Адеш!
С коровой в Индии много всего связано, но я предлагаю ее рассматривать как то, что соответствует внутренней йогической практике, «Камадхену» (корова, исполняющая все желания). Она находится в пространстве головы «гагана-мандала» и дарует нектар из «бхрамара-гуфа» (пчелиной пещеры), что связано с бхрамари-пранаямой. Бхрамари – это так же Шакти, или Богиня, как и Шитали, – различные имена Деви Кундалини. В текстах Горакшанатха говорится о том, что подъем семени посредством ваджроли-мудры через подъем «бинду» (семени) из медхра-адхары (полового органа) ведет бинду в бхрамара-гуфу. Именно поэтому концентрация на аджня-чакре дает вак-сиддхи (совершенство речи). Также Горакшанатх говорит о том, что концентрация на звуке в бхрамара-гуфе – это один из важных внутренних объектов познания (антар-лакшья), и в эту сферу нужно направлять свое внимание. С коровой все это связано, потому что, как верно было замечено, корова дает молоко и еще ряд благ для индусов (для них навоз коровы и моча – тоже блага, они их используют в своих бытовых и ритуальных целях). Молоко они вообще считают саттвичным продуктом и даже отождествляют с амритой (нектаром бессмертия). Это все, разумеется, аллегории, я лично не вхожу в число любителей молока, хотя и не имею ничего против тех, кто считает молоко продуктом первостепенной важности. Думаю, для йогина важнее знать внутренний смысл всей этой символики, потому что однозначно вы никогда не сможете полностью соблюдать все то, что делают индусы, не живя в Индии. Например, в хоме используются сорта деревьев или консистенция самагри для разных Божеств, которые вы можете найти только в Индии и т.д. Развивать культ коровы в странах, где это не популярно, – это, скорее, стиль пашу и совершенно глупое занятие. Внутренний смысл коровы в том, что она считается кормилицей брахманов: то, что поддерживает брахманов, поддерживает и Брахман, то есть корова – это Мать Богиня, или Шакти. Считается, что Абсолют без Шакти не может проявиться, Шакти дает ему силу для проявленного существования, она – тело Бога. Корова также поддерживает тела людей, снабжая их молоком, из которого делают гхи – важный элемент агнихотры, панчамриту, которой заливают огонь в хоме, а также используют как одно из подношений (упачара) в пуджах и т.д. Навозом коровы (гобар) смазывают дхуни, смешивая его с землей, чтобы хаван-кунда (место агнихотры) обладало силой, это входит в ритуал почитания Дхартри (Земли) как Богини и адхары (поддержки). Навозом коровы смазывают часто и место, где совершается садхана, еще, когда он засыхает, его используют как топливо, сгоревший сухой навоз индусы используют как бхасму (священный пепел) и т.д. Как видите, есть множество применений продуктов жизнедеятельности коровы, но это я далеко не все назвал, можно написать громадный пост на эту тему, но я не вижу в этом великой потребности. Все эти многочисленные обряды и их внутренние значения, конечно, стоит постепенно изучать, что-то можно иногда и применять, но я лично для своих учеников все стараюсь в большей мере сводить к пониманию внутреннего смысла и тому, как это все связано с йогой. В Индии есть несколько матерей, которые дают поддержку дживе (живому существу): мать, которая дает рождение физическому телу ребенка и которая охраняет его; мать, которая является землей и которая поддерживает наши тела; мать – жена духовного учителя; мать – Шакти Божества, которое мы почитаем. Считается, что нельзя скверно относиться к матери в любом виде, нельзя совершать оскорбления и тем более убийство; согласно Санатана-дхарме, оскорбление или осквернение земли, коровы, матери, которая родила, жены Гуру, Богини, такой как Дурга, Лакшими, Сарасвати, Кали и т.п., – считается тяжелым грехом. Корова – «Го» – также символ всей проявленной Вселенной и сотворенных миров, «го» – это также чувства, которыми управляют различные энергии «йогини», и они также входят в семь дхату (составляющих элементов физического тела), фактически все, что есть в теле, – это йогини, различные проявления шакти. Тело – также копия вселенной, оно как вьяшти-пинда (индивидуальное тело) находится внутри тела вселенной (самашти-пинды), и тело Вселенной также для нас подобно матери, которая нас поддерживает. Когда йогин живет в гармонии с миром и силами вселенной, его тело отражает эти силы; в теле йогина – все Боги, миры, различные силы, поэтому натхи почитают именно совершенных йогинов. Надеюсь, вам понятно значение слова «го-ракша» и связь этого имени с практиками микро- и макро-космов. Натха-йоги, когда совершают нади- или шамбхави-пуджу, посвященную Гуру или Иштадевате (что практически одно и то же), они тем самым себя ориентируют на практику йоги как единства вьяшти- и пара-пинды. Возвращаясь к корове и ее символике, еще раз могу подчеркнуть: она – источник дхармы и поддержка брахманов, т.е. тех, кто реализуют Шабда-брахман. Брахманы должны знать санскрит, владеть наукой о мантрах, мантра же есть проявление сознания, а сознание подобно соме или лунному нектару. В ведизме сома играет одну их существенных ролей, связанных с жертвоприношением, а в тантре эти ритуалы больше связаны с процессом пробуждения Кундалини-джагаран и поднятия Шакти вверх, с пространством головы. Огонь Кундалини – это огонь внутренней яджны, которая соединяет землю и небо. Изначально яджня – это то, что удовлетворяет Богов на различных локах, огонь – это центр вселенной. Отсюда, в тантрической йоге такое внимание уделяется Кундалини и ее прохождению по сушумне, нектару Сомы в сахасрара-чакре. Тексты говорят, что реально Кундалини способен пробудить далеко не каждый, потому что подъем Кундалини приравнивается к совершению всех огненных приношений различным Богам во вселенной. Что, собственно, освобождает от рождения на их локах, дарует сиддхи этих Богов и т.п. Т.е. пробуждение и подъем Кундалини не является просто движением мурашек по позвоночнику, как это объясняют примитивные шизотерики, а процесс куда более непростой. Сома – это нектар куламрита, добываемый из внутренней и внешней вселенной, это сознание, которое включает в себя все мироздание, и в котором находится все. Поэтому тантрические тексты говорят нам о том, что весь мир находится в нашем сознании, и возвращение индивидуального сознания в изначальное – парасамвит – это практика раджа-йоги, или унмани-мудра. Какую роль в этом играет корова или Горакшанатх? Они символизируют вселенские силы. Когда вы осознаете эти силы, вы тем самым расширяете свое индивидуальное сознание, возвращая его в изначальное трансцендентное состояние, поэтому почитание Горакшанатха само по себе является йогической практикой. Многие натхи, кто слаб в изучении непростых методов йоги, предпочитают просто почитать Горакшанатха, так как он – источник всех практик йоги. Кто-то (очень небольшой процент йогинов), обладая хорошей джняной и знанием практик йоги, предпочитает делать внутренние йогические созерцательные техники, которые внешне носят несколько абстрактный вид. Это медитации на свет, тонкости звука, различные формы пустот "акаши" и т.п. Внешне, конечно, все выглядит просто, когда читаешь о такого рода практиках в текстах Горакшанатха, но не знаешь широкого значения этих на вид абстрактных атрибутов. Вряд ли можно прийти к освобождению от махамайи, проявляющейся через энергии различных миров, Божеств и т.д. Поэтому, конечно, если вы встретите в Индии натхов, которые не совершают разных созерцательных техник, то, скорее всего, это может означать, что они отдают себе отчет в том, насколько это непростые техники. Хотя могут, конечно, встречаться и те, кто просто пришел в традицию, ища легкой и простой жизни, но это можно определить по уровню знания данных адептов.
Атрибутику и символику однозначно стоит изучать, иногда неоднократно разбирая ее детали. С коровой и также ее ролью в индийском социуме, с йогой связей и параллелей много. Хотя, конечно, я согласен с Виранатхой и Сураджем: просто тупо верить в святость чего-либо, не понимая, откуда все это дело «пляшет», нет особого смысла. В Индии все настолько крепко вросло в машинальные действия, связанные с символикой, что доходит до очень больших нелепостей. Я считаю, что достаточно просто все хорошо понимать, тем более тантра и предлагает избавиться от условностей ортодоксального индуизма, но как от них нам избавиться, если мы их даже не знаем? В каком-то смысле мы внешне действуем как тантрики, но мы не тантрики по целому ряду внутренних причин. В тантрах много противоречивых вещей: с одной стороны, Горакша – покровитель коровы, с другой стороны – "совершенный йогин ест мясо коровы". Понятно, что "мясо коровы" – это кхечари (поедание своего языка), а корова – это вселенская шакти, "поедающий мясо коровы" – это наше пустое сознание "самвит".