Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Патанджали йога-сутры.  (Прочитано 6940 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #15 : Апрель 03, 2017, 15:12:57 »

Адеш, Гуру джи!
У нас в группе вк https://vk.com/nathas прозвучал вопрос:
"Как традиция комментирует слова Патанджали о магически сотворенных умах (nirmana citta, 4:4-6)?"

Как бы Вы прокомментировали эту тему, Гуру джи?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6251
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #16 : Апрель 04, 2017, 19:48:53 »

Конечно, в целом Традиция Натхов оказывает особое уважение Патанджали и его известному труду по йоге. Во-первых, потому что "Йога-сутры" легли в основу йоги как одной из шести даршан (воззрений, или философий) категории Астика (признающих авторитет Вед). Есть ряд книг на хинди, которые были изданы при Горакхнатх-мандире в Горакхпуре, штат Уттар Прадеш, где имеется много ссылок на "Йога-сутры" Патанджали, а одна из книг, गोरक्षनाथ एवं पतंजलि gorakṣanāth evaṃ pataṃjali ("Горакшанатх и Патанджали"), вообще посвящена сравнительному разбору даршан (воззрений) Патанджали и Горакшанатха. Безусловно, существует масса древних и замечательных комментариев на "Йога-сутры", например, Вьясы (4-5 в.н.э.), Ади Шанкарачарьи (8-9 в.н.э.), Вачаспати Мишры (900–980 н.э.), Бходжа Раджи (11 в.), Виджнянабхикшу (15-16 в.), даже были написаны и комментарии на комментарии Вьясы, также комментарии Рамананды Сарасвати (16 в.), Харихарананды (1869–1947) и др. И поздние комментаторы уже отводили в своих комментариях "Йога-сутр" место и практикам хатха-йоги, Кундалини и др. Однако и учение Горакшанатха совершенствовалось самыми разными его учениками и последователями, многие практиковали диаметрально противоположные на вид методы, хотя все они имели сущностно одни и те же ориентиры. Для стороннего, неискушенного человека они могут показаться слишком разными. Потому на вопрос о том, разнятся ли ориентиры Патанджали с Горакшанатхом или нет, ответ, на мой взгляд, будет такой: как путь йоги они все имеют йогический ориентир, но на уровне переплетения с доктринами и элементами других сампрадай они могут отличаться. В Индии многие натхи говорят, что труд Патанджали непрост, а для западных исследователей всего того, что связано с его Сутрами, я думаю, это еще более непростая задача. Во-первых, потому что надо понимать и среду, из которой черпались знания, метафизические понятия, мировоззрение и связанная с ними терминология. Немаловажно еще если даже не знание, то хотя бы какое-то понимание санскритских терминов, но лучше, конечно, санскрит изучать. Потому натхи, которые мне говорили, что "Патанджали – это непросто", хоть и отвечали на вид банально, но они все-таки были абсолютно правы.

Я постараюсь коснуться упомянутых трех сутр с учетом "Йогабхашьи" Вьясы, а также натховских работ, которые мне известны.

निर्माणचित्तान्यस्मितामात्रात्॥४॥ nirmāṇacittānyasmitāmātrāt ||4||

"निर्माण nirmāṇa - चित्तानि cittāni Сотворенные сознания [происходят] от अस्मिता asmitā - मात्रात् mātrāt чувства (Я есть)".

प्रवृत्तिभेदे प्रयोजकं चित्तमेकमनेकेषाम्॥५॥ pravṛttibhede prayojakaṁ cittamekamanekeṣām ||5||

При अनेकषाम् anekaṣām многочисленных умах प्रयोजकम् prayojakam управляющее ими चित्तम् cittam сознание एकम् ekam является одним даже при भेदे bhede разнообразных [их]"प्रवृत्ति pravṛtti активностях.

तत्र ध्यानजमनाशयम्॥६॥  tatra dhyānajamanāśayam ||6||

तत्र tatra там [среди многих сознаний]  ध्यानजम्  dhyānajam рожденная из дхьяны अनाशयम् anāśayam не содержит латентных [семян карм].

Это часть посвящена описанию процесса освобождения себя от пракрити через изоляцию себя от нее (кайвалья). Вначале, в первой сутре кайвальяпады, Патанджали перечисляет различные возможности или совершенства, воплощаемые в реальность разными способами, они такие:

1) समाधिजा सिद्धि samādhijā siddhi – совершенство через практику абсолютной собранности (сосредоточения) воедино "самадхи".
2) तपोजा सिद्धि tapojā siddhi – совершенство обретаемое через "тотальную дисциплину" во имя чего-то высокого. 
3) मन्त्रजा सिद्धि mantrajā siddhi – совершенство через садхану мантр.
4) जन्मजा  सिद्धि janmajā siddhi – совершенство, реализуемое через контроль за перерождениями.
5) अोषधिजा सिद्धि aoṣadhijā siddhi – совершенство через практику алхимии (расаяна).

Относительно шестой сутры Вяса говорит, что разные виды сознаний связаны с пятью видами совершенств पञ्चविधं निर्माणचित्तं — न्मौषधिमन्त्रतपःसमाधिजाः सिद्धय इति и तत्र यदेव ध्यानजं चित्तं तदेवानाशयं – только то, что рождено из практики дхьяны (глубокой сосредоточенности), не несет скрытых следов кармической зависимости. Однако любопытно и то, что самадхи он тоже относит к сиддхам समाधिजाः सिद्धयो व्याख्याताः | Также в третьей части приводится пример о крестьянине, который руководит посевом и ростом урожая, больше поясняется у Вьясы этот пример, что как водой (дхармой) устраняется проблема с отсутствием воды (адхарма), осуществляется напитывание посаженных семян. Дхарма является инструментом, который устраняет адхарму, являющуюся препятствием к реализации. Очевидно, параллель с Горакшанатхом и другими сиддха-йогинами тут заключается в том, что в Натха-сампрадае термин "сиддхи", или "сиддха", также может иметь двоякий смысл. Как говорил мой Гуруджи, для становления сиддха-пурушей есть правило нескольких "С". Сначала ты получаешь санскару (дикшу) от Садгуру, пробуждая в своей душе врожденную склонность к духовной практике. После чего ты становишься садхаком (духовно практикующим). Далее Гуру тебе дает садхану (средство) для обретения садхья (цели – это может быть или Божество, или совершенное йогическое состояние, или же они оба). Когда вы достигаете садхья, вам открываются разные способности, с ней связанные сиддхи. А потом вы утверждаетесь в главном из совершенств, обретая освобождение. Вы становитесь сиддхом, или сиддха-пурушей. Как бы там ни было, если мы говорим о Традиции, то в самую первую очередь речь идет о Садгуру и санскаре, что задает ориентиры для всего, без чего о традиционной йоге не может идти и речи. Конечно, термин "санскара" может много чего означать: это и ритуал посвящения, и тенденции к чистым устремлениям, и между ними, конечно, есть своя связь. В Традиции Натхов есть две или три основные санскары, которые связаны с йогическим образом жизни, ориентирами; так же как некоторые поступки порождают нейогические тенденции в природе человека, так есть и те, которые адепта, наоборот, утверждают на йогическом пути. Я могу и более подробно проанализировать сами Сутры и разные комментарии на них (у меня есть много оригинальных текстов), также больше написать об имеющихся параллелях с йогой Традиции Натхов, но, я думаю, это уже будет выход за рамки одного постинга.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 650
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #17 : Апрель 04, 2017, 20:20:39 »

Адеш, Гуру джи! Спасибо большое за ответ.
Записан