Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Патанджали йога-сутры.  (Прочитано 71319 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #45 : Март 30, 2019, 15:44:07 »

Адеш!

Хороший вопрос.

Скажите, а какое все-таки отношение у натхов к Патанджали, я так понял, что он очень уважаем в Традиции Натхов, и даже одного из Нава Натхов рассматривают как его аватара. Почему в Индии натхов мало интересуют сутры, потому что многие не используют в реальной жизни и в мантрах санскрит? Потому что у Патанджали нет таких элементов как Кундалини, чакры, сахаджа-самадхи и т.д.? Или потому, что в целом традиция не особо-то и текстовая, и дело не каких-то текстах вообще?

Вы правы, тексты, независимо от того, какие они, для натхов актуальны постольку-поскольку. Так заложено свыше, что первым делом для человеческого существа актуально его тонкое и грубое тело, а для осознавших себя йогов - они сами по себе как Атман. Мы можем отложить книгу на полку, но мы не можем отложить на полку пульс нашего сердца, кровообращение, дыхание, питье, питание, сон и многое другое. Мы можем научиться управлять нашей природой, только став натхом, коим является наш Атман (мы сами), который иногда называют синонимом слова натх, а именно "антарйями" (внутренний управленец). В этом плане, глубоко внутри по своей истинной природе все мы – натхи, или сиддхи, когда успешно реализуем свою природу. И на втором месте идет Гуру, его связи с обществом, так как через Гуру мы идем по пути в этом мире. Но на самом деле это очень условные границы, ведь Гуру-таттва для нас - это Параматма. 

Конечно, есть немало тех, кто критикует Патанджали или двайту, теорию самоизоляции (кайвалья), но я всегда был скептиком в отношении всех этих "воплощенных бхайрав", это не практики, и я всегда это говорил, мое видение их не изменилось, а наоборот, все годы я видел лишь подтверждение моей правоты. Само то, что кто-то хвалит что-то одно, двайту или адвайту, говорит о том, что у этого человека нет глубины, т.е. нет серьезной реализации, один ментальный мусор, поверхностная и бессмысленная социальщина. Я всегда говорил, что можно практиковать абсолютно двойственное направление и ничего не говорить об адвайте вообще (так как в ней надо быть в умиротворении), но через двайту реализовать адвайту. Эти две доктрины существуют сообща, так же сердце и мозг: не будет чего-то одного – не будет и другого. Без дуализма не будет жизни (раса). Это очень практическое видение, которое очень хорошо тестирует наш истинный уровень. И поэтому для натхов Патанджали тоже очень значим, элементы его доктрины в том или ином виде есть во многих натховских источниках или тех, на которые они могут ориентироваться. Даже если у натхов есть много элементов из тантризма, такие как: Шакти, чакры, пинда-брахманда, нада, бинду, калА, Шива, сахаджа и т.д., трезвое их восприятие возможно только через уважение доктрины двайты. Не может тот, кто себя называет тантриком, пытаясь стать дживанмуктой, поступать в мире сумасбродно, выдавая это за якобы некую юродивость. Это примерно как если бы вы ехали на машине во время интенсивного трафика, игнорируя все детали происходящего вовне. Если вы не осознаете все части общей картины в деталях, есть вероятность врезаться в столб или что вас раздавит грузовик, смерти будет все равно, как вы себя называете - "адвайтин", "сахаджий", "бхайрава" и т.д. Поэтому дуалистические учения, по-моему, важны во всех смыслах, они хорошо помогают отсеять ментальный хлам на тему адвайты – от прикладного, сущностного состояния недвойственности. 

Понимание "Йога-сутр" в целом для любой йоги однозначно полезно.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Bhairavinath

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #46 : Апрель 01, 2019, 12:32:30 »

Спасибо большое, Гуруджи, за ответ!

prasāde sarvaduḥkhānāṃ hānirasyopajāyate।
prasannacetaso hyāśu buddhiḥ paryavatiṣṭhate।। 

«В благодати и умиротворении наступает умирание всех негативных состояний.
И именно у того рождается и быстро устанавливается пробужденное сознание». 
Этот пример действительно хорошо поясняет эту сутру.
Благодарю!
Записан

Bhairavinath

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #47 : Апрель 03, 2019, 18:34:14 »

Адеш!

Сутра 1.40, в которой говорится о совершенствах, плодах медитации.

परामाणुपरममहत्तवान्ताे अस्य वशीकारः

Paramanuparamamahattvato asya vashikarah

В комментариях этой сутры пишется, что все практики, описанные в предыдущих сутрах, не могут стать началом самадхи, но можно получить психическую и духовную силу для более тонкого состояния, ведущего к самадхи. Люди не всегда способны уловить тонкое значение вещей и это потому, что у них нет власти над своим умом. С тренировкой можно заставить ум  концентрироваться надлежащим образом. И первой психической силой в йоге - есть достижение этого владычества. Пример к этому приводят Вивекананду, который брал несколько книг в библиотеке каждый день и на следующий возвращал и когда библиотекарь удивленно решила перепроверить его, к ее же удивлению он помнил каждую строчку, которую прочитал. Человек может входить в самадхи, только когда он в состоянии воспринимать даже идеи и мысли. Во время концентрации медитации на обьекте - есть только знание об обьекте, но совершенством в медитации есть понимание не только названия, формы (по которой мы судим, что это), но и как реальный обьект. Йог, который управляет своим умом, может понимать эти факторы отдельно и пока не будет достигнуто это понимание, невозможно продвинутся в медитации.
Вот к примеру концентрация на элемент воды, вода - это название, форма (то,чем мы обозначаем это название) и как реальный обьект (субстанция). Нужно понимать их отличия.

Гуруджи, поясните, пожалуйста эту сутру с разборкой и переводом каждого слова.



Записан

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #48 : Апрель 06, 2019, 05:22:31 »

Адеш, Гуруджи!

Присоединяюсь к вопросу Bhairavinath, и мне еще интересны сутра 37, где говорится о созерцании отрешенного йогина и т.д. Сразу почему-то приходит на ум тенденция почитания Горакшанатха или Гуру, как это популярно у натхов и не только.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #49 : Апрель 06, 2019, 07:06:55 »

Адеш!

वीतरागविषयं वा चित्तम्॥३७॥

vītarāgaviṣayaṁ vā cittam||37||

वीत vīta - वि отдельно, порознь, + इत от корня इ (идти) = оставление желания идти в сторону чего-либо.
राग, rāga - от रञ्ज् быть окрашенным, покрытым каким-то цветом. Обычно рагу переводят как желание или привязанность, но контекст можно углубить. В Индии, где жители принадлежат разным варнам, человек психофизически погружен в среду, в которой необходим определенный характер. Кто-то развивает определенную среду и получает явную подпитку от нее, но по мере духовной эволюции формы раги меняются, вплоть до полного выхода из всех сред и связанных с ними бытовых состояний. Такой выход называют вайрагья (свобода от "окраса" привязанностей) वैराग्य, происходит от वि "vi" (оставление)+ राग "rāga" (страсть, похоть), а суффикс य приводит к усилению "и" в "ай". Т.е. вайраги – с одной стороны, можно было бы сказать, что тот, кто является верхом социальной иерархии в Индии, но если точнее, это тот, кто вне иерархий вообще.
विषयम् (विषय) от विष् проникать и अय двигаться - объект изучения или постижения.
वा, vā – или, так же.
 चित्तम् cittam (от चित् ) - воспринимать, осознавать содержание чего-либо или содержимого, сознание.

Перевод:

Или же (वा / vā) [можно медитировать] на сознание (चित्त) объекта (विषय), свободного от мирской зависимости (वीतराग).

Эта замечательная сутра описывает созерцание сознания Гуру, Махасиддха, как один из методов достижения реализации. Такими Гуру могут быть, например, Горакшанатх, различные Махасиддхи, Риши, Муни и т.д. Однако если это Гуру, воплощенный в физическом теле, и тот, с которым вы можете в реальной жизни взаимодействовать, то это намного более сильный метод. Хотя, конечно, тут говорится и о важности того, чтобы такой йогин обладал высоким уровнем развития (им должен быть полноценно пройден социально-духовный путь) и, как следствие этого, высшим уровнем чистоты в виде полнейшей отрешенности.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #50 : Апрель 06, 2019, 07:59:37 »

स्वप्ननिद्राज्ञानालम्बनं वा॥३८॥

svapnanidrājñānālambanaṁ vā||38||

स्वप्न / svapna от  स्वप् - сновидение. Это не всегда означает состояние при засыпании, но также и просто видение образов, например, с закрытыми глазами. Часто свапну связывают с содержанием и процессами в сукша-шарире. Буддийская йога сновидений как раз в основном имеет дело с уровнем свапны. 
निद्रा nidrā – नि вниз, внутрь, и द्रा или द्रै сон – что-то типа "нисхождение в сон", "глубокий сон".
ज्ञान jñāna (от ज्ञ्य) - знать, знание.
आलम्बन ālambana (от लम्ब्)- опора.
वा / vā - также, или.

Или же опираясь (आलम्बन) на знание (ज्ञान) из сновидения (स्वप्न) и глубокого сна (निद्रा).

Вьяса по этой сутре рекомендует использовать знание сновидения или глубокого сна в качестве поддержки (स्वप्नज्ञानालम्बनं वा निद्राज्ञानालम्बनं). Он говорит, что через это сознание йогин (योगिनश्चित्तं) обретает состояние стабильности (स्थितिपदं). Исходя из комментариев Вачаспати Мишры и других, сон является обителью саттвы (устойчивости, мудрости). Вероятно, поздние комментаторы, знавшие Веданту, также придавали сну высокодуховный метафизический статус как одной из категорий, состояний Брахмана – в каком-то смысле сон и, тем более, глубокий сон ближе к нам как субъекту (Атману). В таких Упанишадах, как «Хамсопанишад», «Дхьянабинду», даются техники созерцания лотоса сердца с отождествлением всех частей лотоса со всеми состояниями, начиная от бодрствующего и заканчивая турьятитой. Из наставлений моего Гуруджи, иногда можно использовать практику мантры для осознания турьи как состояния йога-нидры, где различные изменения во сне, бодрствовании остаются как некий вызов для вашей устойчивости практики. Но, конечно, это очень высокий уровень практики и требует полноценного ученичества, искренних взаимоотношений с садханой, Гуру или Божеством (это одно целое).
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #51 : Апрель 06, 2019, 08:37:02 »

Следующая сутра крайне интересна, она не имеет внешне связи с тантризмом, но косвенным образом напоминает некоторые методы из «Виджнянабхайрава-тантры» и т.п.

यथाभिमतध्यानाद्वा॥३९॥

yathābhimatadhyānādvā||39||

यथा yathā - затем, например;
आभिमत ābhimata - आभि - к, в сторону к;
मत от मन्  - думать, верить, полагать;
ध्यानात dhyānāt  от корня धी (созерцать) - от созерцания;
वा, vā - или, так же.

Или (वा) от созерцания (ध्यानात) того, что вам хочется воспринимать (आभिमत) [то, что желаемо].

Исходя из комментариев Вьясы и других авторитетов, речь идет об обретении стабильности через погружение в объект желания и даже восприятии в нем божественной основы (т.е. божества). Тут есть явные параллели с тантризмом, несмотря на то что в целом Патанджали, с его опорой на санкхью, формально далек от этого. В данном случае, если сказать, не уходя далеко в возможные вариации, речь идет об использовании объекта желания для качества сосредоточенности.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #52 : Апрель 06, 2019, 10:06:08 »

परमाणुपरममहत्त्वान्तोऽस्य वशीकारः॥४०॥

paramāṇuparamamahattvānto'sya vaśīkāraḥ||40||

परम parama от पृ - превосходить;
अणु aṇu - мельчайшая частица, атом;
परम parama - в высшей степени;
मह maha (от корня मह्) - преувеличивать, почитать;
 त्व - суффикс, в русском передающийся окончанием «-сть», сущность чего-либо;
अन्तः - завершение;
अस्य asya - этого;
वशीकारः vaśīkāraḥ (от वश् - воля, команда и कृ - делать) - буквально «мастерство, реализация чего желаешь, совершенство действия», часто «вашикарана» переводят как «подчинение».

«Его (Того, кто в совершенстве практикует эти методы) (अस्य) могущество, мастерство, воля распространяется (वशीकारः) от мельчайшего (परमाणु) вплоть (अन्तः) до величайшего (परममहत्त्व).

Говоря о воле, не стоит здесь путать ее с человеческим маниакальным желанием власти, исходящим из эгоистических иллюзий. В отношениях с Гуру, Абсолютом не может быть «игр в одни ворота» и каких-то манипуляций. Насколько мы позволяем Высшему подчинить себя, настолько же и будет нам дана власть. И тут, как мне кажется, полезно привести пару цитат из двух текстов Горакшанатха (из ССП и «Маччиндр Горакх Бодхи»), где дается определение понятия «Адеш».

आत्मेति परमात्मेति जीवात्मेति विचारणे।
त्रयाणामैक्यसंभूतिः आदेश इति कीर्तितः॥ ९४॥
ātmeti paramātmeti jīvātmeti vicāraṇe |
trayāṇāmaikyasaṁbhūtiḥ ādeśa iti kīrtitaḥ || 94 ||

Реализация единства Атмана, Дживатмана и Параматмана в этой жизни – есть Адеш (божественная воля, или божественный порядок).

आदेश इति सद्वाणीं सर्वद्वन्द्वक्षयापहाम्।
यो योगिनं प्रति वदेत् स यात्यात्मानमैश्वरम्॥ ९५॥
ādeśa iti sadvāṇīṁ sarvadvandvakṣayāpahām |
yo yoginaṁ prati vadet sa yātyātmānamaiśvaram || 95 ||

Кто почитает это в йогинах словом «Адеш», тот преодолевает двойственность противоположностей, он сам становится Божеством (Айшвара-атманом).

В диалоге Матсьендры и Горакхнатха встречается еще одно определение:

"अवधू आदेस का अनूषम उपदेस"

अनूषम  - очевидно от  санскритского अनुपम  "наставление (upadesh) в безмерной (anupam) передаче (ādeś), где неизменность (nirantar) живет (vās) в пустоте (śūnya)".

Т.е. реальность, которая всепроникающая и всеобъединяющая, что, собственно, сходится и с ССП. Ученик, практикующий садхака должен быть восприимчив до малейшей тонкости. Это связано и со стабильностью его ученичества, и со стабильностью дисциплины, и со стабильностью его асаны, праны, чувств и, конечно же, сознания.

Как это было в одной французской песенке ))) «кто был ничем, тот станет всем», я бы перефразировал: «чтобы стать всем, надо стать ничем», таким ничем, что на самом деле вечно и вездесуще.


अन्तः शून्यो बहिः शून्यः शून्यः कुम्भ इवाम्बरे ।
अन्तः पूर्णो बहिः पूर्णः पूर्णः कुम्भ इवार्णवे ॥ ४.५६ ॥

Внутри пустота (अन्तः शून्यो), снаружи пустота (बहिः शून्यः), подобно тому как пустота в кувшине (часто с телом отождествляют) (शून्यः कुम्भ इवाम्बरे). Полнота внутри (अन्तः पूर्णः), полнота снаружи (बहिः पूर्णः) подобно кувшину, погруженному в море (पूर्णः कुम्भ इवार्णवे). /«Хатха-йога-прадипика» (4.56)/
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Bhairavinath

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #53 : Апрель 07, 2019, 20:18:28 »

Адеш!

Благодарю, Гуруджи, за детальный ответ и комментарии по предыдущим сутрам!

В своих заметках по сутре 1.49,  о характеристике опыта, выделила такую фразу: "Тот, кто увидел свою самость, не может что-либо  сказать о ней, хотя он обладает прямым знанием атмана, потому что это не является предметом разговора и ума. Через испытание на опыте своей самости может быть познана духовная природа сознания. Более же низкое осознание имеет две фазы: индрии, или чувства, и будхи. Знание есть двух видов прямое и непрямое.
Поясните значение терминов и саму сутру. 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #54 : Апрель 12, 2019, 07:31:55 »

Адеш!

Я думаю все-таки, тут две сутры надо разбирать – 49 и 50.

श्रुतानुमानप्रज्ञाभ्यामन्यविषया विशेषार्थत्वात्॥४९॥

śrutānumānaprajñābhyāmanyaviṣayā viśeṣārthatvāt||49||

श्रुत / śruta - от श्रु - "слышать, услышанное".

अनुमान / anumāna - अनु / anu - "после", मान / māna от मा mā - "отмеривание, определение", т.е. вывод после исследования, окончательное заключение;
प्रज्ञा / prajñā - префикс प्र - "вперед", "изначально" и ज्ञा jñā - "знать", т.е. углубленное или изначальное, сущностное знание;
भ्याम् bhyām - это окончание, обозначающее двойственное число, т.е. "от двоих знаний";
अन्य anya - "другой";
विषया / viṣayā - "предмет постижения";
विशेष / viśeṣa - от वि vi - "различный", शिष् viś - "оставлять, покидать", т.е. не цепляние только за одну деталь, а видение всех, видение особенностей,
विशेष - "особое"; 
अर्थत्वात् / arthatvāt, अर्थ / artha - "цель, значение, объект, истина" + суффикс "tva" и окончание отложительного падежа "at", что означает - "от", можно перевести как знание, пришедшее от определенного предмета.

"Прямое постижение (प्रज्ञा) есть особое знание, отличающееся от других знаний постигаемых предметов, того, что услышано, или выводов."

Под услышанным, судя по комментариям авторитетов, имеется в виду знание из традиционных текстов, т.е. полученное в сампрадае. Подразумевается, что если человек в традиции находится формально и не задействует свой глубокий потенциал сознания, то это знание бесполезное, как и само нахождение в традиции. Такой вот парадокс: вроде человек в сампрадае внешне, но йога-реализации и углубленного знания нет. Есть две категории знания: саманья-рупа джняна (общая форма знания) и вишеша-рупа (особая форма). Это можно сравнить с тем, как если бы я слышал что-то про Индию или другую страну, слышать - это одно, а поехать и получить опыт - другое. Или, например, можно посетить Натха-сампрадаю в Индию, сделать там селфи с разными Гуру. Но это не повод думать, что ты от них получил что-то ценное, понял их опыт и знания, реализовал на собственной практике те же садханы, что и данные йогины. Одно знание крайне общее, а другое - прожитое так, что ты познаешь Атман.

तज्जः संस्कारोऽन्यसंस्कारप्रतिबन्धी॥५०॥

tajjaḥ saṁskāro'nyasaṁskārapratibandhī||50||

तद् / tad - "тот";
जः jaḥ от जन् jan - "рождаться, происходить, порождать";
संस्कार / saṁskāra - от सम् sam - "вместе, с, полноценно", что перед "क" k (от корня कृ kṛ - "активность"), по правилам добавляет स, как в словах संस्कृत - "хорошо обработанный, окультуренный язык". От कृ kṛ много происходит слов, например: карма, крия, пракрити и т.д. Обычно в связи с сутрами самскрару переводят как "отпечаток в сознании" или "отпечатывание", так как в целом самскара означает и некий процесс. Однако есть и другие значения, но связанные между собой, одно из них - "ритуал", который есть карма. Но ритуал может порождать и отпечатки в сознании. Инициацию (дикша) тоже называют самскарой, так как это действие, которое формирует характер человека и его дальнейший путь.
अन्य / anya - "другое";
प्रतिबन्धी / pratibandhī - प्रति prati "обратно" и बन्ध bandha - "закрытие, замыкание, остановка". Можно перевести как "предотвращение".

"Самскары, порожденные тем (глубоким знанием, познанием), предотвращают другие самскары (т.е. мирские).

Очень важная сутра, тут говорится о том, что когда мы совершаем различные кармы (действия), они порождают самскары, однако действия бывают разные, соответственно, и самскары тоже. Если я делаю пуджу (карма-канда), практикую упасану (стремлюсь быть приближенным к Богу), созерцание - это порождает одни самскары. Но если я иду кутить в кабак, то эти действия порождают другие самскары. Самскары, связанные с глубокой дхьяной и знанием, полученным через нее, способны регулировать, управлять мирскими самскарами.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #55 : Апрель 12, 2019, 08:30:41 »

Думаю, тут стоило бы вспомнить важнейший принцип, который упоминался в предыдущей сутре, ऋतम्भरा / ṛtambharā, переводимый часто как "мудрость", но я бы его пояснил. Термин состоит из слова ऋत / ṛta, происходящего от корня ऋ / ṛ - "двигаться, достигать", это – мировой закон, по которому все живут. Понятие Дхармы, принципа, который поддерживает весь миропорядок, напрямую связано с Ритой. И, собственно, Рита указывает на некое движение, т.е. карму, действия, которые должны быть согласованы с данным миропорядком. И тогда карма будет совершенной и мир не будет вас разрушать. В общем-то, на этом строятся все совершенные виды духовных практик, включая, конечно, и йогу. Даже в европейских языках есть схожести, например, в слове "ритуал". Я слышал, что слово "гламур" (красота), что означает некую упорядоченность, происходит от того же корня, что и грамматика. А от грамматики происходит слово "гримуар", магические книги, которые были уделом образованных людей. Т.е. что в индуизме называется культурой (санскрити), надо во многом приравнивать к процессу одухотворения, обработки себя, сублимации нашей хаотической и бесконтрольной природы. Мы это можем увидеть во многих западных мистических традициях, например, в масонстве, где символически у них есть неотесанный камень и отшлифованный, что указывает на нашу окультуренную природу. Но, конечно, сейчас многие слова могут неверно пониматься, слово "культура" у кого-то может ассоциироваться с ее противоположностью, чем-то искусственным. Хотя на самом деле это как раз не так, культурный человек - это тот, кто ориентирован на естество и врожденное (сахаджа) совершенство. На что йога и ориентирована. Противоположность Рите - понятие nirṛtī / निऋती, например, вы могли видеть в разных пуджах, что юго-западный угол, где делают подношения ракшасам, так и называется - найритья. Т.е. асуры - это те, кто пытаются жить в оппозиции с Ритой или Дхармой. Далее, भरा - от корня भृ - означает "носить", т.е. общий смысл ऋतम्भरा / ṛtambharā указывает на человека как "носителя общей гармонии", того, чьи действия в этом мире совершены в очень широком смысле. Под такими носителями в Ведах подразумевались, в том или ином виде, Боги, также брахманы, к ним, конечно же, необходимо отнести и йогинов. Я также Ритамбхару (если соотносить с тантрой) соотнес бы с понятием ануграхи или Шакти, кому ты "сдаешься" и что управляет тобой, как верно говорят в Натха-сампрадае – "Адеш" (Воля Гуру или Абсолюта). Есть еще интересное упоминание термина в грамматике Панини, там при соединении акшар происходит трансформация одной акшары в другую. Подобное "окультуривание", "преобразование" и своего рода алхимия происходит и с йогином, кто полностью сдает себя преобразующей воле Высшего. Фактически он становится носителем ее самой, так как "натх" - это имя Шивы. И хотя в том, что я написал, есть небольшое отвлечение от двайты Патанджали, все же, как я уже ранее говорил, тантра не вступает ни с чем в противоречие, она ведь тоже процесс "усовершенствования", "преобразование" чего-либо.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Bhairavinath

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #56 : Апрель 13, 2019, 00:06:18 »

Адеш!

Спасибо большое, Гуруджи, за ответ и то, что пояснили сразу термин и значение "ритамбхара", так как следующая сутра 1.51 связана с состоянием ритамбхара праджня (глубоким интуитивным опытом вселенской гармонии), который как утверждает Патанджали, есть результат сагунопасаны (sagunopasana) практик поклонения с Божеством или объектом и последователь может потом перейти к ниргунопасане (практика без поклонения). Все практики в первую очередь ломают стереотипы сознания и даже то, что мы понимаем под стереотипом  :130:

В сутре 1.51 говорится, что потом достигается состояние нирбиджа самадхи - самадхи без семени. Все, что мы слышим, чувствуем и видим, все это дает семена и порождает самскары, даже изучение Йога сутр есть самскара. Если Патанджали перед этим говорит, что должно пробудиться сознание ритамбхара праджня, в результате упасан, то как я понимаю, что бы "прокалить семена самскар" нужно другое состояние сознания - ритамбхара праджня, оно дает начало состоянию без семени. Там где заканчивается интеллект - заканчивается и форма.

Поясните пожалуйста эту сутру и значение निराेधे и निरेधा.   
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #57 : Апрель 19, 2019, 12:28:44 »

तस्यापि निरोधे सर्वनिरोधान्निर्बीजः समाधिः ॥५१॥

tasyāpi nirodhe sarva-nirodhān-nirbījaḥ samādhiḥ ||51||

तस्य / tasya - изначально происходит от तद् «тот», но в родительном падеже (шаштхи) получается «того», может быть одинаково как мужского, так и женского рода;
अपि / api - «так же, даже»;
निरोधत् / nirodhat - это отложительный падеж (ападана) от निरोध / nirodha, будет означать «от ниродхи», если это в контексте самой сутры. От префикса नि / ni - «вниз, внутри» и корня रुध् «остановка, задержка», где «у» усиливается в «о». С префиксом можно перевести как «самоконтроль», «остановка себя» или если в падеже, то «от остановки, контроля себя». Тем более, если «нипата» नि / ni, то здесь точнее будет «от внутреннего самоконтроля».
सर्व / sarva - это прилагательное (вишеша) - «весь, всего».
निर्बीजः / nirbījaḥ - निर / nir - отрицательная частица и बीज / bīja - семя (без семени);
समाधिः / samādhiḥ от सम / sam «вместе», आ / ā  - «в направлении к») и ध / dha - «удержание». Я бы перевел примерно так: «Полное собирание воедино или тотальное удерживание [всех аспектов себя]». 

Посредством устранения даже того (тенденции к прорастанию самскары), что исходит от прекращения, наступает тотальное собирание всего себя без нового прорастания самскар.

Вьяса в комментарии на эту сутру говорит, что это самадхи без семени есть кайвалья (от кевала - «один», т.е. «единый». Т.е. драшта (видящее чистое сознание, или Пуруша) не зависимо больше от видимого «дришья». Любая практика, какой бы глубокой она ни была, оставляет еще шанс, «беспокойство в зачатке». Происходит это потому, что остаются еще нечетко очерченные границы между «чистым собой» и «собой с примесью», потому что это еще не кайвалья. До этого шла речь о том, что одна самскара, полученная через путь садханы, способна устранить сансарические самскары. Но человек может застрять в т.н. «недоделанной духовности», которая очень часто сопряжена с очень тонкими иллюзиями, особенно если у садхаки, например, появились какие-то сиддхи. Это огромное искушение, сопряженное с большими психологическими испытаниями и барьерами к полному очищению. Но если сделан шаг дальше, где наступает «смерть самоотождествления с одновременным рождением себя в себе самом», то обратного пути уже нет. Есть очень хороший санскритский термин, который имеет два значения - метод и трюк (упая). То, о чем тут говорит Патанджали и Вьяса, я бы объяснил таким примером: вам в палец попадает заноза, вы берете другой подобный острый предмет, чтобы им вытащить первую. Вытаскиваете и обе отбрасываете, хотя палец при этом был всегда тем же самым. Мы очень много говорим сейчас в мире йоге то об опасности каких-то техник, то об их искусственной идеализации, но настоящая практика ставит самые сущностные цели.

Сатьянанда говорил о сагуна (почитании Божеств в форме) и ниргуна (почитании без форм) упасанах. Знаете, я думаю, что ниргуна - это адвайта; если ее рассматривать в контексте учения Шанкары об истинности единства души и Брахмана, то о ниргуне невозможно ничего сказать. Все ведь иллюзорно, только Атман и Брахман есть Истина. Ниргуну вообще сложно назвать словом «практика» в привычном для всех смысле, с другой же стороны, именно это самая сущностная практика и есть.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Bhairavinath

  • *
  • Сообщений: 13
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #58 : Апрель 23, 2019, 23:32:54 »

Спасибо большое, Гуруджи, за ответ!
Записан

Всеволод

  • *
  • Сообщений: 180
Re: Патанджали йога-сутры.
« Ответ #59 : Сентябрь 24, 2019, 18:07:28 »

Адеш, Гуруджи!

Следующая сутра крайне интересна, она не имеет внешне связи с тантризмом, но косвенным образом напоминает некоторые методы из «Виджнянабхайрава-тантры» и т.п.

Я слышал на одном из ваших сатсангов, что в Виджняна-бхайрава-тантре цитируется Патанджали, если я конечно все верно понял. А не могли бы вы подсказать, в какой это шлоке?
Записан