Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Патанджали йога-сутры.  (Прочитано 71318 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Патанджали йога-сутры.
« : Август 19, 2008, 17:13:12 »

Приветствия все участникам форума!
Я прочитал у вас на сайте, что Патанджали не связан с хатха-йогой, что это раджа-йога, но в текстах Натхов говорится, что без хатхи не может быть раджа-йоги и наоборот. Как понимать тогда отдельность йоги Патанджали и Натхов?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #1 : Август 19, 2008, 20:39:24 »

Намасте, Всеволод!

   Просто Йога Патанджали - это, по сути, "Йога-самадхи". Если хатха-йога включает асану и пранаяму, лайя-йога - пратьяхару, дхарану и дхьяну, то раджа-йога - это, в первую очередь, состояние унмани, парамапада, кайвалья. Его труд посвящен самадхи, описанию природы самадхи, путей его достижения. Без Горакшанатха все это или очень сложно, или может быть полезным только как философия. Горакшанатх дал практику, которую он поставил на первое место, тогда как философию - на второе.

  Человек не способен ничего понять без двух важных вещей: первое - это Гуру; второе - практика и теория. Конечно, есть информация с описаниями разных методик, есть много книг по йоге. Но все они мертвы, если нет Гуру. Гуру дает ученику то, что его может быстро и радикально поменять, он может донести метод, который будет работать и приведет к пониманию. Поэтому Горакшанатх был Учителем методов, он написал не просто афоризмы, он написал тексты со множеством практик, и такому подходу он учил своих учеников, а те, в свою очередь, учили своих учеников. Горакшанатх, Матсьендранатх, Чаурангинатх, Сатьянатх и др. учили тому, что проявлено. Их подход - личностный. Патанджали  - это сутры, афоризмы, его подход - безличностный. Патанджали - это нечто высокое над миром. Его сутры уникальны, они красивы и авторитетны, но натхи учат тому, что меняет с простых уровней. Они делают Патанджали практичным.
 
   Мы не почитаем того Патанджали, который известен во многих традициях как отец йоги или как Ананта-шеша. Мы почитаем Патанджали как одного из девяти натхов, Ачалачамбхенатха. Или, если быть еще точнее, то как Горакшанатха. Или как того Гуру, который вас учит. Но если уж совсем точно, то как того, кто присутствует в процессе вашего развития.

  Нет ничего важнее вашего развития и вашей садханы. Это самое главное. Если есть стремление развиваться, меняться в лучшую сторону, то тогда у Вас есть Гуру, есть Горакшанатх, есть Патанджали, есть Шива, есть Все. Но если нет желания меняться, то даже наличие всех Гуру и Патанджали, вряд ли будет иметь истинную ценность. Горакшанатх учил не только хатха-йоге. Он учил той йоге, которая просто берется и делается. Он учил всем видам йоги. Его не интересовали догмы, как и то, в чем истина: в двайте, адвайте, двайтадвайте, шуддхадвайте, теории эстетизма и пр. Он видел истину в том, что можно применять и сразу получать максимальную трансформацию.

   У Патанджали нет парампары. У Патанджали есть только один текст. Патанджали - это путь развития в мире, в его воззрении мир надо оставить, войдя в нирвикальпа-самадхи. У натхов самадхи реализуется в этом мире.
« Последнее редактирование: Август 20, 2008, 00:22:43 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #2 : Август 19, 2008, 21:28:35 »

Спасибо большое за ответ! А чем тогда практический подход Натхов, отличается от многочисленных комментариев на Йога-сутры, составленные ранними Учителями и современными, навроде Сатьянанда Сарасвати, и других? Многие ведь пишут к ним пояснения в виде асан хатха-йоги, пранаям и прочих практик.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #3 : Август 19, 2008, 21:38:19 »

  Но они берут все техники из натховских источников или из тех, кто от них взял раньше. В этом особой проблемы нет. Просто каждый привносит что-то свое. Но важно, чтобы под налетом все этих полезных открытий не затерялась главная суть практик, их основные ключи. А открытия - это, конечно, хорошо.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #4 : Август 19, 2008, 21:50:43 »

Адеш!
Все таки очень интересно, я внутренне наталкиваюсь на внутреннюю дифференцированность, потому что Патанджали как-то пока у меня не увязывается из всего того, что тут пишется даже с Раджа-йогой Натхов. Это видимо какое-то совсем естественное явление. Я так понял, что натхи не особо популяризуют Йога-сутры Патанджали, зато много своих текстов по йоге. Странно. Гуруджи, а почему вот так все вышло, что к примеру стоило бы какому нибудь умному Натху взять и написать бы к ним комменты?  В чем собственно такие существенные разночтения, что побудило Натхов так относиться к сутрам, которые многие считают "классикой йоги"?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #5 : Август 19, 2008, 22:07:05 »

Адеш!

  Я думаю, что причина чисто в идеологических  факторах, именно они так повлияли, сами натхи тут не причем. Потому что Патанджали вошел в каноны брахманизма, а брахманизм к таким традициям, типа натхов, сами понимаете, как относится. Ну, а натхи, в свою очередь, поступили просто, нет так нет, скажете да - будет да. У них, вообще, подход ко всему нейтральный. Для индуистской религии система Патанджали - это не просто йога, как ее видим мы, т.к. сам Патанджали, в первую очередь, основатель даршаны, при этом с конкретной двойственной концепцией. А для индусов религия на первом месте всегда была. Для людей запада или тех, кто на него ориентируется, это не столь важно, ну, а Индия - это Индия, с этим уже ничего не поделать. Индусы редко не ставят знака разделения между тантрой и брахманизмом, ну и они, в общем-то, правы во многом.   
« Последнее редактирование: Август 20, 2008, 00:24:49 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

practik

  • *
  • Сообщений: 64
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #6 : Февраль 20, 2010, 23:06:22 »

Интересные статьи, но мне не понятно...
http://community.livejournal.com/ru_nathas/5961.html       
http://community.livejournal.com/ru_nathas/11289.html         
 
     Патанджали   стал не только знаменитым автором  Йога-сутр,  он написал трактаты по  грамматике  и   аюрведе. 
       Хатха- йога  прадипика 4.102.:  "Все в Хатха-йоге существует для  Раджа-йоги.  Достигший вершин  Раджа-Йоги побеждает смерть. "   Изучается  не  одна  Й.С.,   а  весь   пласт  йогических    текстов,   которые  объясняют  и  дополняют  друг  друга.  Й.С. -  вершина  знаний  Йоги, поэтому  называется  - "Раджа   Йога". Веды    есть  Астика   и  они  едины. Они  содержат все  даршаны,  а  не   одну.
   Обучение  проходило  кланово   в  рамках  4х  классических  сампрадай,   но  не  от  текстов!  Поэтому    некорректно   вести   линию  от  Й.С..  Ведь  от  текстов   " Хатха-йога  прадипика     "  йогина   Сватмарамы, " Шива-самхита " , "Гхеранда- самхита "   парампару   никто  не  строит.

http://forum.dharmanathi.ru/index.php/topic,1210.0.html      
       А  если  нет  линии от  «Хатха-йога прадипика   "  йогина   Сватмарамы,  значит  и  хатха-йоги   …  нет?   Есть  Хатха-йога прадипика     Майсорского   дворца,   значит  и   хатха  -йоги  их   личное?!
  С   помошью   Аштанга  Йоги  было   осознано    строение   тела    самостоятельно:  Й.Сутра 3. 30 –«Nabhichakre  kayavyuhajnanam « (Путем выполнения самьямы на  Nabhichakre  достигается зна-ние  организации тела.).    А  не  прочитано  в  текстах.  А   что  потом  бывает,   если  начинают  визуализировать   например  Чакры    там,   где   как  думает   ученик   они    находятся   прочтя  тексты?  Затрагиваются   другие  структуры (это   и  есть   шизотерика).    Все   эти   разные   уровни   надо  видеть,   а  не   читать.  В  Бхагават  Гите   Йогешвара   Кришна   говорит   о   Аштанга  Йоге,  а  так  же,   что  постигший   Йогу   знает  и   Санкхью.  Он    говорит, что  споры  ведут   дети!
    По  поводу   Ишвара -  человек??!!   -  http://community.livejournal.com/ru_nathas/11289.html
  Й.Сутра    1.24.:  Ишвара  есть  особый Пуруша, не затронутый аффектами,
кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами".
     25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных.  [Он]
     26.  Учитель  также  и  древних, ибо он не имеет временных
различий.
     27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.
     28. [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на  его  объекте.      –   а  вот   и    мантра,  источнмк  всех   мантр,  которая  осознаётся  из   слияния    «Со»  и  «Хам».
  Что  такое  «Ом»,  как  не  Шабда   Брахман. …  Надо   ли  здесь объяснять  состояние -  Гхата?!!!
     Вобщем   нужно   только   открыть   Йога   Сутры    и   вы    всё   увидете:  таттвы,  праны,   кундалини-пракрити,  Ишварапранидхану… .  Там  есть   Всё,   нужно  только  видеть,  а  не   смотреть.
  В   конце  Йога  Сутр  Кайвалъя :
Purus̤a̱rthashunya̱na̱m gun̤a̱na̱m pratiprasavah
kaivalyam svaru̱pa pratis̤tha̱ va̱ chitshakteriti
    Кайвалъя означает исключительность, вечную свободу. Кайвалъя— это избавление от кармы, т. е. от последствий действия и налагаемых им обя¬зательств. Кайвалья — это абсолютное, неделимое существование. Погру¬жаясь в кайвалъю, йогин избавляется от мыслей, ума, интеллекта и эго и ста¬новится чужд превращениям гун природы — саттвы, раджаса и тамаса.  Кайвалъя — венец йогической садханы.  Патанджали начинает Йога-сутры со слова атха, «теперь». Заканчивая свой трактат, он говорит ити, что значит «это все». Это все — нет ничего за пределами поиска души.
    На  каждую  школу  можно  что  нибудь  написать.  Например   цитирую:  «…Традиция хатха-йоги равно загадочна. Основные ее тексты датируются годами с 1400 по 18006. В «Хатха-йога-прадипике» чувствуется, что она написана кем-то, кто действительно практиковал духовную дисциплину. «Шива-самхита», «Гхеранда-самхита», «Горакша-шакаи» и   другие труды имеют явный литературный и философский привкус. От этих текстов не ведется какой-либо практической традиции, хотя Свами Кувалаянанда, основатель злы Лонавала", предпринял ряд серьезных попыток для возрождения или создания традиции на основе этих сочинений.
 
  С  уважением practik.
Записан

Yogendranath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 59
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #7 : Февраль 22, 2010, 17:36:24 »

Уважаемый practik, просветите, что вы хотели этим донести до участников форума?
Записан
Я в глубоком почтении склоняюсь перед Духовным Учителем, который открыл мне глаза, факелом знания, рассеяв мрак невежества

Иван

  • *
  • Сообщений: 75
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #8 : Февраль 23, 2010, 01:21:35 »

Йога сутры не больше чем обозрение, изучать йогу по ним можно только в ключе общеобразовательном. На собственном примере йога сутры в издании института востоковедения с многочисленными комментариями и ссылками позволили, например, познакомиться с индийской философией Радхакришнана как не менее фундаментальным трудом.
Практик, скажите, а кто автор текста, который Вы выложили в своём первом сообщении? Можно ли прочитать весь текст?
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #9 : Февраль 23, 2010, 13:34:45 »

Уважаемый practik, после любезно предоставленных Вами цитат, приведите, пожалуйста, конкретные претензии к статьям в жж ru_nathas. А то так и не ясно, что же Вам не нравится.  Данные статьи -  сравнительный анализ.
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #10 : Февраль 23, 2010, 13:44:17 »

  http://community.livejournal.com/ru_nathas/11289.html 
Без   Ямы  и  Ниямы   невозможны    остальные   анги.   Й.С.2.31.[Они]    не   ограниченные   кастой,   местом,   временем   и   обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий   обет".
   Как   вы  выполняете   например  «1. Физические положения».  На  каких  принципах  основана   ваша  практика?
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #11 : Февраль 23, 2010, 13:49:14 »

  Все   методы  поклонения  выражены  в  "ishvarapranidhanani".  Остальные  "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ"   ямы  и  ниямы  могут  быть  поглощены   описанными  в  Й.С.
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #12 : Февраль 23, 2010, 14:01:49 »

 http://community.livejournal.com/ru_nathas/11289.html
 В  статъе: "Однако, Патанджали говорит, что Вы можете сидеть в любом удобном положении, которое Вам нравится. Поэтому он дает сутру «sthira-sukham asanam»."
Sthira — устойчивый;
Sukham — удобный;
asanam — поза
  Где     взяли   вот   это?-"...Патанджали говорит, что Вы можете сидеть в любом удобном положении, которое Вам нравится.. :07:"  Ссылайтесь  на   конкретную  школу.
 Й. Сутра 2.46: Асана - «sthira-sukham asanam».
 Сутра 2.47:   "Prayatnashaithilyanantasamapattibhyam"
  Это  Принцип  асаны.  :10:
Записан

practik

  • *
  • Сообщений: 64
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #13 : Февраль 23, 2010, 14:13:31 »

По   поводу  чакр-  в  первом   посте. В  тексте  есть  упоминания и  Чакр  и   пран  и т.д.
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 554
    • Nathi.ru
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #14 : Февраль 23, 2010, 15:21:01 »

  http://community.livejournal.com/ru_nathas/11289.html 
Без   Ямы  и  Ниямы   невозможны    остальные   анги.   Й.С.2.31.[Они]    не   ограниченные   кастой,   местом,   временем   и   обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий   обет".
   Как   вы  выполняете   например  «1. Физические положения».  На  каких  принципах  основана   ваша  практика?


Прежде всего замечу, что поскольку это не я писала эти статьи, то не рискну отвечать за все там написанное. Просто изложу свое понимание.
Я согласна, что Яма и Нияма очень важны. Здесь http://community.livejournal.com/ru_nathas/5961.html другим автором объясняется, почему в некоторых текстах Горакшанатх не упоминает про яму и нияму (а в некоторых перечисляет до 10 ям-ниям) - при обучении в традиционном ключе у Гуру яма и нияма -это обязательные вещи и они индивидуально определяются Гуру.
В данной же статье http://community.livejournal.com/ru_nathas/11289.html, автором которой является "G. K. Pungaliya, президент Института йоги и родственных учений, Пуна, Индия" (заметье, весьма не простой человек), описан, с моей точки зрения, несколько частный случай, когда человек, в результате медитиции, самостоятельно и естественно приходит к выполнению ямы и ниямы. Это, конечно, далеко не для всех.

Лично я выполняю "1. физические положения", то есть асаны, в медитативном ключе, основываясь на принципе, изложенным Горакшей

Asanamiti  svasvarUpe  samAsannatA  svastikAsanaM  padmasanaM siddhAsanameteShAM  madhye  yatheShTamekaM  vidhAya  sAvadhAnena sthAtavyam |
ityAsanalakshaNam || 2.34 ||

2.34. Асана - это пребывание в собственной истинной форме (сварупа). Для этого надлежит выбрать по желанию одну из следующих поз: свастикасана, падмасана, сиддхасана - и пребывать в ней со всем вниманием. Таковы признаки асаны.

Патанджали определяет асану другими словами, но это не противоречит Горакшанатху. Эти два определения дополняют друг друга.

По поводу
Цитировать
Где     взяли   вот   это?-"...Патанджали говорит, что Вы можете сидеть в любом удобном положении, которое Вам нравится.. "  Ссылайтесь  на   конкретную  школу.
- это мнение автора статьи, G. K. Pungaliya. Возможно, он имеет в виду то, что Патанджали не упоминает наиболее важных асан.

Теперь, что касается строения энергоструктуры тела человека:
Цитировать
По   поводу  чакр-  в  первом   посте. В  тексте  есть  упоминания и  Чакр  и   пран  и т.д.
перечитала Ваш первый пост, и о чакрах нашла только это:
Цитировать
  С   помошью   Аштанга  Йоги  было   осознано    строение   тела    самостоятельно:  Й.Сутра 3. 30 –«Nabhichakre  kayavyuhajnanam « (Путем выполнения самьямы на  Nabhichakre  достигается зна-ние  организации тела.).    А  не  прочитано  в  текстах.  А   что  потом  бывает,   если  начинают  визуализировать   например  Чакры    там,   где   как  думает   ученик   они    находятся   прочтя  тексты?  Затрагиваются   другие  структуры (это   и  есть   шизотерика).    Все   эти   разные   уровни   надо  видеть,   а  не   читать.
В жж-статьях говорится о том, что Патанджали не описывает в своих сутрах систему чакр, адхар, лакшьев и вьом. Это так. А в текстах натхов мы неоднократно можем встретить слова о том, что тот, кто  не знает этих элементов, не является йогом. Тут прошу меня правильно понять - я не отрицаю Ваши слова, что это все "надо видеть, а не читать". Просто раз уж статьи о различиях в системах, то в этом как раз различие. У натхов делается акцент на этих вещах, они детально описываются, все это связано с Кундалини-джагаран, а у Патанджали этого нет, что в принципе и понятно, поскольку это тантрические элементы по своей сути.
И все это совсем не значит какое-либо "опускание" Патанджали, если Вы вдруг так думаете. Кроме отличий можно ведь найти и немало точек соприкосновения.
Записан