориентированы асана и какие-либо еще практики натхов. Они спорят о том, что лучше: прыгать в виньясах или же смотреть за конфигурациями тела по Айенгару и т.д., но не понимают того, что обучение начинается со способности слышать Учителей, воспринимать их на уровне хотя бы минимального уважения. Этому их никогда никто не учил, поэтому стандартная хатха-йога личностно и сущностно людей практически не меняет. Какие-то дефекты тела, конечно,  временно гимнастика может устранить, но лишь в определенной степени. Но любой вид йоги - это духовный путь, который требует к себе более серьезного отношения: хатха-йога не менее священна, чем та же джапа или пуджа, неслучайно в «Тан-пракаше» хатха-йогу определяют как форму упасаны. Если вы это скажете обычному западному последователю «йоги», или какой-то формы индуизма, он подумает, что сумасшедший вы, а не он. В один момент я осознал, что заблуждаться могут даже миллионы людей. Зато как они все дружно говорят: «Я бы поклонился тому или иному Гуру, если бы мне показали среди них достойного сиддха». Но даже если такие сиддхи и есть, каков им резон метать бисер? Пусть они и «бодхисаттвичны», время не ждет никого, даже сиддхов, зачем знание сейчас передавать тому, кто его не воспримет, если уже сейчас может быть воспринято кем-то, кто способен больше ценить и слышать?  Отсюда, у натхов передача в Традиции не в виде техники асан, пранаям, растягиваний языка, всасываний в пенис жидкостей и т.п., а в виде джанеу, используемой в почитании Горакшанатха, кундал - означающих полную отдачу себя пути йоги и Гуру Горакшанатху. Понимаете, откуда берутся эти 84 асаны? Здесь важно осознавать суть, содержащуюся между строк.
« Последнее редактирование: Октябрь 06, 2009, 00:49:18 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #63 : Март 02, 2010, 18:19:07 »

Адеш!
Джай Гуру Йоги Матсиендранатх Махарадж!

На форуме неоднократно отмечалось, что Натхи относятся к работе с телом, с асанами как к духовной практике. У тех, кто стремится постингуть суть Хатха Йоги (как в прочем и у тех, кто пытается сакрализировать йога фитнес) рано и поздно возникнет вопрос о связи той или иной асаны с... чем или с Кем? Ведь есть кистевые мудры, угодные тем ли иным Божествам, следовательно не лишним будет предположить, что та или иная асана "дает связь" с тем или иным аспектом Божественного?

Существует ли связь конкретной асаны с тем или иным Божеством?  Когда садхака об этом может узнать? как это ощущается?

Примите мои поклоны.

Записан

Tarakanatha

  • .
  • *
  • Сообщений: 222
Re:Асаны
« Ответ #64 : Март 03, 2010, 01:52:45 »

Адеш!
Джай Гуру Йоги Матсиендранатх Махарадж!

На форуме неоднократно отмечалось, что Натхи относятся к работе с телом, с асанами как к духовной практике. У тех, кто стремится постингуть суть Хатха Йоги (как в прочем и у тех, кто пытается сакрализировать йога фитнес) рано и поздно возникнет вопрос о связи той или иной асаны с... чем или с Кем? Ведь есть кистевые мудры, угодные тем ли иным Божествам, следовательно не лишним будет предположить, что та или иная асана "дает связь" с тем или иным аспектом Божественного?

Существует ли связь конкретной асаны с тем или иным Божеством?  Когда садхака об этом может узнать? как это ощущается?

Примите мои поклоны.

  Точно могу сказать - существуют! ))  Только это не т.ск. "божества", а 84 Махасиддха, каждому соответствует своя асана.  Об этом нам в Самаре Гуруджи рассказывал, я лично книгу видел с картинками  :05:  Надо у Гуруджи испросить, он расскажет.. или даже уже об этом обмолвился как-то.
  Мне самому интересны подробности.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #65 : Март 03, 2010, 12:34:01 »

Адеш!
Да, это текст Баласундари Нава-натха Чаураси-сиддха паддхати, один мой ученик жил полгода у натхов в Непале и раздобыл тексты из монастырской библиотеки. Hедавно "Лонавла" издал неплохую книгу с разъяснением, как 84 "медитативные асаны" переходят в тренировочные. Еще могу сказать, что асана, в которой прана стабильна и сознание также, очень важна для дхьяны (как эта дхьяна будет использоваться, это уже другой вопрос), для созерцания, джапы и т.п.
« Последнее редактирование: Март 03, 2010, 17:40:38 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #66 : Март 03, 2010, 16:19:37 »

Адеш!

Джай Гурудев!

Спасибо.  Спрошу по-другому, если ли асану "угодные" Шиве, Вишну, Ганеше?
Примите мои поклоны.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #67 : Март 13, 2010, 18:43:40 »

Спрошу по-другому, если ли асаны "угодные" Шиве, Вишну, Ганеше?

  Цель всех асан - достичь состояния равновесия праны в теле, спокойствия сознания, а также способности без каких-либо затруднений находиться в одной асане долго, для того чтобы вы могли спокойно совершить дхьяну. Находиться долго в асане - означает спокойствие ума и праны, что происходит при направлении праны и сознания в сушумна-нади, сиддхасана - самая подходящая асана для таких целей. Это состояние и называют асана-сиддхи. Однако нужно стремиться в каждой асане обрести состояние спокойствия, легкости, и в практике асаны очень важно дыхание, открытость ума, они связаны друг с другом. Если ваше дыхание сбивается, то у вас и ум неустойчив, если у вас  в теле какие-либо блоки, то дыхание не проходит свободно к "нади", и тогда асана-сиддхи невозможны, и, следовательно, дхьяна будет затруднительной. Поэтому в каждой принятой асане нужно учиться достигать комфорта на всех уровнях своего существа, постепенно приближаясь к тому, чтобы полностью утвердиться в таком состоянии, тогда вы сможете качественно совершать дхьяну.
   Что такое йогасаны в широком смысле? И на что в них должен ориентироваться натха-йоги, практикующий асаны? Он должен ориентироваться на основные задачи йогина, это - постижение запредельного в своем теле, тело должно стать "пустотно-подобным" и прана в этом играет значительную роль. Для йогина совершенное состояние - это то, что он обретает внутри своего тела, для этого могут быть внешние опоры в виде разных упай. Упаи - это силы, которые проявляются из самого же йогина. Что касается Божеств, натхи не просто имеют дело с Божествами, а с Божествами, олицетворяющими совершенное состояние Махасиддха, все эти Божества для натхов представлены в человеческой форме, она также является и олицетворением следствия совершенной авеши, реализуемой через недвойственные тантрические практики. Сами по себе Божества также важны, но они второстепенны, ведь если не будет вас, то не будет и Божеств для вас.
« Последнее редактирование: Март 13, 2010, 21:57:15 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #68 : Март 13, 2010, 23:30:48 »

Адеш!
Гуруджи, благодарю вас,
примите мои поклоны
Записан

Amon

  • *
  • Сообщений: 519
  • Вас не существует , то что видите иллюзия
Re:Асаны
« Ответ #69 : Март 14, 2010, 14:56:17 »

 :05: Адеш!

А можно ли коротенько написать суть связи конкретной асаны с Божественным в Традиции Натхов  из этой книжки ?? Как я понимаю , связь устанавливается на уровне энергетических взаимодействий. Зная систему чакр , зная все главные и маленькие чакры , их энергии , мы можем сопоставить божества и нахождение их в нашем теле , также мы можем сопоставить пранические эффекты , таким образом для практика , будет очень интересно самому раскрыть этот потенциал и выявить такую связь. Из лекций Yogi Matsyendranatha про асаны , можно узнать о важности асан и работе с энергиями. А там уже не трудно догадаться. Это лично мое мнение ... Но суть из названой книжки я бы тоже послушал. Я полагаю что в этой книге описаны мантры чакр , причем не только главных, может быть модифицированный текст описания чакр, описаны методы асан , и самое главное практики для конкретного сопоставления.

Мне вообще интересно еще раньше было , написать такой трактат самому. Адеш!
Записан
Сто лет жизни как сон

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Асаны
« Ответ #70 : Март 19, 2010, 18:28:57 »

Адеш!
Честно говоря, сканить книгу сейчас неудобно, но я все-таки отснял пару страничек для примера, где описана Гопичандасана и еще Горакшасана. Как такая связь может осуществляться? Чтобы это понять, нужно отойти от привычного подхода в асанах. Привычный подход заключается в том, что вы делаете асаны, а потом дхьяну. Но если вы посмотрите классические тексты йоги, то последовательность чаще бывает иной: сначала мантра-йога, потом хатха, лайя и раджа, или сначала Яма и Нияма, а потом асаны. В Яму и Нияму входит повторение мантры, и разные формы упасаны также. А это означает, что какой-то опыт дхьяны йогин получает еще до того, как может начать практиковать хатха-йогу. Если отталкиваться от такого варианта, то тогда Божественность в асанах вполне допустима. Если вы возьмете привычный многим вариант: разминка, подготовка тела, потом пранаяма, мудры, бандхи и дальше медитация, в том числе с использованием мантр, то это уже другое. Здесь вопрос состоит скорее в последовательностях.
Для наглядности прилагаю копию нескольких страниц из книги, и далее мы можем это дело обсудить уже в мелочах и деталях. Как видите, на фото есть варианты одной асаны, интересно, какие у вас версии относительного того, почему такие варианты?

 

 
« Последнее редактирование: Март 19, 2010, 23:31:36 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #71 : Март 19, 2010, 19:21:18 »

Шри Натха джи Гуру джи ко Адеш!

Гуруджи, примите мои поклоны.


Форма Асаны отождествляет, мне думается "обволакивает" антахкарану и создает предпосылки с одной стороны для равномерного течения Праны, а с другой создает тенденцию к накапливанию и направлению Праны в нужное русло
Это настолько удивительно и очень полезно, спасибо Вам огромное, этого очень много для изучения.

Горакшасана V
В Горакшасана III, кажется что Он может быстро подняться
Это великолепные иллюстрации

Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:Асаны
« Ответ #72 : Март 19, 2010, 19:29:30 »

Адеш!
Думаю, что скорее достигается фоновой равновесие, а дальше оно сохраняется в каждой асане. Может быть, виды асаны его в каком-то смысле усиливают посредством дыхания также.
Я видел многих садху баба на Кумбхамеле и не только, которые принимают асану какую-то сложную и держат ее долго, но это реальный тапас. Сложно представить, что в наших западных условиях люди с их привычками и представлениями будут делать йогу такого рода. Впрочем, может в этом есть и какой-то иной подход. Статические асаны и спокойное дыхание и ум, возможно, могут очищать тело, дыхание при каждой такой асане "промывает каналы". Интересно, если кто-то еще асаны чувствует таким вот макаром, для меня динамика в принципе уже давно позади, в "детстве" ей баловался, при нынешних наработках только статика.
Записан

Asitanganath

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 611
  • Om Shiva Goraksha Yogi
Re:Асаны
« Ответ #73 : Март 19, 2010, 19:31:51 »

Адеш!

В Гопичанда асане неужели возможно расслабиться? :)  
простите мое невежество
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re:Асаны
« Ответ #74 : Март 19, 2010, 19:36:15 »

Как в шавасане однозначно нет, а чувствовать целостность каждой части тела друг с другом и такого уровня комфортное состояние вполне реально, тем более, если в этом процессе хорошо поставлено дыхание.
« Последнее редактирование: Март 19, 2010, 19:47:49 от Виранатха »
Записан