Натха-Сампрадайя

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: "Нади-пуджа"  (Прочитано 12706 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Alakh

  • *
  • Сообщений: 215
"Нади-пуджа"
« : Ноябрь 16, 2006, 11:37:08 »


Адеш Гуру джи Матсьендранатх джи!
Извиняюсь что много задаю вопросов, зная о том как вы заняты. Но если Вам не сложно не могли бы Вы расказать о том что такое у натхов "нади-пуджа"? Насколько я слышал натх, не может быть натхом не зная этого, т.е в Натха-сампрадайе все о ней имеют представление. Какова смволика этого ритуала и зачем он предназначен вообще?
Заранее спасибо.

Адеш.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6316
    • Традиция натхов
Re: "Нади-пуджа"
« Ответ #1 : Ноябрь 16, 2006, 11:37:58 »

Джайя Маха Йоги Гуру Горакшанатх!
Сапрема намаскара Алакханатха!
Нади-пуджа практикуется аугхара и даршани, также есть вариант для инициированных джигьясу. Это одна из известных пудж в Натха-сампрадайе, она занимает буквально 1-2 минуты, можно сказать, что это короткий ритуал для почитания Божества, Гуру, который практикуется садхаками в линии натхов. Ритуал свершается два раза в день - утром и вечером, таким образом, выстраивается духовный канал, связывающий садхака с парампарой Учителей в течении дня, что благоприятно для садханы в целом.
Обычно, если есть Гуру или мурти, то садхака, примерно на расстоянии двух метров принимает положение «кагасана» (сидя на корточках), при этом руки вытянуты перед ним по направлению к полу с расскрытыми ладонями, направленными на объект почитания. В этом положении активизируются четыре нижних центра от «муладхары» до «анахата-чакры». Необходимо направить взгляд (дришти) вверх в глаза Божества или Гуру (если это Божество, то оно должно быть на алтаре, если это Гуру, то он, обычно, стоит перед вами); далее, кончиками больших пальцев рук садхака касается поочерёдно мизинца (произнося: «Шри»), безымянного пальца (произнося «Натха джи»), среднего - «Гуру джи», указательного -«Адеш». Т.е. получается следующая мантра: «Шри Натха джи Гуру джи Адеш». Произнеся мантру, нужно совершить (находясь в «кагасане») поклон, стараясь головой коснуться рук расположенных у пола, а взгляд в поклоне перенаправить вниз. При поклоне происходит активизация верхних центров, «анахата» - место соединения верхних и нижних центров, серединная (мадхьяма) чакра. Когда совершается поклон, руки формируют «саннидхапини-мудру», (большие пальцы вытянуты и лежат сверху остальных, согнутых в кулаки пальцев, при этом кисти внутренней частью сведены вместе) руки находятся впереди и поклон совершается Гуру или мурти сразу после произнесения слова «Адеш».
Мантры и поклоны делаются 3 раза, т.е. произносится мантра - поклон и так трижды. Если поклонение совершается в храме, то после трех поклонов, мы встаём, поднимаем руки вверх над головой, при этом ладони соеденены вместе и совершаем вращение по часовой стрелке.
Смысл такой - сначала вы почитаете Божество или Гуру, получая «шактипат»; соединение двух ладоний - символизирует единство Брахмана и его проявления; затем при вращении почитаются все Боги по сторонам света и в конце - почитание себя как Атмана.
Аугхара делают то же самое, только после чтения мантра и перед совершением поклона издают звук через свисток (нади), который держится в правой руке, звук издаётся короткий, при каждом поклоне. Так же свисток используется при вращении - звуком почитают Божеств. Если это садху «даршани», то они касаются своих «кундал» двумя руками и стоп Гуру или же мурти Божества. Это самый короткий и наиболее известный ритуал почитания у натхов. Первый вариант пуджи могут совершать все в храмах или у себя дома, как вы успели заметить - ритуалистики не много. Таким образом можно почитать всех божеств : Горакшанатха, Бхайраву, Кали, Дургу, Кришну и т.д. Без свистка «нади», как в первом варианте, обычно почитают всех Гуру и Махантов - не только джигьсу, но и натхи аугхара. «Нади-пуджа» с использованием свистка - совершают только те, у кого есть такое посвящение, но только своему Дикша или Саньяса-гуру, а так же Горакшанатху, Нава-натхам (9 известным натхам), Божествам в храмах. Поскольку натхи в основном шайвы, то обязательно, последователь Шивы Горакшанатха должен носить на себе рудракшу.

Успехов Вам в садхане.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Alakh

  • *
  • Сообщений: 215
Re: "Нади-пуджа"
« Ответ #2 : Ноябрь 16, 2006, 11:38:28 »

Адеш Гуру джи!
Большое Вам спасибо.
Записан

Виджай Дасми Натх

  • *
  • Сообщений: 33
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #3 : Октябрь 30, 2011, 18:03:24 »

А Нади , это только свисток , или полностью всё , свисток , кольцо , рудракша ? Три эти вещи , это всё , или натх должен носить ещё что-то ? Расскажите , пожалуйста , об этих элементах , что они значат в данном контексте ? Что означает свист свистком ? Я так понял , это ведь не свист , а наоборот , втягивание воздуха через эту свистульку ? Так ? Что это значит ?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6316
    • Традиция натхов
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #4 : Октябрь 31, 2011, 13:23:19 »

Гуруджи ко Адеш!
Нади – это свисток, кольцо – это символ Шакти, рудракша – символ Рудры, спхатик (кристалл) – символ Брахмы, и мунга (коралл) – это символ Вишну, черная нить (джанеу) – это символ тонких каналов в теле (нади). Свист издается изнутри, это символ выходящей наружу энергии или подъема ее в сахасрару или к Божеству, т.е. к своему Гуру, ко всем своим Дикша-Гуру, Гуру Горакшанатху и всем великим Йогинам или Деватам. У натхов есть свои ритуалы и посвящения, эти посвящения называют санскарами. Самое простое – это передача мантры. Обычно мантры передают всем тем, кто больше привержен социуму, а не садхане. Второе посвящение – аугхарское, или чоти-дикша, "аугхар" – это название садху, которым передают джанеу, это имя произошло от "агхор", само посвящение восходит к капаликам и агхори, по этой причине термином "аугхар" называют агхори и по сей день, но аугхар у натхов отличается тем, что в ритуалах он использует джанеу и нади. Другое посвящение – чира-дикша, или чедана-санскара – повышает в статусе в самой Сампрадае, есть еще другие дикши, которые прилагаются к перечисленным, но, правда, их получают обычно те, кому интересно углубление своей садханы. Опять же, получение санскар означает вступление в Орден и принятие его на всю жизнь, готовность вести йогический образ жизни, быть преданным Гуру, помогающему тебе духовно расти в Традиции. Но после получения дикш в традиции передаются уже сами практики (они отличаются от тех, которым учат в разных нетрадиционных или полутрадиционных школах йоги).
Все ритуальные (стхула) санскары существуют для того, чтобы вытеснить из сознания мирские сансарные санскары, т.е. йогические санскары – это определенный образ жизни, только вместе с ним практика йоги в традиции Натхов может считаться действительно йогической садханой.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6316
    • Традиция натхов
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #5 : Октябрь 31, 2011, 14:21:34 »

Выдох воздуха фактически означает связь дыхания, речи и сознания. Все Божества, или Гуру связаны с мантрами, Шабда-брахманом, и являются манифестациями вашего сознания. Вот с чем связаны санскары нади-пуджи.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виджай Дасми Натх

  • *
  • Сообщений: 33
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #6 : Октябрь 31, 2011, 22:28:29 »

Адешь ! Спасибо за ответ . Значит в нади нужно просто дунуть во время пуджи ? Правильно я понял ? Получится шипящий звук , ведь нади - это же не свисток , в нём просто дырка . Но почему именно через нади , ведь можно и так дунуть в сторону мурти , например ? Здесь у вас дан несколько иной вариант нади-пуджи , в другом месте вы давали иначе . Получается , можно выполнять эту пуджу по разному ?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6316
    • Традиция натхов
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #7 : Ноябрь 01, 2011, 07:05:27 »

Адешь ! Спасибо за ответ . Значит в нади нужно просто дунуть во время пуджи? Правильно я понял?

Чаще всего после пуджи. Нужно три раза дунуть туда. Обычно утром и вечером делается такая процедура для своего Гуру, потому что это соединяет "день и ночь", "солнце и луну" и прочие двойственные противоположности. Делается после индивидуальной пуджи, потому что у вас и у Гуру такая энергия, на которую лучше медитировать. Это мелкая деталь, но эффективная. Фактически нади-пуджа – это сущность почитания, которое встречается также и в тантризме.  

Цитировать
Получится шипящий звук , ведь нади - это же не свисток , в нём просто дырка . Но почему именно через нади , ведь можно и так дунуть в сторону мурти , например ?  

Смотрите, почитание – это подъем праны (Кундалини, как высшей формы праны) внутри сушумны к макушке головы, где Кундалини, Джива и Иштадевата духовно соединяются, а вы достигаете самадхи (сосредоточения праны в пространстве над головой). Обычно это место, где почитают Иштадевату или Гуру (часто они тождественны), в этот момент вы жертвуете свое ложное я, потому и входите в самадхи, а после в виде прасада (милости) или ануграхи вы получаете самые разные вознаграждения. Фактически йога – это одна из форм пуджи и служения Гуру или Девате. Если вы Девату почитаете вовне в виде разворачивания своей праны и сознания, то в данном случае, вы делаете внешний ритуал, а внешнее все является санскарой (очищающим действием) для поддержания внутреннего опыта. Свисточек – это аналог сушумна-нади, но только он отличается тем, что это внешний связующий канал с внешним Гуру или Деватой.  

Цитировать
Здесь у вас дан несколько иной вариант нади-пуджи , в другом месте вы давали иначе . Получается , можно выполнять эту пуджу по разному ?

Насколько помню, в нашем журнале "Адеш" я публиковал статью про нади- и шамбхави-пуджу, других не припомню. Разницы в таком ритуале фактически нет, она может быть в каких-то мантрах для мудр (ручных жестов), но очень незначительная, в зависимости от натховских направлений (пантхов). Может пуджа немного отличаться в зависимости от уровня инициации: если это шамбхави-пуджа (когда нет джанеу), то обе руки лежат на земле, это символ земного уровня, если есть нади и джанеу (чоти-дикша), то одна рука поднимается вверх (символ единения земли и неба). Те, кто с кундалами, они касаются кундал и потом руками – мурти, символ того, что йоги полностью находится в Алакх-Ниранджан. На самом деле, очень много мелких на вид деталек, просто, если обо всех писать, получится не статья, а целый журнал или целая книга.

Есть подобные ритуалы в виде шамбхави-пуджи и у Нагов (линии Дашанами), но они сначала над землей делают определенные движения (типа, очищают асану Божества), а потом совершают такой же поклон, как и натхи, в шамбхави-пудже. У них свои отличия, но в целом структура та же. Скорее всего, этот ритуал от натхов они взяли, может, какие-то натхи-аваламби или аугхары, когда Шанкара формировал свой орден, к нему переметнулись.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виджай Дасми Натх

  • *
  • Сообщений: 33
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #8 : Ноябрь 01, 2011, 22:00:05 »

Гуруджи Ко Адешь ! С нади понятно , название говорит само за себя . Нади - это нади . Насчёт тантризма , я так понял , вы разделяете тантру и йогу ? Какую тантру вы имеете ввиду ? Можете дать краткое определение тантры тогда ? И йоги ? http://nathi.ru/read/practice/guru_pooja.php здесь , как я понял , на каждую мантру разворачиваешь руки и поклон , а здесь , на форуме , только одна мантра и один поклон . Есть ещё вариант не с Балджати и Шамбхуджати , а что-то , вроде , " Гуру Махараджи Ко адешь " . Вам знаком такой ?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6316
    • Традиция натхов
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #9 : Ноябрь 02, 2011, 13:03:47 »

С нади понятно , название говорит само за себя . Нади - это нади .

Нада – переводится как "поток", т.е. это поток энергии и звука, потому нади соотносят еще и со звуковой вибрацией. Эту тему, конечно, можно и больше развивать, но, думаю, основной принцип ясен.

Цитировать
Насчёт тантризма , я так понял , вы разделяете тантру и йогу ? Какую тантру вы имеете ввиду ? Можете дать краткое определение тантры тогда ? И йоги ?

Кратко дать определение йоги и тантры можно, но это контекстовые вещи. Сам я не считаю йогу и тантру раздельными, это просто нереально, однако, каждая традиция, манифестируя себя в том или ином виде, для "просто людей" может разделять йогу и тантру. "Йога" переводится как "связь"; в контексте Горакшанатха эта связь проявляется как постижение (виджняна) того, что находится за пределами всех символик "лакшья", т.е. Алакх называют – Алакх-виджняна. У Шанкарачарьи йога – это единство Атмана и Брахмана. У Патанджали – остановка беспокойств сознания, или даже его учение, скорее, можно трактовать как ви-йога (отделение Пуруши от Пракритти). В тантризме чаще всего под йогой подразумевается единство Шивы и Шакти в состоянии единого вкуса (самарасья). Но это все условные определения, весьма условные, и для садхака они важны лишь отчасти. То же самое с тантрой. Мой опыт показывает, что в Индии большая часть хинду тантру видит как систему колдовства, это самое распространенное представление. На втором месте идет представление о том, что это система поклонения разным Божествам (т.е. форма религии). На третьем месте – представление о том, что это мистическое учение с глубокой метафизической философией. Тантра происходит от "тан" – распространение, расширение, и "тра" – освобождение; это теория того, как из Абсолюта манифестировалось все творение посредством его Шакти и как потоки этого процесса творения образовали мироздание и знание о ней, выраженное в священных текстах (Тантрах). Каждому такому потоку (амная) соответствуют свои тексты, они собой представляют диалоги Шивы и Шакти, Агамы и Нигамы, а также Ямалы (где есть места Дживе, третьему лицу). Например, как это в истории с Матсьендранатхом, подслушавшим "кувидью" у Шивы. Те, кто следуют этой вселенской науке, изложенной в Тантрах, и тантрическим законам, тех называют тантриками. Примерно так. 

Цитировать
http://nathi.ru/read/practice/guru_pooja.php здесь , как я понял , на каждую мантру разворачиваешь руки и поклон , а здесь , на форуме , только одна мантра и один поклон . Есть ещё вариант не с Балджати и Шамбхуджати , а что-то , вроде , " Гуру Махараджи Ко адешь " . Вам знаком такой ?

Знаком или нет? Ну, а как вы думаете, если это все я и составлял?  :05: Конечно, в той ссылке описана шамбхави-пуджа, ее делают или те, кто не имеют аугхарского посвящения, или имеющие его, но не своему Дикша-гуру, а другому, допустим, очень уважаемому в Традиции. О чем я выше и написал, но, как я уже сказал, это все надо больше разъяснять, потому что я написал это в самых общих чертах. Впрочем, похоже, что до меня не было даже и этой инфы нигде, даже в англоязычных ресурсах. Так что это все новое, а новое требует очень подробного разъяснения, чем я и стараюсь заниматься.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виджай Дасми Натх

  • *
  • Сообщений: 33
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #10 : Ноябрь 02, 2011, 22:22:26 »

Гуруджи Ко Адешь ! А мантру с обращением к своему личному Гуру в такую пуджу можно как-нибудь вставить ? Если можно , то как ? Какая мантра и куда её вставлять ?
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 541
    • Nathi.ru
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #11 : Ноябрь 02, 2011, 23:57:45 »

Джай Гурудев!
Адеш!

Гуруджи Ко Адешь ! А мантру с обращением к своему личному Гуру в такую пуджу можно как-нибудь вставить ? Если можно , то как ? Какая мантра и куда её вставлять ?
А зачем? Эта пуджа и так делается своему Гуру. Ее так и называют еще - Гуру-пуджа. Обычно натхи не вставляют туда какие-то еще мантры, хотя сами мантры, как сказал Гуруджи, могут немного разниться. 
Если у Вас есть Гуру, который передал Вам джанеу или мантру (иначе зачем бы Вы спрашивали), то лучше у него узнавать про такие модификации. Если же нет дикши в Натха-сампрадае, то врядли есть смысл так заморачиваться.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6316
    • Традиция натхов
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #12 : Ноябрь 03, 2011, 08:14:54 »

А мантру с обращением к своему личному Гуру в такую пуджу можно как-нибудь вставить ? Если можно , то как ? Какая мантра и куда её вставлять ?

Добавлю к тому, что написала Йоги Лакшминатх, немного поясню: там незачем упоминать специально имя – образ реального (физического) Гуру или перед вами, или это просто делается на фото Гуру. Эта шамбхави- (нади-) пуджа занимает, по сути, всего несколько секунд, не как в брахманской карма-канде.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виджай Дасми Натх

  • *
  • Сообщений: 33
Re:"Нади-пуджа"
« Ответ #13 : Ноябрь 04, 2011, 21:47:30 »

Гуруджи Ко Адеш ! Спасибо за ответы . Просто я хотел выяснить некоторые ньюансы .
Записан