Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Патанджали йога-сутры.  (Прочитано 6711 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 76
Патанджали йога-сутры.
« : Август 19, 2008, 17:13:12 »

Приветствия все участникам форума!
Я прочитал у вас на сайте, что Патанджали не связан с хатха-йогой, что это раджа-йога, но текстах Натхов говорится, что без хатхи, не может быть раджа-йоги и наоборот. Как понимать тогда отдельность йоги Патанджали и Натхов?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #1 : Август 19, 2008, 20:39:24 »

Намасте, Всеволод!

   Просто Йога Патанджали - это, по сути, "Йога-самадхи". Если хатха-йога включает асану и пранаяму, лайя-йога - пратьяхару, дхарану и дхьяну, то раджа-йога - это, в первую очередь, состояние унмани, парамапада, кайвалья. Его труд посвящен самадхи, описанию природы самадхи, путей его достижения. Без Горакшанатха все это или очень сложно, или может быть полезным только как философия. Горакшанатх дал практику, которую он поставил на первое место, тогда как философию - на второе.

  Человек не способен ничего понять без двух важных вещей: первое - это Гуру; второе - практика и теория. Конечно, есть информация с описаниями разных методик, есть много книг по йоге. Но все они мертвы, если нет Гуру. Гуру дает ученику то, что его может быстро и радикально поменять, он может донести метод, который будет работать и приведет к пониманию. Поэтому Горакшанатх был Учителем методов, он написал не просто афоризмы, он написал тексты со множеством практик, и такому подходу он учил своих учеников, а те, в свою очередь, учили своих учеников. Горакшанатх, Матсьендранатх, Чаурангинатх, Сатьянатх и др. учили тому, что проявлено. Их подход - личностный. Патанджали  - это сутры, афоризмы, его подход - безличностный. Патанджали - это нечто высокое над миром. Его сутры уникальны, они красивы и авторитетны, но натхи учат тому, что меняет с простых уровней. Они делают Патанджали практичным.
 
   Мы не почитаем того Патанджали, который известен во многих традициях как отец йоги или как Ананта-шеша. Мы почитаем Патанджали как одного из девяти натхов, Ачалачамбхенатха. Или, если быть еще точнее, то как Горакшанатха. Или как того Гуру, который вас учит. Но если уж совсем точно, то как того, кто присутствует в процессе вашего развития.

  Нет ничего важнее вашего развития и вашей садханы. Это самое главное. Если есть стремление развиваться, меняться в лучшую сторону, то тогда у Вас есть Гуру, есть Горакшанатх, есть Патанджали, есть Шива, есть Все. Но если нет желания меняться, то даже наличие всех Гуру и Патанджали, вряд ли будет иметь истинную ценность. Горакшанатх учил не только хатха-йоге. Он учил той йоге, которая просто берется и делается. Он учил всем видам йоги. Его не интересовали догмы, как и то, в чем истина: в двайте, адвайте, двайтадвайте, шуддхадвайте, теории эстетизма и пр. Он видел истину в том, что можно применять и сразу получать максимальную трансформацию.

   У Патанджали нет парампары. У Патанджали есть только один текст. Патанджали - это путь развития в мире, в его воззрении мир надо оставить, войдя в нирвикальпа-самадхи. У натхов самадхи реализуется в этом мире.
« Последнее редактирование: Август 20, 2008, 00:22:43 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 76
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #2 : Август 19, 2008, 21:28:35 »

Спасибо большое за ответ! А чем тогда практический подход Натхов, отличается от многочисленных комментариев на Йога-сутры, составленные ранними Учителями и современными, навроде Сатьянанда Сарасвати, и других? Многие ведь пишут к ним пояснения в виде асан хатха-йоги, пранаям и прочих практик.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #3 : Август 19, 2008, 21:38:19 »

  Но они берут все техники из натховских источников или из тех, кто от них взял раньше. В этом особой проблемы нет. Просто каждый привносит что-то свое. Но важно, чтобы под налетом все этих полезных открытий не затерялась главная суть практик, их основные ключи. А открытия - это, конечно, хорошо.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Leta Baba

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1745
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #4 : Август 19, 2008, 21:50:43 »

Адеш!
Все таки очень интересно, я внутренне наталкиваюсь на внутреннюю дифференцированность, потому что Патанджали как-то пока у меня не увязывается из всего того, что тут пишется даже с Раджа-йогой Натхов. Это видимо какое-то совсем естественное явление. Я сделал такой вывод, побывав в ряде натховских храмов и как выяснилось, никто там не продает йога-сутры Патанджали, зато много своих текстов по йоге. Странно. Гуруджи, а почему вот так все вышло, что к примеру стоило бы какому нибудь умному Натху взять и написать бы к ним комменты?  В чем собственно такие существенные разночтения, что заставило Натхов так относится к сутрам которые многие считают "классикой йоги"?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #5 : Август 19, 2008, 22:07:05 »

Адеш, Лета Баба!

  Я думаю, что причина чисто в идеологических  факторах, именно они так повлияли, сами натхи тут не причем. Потому что Патанджали вошел в каноны брахманизма, а брахманизм к таким традициям, типа натхов, сами понимаете, как относится. Ну, а натхи, в свою очередь, поступили просто, нет так нет, скажете да - будет да. У них, вообще, подход ко всему нейтральный. Для индусской религии система Патанджали - это не просто йога, как ее видим мы, т.к. сам Патанджали, в первую очередь, основатель даршаны, при этом с конкретной двойственной концепцией. А для индусов религия на первом месте всегда была. Для людей запада или тех, кто на него ориентируется, это не столь важно, ну, а Индия - это Индия, с этим уже ничего не поделать. Индусы редко не ставят знака разделения между тантрой и брахманизмом, ну и они, в общем-то, правы во многом.   
« Последнее редактирование: Август 20, 2008, 00:24:49 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re:Патанджали йога-сутры.
« Ответ #6 : Март 15, 2014, 13:05:17 »

Гуруджи ко Адеш!

  Кстати, были натхи, которые писали комментарии к Патанджали, но с точки зрения натхизма, используя цитаты из текстов Горакшанатха. Есть комментарии на санскрите на «Йога-сутры» Патанджали, написанные Йоги Шри Шанкарнатхом. Выходили и просто книги, которые освещали сходства и различия Патанджали и Горакшанатха. Одна такая книга была издана в Горакхпуре.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sakshinath

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #7 : Март 15, 2014, 15:53:59 »

У натхов самадхи реализуется в этом мире.

Гуруджи ко Адеш!

Гуруджи, есть у натхов такое понятие, как не возврата, на каком этапе реализации самадхи, можно вернутся обратно?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #8 : Март 16, 2014, 02:33:08 »

У натхов самадхи реализуется в этом мире.
Гуруджи, есть у натхов такое понятие, как не возврата, на каком этапе реализации самадхи, можно вернутся обратно?

  У них есть и концепция видеха-мукти (отказ от телесного перерождения), и садеха-мукти, или дживанмукти (реализация просветленности при жизни). Хотя о дживанмукти в текстах натхов больше говорится.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sakshinath

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #9 : Март 16, 2014, 13:26:17 »

У натхов самадхи реализуется в этом мире.
Гуруджи, есть у натхов такое понятие, как не возврата, на каком этапе реализации самадхи, можно вернутся обратно?

У них есть и концепция видеха-мукти (отказ от телесного перерождения), и садеха-мукти, или дживанмукти (реализация просветленности при жизни). Хотя о дживанмукти в текстах натхов больше говорится.
Гуру джи, а чем они (видеха-мукти и садеха-мукти) отличаются кроме пребывания в теле?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6204
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #10 : Март 17, 2014, 12:40:52 »

У натхов самадхи реализуется в этом мире.
Гуруджи, есть у натхов такое понятие, как не возврата, на каком этапе реализации самадхи, можно вернутся обратно?

У них есть и концепция видеха-мукти (отказ от телесного перерождения), и садеха-мукти, или дживанмукти (реализация просветленности при жизни). Хотя о дживанмукти в текстах натхов больше говорится.
Гуру джи, а чем они (видеха-мукти и садеха-мукти) отличаются кроме пребывания в теле?

  Са-деха – означает буквально "самадхи с телом", и ви-деха – "самадхи без тела". Я это вижу так: есть просто одна реальность, она может быть внутри тела и вне его, но она одна и та же, она едина.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Sakshinath

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #11 : Март 17, 2014, 13:51:00 »

У натхов самадхи реализуется в этом мире.
Гуруджи, есть у натхов такое понятие, как не возврата, на каком этапе реализации самадхи, можно вернутся обратно?

У них есть и концепция видеха-мукти (отказ от телесного перерождения), и садеха-мукти, или дживанмукти (реализация просветленности при жизни). Хотя о дживанмукти в текстах натхов больше говорится.
Гуру джи, а чем они (видеха-мукти и садеха-мукти) отличаются кроме пребывания в теле?

Са-деха - означает буквально "самадхи с телом" и ви-деха - "самадхи без тела". Я это вижу так: есть просто одна реальность, она может быть внутри тела и вне его, но она одна и та же, она едина.

Гуруджи, мне всегда было интересно о чем говорится в Б.Г. 7.3.
манушйанам сахасрешу
кашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханам
кашчин мам ветти таттватах
перевод:
Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня.

Не понятно, о каких совершенствах идет речь если не познали татву?
« Последнее редактирование: Март 17, 2014, 13:52:43 от SAKSHINATH »
Записан

Антари

  • *
  • Сообщений: 236
Re:Патанджали йога-сутры.
« Ответ #12 : Март 23, 2014, 13:57:11 »

"Бхагавад Гита" это разнородный памятник, компиляция. Некоторые её части созданы людьми, далёкими от духовной жизни, выдающими не истинное за истинное, сплетающими истинное и не истинное воедино. Вообще у религии почитания Кришны много общего с православием. Думаю, те, кто их создавали, нашли бы среди людей, сейчас занимающих ответственные посты в российской политической и церковной жизни, своих единомышленников. Они понимали, что отделить молоко от воды смогут немногие.
Записан

Sakshinath

  • *
  • Сообщений: 203
Re:Патанджали йога-сутры.
« Ответ #13 : Март 23, 2014, 16:55:23 »

"Бхагавад Гита" это разнородный памятник, компиляция, некоторые её части созданы людьми далёкими от духовной жизни, выдающими не истинное за истинное, сплетающими истинное и не истинное воедино. Вообще у религии почитания Кришны много общего с православием. Думаю, те, кто их создавали, нашли бы среди людей,сейчас занимающих ответственные посты в российской политической и церковной жизни, своих единомышленников. Они понимали, что отделить молоко от воды смогут немногие.

Натхаджи ко Адеш!
Если покопаться, то подобные вещи можно обобщить и обнаружить несовершенства в любой традиции. Это если поверхностно разгребать. А вот когда порыть и кайлом помахать, то можно найти брильянты, их очень не много, но они есть. Иногда можно быстро найти, как повезет. На мой взгляд, здесь даже главное не найти, а обнаружить. На счет- компиляции, то любая раскрытая истина, существовала до ее раскрытия и это конечно не обесценивает личностей раскрывших ее. Как говорится- примите истину, даже если она исходит, из уст ребенка, или попугая.
Это если я правильно вас понял?
« Последнее редактирование: Март 23, 2014, 17:23:07 от Sakshinath »
Записан

Антари

  • *
  • Сообщений: 236
Re:Патанджали йога-сутры.
« Ответ #14 : Март 23, 2014, 18:30:37 »

Да, в Бхагавад Гите есть бриллианты. :05:
Записан